Построение литературного обзора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Собранные материалы могут быть скомпонованы по хронологическо­му принципу, то есть ваше изложение будет описывать этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными учеными. Однако логическое построение предпочтительнее хотя бы по той причине, что попытки пред­ставления материала по логическому принципу могут много дать самому исследователю для углубления понимания природы изучаемого явления.

Структура может быть примерно следующей.

 

1)Феноменологическое описание, то есть описание проявлений.

    *Об­ласть проявлений,

    *частота проявлений,

    *временные,

    *пространственные,

    *интенсивностные,

    *модальностные (если они имеются у изучаемых явлений) характеристики.

 

2)Место данного явления среди других психических явлений, то есть
его взаимосвязи, взаимовлияния. Факторы, его обусловливающие. Явления,
на которые оно оказывает влияние.

3)Рассмотрение с опорой на схему, соответствующую избранному вами
подходу:

· системному,

· целостному,

· комплексному,

· средовому,

· ситуационно­му и т. д.

     Этот выбор должен быть сделан в ходе предшествующего методо­логического анализа. При любом подходе необходимо уделить внимание компонентному составу изучаемого явления, его структуре.

Структура яв­ ления - это устойчивые связи между его компонентами, элементами. В пси­хологии под структурой, чаще всего, понимается функциональная структу­ра, то есть устойчивые взаимосвязи между отдельными функциями. Неред­ко отдельные функции объединяют в функциональные блоки и рассматри­вают взаимосвязи между блоками.

4) Сущность, природа явления. Имеющиеся определения данного явле­ния. Характеристика степени разнообразия в его понимании различными авторами.

5) Закономерности, которым подчиняется явление.

6) Прикладное, практическое использование психического явления (свойства, функции) или учет его характеристик.

Разумеется, построение литературного обзора зависит от специфики рас­сматриваемого психического явления, его изученности и многих других фак­торов. Поэтому предложенную схему не всегда можно и нужно выдерживать.

В литературном обзоре обязательно должны быть названы фамилии ав­торов, идеи или экспериментальные результаты которых вы пересказывае­те или обобщаете. Ссылаться следует, указывая конкретные публикации ав­торов. Если вам не удалось найти публикации автора, идеи которого вас заинтересовали, то, ссылаясь на него и называя его имя, вы должны также указать автора (и его публикацию), выступившего посредником для вас, бла­годаря которому вам стала доступна нужная информация. Если вы приводите цитату, взятую не из первоисточника, а имеющуюся в работе другого автора, то в конце цитаты в скобках указываете источник, с которым рабо­тали. Например: (цит. по Иванову И. И., 1996).




Вопрос 3

ПРОБЛЕМА, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема

Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования. Недостаточность знаний, фак­тов, противоречивость научных представлений создает основания для про­ведения научного исследования. Постановка научной проблемы предпола­гает:

1) обнаружение существования такого дефицита;

2) осознание потреб­ности в устранении дефицита;

3) описание проблемной ситуации на есте­ственном языке;

4) формулирование проблемы в научных терминах (Ганзен, Балин, 1991).

 

Убедить своего будущего читателя в том, что проблема действительно существует, вы можете, опираясь на проведенный вами литературный об­зор. В нем необходимо дать характеристику степени исследованности ин­тересующей вас проблемы. Отметить, насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Следует особо выделить неизучен­ные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных.

Объект исследования

Объект - это то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое, являющееся фрагментом мира самого по себе, то есть существующего не­зависимо от субъекта познания (в данном случае исследователя) и от наук, которые его изучают. Объектами психологической науки выступают: инди­вид, группа людей, общность людей, животное, у которого есть психика, сообщество таких животных. Поскольку перечисленные объекты являются объектами и других наук, целесообразно, называя объект психологическо­го исследования, уточнить, какое именно психическое явление у человека, некоторой группы людей или животных вы намерены изучать в рамках дан­ной работы.

В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены: пол, возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые, уро­вень образования, профессия, род занятий, состояние здоровья, националь­ность и т. д.

Предмет исследования

Предмет познания - свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях. Предмет позна­ния невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комп­лекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания. Предмет по­знания может быть общенаучным, - например, время как форма существо­вания и мера изменений. Он может быть междисциплинарным - например, межполовые отношения у животных. Их изучает биохимия, этология, зоо­логия, психология, ветеринария. Для каждой науки в любом предмете изу­чения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, част­ный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в те­оретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

 

В качестве предмета психологического исследования могут быть взя­ты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т. д. Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, значительно объемней перечня объектов.

Если объект психологического исследования часто проясняется по контексту работы (даже если он не назван автором), то с пред­метом дело обстоит иначе. Обусловлено это отмеченными различиями в степени их разнообразия. Предмет исследования должен быть непременно назван самим автором, чтобы читателю было легче понять цель и назначе­ние работы. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность мето­дического подхода.

Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в од­ном из первых разделов текста.

 

 

Курс «Методология и методы психологического исследования»

 

Курс: «МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

(Материалы для самостоятельного изучения студентами)

Лекция № 6

Дата: 2019-03-05, просмотров: 227.