Целесообразно сделать несколько пробных опытов, экспериментов с теми людьми, которые более доступны в качестве испытуемых. Практически никогда не удается при мысленном моделировании эксперимента учесть все детали. Одинаковое проведение экспериментальной процедуры с каждым испытуемым - необходимый компонент для точных и надежных психологических измерений.
Вопрос №2 Контроль отношения испытуемых
К эксперименту или обследованию
Наименьшее число искажений возникает, если испытуемый имеет личный интерес к результатам эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает, когда у испытуемого есть желание расширить знания о самом себе, испытать себя, проверить. Полезным способом повышения мотивации является обещание рассказать после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.
Не следует соглашаться на просьбы дать результаты эксперимента или обследования в письменном виде. Письменная психологическая характеристика (заключение психодиагноста, прогноз психолога) по результатам заказанного психодиагностического обследования - это особая тема. Составление письменной психологической характеристики требует квалификации и опыта. Вероятность того, что вы нанесете обследуемому психотравму при устном сообщении результатов, значительно меньше. При устном сообщении прочнее запоминается то, что понятно. Непонятное в письменном сообщении таит в себе опасность нанести вред, особенно тревожному человеку. Чем более значима полученная информация, тем сильнее активизируются защитные механизмы личности. При этом часть информации сохранившаяся в памяти будет затем изменена в желаемую сторону («отретуширована»), а другая - вытеснена из сознания.
Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные его будут неточны. Если есть предположение о низкой мотивации испытуемых, то надо применять приемы, повышающие мотивацию, например, оплачивать участие, вводить соревновательный момент в отношениях испытуемых, повышать эстетическое оформление всей экспериментальной ситуации (обстановки, аппаратуры, стимульного материала и т. д.).
Очень высокая мотивация, заинтересованность в хороших результатах, часто встречается при профотборе. Следует учитывать, что ее влияние может быть столь велико, что сделает невозможным интерпретацию результатов. Корректировочные шкалы и приемы при этом могут оказаться малоэффективными.
Вопрос № 3 Инструктирование
Особо важно, чтобы все ваши испытуемые получили одну и ту же инструкцию. Поэтому инструкция либо должна быть заучена наизусть, либо должна зачитываться. Экспериментатор делает большую ошибку, если начинает «объяснять смысл» того, что нужно делать, или «объяснять самое главное».
Нередко испытуемые даже несложную инструкцию с первого раза не понимают. Часто это происходит не из-за того, что данный испытуемый «экономно» наделен умственными способностями или инструкция плохая. Если вы предварительно апробировали инструкцию и убедились, что она достаточно понятна, лучше всего в этой ситуации не задавать никаких вопросов и не отвечать ни на какие вопросы, а после слов «Позвольте я повторю инструкцию», не спеша прочесть ее еще раз. Следует принимать во внимание, что ситуация психологического эксперимента (за исключением случаев, когда в качестве испытуемых выступают психологи) всегда несет значительную новизну, часто имеет стрессовый характер той или иной степени выраженности. В таких условиях у человека внимание неустойчиво и он пропускает какие-то части информации. Другой причиной является то, что разным людям требуется разное время, чтобы принять роль испытуемого, причем здесь важнее эмоциональное принятие ситуации, чем ее понимание. В этом случае за вопросом стоит желание испытуемого иметь некоторое время для принятия новой роли, для привыкания к ситуации.
Нельзя не учитывать и того, что люди могут сильно различаться по своей склонности задавать вопросы. Это обусловлено как личностными качествами, так и ситуативными моментами. Особенно часто это можно наблюдать в работе с вопросниками. Проводя обследование с помощью весьма распространенных и многократно использовавшихся вопросников (например, MMPI, опросник Кеттела, опросник Айзенка), почти в каждой выборке я встречал людей, которым не понятен какой-либо вопрос. Одной из причин этого является то, что кого-либо из обследуемых вопросы подталкивают к размышлениям, повода к которым ранее не было. Иногда заданный вопрос будит воспоминания, переживания, он является предлогом поговорить о чем-то личностно значимом. Часто причины бывают более простыми - стремление показать свою неординарность, способность почувствовать те смыслы, которые не всем доступны, и т. п. Поощрять обследуемого демонстрировать яркость своей индивидуальности, глубину мышления при ответах на вопросник не следует, но, разумеется, надо оставаться к нему доброжелательным.
Не рекомендуется входить в развернутые объяснения и комментарии вопросов. Если обследуемый, стараясь ответить на вопрос о выраженности у него некоторого психического качества, затрудняется это сделать из-за того, что оно по-разному проявляется в разных ситуациях, то, на мой взгляд, для многих случаев подойдут такого рода разъяснения: «Ответьте, имея в виду, как это бывает чаще всего» или «Оцените это для той ситуации, в которой вам легче всего себя представить (вспомнить)».
Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.