Возрастная динамика уровня привлекательности образа себя (оценки по шкале «По» методики ДС)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Возрастной интервал Среди -95 % + 95 %
>= 13 < 17 лет ( n = 18) 48,5 44.9 52,1
>= 17 < 19 лет (n= 72) 47,8 45,5 50,2
>= 19<21 лет (п= 132) 45.2 43,6 46,8
> = 21 <23 лет(n= 153) 48,1 46,4 49,8
> = 23 < 25 лет (n = 106) 48,9 46,9 50,9
> = 21 < 25 лет (п = 259) 48,5 47,2 49,7
> = 25 < 30 лет (n = 380) 48,8 47,8 49,8
> = 30 < 35 лет (n = 373) 50,5 49,4 51,5
> = 35 < 40 лет (n = 290) 52,3 51,2 53,4
> = 40 < 45 лет (n = 228) 52,4 51,0 53,7
> = 45 < 50 лет (n = 138) 49,9 48,2 51,7
> = 50 < 55 лет (n = 59) 54,1 51,5 56,7
> = 55 < 60 лет (n = 35) 52,6 49,4 55,9
> = 60 < 70 лет (n = 25) 43,8 37,6 50,0
> = 70 лет (n = 40) 41,2 38,3 44,1

тельным. Возможно, также имеет значение и более высокая психологи­ческая культура, коммуникативная компетентность, более развитые уме­ния саморегуляции, самоорганизации.

 

Размах показателей по шкале «По» у лиц с разным должностным стату­сом составляет семь с половиной Т-баллов (см. табл. 5). Эти данные пока­зывают, что весьма важным фактором самопринятия выступает Я-социальное как подструктура Я. В свою очередь, в Я-социальном оценка своего социального статуса в большой степени определяется должностным стату­сом, занимаемым личностью в деловой сфере.

Таблица 4

Различия в привлекательности образа себя у лиц

с разным уровнем образования (оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Уровень образования Средн. - 95 % + 95 %
5-8 классов или училище с дипломом о неполном среднем образовании (п = 104) 46,3 44,2 48,4
9-11 классов или училище с дипломом о полном среднем образовании ( n = 332) 47,7 46,5 48,9
Техникум или колледж, или 1-2 курса вуза (n = 424) 48,3 47,4 49,3
3-6 курсов вуза без диплома о высшем образовании 48,1 46,4 49,7
Вуз с дипломом (n= 1048) 51,3 50,7 51,9

Таблица 5

Различия в привлекательности образа себя у лиц с разным

Должностным статусом (оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Должностной статус, категория

Средн.

- 95 %

+ 95 %

  Учащиеся, студенты, курсанты (n = 394)

46,8

45,8

47,7

  Подсобные рабочие, технические исполнители (n = 27)

46,8

43,2

50,5

  Квалифицированные рабочие, вспомогательный персонал среднего уровня квалификации (n = 203)

48,6

47,2

50,0

  Инженерно-технические работники, специалис­ты со средним специальным образованием и высшим образованием (п = 797)

51,0

50.3

51,7

  Работники нижнего руководящего звена (брига­диры, начальники участков, и т. п.), руководи­тели подразделений, имеющие в подчинении исполнителей, специалисты высокой квалифи­кации, преподаватели, имеющие ученую сте­пень (n = 150)

52,2

50,8

53,6

 

Работники среднего руководящего звена (начальники цехов, отделов и т. п.), руководители основных структурных подразделений, имею­щих в своем составе подразделения нижнего уровня, заместители руководителей предприя­тий, ведущие специалисты (n = 98)

53.2

51,4

55,0

Работники верхнего руководящего звена (руко­водители предприятий, учреждений и организа­ций, их первые заместители, главные специа­листы) (п = 17)

54,3

48,9

59,6

               

Таблица 6

Различия в привлекательности образа себя в различных социальных группах (оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Должностной статус, категория Средн. - 95 % + 95 %
Учащиеся, студенты и слушатели (п - 335) 46,7 45,7 47,7
Инженерно-технические работники (п = 391) 51,0 50,0 52,0
Рабочие (п = 62) 46,9 43,9 50,0
Обслуживающий персонал (п = 74) 48,2 46,3 50,1
Врачи, социальные работники, практические психологи (n = 42) 47,6 44,3 51,0
Педагоги, воспитатели, преподаватели, дефектологи (п = 124) 51,6 49,7 53,4
Оперативный персонал (энергосистем, транс­порта, МВД)  (п = 127) 51,5 49,7 53,4
Управленческий персонал (n = 165) 54,1 52,6 55.5
Предприниматели (п = 42) 49,0 45,7 52,2
Домохозяйки (n = 20) 51,3 46,1 56,6
Пенсионеры (п = 61) 41,4 38,5 44,3
Безработные (n = 141) 48,5 46,7 50,3

 

Эти предположения о тесной связи. Я-социального и общей привлека­тельности собственного образа подтверждает значительный размах показа­телей по шкале «По» у лиц, принадлежащих к разным социальным группам (см. табл. 6). Вместе с тем следует учитывать, что показатель образа самого себя, разумеется, испытывает влияние не только одного фактора, а их соче­тания. Это сочетанное влияние и приводит к столь выраженным различиям у отдельных социальных групп: различия достигают 12,7 Т-баллов.

