Существенным отличием курсовой работы от дипломной, если возможно и целесообразно проведение эксперимента, является организация опытно-экспериментальной работы. Для выполнения курсовой работы студент может ограничиться констатирующим экспериментом. Для его осуществления он использует методы, связанные с опросом учащихся (анкетирование, интервьюирование, беседу), наблюдение и др.
В дипломной работе не всегда удается ограничиться констатирующим экспериментом. Чаще всего используется формирующий эксперимент. Суть его заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.
Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы.
1. Построение гипотезы, формулирование основной цели и задач.
2. Создание программы эксперимента.
3. Разработка путей и способов фиксирования результатов исследования.
4. Осуществление эксперимента.
5. Количественная и качественная обработка результатов.
6. Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов.
Примерная структура дипломной работы и содержание ее разделов
Структура дипломной работы, соотношение объема работ по разделам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности исследования. Объем дипломной работы, включая текстовой, табличный и иллюстративный материал, должен составлять 40-60 страниц. В структуру выпускной работы входит: введение, составляющее примерно 10 % от общего объема работы; теоретическая часть — от 25 до 30 % от общего объема в зависимости от целевой направленности и глубины проработки теоретических вопросов; аналитическая часть — 15-20 %; экспериментальная часть — 30-35 %; заключение — 5 %; библиография.
1.Во введении обосновывается актуальность темы в социальном и педагогическом планах, ставится проблема, определяются объект, предмет и цель исследования; формулируются гипотеза, задачи и методологические основы исследования; дается оценка состояния разработанности вопросов выбранной темы; кратко характеризуются: методы, использованные при проведении исследования, литературные источники и исходная информация. В окончательном виде введение пишется после выполнения всей работы.
2.В начале дипломной работы излагаются данные теории по основным вопросам темы, анализируются и обобщаются взгляды авторов, научных школ, группируются направления исследований в рассматриваемой области, оценка различных методических подходов.
Определяется точка зрения автора работы, концепция и на основании этого выбираются методические подходы для разработки констатирующего и формирующего экспериментов. Необходимо, чтобыв процессе изложения содержания этой части работы автор перешел
от теоретических знаний к анализу педагогической практики, от анализа единичных фактов к их теоретическому обобщению.
3. В аналитической части дается описание и проводится анализ состояния развития, воспитания и обучения детей в детском саду, учащихся педучилища или педколледжа, организации управления дошкольным образованием, применяемых методов и др. С помощью выбранной методологии исследования анализируется сложившаяся в дошкольном или среднем специальном образовании ситуация, исследуется и обрабатывается информация, отобранная в соответствии с целями и задачами работы, необходимая для разработки методики и содержания формирующего эксперимента.
4.В экспериментальную часть включают конкретные разработки содержания и методов совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми или учащимися, методики проведения работы. Здесь же показывают пути решения поставленных проблем и
задач, дают методические рекомендации по внедрению полученных результатов в практику работы образовательных учреждений. Для этого необходимо раскрыть динамику и состояние изучаемого явления в данном учреждении (что было и что изменилось на протяжении определенного времени, чем определяется достигнутое, каковы
количественные и качественные результаты, какие возникали трудности и каким образом приходилось их преодолевать и т. д.) с точки
зрения научных положений, а также на основе анализа личного опыта и опыта педагогов.
5.В заключении делают выводы по результатам проведенной работы, которые раскрывают позицию студента в ходе исследования; подводят итоги выполненного анализа; дают краткие рекомендации по повышению эффективности работы с детьми, коллективом дошкольных образовательных учреждений, будущими воспитателями и намечают возможные пути реализации данных рекомендаций.
Требования, предъявляемые к оформлению дипломной работы
1. Выпускная работа должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа в соответствии с правилами машинописи технической и научной документации. Рисунки и таблицы оформляются в строгом соответствии с общими требованиями; они должны содержать надрисуночные подписи и названия, иметь порядковый номер, располагаться по мере обращения к ним в тексте, сопровождаться ссылками, пояснениями, выводами и т. п.
2.В выпускной работе применяется сквозная нумерация рисунков и таблиц. Нумерация начинается с первой страницы работы.
3.Второстепенные материалы в виде графиков, таблиц, документов, расчетов, поясняющих аналитическую и экспериментальную части работы, могут быть вынесены в приложение к выпускной работе.
4.Графический материал должен быть выполнен на стандартных листах в соответствии с существующим ГОСТ.
5.Все части выпускной работы должны быть взаимно связаны единой логикой в соответствии с рассматриваемой темой и планом ее раскрытия; работа завершается списком использованной литературы.
6. При оформлении выпускной работы необходимо соблюдать следующие требования:
♦ структура работы обозначается четко: в соответствии с планом
выделяются ее основные разделы, дается глубокое и полное освещение всех вопросов плана, соблюдается научный стиль изложения;
♦ библиографический список использованной литературы располагается до приложения;
♦ ссылки на источники (автор, название, место и год издания, страница) делаются в нижней части листа или в квадратных скобках;
♦ листы выпускной работы сшиваются и вкладываются в специальную папку, обложка которой точно повторяет оформление титульного листа.
Окончательно оформленная дипломная работа подписывается автором и консультантом (или консультантами, если они принимали участие в руководстве работой студента) и предоставляется руководителю. Желательно сделать это не позднее чем за три недели до начала государственных экзаменов.
В течение десяти дней руководитель готовит отзыв о работе. Отзыв содержит характеристику работы по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, недостатки, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с научной литературой и организации экспериментального исследования, обоснованность и значимость результатов, возможность их применения. Затем следует заключение о допуске студента к защите.
Дипломная работа вместе с отзывом руководителя передается заведующему кафедрой, который на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите и делает об этом соответствующую пометку в тексте дипломной работы.
В «Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений отмечается, что к итоговому междисциплинарному экзамену по направлению (специальности) и защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения по одной из программ и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные планом.
Кафедра допускает к защите всех студентов, представивших дипломные работы, которые удовлетворяют предъявляемым требованиям, в окончательном варианте. Если возникают сомнения по поводу качества выполненной работы и в связи с этим — вопрос о допуске к защите ее автора, то этот вопрос решается на заседании кафедры с участием научного руководителя.
В тех случаях, когда дипломная работа не подготовлена в срок или по решению кафедры не может быть представлена к защите из-за ее низкого качества, за студентом остается право сдачи государственного экзамена по соответствующему предмету.
Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется деканом факультета (или по согласованию с ним заведующим кафедрой) на рецензию. Состав рецензентов утверждается деканом факультета по представлению заведующего кафедрой, руководившей выполнением дипломной работы.
Следует по возможности направлять дипломные работы на внешнюю рецензию, привлекая в качестве рецензентов квалифицированных специалистов — работников школ, научных и образовательных учреждений, управления образованием, а также профессоров и преподавателей других высших учебных заведений. Вместе с тем авторами таких рецензий могут быть профессора и преподаватели вуза, где непосредственно выполнялась дипломная работа, если они не работают на кафедре, которая будет принимать защиту.
В рецензии на дипломную работу необходимо:
Дата: 2019-03-05, просмотров: 306.