Возрастной интервал | Среди | -95 % | + 95 % |
>= 13 < 17 лет ( n = 18) | 48,5 | 44.9 | 52,1 |
>= 17 < 19 лет (n= 72) | 47,8 | 45,5 | 50,2 |
>= 19<21 лет (п= 132) | 45.2 | 43,6 | 46,8 |
> = 21 <23 лет(n= 153) | 48,1 | 46,4 | 49,8 |
> = 23 < 25 лет (n = 106) | 48,9 | 46,9 | 50,9 |
> = 21 < 25 лет (п = 259) | 48,5 | 47,2 | 49,7 |
> = 25 < 30 лет (n = 380) | 48,8 | 47,8 | 49,8 |
> = 30 < 35 лет (n = 373) | 50,5 | 49,4 | 51,5 |
> = 35 < 40 лет (n = 290) | 52,3 | 51,2 | 53,4 |
> = 40 < 45 лет (n = 228) | 52,4 | 51,0 | 53,7 |
> = 45 < 50 лет (n = 138) | 49,9 | 48,2 | 51,7 |
> = 50 < 55 лет (n = 59) | 54,1 | 51,5 | 56,7 |
> = 55 < 60 лет (n = 35) | 52,6 | 49,4 | 55,9 |
> = 60 < 70 лет (n = 25) | 43,8 | 37,6 | 50,0 |
> = 70 лет (n = 40) | 41,2 | 38,3 | 44,1 |
тельным. Возможно, также имеет значение и более высокая психологическая культура, коммуникативная компетентность, более развитые умения саморегуляции, самоорганизации.
Размах показателей по шкале «По» у лиц с разным должностным статусом составляет семь с половиной Т-баллов (см. табл. 5). Эти данные показывают, что весьма важным фактором самопринятия выступает Я-социальное как подструктура Я. В свою очередь, в Я-социальном оценка своего социального статуса в большой степени определяется должностным статусом, занимаемым личностью в деловой сфере.
Таблица 4
Различия в привлекательности образа себя у лиц
с разным уровнем образования (оценки по шкале «По» методики ДС)
Уровень образования | Средн. | - 95 % | + 95 % |
5-8 классов или училище с дипломом о неполном среднем образовании (п = 104) | 46,3 | 44,2 | 48,4 |
9-11 классов или училище с дипломом о полном среднем образовании ( n = 332) | 47,7 | 46,5 | 48,9 |
Техникум или колледж, или 1-2 курса вуза (n = 424) | 48,3 | 47,4 | 49,3 |
3-6 курсов вуза без диплома о высшем образовании | 48,1 | 46,4 | 49,7 |
Вуз с дипломом (n= 1048) | 51,3 | 50,7 | 51,9 |
Таблица 5
Различия в привлекательности образа себя у лиц с разным
Должностным статусом (оценки по шкале «По» методики ДС)
Должностной статус, категория |
Средн.
- 95 %
+ 95 %
46,8
45,8
47,7
46,8
43,2
50,5
48,6
47,2
50,0
51,0
50.3
51,7
52,2
50,8
53,6
Работники среднего руководящего звена (начальники цехов, отделов и т. п.), руководители основных структурных подразделений, имеющих в своем составе подразделения нижнего уровня, заместители руководителей предприятий, ведущие специалисты (n = 98)
53.2
51,4
55,0
Работники верхнего руководящего звена (руководители предприятий, учреждений и организаций, их первые заместители, главные специалисты) (п = 17)
54,3
48,9
59,6
Таблица 6
Различия в привлекательности образа себя в различных социальных группах (оценки по шкале «По» методики ДС)
Должностной статус, категория | Средн. | - 95 % | + 95 % |
Учащиеся, студенты и слушатели (п - 335) | 46,7 | 45,7 | 47,7 |
Инженерно-технические работники (п = 391) | 51,0 | 50,0 | 52,0 |
Рабочие (п = 62) | 46,9 | 43,9 | 50,0 |
Обслуживающий персонал (п = 74) | 48,2 | 46,3 | 50,1 |
Врачи, социальные работники, практические психологи (n = 42) | 47,6 | 44,3 | 51,0 |
Педагоги, воспитатели, преподаватели, дефектологи (п = 124) | 51,6 | 49,7 | 53,4 |
Оперативный персонал (энергосистем, транспорта, МВД) (п = 127) | 51,5 | 49,7 | 53,4 |
Управленческий персонал (n = 165) | 54,1 | 52,6 | 55.5 |
Предприниматели (п = 42) | 49,0 | 45,7 | 52,2 |
Домохозяйки (n = 20) | 51,3 | 46,1 | 56,6 |
Пенсионеры (п = 61) | 41,4 | 38,5 | 44,3 |
Безработные (n = 141) | 48,5 | 46,7 | 50,3 |
Эти предположения о тесной связи. Я-социального и общей привлекательности собственного образа подтверждает значительный размах показателей по шкале «По» у лиц, принадлежащих к разным социальным группам (см. табл. 6). Вместе с тем следует учитывать, что показатель образа самого себя, разумеется, испытывает влияние не только одного фактора, а их сочетания. Это сочетанное влияние и приводит к столь выраженным различиям у отдельных социальных групп: различия достигают 12,7 Т-баллов.