 

Вполне очевидно, что мотив участия в диагностическом обследования не может не оказывать своего влияния на уровень проявления феномена социальной желательности. Данные, представленные в таблице 7, показы­вают, что этот сдвиг достигает почти 11 Т-баллов. Уточним, что в катего­рию «По распоряжению руководства» вошли преимущественно работники среднего и нижнего руководящего звена, проходившие обследование в ходе мероприятий по подготовке кадрового резерва. Таковые проводились груп­пой психологов (и мной в составе группы) Санкт-Петербургского государ­ственного университета на многих предприятиях России, в предшествовав­шие годы - СССР.

 

 

Таблица 7

Различия в привлекательности образа себя у лиц

в разных ситуациях диагностического обследования

(оценки по шкале «По» методики ДС)

 

Вид ситуации диагностического обследования Средн. - 95 % + 95 %
Инициативы испытуемого (n =16) 41,8 36,7 46,9
Предложение психолога (n = 1560) 48,5 48,0 49,0
По распоряжению руководства (п = 366) 52,6 51,6 53,6
В ходе конкурсного отбора (n = 197) 52,1 50,8 53,4

Таким образом, представленные здесь данные показывают, что мотив обследования и характер ситуации диагностического обследования действи­тельно являются весьма значимыми, но не единственно значимыми, факто­рами для проявления феномена социальной желательности. Последний за­висит также от ряда других переменных. Есть основания полагать, что он так или иначе проявляется не только тогда, когда инструментом психолога выступает опросник или анкета. Учет выраженности этого феномена по­зволяет более точно интерпретировать полученные результаты и, это особенно важно, учитывать его действие при сравнении отдельных индивидов или групп, различающихся по тем признакам, которые мы здесь представи­ли как релевантные.

 

Без сомнения, феномен социальной желательности проявляется часто, причем нередко неосознанно. Подчеркнем еще раз, что нет оснований оце­нивать этот аспект однозначно отрицательно и тем более переводить об­суждение в иную плоскость, например этическую. Термин «шкала лжи» скорее должен быть отнесен к профессиональному жаргону. /7-идеальное существует в любой личности и непременно себя проявляет в отношениях, оценках и самооценках, поступках и действиях, мотивах. Без этой психи­ческой структуры трудно представить движущие силы развития личности в достаточной полноте.

 

 

Вернемся к теме опросников и их нередкой прозрачности.

Во-первых, прозрачность разных опросников весьма различна.

Во-вторых, в той или иной степени она свойственна не только им, но и другим методам, в том числе и многим проективным.

В-третьих, неверно считать, что социальная желательность возникает и влияет на поведение только в ситуации тести­рования. Трудно представить себе этот феномен как обусловленный неко­торым личностным качеством с узкой направленностью детерминации. Скорее всего, данное качество обусловливает различные виды поведения индивида в различных ситуациях. Определение выраженности этого ка­чества составляет важную часть предмета диагностики. Стремление же обследуемого скорректировать ответы, подгоняя их под желаемый эталон, например в ситуациях конкурсного отбора, действительно не редкость. Но, во-первых, любому диагносту, имеющему практический опыт, извес­тно, что это чаще делается неумело, без чувства меры, и обнаружить та­кие попытки нетрудно, либо анализируя результаты самого опросника, либо дополнительными к опроснику приемами. Во-вторых, проявления такого рода мотивационных искажений имеют несомненную диагностическую ценность.

 

Снижению эффекта социальной желательности способствует правиль­ное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испыту­емым, направленная на снижение недоверия и скрытности (ознакомление с правилами профессиональной этики психолога, объяснение целей обсле­дования и планов использования результатов и т. д.).

 

Преимущество опросников, снабженных вспомогательными шкалами, состоит в том, что многие из них позволяют получать количественные оцен­ки, по которым можно сопоставлять уровень выраженности интересуемого психического качества у отдельного индивида с его распространенностью и выраженностью в популяции.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 316.