(Материалы для самостоятельного изучения студентами)
Лекция 7.
СБОР ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Лекция №
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Вопросы:
Подготовка эксперимента
Контроль отношения испытуемых к эксперименту или обследованию
Инструктирование
Процедура эксперимента
Протокол эксперимента
Вопрос 1 Подготовка эксперимента
Планируя исследование, очень важно заранее представить его как можно детальнее, продумать всю экспериментальную ситуацию в целом, процедуру работы, процесс взаимодействия с испытуемым.
Разработка инструкции
В инструкции каждая фраза должна быть продумана с особой тщательностью. Так же как и в тексте вопросников, желательно, чтобы в ней не было длинных предложений. По мнению И. А. Бутенко (1989), предложение в тексте анкеты не должно содержать более 11 слов. Вероятно, если фраза включает устойчивые словосочетания, то это число может быть несколько большим. В длинной инструкции лучше выделить смысловые блоки либо с помощью пространственного кодирования (разнесением абзацев на листе), либо ключевыми словами.
До начала основного эксперимента необходимо апробировать составленную инструкцию, чтобы убедиться в ее понятности. Часто это можно сделать и без последующего проведения эксперимента, а лишь продемонстрировав стимульный материал и объяснив, что требуется от испытуемого. Это даст возможность узнать, насколько понятны задания и вопросы. Желательно провести апробацию с 5-10 людьми, а сложную инструкцию - с 10-15.
При выборе вида шкалы и количества градаций в шкале лучше опираться на результаты исследований, затрагивавших эти вопросы (см. например, Ильясов, 1984; Максимов, 1982 и др.).
Словесные шкалы представляют собой набор суждений (не менее двух) о степени выраженности признака. Суждения могут быть представлены в форме полюсов шкалы (свернутая словесная шкала), например: сильный -слабый, быстрый - медленный, активный - пассивный или в форме упорядоченного набора словесных обозначений полюсов и градаций (ступеней) шкалы (развернутая словесная шкала). Развернутая словесная шкала предполагает словесное выражение широкого спектра степеней выраженности или значений одного признака.
Словесные суждения не всегда однозначно толкуются даже членами группы, сходными по полу, возрасту, социально-экономическому статусу и образованию. Эта неопределенность понимания и интерпретации суждений затрудняет их применение в шкалах в качестве точного психометрического инструмента. Экспериментально показана неопределенность многих житейских суждений. Чем менее определенным было суждение, тем большей оказалась вариативность оценок выраженности какого-либо явления. Наибольшая вариативность оценок обнаружена для суждений типа: мало-мальски, едва-едва, почти, в общем и целом, немало, сравнительно много и т. п.
Недостатки словесных шкал, связанные с тем, что суждениям об одних и тех же объектах разные люди придают разное значение, могут быть уменьшены с помощью ряда приемов (Процесс социологического исследования, 1975; Ядов, 1995).
Часть этих приемов выступает в качестве такого рода требований к сло весным шкалам.
1)Необходимо согласовывать суждения с особенностями объекта. Например, оценивая память, лучше пользоваться понятиями «хорошая - плохая», чем «сильная - слабая», «высокая развитость - низкая развитость».
2)Меньше допускать неточности, расплывчатости, двусмысленности в суждениях, понятиях, обозначениях полюсов шкал и промежуточных градаций. Например: «сильный», «средний», «слабый интерес» лучше, чем «очень сильный - очень слабый интерес», «значительный - незначительный интерес».
3)Словесные обозначения не должны пересекаться, чтобы в одном понятии не содержалась часть другого. Например: добросовестно, прилежно, основательно; довольно сильно; чересчур умный.
4)Словесные обозначения по возможности не должны содержать оценок. Например: очень известный - малоизвестный, очень толстый - оченьстройный.
5)Словесные обозначения должны указывать на один признак, а не наряд признаков объекта. Например, неудачной является шкала с полюсами: желание учиться - нежелание учиться. Лучше разбить ее на две или три однозначных шкалы: интерес к учебе, трудолюбие в освоении учебных предметов, успешность в учебе.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.