Специально организованной и нерегламентированной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

 «ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Примерное тематическое планирование

Специально организованной

и нерегламентированной деятельности детей:

Вторая младшая группа

Практический материал

 

Часть 2

 

 

Витебск

2015

ББК 74.104

 

 

Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

 

 

Автор-составитель:

О.В.Остапюк, методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования

 

 

Рецензенты:

Т.А.Ульянова, главный специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования Витебского облисполкома,

В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования

 

П 76 Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа: методико-практический материал. В 3 ч. Ч.2. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2015. – 74 с.

 

В данном пособии представлено примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста, разработанное творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г.Витебска, г.Орши, г.Полоцка, г.Новополоцка. В материалах представлена система работы по организации и содержанию всех видов детской деятельности во 2-й младшей группе. 

Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям дошкольного образования и руководителям учреждений дошкольного образования.

ББК 74.104


Примерное тематическое планирование




Специально организованной и нерегламентированной деятельности

 детей второй младшей группы

 

Пальчиковая гимнастика

«Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой) (руки, начиная с указательного, по ладони правой руки).

Я зиму, и снег, (удары пальцами правой) и снежинки люблю, (руки, начиная с указательного, по ладони левой руки).

Но где же снежинки? (На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать).

В ладошке вода.

Куда же исчезли снежинки? Куда? (сжать кулаки, — разжать).

Растаяли хрупкие льдинки-лучи ... (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями).

Как видно, ладошки мои горячи

Развитие речи и культура речевого общения.

Тема: «Как от стужи спасаются звери зимой»

 

Продолжать формировать представления детей о жизни животных зимой, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; строить разные типы предложений (простых, с однородными членами). Развивать умение слушать и понимать воспитателя, отвечать на его вопросы. Воспитывать бережное отношение к животным

1. Организационный момент. Загадка о зиме. Каких животных мы можем увидеть в зимнем лесу?

2. Беседа-рассуждение «Что делают звери зимой?»

3. Чтение четверостиший о том, что делают звери зимой, с использованием картинок с изображением диких животных: белки, медведя, лисы, волка, ежа, зайца.

4. Д/игра «Разрезные картинки».

5. Физкультминутка «В лесу».

6. Словесное упражнение «У кого это есть?» (правильное употребление форм родительного падежа, единственного числа).

7. Проблемная ситуация: Что помогает зверям согреться зимой в лесу?

8. Д/игра «Спрячьте животных в их домики».

9. Д/упражнение. «У кого кто?».

10. Подведение итогов занятия

Картина с зимним пейзажем, предметные картинки диких животных, настольно-печатная игра «Дикие животные», картинки с изображением жилищ диких животных.

Физкультминутка «В лесу»

Весь засыпан снегом лес.

(повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)

Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)

Там синичек села стайка. (машем руками, как крыльями)

Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)

Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)

Искусство: изобразительная деятельность (рисование), Ребёнок и природа.

Интегрированное.

Тема: «К нам зима пришла»

Формировать представления о сезонных изменениях в природе зимой, об основных состояниях погоды: холодно, ветер, пасмурно, снег; формировать умение рисовать тампоном. Развивать умения ритмично повторять изображения снежинок с незначительными дополнениями. Воспитывать познавательное отношение к миру окружающей природы

1. Сюрпризный момент: письмо от Зимы с репродукциями зимних пейзажей, с бумажными снежинками.

2. Рассматривание репродукций, беседа по ним. (Какие краски любит зима? Какого цвета зимой больше всего? Какая бывает погода зимой?).

3. Чтение стихотворения о зиме.

4. Д/игра «Бывает – не бывает» (формировать представления детей об основных признаках зимы).

5. Рассматривание снежинок, подбор эпитетов к слову «снежинка».

6. П/игра «Снежинки и ветер».

7. Рисование красками и тампонами снежинок на тонированном листе бумаги (коллективная работа) «Снег кружится, летает, летает».

8. Рассматривание коллективной работы

Репродукции зимних пейзажей, бумажные снежинки.

Отрывок из стихотворения И.Сурикова «Белый снег пушистый…»

Тонированный лист бумаги (ватман), белая гуашь, тампоны, тряпочки.

Искусство: изобразительная деятельность (конструирование)

Тема: «Горка с одной лесенкой»

Формировать представления о конструктивных материалах (кубик, призма). Упражнять в накладывании однородных строительных деталей друг на друга, в приставлении деталей плотно друг к другу. Развивать умение конструировать по образцу, называть цвета и детали. Воспитывать устойчивый интерес к строительным играм

1. Чтение стихотворения Я.Журба «Першыя сняжынкi».

