Цель: формирование представлений детей об отличительных признаках птиц, их строении, потребностях
Специально организованная деятельность
Программные задачи
Методы, приемы, игры, упражнения
Дополнения (дидактический материал, пособия, картины)
Формировать представления о способах словесного обозначения количества (много, один, два, три), равенстве и неравенстве (одинаково, больше, меньше), геометрических фигурах (круг, квадрат). Развивать умения называть величинные характеристики (высокий, низкий, большой, маленький); ориентироваться на себе, выделяя правую и левую стороны. Воспитывать усидчивость, желание выполнить задание да конца
1. Сюрпризный момент: прилетели птички. Кто это? (Воробей и ворона).
2. Рассматривание и сравнение двух птиц. Какая ворона по размеру? А какой воробей? Какого цвета ворона, а воробей? Как кричит ворона? А воробей? Покажите, как ходит ворона, как прыгает воробей? Сколько у всех птиц ног? Чем покрыто тело у птиц? Сколько крыльев у птиц? С помощью чего птицы клюют корм?
3. Д/игра «Рассели птиц». (Посади птицу на дерево, в гнездо, на куст, между кустом и деревом, в дупло, за кустом).
4. Физкультминутка.
5. Д/игра «Накорми птиц». На каждом столе квадратные и прямоугольные коробочки (кормушки), горох и фасоль в отдельной тарелочке на каждого по 5 – 6 штук. Коробочки – это кормушки, а горох и фасоль – птицы. (Одинаковые ли кормушки? Чем они отличаются? (по форме и цвету). Положите квадратную кормушку справа от себя, а круглую – слева. Насыпьте в кормушки зерен (поставить маркером точки на обеих кормушках). На квадратную кормушку прилетело 2 больших птицы (берут из тарелочки 2 фасоли и кладут в квадратную кормушку). На круглую кормушку прилетело столько же птиц, но маленьких (выкладывают в круглую кормушку 2 горошины). Сколько птиц в круглой кормушке? На квадратную кормушку прилетела ещё 1 птица. Сколько птиц стало в квадратной кормушке? В какой кормушке птиц больше? Как сделать так, чтобы птиц стало поровну? (Добавить еще одну маленькую птицу в круглую кормушку). Сколько птиц стало в кормушках?
6. Подведение итогов занятия
Картинки с изображением воробья и вороны, коробочки: круглая и квадратная, фасоль, горох
Физкультминутка:
Птицы в гнездышке сидят,
И на улицу глядят.
Погулять они хотят,
И тихонько все летят.
(На первые две строчки дети сидят на корточках и поворачиваются вправо и влево. На следующие две строчки дети встают и начинают летать)
Формировать представления о домашних птицах и их детёнышах: гусь-гусыня-гусята; селезень-утка-утята; петух, курица – цыплята. Формировать естественнонаучные представления: перепонки помогают плавать. Развивать умения слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на его вопросы. Развивать мышление, зрительное восприятие. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам
1. Загадки о домашних птицах.
2. Описание внешнего вида гуся: Какая шея у гуся? Какая головка, клюв, лапки, сколько их? Обратите внимание на лапки, в них есть перепонки, они помогают плыть. Таких птиц называют водоплавающие. Папа – гусь, мама – гусыня. А как зовут их деток? (гусята), много гусят, а один – гусёнок.
3. Рассматривание утки: селезень – папа, с красивым разноцветным оперением, головка зелёная, мама – утка – она большая и у нее есть клюв. Шея у нее такая же, как у гуся и гусыни? У селезня и утки – шея короткая, у них есть клюв, крылья, лапки. А на лапках что? Перепонки. Для чего? Гуси и утки – какие птицы? (водоплавающие). Как называют детенышей утки (утята). А один? (утёнок).
4. Физкультминутка «Домашние птицы».
