Различия в привлекательности образа себя в группах с различным уровнем здоровья и психологической устойчивости (оценки по шкале «По» методики ДС)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Группы с различным уровнем здоровья и психологической устойчивости Средн. - 95 % + 95 %
Участники групп совершенствования психики (и = 169) 50,5 49,0 52,1
Практически здоровые (п = 1798) 49,9 49,4 50,4
Люди, проходящие лечение (п = 134) 46,7 44,7 48,7
Участники психотерапевтических групп (п = 59) 42.5 39,9 45,2

Примечание.

и - число случаев, по которому были проведены расчеты (количество обследованных); Средн. - средние величины оценок по шкале «По» методики ДС; —95 % и +95 % -доверительные интервалы средних величин.

Группами «совершенствования психики» я назвал группы по развитию разного рода способностей, а также группы так называемой «духовной прак­тики». Показатели самопринятия в этих группах несколько выше, чем у ос­новной части выборки, по моим предположениям, потому что они обычно изолированы, сплочены, в них в той или иной степени укореняется чувство избранности, отличия от толпы. Группу людей, проходящих лечение, соста­вили пациенты клиники неврозов, пациенты института кардиологии (гос­питализированные и амбулаторные) и бывшие наркозависимые, находящие­ся в центре реабилитации. Из таблицы видно, что разность между поляр­ными группами значительна, она составляет восемь Т-баллов (то есть 0,8 сигмы). Хорошо известно, что для людей, испытывающих потребность в психотерапевтической помощи, характерен отрицательный образ самого себя. Этот результат еще раз подтверждает валидность шкалы «По». Кроме того, приведенные количественные показатели позволяют прогнозировать уровень самопринятия в планируемых выборках.

 

Показатели по шкале «По» имеют значимую положительную корреля­цию с показателями по основным шкалам методики ДС. Позитивный об­раз себя улучшает психическое состояние, и наоборот - более благопри­ятное состояние располагает к тому, чтобы видеть свои недостатки незначительными, позволяет оценивать свое поведение как более близкое к нор­мативному. Это соотношение контрольной и основных шкал сходно с теми связями, которые есть в тесте MMPI между основными и вспомогатель­ными шкалами. В нем также каждая из трех вспомогательных шкал имеет несколько значимых корреляционных связей с основными шкалами. Так, например, шкала коррекции имеет значимые связи с семью основными шкалами. Корреляции с седьмой и восьмой шкалами равны 0,59. Напом­ним, что шкала коррекции MMPI предназначалась для выявления величи­ны «диссимуляции». Авторы руководства к MMPI указывают, шкала бо­лее эффективна в тех случаях, когда обследование для субъекта добро­вольно, желательно и оплачивается им самим. Исследователь, врач дол­жен сам прийти к заключению о том, насколько целесообразно примене­ние шкалы коррекции для стоящих перед ним диагностических задач, для данного контингента обследуемых.

 

Рассмотрим возрастную динамику уровня принятия себя (см. табл. 3). Размах показателей по шкале «По» составляет почти 13 Т-баллов. Анали­зируя приведенные числовые характеристики, можно заметить, что поло­жительный образ себя наиболее характерен для людей в возрасте от 35 до 60 лет, то есть второго периода взрослости. В этом периоде есть неболь­шое, но значимое снижение обсуждаемого показателя в интервале 45-50 лет. Возможно, на эти годы - середину второй взрослости - приходит­ся возрастной кризис. Если интерпретировать эти данные в понятиях воз­растных кризисов, то самый сильный наблюдается в юношеском возрасте в интервале от 19 до 21 года. Мои данные, собранные по другим методи­кам, показывают, что в юношеском возрасте, среди всех остальных возра­стов, наиболее велика интенсивность одновременно самых разных чувств. Это говорит о весьма выраженных противоречиях внутреннего мира и немалом эмоциональном дискомфорте. Возможно, факт снижения пока­зателей в пожилом возрасте требует подтверждения, дополнительных дан­ных. Анализ отдельных протоколов показывает, что картина ответов в этом возрасте довольно пестрая.

 

Различия в образе себя у лиц с разным уровнем образования также довольно выражены - достигают полсигмы (см. табл. 4). Здесь может быть высказано несколько предположений. Образовательный ценз в российс­ком обществе длительное время был более значимым в сравнении с дру­гими социумами. Он поднимает статус личности и способствует более полному принятию себя. Кроме того, человек с более высоким уровнем образования, как правило, действительно занимает более высокие долж­ности, имеет больший потенциал социального влияния, получает более вы­сокую зарплату. Все это также делает собственный образ более привлека-

Таблица 3

Дата: 2019-03-05, просмотров: 247.