Основные группы методов диагностики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К основным группам методов психологической диагностики можно от­ нести следующие.

1)Методы измерения функциональных показателей, использования пси­хофизиологических индикаторов психических явлений.

2)Обсервационные методы - методы наблюдения и самонаблюдения.

3)Праксиметрические методы, основанные на анализе продуктов дея­тельности.

4) Субъективно-оценочные, основанные на анализе ответов испытуе­мых на вопросы и суждения опросников, анализе выборов альтернативных суждений, выборов градаций шкал и т. п.

5) Проективные, связанные с анализом особенностей интерпретации внешне неопределенного материала, становящегося объектом проекции.

6) Ассоциативные, основанные на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых. Цветоассоциативные методы, связанные с анализом выборов цветов по степени приятности и по ассоциации с понятиями, пере­чень которых предложен диагностом.

 

У каждой группы методов есть свои достоинства и недостатки. Психо­физиологические данные (первая группа), полученные для разных инди­видуумов в одинаковой ситуации или для одного индивидуума в различных ситуациях, поддаются объективному сравнению.

Но весьма существенны ограничения, с которыми связано использование психофизиологических индикаторов:

- дают излишне глобальную информацию об активации, о мере психи­ческого напряжения и других сдвигах в организме;

- чувствительны к побочным явлениям, что влечет к появлению арте­фактов и делает практически невозможным их использование в реальных жизненных ситуациях или при изучении динамического взаимодействия индивидуума и среды;

- трудно или невозможно проводить одновременно обследование не­скольких лиц;

- трудоемки, нуждаются в сложном, высококвалифицированном анализе, особенно в тех случаях, когда необходимо провести длительное наблюдение за несколькими обследуемыми на протяжении большого отрезка времени.

К достоинствам обсервационных методов относятся:

*широта охвата проявлений психики и большие потенциальные возможности опознать вли­яние симуляции (намеренного преувеличения неблагоприятных проявлений) и диссимуляции (намеренного сокрытия неблагоприятного состояния, пе­реживаний, ощущений и т. п.).

Недостатками обсервационных методов яв­ ляются:

- параметры психических явлений описываются, по сути, опосредован­о - по внешнему облику, движениям и т. д., в которых никогда напрямую и однозначно переживания, активация, характеристики процессов не отра­жаются;

- сложная система критериев оценки и алгоритма интерпретации, остав­ляющая место проявлениям субъективности даже при использовании вы­сококвалифицированных наблюдателей (экспертов).

Праксиметрические методы могут давать данные достаточно объек­тивные, надежные. Однако многие важнейшие параметры состояния не на­ходят адекватного отражения в результатах деятельности, более того, могут получить инвертированное отображение; точность измерения многих па­раметров мала.

 

В субъективно-оценочных методах индивидуум сообщает о своих пе­реживаниях, чувствах, телесных ощущениях и т. п. В результате образуется описание субъективного восприятия и отношения к своему состоянию, своим качествам, успешности и т. д. Даже если обследуемый заинтересован в точ­ных и правдивых описаниях, он может сообщить или оценить для диагнос­та только те ощущения или особенности своего поведения, которые он спо­собен осознать. Описание основывается на личностных смыслах, в описа­ниях и оценках человек всегда опирается на свое понимание слов (в том числе относящихся к общеупотребительной лексике) и на внутренние шка­лы. Нередко испытуемые не умеют правильно подобрать оценку и ответ, бывают неискренними в ответах (особенно в ситуациях конкурсного отбо­ра).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.