5. Описание петуха и курицы: Петух большой, у него красивый, разноцветный хвост. А это что? (гребешок, бородка и т.д.). Какого цвета бородка и гребешок? У петуха две ноги. Обратите внимание, есть ли у петуха перепонки? Нет, а почему? Они не умеют плавать. С кем живет петушок? Курочка поменьше петуха, у нее хвост маленький, а у петуха? (большой). У нее борода и гребешок маленькие, а у петуха? (большие). А с кем гуляет курочка? (с цыплятами). Курочка кричит громко, а цыплята тихо.
6. Дыхательное упражнение «Ветерок» (птички подарили всем перышки, подуем на них).
7. Подведение итогов занятия
Картинки с изображением домашних птиц.
Загадки:
Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет (Гусь)
Под дождём гуляет, щипать травку обожает.
Кря кричит – вот это штука.
Ну, конечно, это (утка).
Кто это так заливисто поёт, О том, что солнышко встаёт? (Петух).
Квохчет, деток созывает, всех под крыло собирает (Курица).
Физкультминутка
«Домашние птицы».
Наши курочки с утра кря-кря (идут в перевалочку)
Наши гуси у пруда га-га-га.
(идут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад) Наши курочки в окно ко-ко-ко. (останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам) А как Петя-Петушок раным-рано поутру нам споёт кукареку (встают спиною в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад)
Формировать представления детей о живой природе в зимний период времени, об особенностях внешнего вида, повадках диких птиц. Обогащать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме. Развивать умения слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на его вопросы. Упражнять в правильном использовании предлогов на, под, над, за, перед. Закреплять четкое и правильное произношение звуков у, х, сь, фь в звукоподражаниях. Воспитывать любовь к зимней природе, заботливое и бережное отношение к птицам
1. Загадка: летает, крылышками машет, зернышки клюет. Кто это? (Птица).
2. Рассматривание иллюстрации «Зимний лес».
3. Загадка: Кто сидит на еловом суку, кричит и ворчит: “Ух, ух, уууу!” (звукоподражание). (Сова). А сова – это кто? Как вы узнали, что сова – это птица? Какая птица – домашняя или дикая? Почему она дикая птица? Сова не питается, как другие птицы, жучками и червячками, а ловит мелких животных. У совы огромные глаза, крепкий загнутый клюв, на лапах большие острые когти, перья пестрые: рыжие, серые, темные. Сова лучше видит добычу ночью, чем днем, поэтому она охотится всегда ночью.
4. Загадка: Что за птичка расписная все поет, не уставая? Хоть снег вокруг искрится, зимний ветер злится. Она на ветке сидит, головкой вертит. (Синица). Как поет синица? (звукоподражание “синь-синь”). Синица будет перелетать с места на место, а вы скажете, где синица. (на дереве, за деревом, перед деревом, над деревом, под деревом).
5. Физкультминутка «Птички-невелички».
6. Загадки: Эта птичка-невеличка к нашей зимушке привычна. Хоть свирепы холода, ей метели не беда. (Воробей). Изобразите, как чирикает воробей.
Что за яблоко румяное выросло зимой на ветвях, украшенных снежной бахромой? (Снегирь). Изобразим, как поет песенку снегирь. (Дети произносят звукоподражание “фить-фить-фить”).
7. Рассказ о дятле: послушайте, ребята, что за звуки раздаются в лесу? Это какая-то птица усердно долбит клювом кору. (Дятел). Какого цвета перья у дятла? Какой клюв у дятла? Зачем ему такой клюв? Дятел сидит на стволе дерева, и клювом долбит кору дерева, пока не извлечет жуков, которые спрятались от мороза и портят дерево. За это дятла называют лесным доктором. Чем могут питаться зимой другие птицы? Где птички находят корм зимой? Чтобы диким птицам зимой не было голодно, люди развешивают на деревьях кормушки для птиц.
8. Пальчиковая гимнастика «Дятел».
9. Д/игра «Кто улетел? Кого не стало?».
10. Подведение итогов занятия
Слайдовая презентация «Дикие птицы зимой» или картинки с изображением диких птиц (снегирь, сова, воробей, синица, дятел); шапочки с изображениями диких птиц, фанты.
Физкультминутка
«Птички-невелички».
