Отладка экспериментальной процедуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Целесообразно сделать несколько пробных опытов, экспериментов с теми людьми, которые более доступны в качестве испытуемых. Практичес­ки никогда не удается при мысленном моделировании эксперимента учесть все детали. Одинаковое проведение экспериментальной процедуры с каж­дым испытуемым - необходимый компонент для точных и надежных пси­хологических измерений.

Вопрос №2 Контроль отношения испытуемых

К эксперименту или обследованию

 

Наименьшее число искажений возникает, если испытуемый имеет лич­ный интерес к результатам эксперимента, но не усматривает в информа­ции, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает, когда у испытуемого есть желание расширить знания о самом себе, испытать себя, проверить. Полезным способом повышения мотивации является обещание рассказать после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.

 

Не следует соглашаться на просьбы дать результаты эксперимента или обследования в письменном виде. Письменная психологическая характе­ристика (заключение психодиагноста, прогноз психолога) по результатам заказанного психодиагностического обследования - это особая тема. Со­ставление письменной психологической характеристики требует квалифи­кации и опыта. Вероятность того, что вы нанесете обследуемому психотравму при устном сообщении результатов, значительно меньше. При уст­ном сообщении прочнее запоминается то, что понятно. Непонятное в пись­менном сообщении таит в себе опасность нанести вред, особенно тревож­ному человеку. Чем более значима полученная информация, тем сильнее активизируются защитные механизмы личности. При этом часть информа­ции сохранившаяся в памяти будет затем изменена в желаемую сторону («от­ретуширована»), а другая - вытеснена из сознания.

 

Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные его будут неточны. Если есть предположение о низкой мотивации испытуемых, то надо применять приемы, повышающие мотивацию, напри­мер, оплачивать участие, вводить соревновательный момент в отношениях испытуемых, повышать эстетическое оформление всей экспериментальной ситуации (обстановки, аппаратуры, стимульного материала и т. д.).

 

Очень высокая мотивация, заинтересованность в хороших результатах, часто встречается при профотборе. Следует учитывать, что ее влияние мо­жет быть столь велико, что сделает невозможным интерпретацию результа­тов. Корректировочные шкалы и приемы при этом могут оказаться малоэф­фективными.

Вопрос № 3 Инструктирование

Особо важно, чтобы все ваши испытуемые получили одну и ту же инструкцию. Поэтому инструкция либо должна быть заучена наизусть, либо должна зачитываться. Экспериментатор делает большую ошибку, если на­чинает «объяснять смысл» того, что нужно делать, или «объяснять самое главное».

Нередко испытуемые даже несложную инструкцию с первого раза не понимают. Часто это происходит не из-за того, что данный испытуемый «экономно» наделен умственными способностями или инструкция пло­хая. Если вы предварительно апробировали инструкцию и убедились, что она достаточно понятна, лучше всего в этой ситуации не задавать никаких вопросов и не отвечать ни на какие вопросы, а после слов «Позвольте я повторю инструкцию», не спеша прочесть ее еще раз. Следует принимать во внимание, что ситуация психологического эксперимента (за исключе­нием случаев, когда в качестве испытуемых выступают психологи) всегда несет значительную новизну, часто имеет стрессовый характер той или иной степени выраженности. В таких условиях у человека внимание не­устойчиво и он пропускает какие-то части информации. Другой причиной является то, что разным людям требуется разное время, чтобы принять роль испытуемого, причем здесь важнее эмоциональное принятие ситуа­ции, чем ее понимание. В этом случае за вопросом стоит желание испыту­емого иметь некоторое время для принятия новой роли, для привыкания к ситуации.

 

Нельзя не учитывать и того, что люди могут сильно различаться по сво­ей склонности задавать вопросы. Это обусловлено как личностными каче­ствами, так и ситуативными моментами. Особенно часто это можно наблю­дать в работе с вопросниками. Проводя обследование с помощью весьма распространенных и многократно использовавшихся вопросников (напри­мер, MMPI, опросник Кеттела, опросник Айзенка), почти в каждой выбор­ке я встречал людей, которым не понятен какой-либо вопрос. Одной из при­чин этого является то, что кого-либо из обследуемых вопросы подталкива­ют к размышлениям, повода к которым ранее не было. Иногда заданный вопрос будит воспоминания, переживания, он является предлогом погово­рить о чем-то личностно значимом. Часто причины бывают более просты­ми - стремление показать свою неординарность, способность почувство­вать те смыслы, которые не всем доступны, и т. п. Поощрять обследуемого демонстрировать яркость своей индивидуальности, глубину мышления при ответах на вопросник не следует, но, разумеется, надо оставаться к нему доброжелательным.

 

Не рекомендуется входить в развернутые объяснения и комментарии вопросов. Если обследуемый, стараясь ответить на вопрос о выраженности у него некоторого психического качества, затрудняется это сделать из-за того, что оно по-разному проявляется в разных ситуациях, то, на мой взгляд, для многих случаев подойдут такого рода разъяснения: «Ответьте, имея в виду, как это бывает чаще всего» или «Оцените это для той ситуации, в которой вам легче всего себя представить (вспомнить)».

Дата: 2019-03-05, просмотров: 234.