ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1. Библиографическая подготовка

При изучении состояния проблемы целесообразна следующая после­ довательность работы.

1)Ознакомиться с определениями основных понятий, относящихся к
рассматриваемой теме, используя словари и энциклопедии. В них часто мож­но найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на уче­ных, внесших основной вклад в исследование изучаемого явления.

 

2)Составить библиографию по интересующей вас теме с помощью до­ступного для вас систематического каталога. В систематическом каталоге библиографические ссылки сгруппированы по темам. Чем крупнее библио­тека, тем эффективнее будет ваша работа с каталогом. В таких библиотеках
деление на разделы достаточно дифференцированное. Просмотрите несколь­ко разделов каталога, попадающих в смысловое поле предмета исследова­ния.

Библиографическое описание каждой публикации лучше делать на от­дельной карточке, стандартного для библиотек размера. Они продаются в специализированных магазинах. Достаточно удобны и обычные «оборот­ки» - карточки, которые в данной библиотеке не будут поставлены в ее ка­талог. Их можно найти в некоторых библиотеках. Такие карточки накапли­ваются и составляют затем личную картотеку. Манипулируя с карточками, легко делать выборки из картотеки, менять ее структуру и т. д. Личная науч­ ная картотека, построенная по систематизированному, а не алфавитному принципу, более удобна.

Еще более эффективна картотека в виде файла в персональном компь­ ютере. Используя функцию поиска, можно очень быстро находить нужных авторов или составлять тематические подборки. Для этого вместе с выход­ными данными каждого литературного источника указывайте ключевые сло­ва, то есть основные понятия, отражающие направленность и содержание публикации.

 

3) Осуществить предварительное знакомство с предметом исследова­ния, ознакомившись с выпусками реферативного журнала ВИНИТИ: «04. Биология. Раздел 04П. Психология». До 1990 г. в серии журналов ВИНИТИ «Физиология и морфология человека и животных» был выпуск: 25П. Физио­логия человека и животных (Нейрофизиология. Высшая нервная деятель­ность. Общая и экспериментальная психология. Нервно-мышечная система). Рефераты на некоторые работы по психологии труда, инженерной пси­хологии, возрастной психофизиологии, проблеме состояний помещены в выпуске 25Р. Физиология человека и животных (Общие проблемы. Возраст­ная физиология. Прикладная физиология)». Рефераты работ по эргатическим системам есть в серии «68. Бионика».

 

Реферативный журнал ВИНИТИ является крупнейшим в мире инфор­мационным изданием в области естественных и технических наук. В нем публикуются упорядоченные совокупности библиографических записей, включающих библиографические описания, рефераты и аннотации. Рефе­раты составляются на статьи из периодических и продолжающихся изда­ний, книги, депонированные научные работы. Работу с этим журналом лучше начать с последних его выпусков.

 

4) Ознакомиться со справочными и библиографическими изданиями по психологии, общественным наукам.



Работа с литературой

Проделав библиографическую подготовку, вы будете иметь представ­ление о количестве публикаций по интересующей вас теме, о временных рамках публикаций, об интересе ученых к данной проблеме, сможете выде­лить наиболее плодовитых авторов. По реферативному журналу часто уда­ется обнаружить и наиболее цитируемых авторов без обращения к специ­альным изданиям, дающим точные количественные характеристики цитируемости. Лучше начинать чтение с наиболее известных цитируемых авто­ров и тех, кто внес наибольший вклад в начальный период изучения про­блемы - так легче будет понимать содержание многих других работ.

 

Целесообразно вначале просмотреть отобранные книги, а не читать пер­вую от корки до корки. Особое внимание уделите книгам, имеющим пред­метный указатель, ознакомьтесь с его помощью с важнейшими для вас фраг­ментами книги. Нередко после этого выясняется, что читать книгу целиком нет необходимости.

 

Если вы читаете библиотечную книгу, определенно заслуживающую внимания, лучше ее конспектировать при чтении. Если вы пожалеете на это время, то, весьма вероятно, затратите его потом больше на повторные обра­щения к ней.

 

Если сокращать и выделять основное содержание не удается, можно пе­реписать для себя выводы автора в том виде, в каком они изложены в работе.

Примите и придерживайтесь в своих конспектах системы обозначений, которая позволит вам уверенно различать по прошествии времени цитиро­ванные отрывки, ваше сокращенное изложение мыслей автора, ваш комментарий и замечания. Целесообразно указывать в конспекте к каким стра­ницам публикации относится каждый его фрагмент. Для цитат это совер­шенно необходимо.

Конспектирование ускоряет система сокращений. Можно использовать свою систему, но, вероятно, эффективнее взять имеющиеся разработки (см. например: Штернберг Л. Ф. Скоростное конспектирование. М., 1988). Про­стейшим способом сжатия текста является пропуск гласных букв в словах. Поскольку гласные буквы несут меньшую информацию по сравнению с со­гласными, то их отсутствие в письменной речи незначительно затрудняет последующее узнавание слова, особенно для того, кто вел запись. Напри­мер, вместо «решить задачу» можно записать «ршть здчу». В большей сте­пени это применимо для часто встречающихся слов. Вряд ли могут быть даны универсальные рекомендации относительно способов конспектиро­вания, поскольку индивидуальные предпочтения в этой области весьма раз­нообразны и зависят от особенностей мышления, памяти, психомоторики, опыта и других факторов.

В конспекте работы, описывающей экспериментальное исследование, надо отметить такие его характеристики: перечень использованных мето­дик, описание оригинальных (авторских) методик, описание процедуры эк­сперимента, объем выборки испытуемых, социально-демографические и другие значимые параметры выборки {всегда важны данные о возрасте, поле, уровне образования, профессии, принадлежности к определенной социаль­ной группе, здоровье, психических или соматических расстройствах).

 

Любой конспект надо начинать с записи полных выходных данных пе­чатной работы. Даже если прочитанная работа не произвела на вас благо­приятного впечатления, весьма вероятно, что может пригодиться ее биб­лиографическое описание и ваш краткий комментарий к ней.

Работа с собственными книгами по времени в несколько раз более эф­фективна. В своих книгах обязательно оставляйте после чтения закладки в тех местах, где затрагиваются наиболее интересные для вас темь:. Па за­кладке достаточно написать одно-два ключевых слова. По ходу чтения же­лательно составлять собственный предметный указатель к данной книге, для этого удобно использовать внутренние стороны обложек или вклеен­ные чистые листы.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.