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу)
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Наступили холода,
Вдруг замерзла вся вода.
Зябко на снегу стоять,
Надо птичкам поскакать.
Пальчиковая гимн. «Дятел»
Дятел дерево долбит:
Тук-тук-тук. (одна ладонь прямая – это “ствол дерева”, другая – “дятел” - дети соединяют все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, и стучат ими по ладони).
Целый день в лесу стоит
Стук-стук-стук. (далее дети меняют руки)
Формировать умения пересказывать содержание короткого рассказа
Развивать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.
Закрепить правильное произношение звука [ы] в словах и речи.
Воспитывать коммуникативные навыки
1. Сюрпризный момент: письмо с иллюстрациями к рассказу Л.Толстого «Хотела галка пить».
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Рассказывание рассказа с демонстрацией иллюстраций.
4. Беседа по рассказу.
5. Физкультминутка «На берёзу галка села».
6. Д/игра «Произнеси правильно» (с картинками на закрепление правильного произношения звука [ы]).
7. Самостоятельный пересказ с опорой на картинки.
8. Подведение итогов занятия
Произведение Л.Толстого «Хотела галка пить». Иллюстрации к сказке.
Картинки с изображением предметов, в названиях которых есть ударный звук [ы]: мыло, грибы, сыр, мышь, весы, рыба, лыжи, часы.
Физкультминутка
На берёзу галка села (присесть, руки к коленям),
С дерева потом слетела (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот (присесть, руки под щёку)
И с кровати не встаёт (встать, развести руками в стороны)
Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Развивать умения дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Воспитывать способность сочувствовать
1. Исполнение песни «Жили у бабуси».
2. Проблемная ситуация: Какая по настроению песня? Почему грустная? Что случилось с гусями? Сколько было гусей? Какого цвета были гуси? Как вы, думаете, что будет делать бабушка без гусей? (плакать, горевать, печалиться). Предлагаю помочь бабушке вернуть гусей домой. Как это можно сделать? (предположения детей).
3. Рисование «Два веселых гуся» (ладошкой).
4. Физкультминутка «Гуси».
5. Дорисовывание лапок, клюва, глаз кисточкой.
6. Выставка работ. Любование
Широкие мисочки с гуашью белого и серого цвета, кисти, цветная бумага зеленого цвета.
Физкультминутка «Гуси»
Тега- Тега- Тега! Гуси белые, гуси серые, Ступайте домой! Гуси шеи длинные вытянули, Лапы красные растопырили,
Крыльями машут,
Носы раскрывают
Формировать умения создавать сюжетные композиции; лепить предметы из двух шариков (птичка), декорировать их (перышки, семечки, горошинки) для глаз, хвостика, клюва. Развивать сенсорное восприятие, умения сравнивать и различать контрастные по величине предметы.
Воспитывать желание участвовать в уходе за домашними животными
1. Организационный момент: педагог обращает внимание на картину. Кто на картине? (Курочка, петух и цыплята). Посмотрите на цыпляток, у них есть туловище, головка, хвостик. На головке глазки и клювик. А вы знаете стихи про куриную семью? Воспитатель начинает, дети заканчивают. (Песенки, потешки).
2. Загадка о цыпленке:
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, пушистое и золотое.
Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок).
3. Демонстрация вылепленной курочки. Показ приёмов лепки цыпленка.
4. Физкультминутка.
5. Выполнение работы детьми.
6. Создание коллективной работы, любование
Картина из серии «Домашние птицы» – «Куры».
Глина. Дополнительный материал: пёрышки, горошинки, семечки.