2. Беседа (О какой поре года написал поэт стихи? Что изменяется в природе зимой? Как дети отдыхают зимой?).

3. Создание мотивации: Наши игрушки тоже хотят покататься с горки. Предложение построить горку для игрушек из строительного материала.

4. Рассматривание образца горки.

5. Показ и объяснение воспитателем способа конструирования горки.

6. Конструирование горки детьми.

7. Обыгрывание построек с мелкими игрушками

По 10 кубиков и 1 большой призме на каждого ребёнка, мелкие игрушки, горка, построенная из крупного строительного материала

Искусство: изобразительная деятельность (лепка). 

Тема: «Зайке холодно зимой»

Формировать представления о последовательности лепки предметов, состоящих из нескольких частей, и способах их соединения, умения лепить разными приёмами и способами (конструктивный, примазывание). Развивать творческое воображение, речь детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность

1. Чтение загадки о зайчике.

2. Сюрпризный момент: зайчик, слепленный из пластилина.

3. Чтение стихотворения «Заяц» Н.Зайцевой.

4. Проблемные вопросы: Почему у зайчика длинные уши? Для чего у зайчика такие быстрые ноги? Почему у зайчика зимой шубка белая, а летом - серая?

5. Д/игра «Найди отличия».

6. П/игра «Зайка серенький». 

7. Рассматривание зайчика. Показ приёмов лепки зайчика.

8. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь.

9. Рассматривание работ

Материал для лепки, клеёнки, слепленный зайчик, д/и «Найди отличия» (с изображением зайчика

Стихотворение «Заяц»

 Заяц, он живёт в лесу,

 Боится встретить он лису.

 Быстро бегает по горкам,

 И грызёт кору у ёлки.

 Чтобы скрыться от лисы.

 Шубку он меняет.

 Зимой белая она, весной серая бывает.

                                    Н.Зайцева

Нерегламентированная деятельность

Общение

Игровая деятельность

Познавательная практическая деятельность

Художественная

деятельность

Трудовая

деятельность

*Беседа «Зима пришла»

Цель: подведение к составлению небольших рассказов о зиме.

*Беседа «Одежда зимой»

Цель: систематизировать представления детей о зимней одежде.

*Беседа «Как звери зимуют» (по предметным и сюжетным картинкам)

Цель: закрепление умения отвечать на вопросы воспитателя.

Беседа «Как вести себя на горке»

Цель: формировать представления о безопасном поведении зимой на улице

*Рассказ о жизни зайчика «Летом серый – зимой белый»

Цель: закреплять представления о зайчике, об отличительных признаках его внешнего вида.

*Проблемная ситуация «Почему нельзя есть снег»

Цель: дать понятие, что нельзя есть снег, потому что он холодный, в нём попадаются частички грязи, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

*Этюд «Лепим снеговика»

Цель: формировать умение принимать игровой образ и отражать его в соответствующих движениях.

*Этюд «Как я радуюсь первому снегу»

Цель: формировать умение понимать ярко выраженные эмоциональные состояния людей по мимике и жестам.    

*Этюды психогимнастики «Зайке холодно сидеть», «Кто зимой холодной бродит»

Цель: формировать умение принимать игровой образ и отражать его в соответствующих движениях

*Д/ игра «Когда это бывает?»

Цель: систематизировать знания детей о зиме.

*Д/игра «Чего не хватает Мише для прогулки»

Цель: воспитывать у детей умение ориентироваться на партнёра, обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами, поддерживать короткий диалог, упражнять в образовании род. падежа, мн. числа им. сущ.

*Д/игра «Бывает - не бывает»

Цель: систематизация представлений детей о сезонных изменениях зимой

*Д/игра «Чей силуэт?»

Цель: закреплять представления детей об особенностях внешнего вида животных, упражнять детей в назывании животных.

*Музыкально-дидактическая. игра «Снежинки»

Цель: упражнять в выполнении определённых движений в соответствии с музыкой. *Игра-имитация «Мы идём гулять»

Цель: развивать двигательную активность, мимику, развивать умения согласовывать действия.

*П/игра «По снегу, по дорожке»

Цель: упражнять в ходьбе обычным шагом с высоким подниманием колен.