Вполне очевидно, что мотив участия в диагностическом обследования не может не оказывать своего влияния на уровень проявления феномена социальной желательности. Данные, представленные в таблице 7, показывают, что этот сдвиг достигает почти 11 Т-баллов. Уточним, что в категорию «По распоряжению руководства» вошли преимущественно работники среднего и нижнего руководящего звена, проходившие обследование в ходе мероприятий по подготовке кадрового резерва. Таковые проводились группой психологов (и мной в составе группы) Санкт-Петербургского государственного университета на многих предприятиях России, в предшествовавшие годы - СССР.
Таблица 7
Различия в привлекательности образа себя у лиц
в разных ситуациях диагностического обследования
(оценки по шкале «По» методики ДС)
Вид ситуации диагностического обследования | Средн. | - 95 % | + 95 % |
Инициативы испытуемого (n =16) | 41,8 | 36,7 | 46,9 |
Предложение психолога (n = 1560) | 48,5 | 48,0 | 49,0 |
По распоряжению руководства (п = 366) | 52,6 | 51,6 | 53,6 |
В ходе конкурсного отбора (n = 197) | 52,1 | 50,8 | 53,4 |
Таким образом, представленные здесь данные показывают, что мотив обследования и характер ситуации диагностического обследования действительно являются весьма значимыми, но не единственно значимыми, факторами для проявления феномена социальной желательности. Последний зависит также от ряда других переменных. Есть основания полагать, что он так или иначе проявляется не только тогда, когда инструментом психолога выступает опросник или анкета. Учет выраженности этого феномена позволяет более точно интерпретировать полученные результаты и, это особенно важно, учитывать его действие при сравнении отдельных индивидов или групп, различающихся по тем признакам, которые мы здесь представили как релевантные.
Без сомнения, феномен социальной желательности проявляется часто, причем нередко неосознанно. Подчеркнем еще раз, что нет оснований оценивать этот аспект однозначно отрицательно и тем более переводить обсуждение в иную плоскость, например этическую. Термин «шкала лжи» скорее должен быть отнесен к профессиональному жаргону. /7-идеальное существует в любой личности и непременно себя проявляет в отношениях, оценках и самооценках, поступках и действиях, мотивах. Без этой психической структуры трудно представить движущие силы развития личности в достаточной полноте.
Вернемся к теме опросников и их нередкой прозрачности.
Во-первых, прозрачность разных опросников весьма различна.
Во-вторых, в той или иной степени она свойственна не только им, но и другим методам, в том числе и многим проективным.
В-третьих, неверно считать, что социальная желательность возникает и влияет на поведение только в ситуации тестирования. Трудно представить себе этот феномен как обусловленный некоторым личностным качеством с узкой направленностью детерминации. Скорее всего, данное качество обусловливает различные виды поведения индивида в различных ситуациях. Определение выраженности этого качества составляет важную часть предмета диагностики. Стремление же обследуемого скорректировать ответы, подгоняя их под желаемый эталон, например в ситуациях конкурсного отбора, действительно не редкость. Но, во-первых, любому диагносту, имеющему практический опыт, известно, что это чаще делается неумело, без чувства меры, и обнаружить такие попытки нетрудно, либо анализируя результаты самого опросника, либо дополнительными к опроснику приемами. Во-вторых, проявления такого рода мотивационных искажений имеют несомненную диагностическую ценность.
Снижению эффекта социальной желательности способствует правильное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испытуемым, направленная на снижение недоверия и скрытности (ознакомление с правилами профессиональной этики психолога, объяснение целей обследования и планов использования результатов и т. д.).
Преимущество опросников, снабженных вспомогательными шкалами, состоит в том, что многие из них позволяют получать количественные оценки, по которым можно сопоставлять уровень выраженности интересуемого психического качества у отдельного индивида с его распространенностью и выраженностью в популяции.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 316.