Феномен социальной желательности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная желательность - предрасположенность или установка давать на самооценочные вопросы социально одобряемые ответы, чтобы казаться себе или другим более социально желательным. Проявляется со­циальная желательность, когда оцениваются характеристики, значимые для социального окружения, делающие их обладателя социально привле­кательным.

 

Для оценки выраженности феномена социальной желательности в кон­струкцию многих методик включены специальные оценочные шкалы. Их часто называют шкалами лжи. Например, в методике MMPI, шкала L вклю­чает те утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого пред­ставить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале L (70Т и выше) указывают на умышленное стремление приукрасить себя, показать себя в лучшем свете, отрицая наличие в своем поведении слабо­стей, присущих любому человеку: способности хоть иногда или хоть не­много сердиться, лениться, пренебрегать исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. При этом профиль оказывается сглажен­ным, заниженным или утопленным. Более всего высокие показатели шка­лы L сказываются на занижении шкал: 4-й (импульсивности), 6-й (ригид­ности), 7-й (тревожности) и 8-й (индивидуалистичности). Повышение шкалы L в пределах 60Т-69Т часто встречается улиц примитивного пси­хического склада с недостаточным самопониманием и низкими адаптив­ными возможностями. У лиц с высоким уровнем образования и культуры искажения профиля за счет повышения шкалы показателей L встречают­ся редко. Низкие показатели по шкале L свидетельствуют об отсутствии тенденции приукрасить свой характер.

 

Рассмотрим ряд факторов, влияющих на выраженность феномена со­циальной желательности. Используем для этой цели собранные нами дан­ные с использованием методики диагностики доминирующего психического состояния «Доминирующее состояние (ДС)». Эта методика разра­батывается мной с 1988 года. Назначение данной методики - определе­ние характеристик психологического и социально-психологического уровней доминирующего психического состояния. Именно этим уров­ням принадлежит настроение как компонент психического состояния. Определение характеристик состояния осуществляется с помощью са­мооценок тестируемого. Опыт использования данной методики и полу­ченные с ее помощью результаты отражены в ряде моих публикаций (Куликов, 1997, 1999,2000).

Методика представляет собой опросник с набором утверждений, опи­сывающих признаки, которые характеризуют состояние, поведение, отно­шение человека к различным явлениям. Оценка степени согласия обследу­емого с каждым утверждением дается по семибалльной шкале. Это позво­лило сделать опросник многопараметрическим, но с небольшим количе­ством пунктов.

 

Краткость опросника и отсутствие «неудобных» утверждений позво­лили использовать его в массовых обследованиях различных возрастных и социальных групп здоровых людей и имеющих нервно-психические рас­стройства вне медицинских и психологических учреждений и подразде­лений.

 

Методика многопараметрическая, в ней есть следующие шкалы: шкала «Ак»: «активное-пассивное отношение к жизненной ситуации»; шкала «Бо»: «бодрость-уныние»; шкала «То»: «тонус высокий-низкий»; шкала «Ра»: «раскованность-напряженность»; шкала «Сп»: «спокойствие-тревога»; шкала «Ус»: «устойчивость—неустойчивость эмоционального тона»; шкала «Уд»: «удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации)»; шкала «По»: «положительный—отрицатель­ный образ самого себя». Эта шкала дополнительная, она позволяет опреде­лить критичность самооценивания (низкую или высокую), адекватность са­мооценивания.

 

В шкалу «положительный-отрицательный образ самого себя» входят шесть пунктов, это следующие суждения:

1) Я часто хвалю людей, которых знаю очень мало.

2) Часто бывает, что я с кем-то посплетничаю.

3) Мои манеры за столом дома обычно не так хороши, как в гостях.

4) Когда я не­важно себя чувствую, я раздражительный.

5) Мне часто приходят в голову нехорошие мысли, о которых лучше не рассказывать.

6) Часто неприличная или даже непристойная шутка меня смешит.

 

Свое согласие с каждым приведенным в опроснике суждением испыту­емые выражают с помощью семибалльной шкалы:

1- полностью не согласен.

2- согласен в малой степени.

3- согласен почти наполовину.

4- согласен наполовину.

5- согласен более чем наполовину.

6- согласен почти полностью.

7- согласен полностью.

 

Методика «ДС» была стандартизирована. В выборку для стандартиза­ции были включены люди, не страдающие какими-либо патологическими нервно-психическими заболеваниями. В выборку вошли люди с разными уровнями образования и социальной принадлежности.

Шкала «По» - «положительный—отрицательный образ самого себя» имеет значимые и достаточно высокие положительные корреляции со шка­лами «лжи» ряда известных вопросников (MMPI, Шкала Дж. Тейлор, Во­просник 16 PF Кеттела - форма С).

На выборке более двух тысяч человек была подсчитана средняя вели­чина суммарного сырого балла шкалы «По». У мужчин она равна 20,4, бал­ла и 21,7 балла - у женщин. То есть превышение этого показателя у мужчин на 6,4 % в сравнении с этим же показателем у женщин. Сигма практически одной и той же величины: 6,0 и 6,1 соответственно. Суммарный объем вы­борки в приведенных ниже таблицах различен, поскольку в части протоко­лов отсутствовали сведения, позволяющие отнести обследованного к опре­деленной категории.

 

Использование в методике ДС внутри каждого пункта семибалльной шкалы позволяет интерпретировать оценки по шкале «По» не только в понятиях «искренности-неискренности». Критичность самооценивания тесно связана с принятием личностью себя. Чем оно полнее, тем положительнее образ самого себя, тем меньше человек видит в себе недо­статков. Принятие себя оказывает существенное влияние на настроение и психическое состояние человека в целом - чем полнее принятие себя и чем больше в эмоциональном отношении к себе положительных чувств, тем лучше настроение, тем благоприятнее состояние. Это подтвержда­ют и выявленные нами корреляционные связи при анализе эмпиричес­ких данных. Эти связи двунаправленные: чем лучше настроение, тем более выражено принятие себя, тем меньше расхождение между реаль­ным и идеальным Я личности. Предположить это позволяет сравнение показателей по данной шкале в подвыборках с разным настроением и состоянием: участников групп совершенствования психики, практичес­ки здоровых людей, людей, проходящих лечение, и участников психоте­рапевтических групп (см. табл. 2).

Таблица 2

Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.