Физкультминутка:
Озорной цыпленок жил, (наклоняют голову вперед и назад)
Головой весь день кружил: (крутят головой)
Влево, вправо повернул, (поворачивают голову влево, вправо)
Ножку левую согнул,(сгибают и поднимают левую ногу)
Потом правую поднял (сгибают и поднимают правую ногу)
И на обе снова встал. (встают на две ноги)
Начал крыльями махать:
Поднимать и опускать
Вверх, вниз, вверх, вниз! (поднимают и опускают руки)
Повернулся влево, вправо (поворачивают туловище влево, вправо)
-Хорошо на свете, право! (поднимают две руки вверх)
А потом гулять пошел-
Червячка себе нашел! (Шагают на месте)
Нерегламентированная деятельность
Общение
Игровая деятельность
Познавательная
практическая
деятельность
Художественная
деятельность
Трудовая деятельность
*Беседа «Домашние и дикие птицы»
Цель: дать представления об отличительных особенностях птиц, развивать умение различать их.
*Беседа «О птицах, улетевших в теплые края».
Цель: вызвать детей на разговор, развивать умения отвечать на вопросы, называть перелетных птиц.
*Беседа «Кто в домике живет»
Цель: развивать способность различать домашних птиц и узнавать их по звукоподражанию, развивать внимание, умение отвечать и задавать вопросы.
*Разговор «Что мы делаем с крошками со стола»
Цель: развивать активную речь детей, мышление, вызвать желание заботиться о птицах.
*Ситуация общения «Откуда появился цыпленок»
Цель: расширять представления детей о домашних птицах
*Д/игра «Ты моя частичка»
Цель: закреплять строение птиц.
*Д/игра «Птичий концерт»
Цель: развивать умение узнавать и называть птиц.
*Д/игра «Кто лишний»
Цель: развивать умение классифицировать диких и домашних птиц.
*П/игра «Наседка и цыплята»
Цель: формировать умения выполнять действия согласно тексту, стимулировать желание общаться со сверстниками и взрослыми.
*П/игра «Птицы в гнездах»
Цель: развивать быстроту, умение действовать по сигналу.
*П/игра «Воробышки и кот»
Цель: развивать двигательные навыки, упражнять в подпрыгивании, способствовать сближению воспитанников.
*П/игра «Птенцы и птица»
Цель: развивать быстроту реакции, внимание, воспитывать чувство коллективизма.
*Наблюдение за птицами у кормушки
Цель: дать представления о том, что тело птиц покрыто перьями, познакомить с их свойствами и качествами: легкие, мягкие, пушистые.
*Наблюдение попугая
Цель: познакомить детей с птицей, живущей в уголке природы. Обратить внимание на внешний вид птицы.
*Сравнительное наблюдение за воробьем и вороной.
Цель: расширять представления о зимующих птицах, различать их по внешнему виду. Воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
*Рассматривание следов на снегу
Цель: развивать наблюдательность; формировать способность различать следы птиц.
*Приготовим зернышки для попугая
Цель: развивать координацию движения рук, закреплять умения пересыпать зерно, крупу ложкой
*Драматизация сказки «Курочка Ряба»
Цель: развивать художественное восприятие, формировать навыки сопоставления вербальных и визуальных образов, содействовать формированию интереса к художественному слову.
*Чтение Е.Чарушина «Воробей»
Цель: воспитывать бережное отношение к птицам. Развивать умение оценивать поступки героев.
*Загадывание загадок о птицах с демонстрацией картинок-отгадок.
Цель: развивать мышление, воображение, пополнять словарный запас детей.
*Аппликация «Скворечники»
Цель: развивать умения изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей.
*Раскрашивание силуэтов птиц
Цель: закреплять строение птиц, формировать навык закрашивания, не выходя за контур
*Труд в природе. Подкормка птиц на участке детского сада
Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам
*Расчистить дорожку к кормушке (от снега)
Цель: познакомить с назначением лопат, формировать навык пользования лопатами; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
*Трудовое поручение по уходу за птицами, прилетающими на участок
Цель: продолжать подкармливать птиц, подсыпать им корм в кормушки; формировать устойчивое желание заботиться о птицах.
*Ручной труд. Совместная деятельность воспитателя с детьми по изготовлению кормушек из бросового материала
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к птицам, оказывать посильную помощь воспитателям.
*Трудовое поручение в уголке природы по уходу за попугаем
Цель: закреплять навыки ухода за птицами, содержащимися в клетке
Дата: 2019-03-05, просмотров: 919.