*П/игра с бегом «Зайцы и волк»

Цель: закреплять навыки обычного бега, формировать целенаправленную двигательную активность, способствовать развитию быстроты, ловкости.

*П/игра «Зайка серенький»

Цель: развивать двигательную активность, внимательность

*П/игра «Зимний хоровод»

Цель: формировать умение выполнять ритмические движения под поэтический текст, воспитывать доброжелательные взаимоотношения друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности

 

 *Наблюдение «Снежинки летят»

Цель: систематизировать представления детей об основных состояниях погоды: снег, ветер, холодно.

*Наблюдение «Какой снег и сколько его»

Цель: формировать представления о свойствах и качествах снега.

*Наблюдение за трудом дворника

Цель: закреплять представления об орудиях труда, прививать интерес к труду взрослых.

*Наблюдение «Рябина после снегопада»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде рябины после снегопада, дать понятие о том, кто любит лакомиться ягодами рябины

*Опыт «Ледяные дорожки»

Цель: развивать мышление, показать, что если ледяную дорожку посыпать песком, то она перестанет быть скользкой.

*Опыт «Одинаковые ли на ощупь различные виды ткани для одежды?»

Цель: определить, что различные виды ткани имеют различную поверхность на ощупь, развивать тактильные ощущения, воспитывать любознательность.

*Опыты со льдом «Цветные льдинки», «Превращения льда»

Цель: закрепить представления детей о состояниях воды, продолжать формировать умения различать и называть свойства воды, снега, льда.

*Опыт: «Что спрятано в шишках»

Познакомить детей с особенностями шишки.

*Рассматривание фотоальбома о жизни диких животных зимой.

Цель: формировать представления о диких животных, о сезонных изменениях в их жизни.

*Опыт «Гололёд»

Цель: формировать представления о свойствах льда: гладкий, скользкий, об опасности гололёда, формировать умения применять доступные правила безопасного поведения на улице

*Чытанне верша

І.Муравейка «Адмарозіў лапкі»

Мэта: развіваць у дзяцей уменне эмацыйна ўспрымаць верш, разумець змест вершаванага тэксту, імітаваць і перадаваць голасам асобныя словы з вершаваных радкоў.

*Заучивание заклички «Морозушко-мороз»

Цель: формировать умение эмоционально и выразительно исполнять знакомые малые фольклорные произведения.

*Рисование «Красивые шарфики»

Цель: формировать умения проводить разные виды линий: вертикальные, горизонтальные, волнистые.

*Лепка «Мы играем со снежками»

Цель: продолжать формировать умение раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями.

*Лепка «Орешки для белочки»

Цель: продолжать формировать умение лепить предметы круглой формы (орех).

*Показ кукольного спектакля «Машенька и рукавички» (Михайлова М.А.)

Цель: формировать умение сочувствовать персонажам кукольного спектакля, отвечать на вопросы по содержанию произведения

Конструирование из снега «Горка для кукол»

Цель: формировать умение сгребать снег, утрамбовывать его, делать лопатой спуск, закрепить представления детей о свойствах снега и льда

*Труд в природе. Привлечь детей к расчистке снега на участке группы.

Цель: развивать элементарные трудовые навыки; воспитывать положительное отношение к труду.

*Самообслужи-

вание «Одеваемся сами»

Цель: продолжать формировать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, расшнуровывать, расстёгивать обувь или застёгивать её, снимать, надевать и ставить её на место

Физкультминутка.

Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья (Хлопаем в ладоши)

 

Развитие речи и культура речевого общения.

Тема: «Мы играем в кубики, строим дом»

Формировать умение  рассматривать картину, отвечать на вопросы (по картине) и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ. Развивать умения правильно употреблять личные окончания глаголов (строит – строят, играет – играют, везет – везут). Закреплять правильное произношение звуков [а], [у], [и]. Произносить слова, фразы четко и громко. Воспитывать культуру поведения

1. Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом».

2. Беседа по картине.

3. Составление совместного с воспитателем рассказа по картине.

4. Физкультминутка «Помощница».

5. Д/игра «Хорошо – плохо».

6. Подведение итогов занятия

Картина «Мы играем в кубики, строим дом.


Физкультминутка «Помощница»

Любит Катя поиграть, чтобы чисто все прибрать.

Пыль повсюду вытирает (поворачиваются в стороны с отведением руки),

Моет (круговыми движениями одной руки водят кулачком по ладони другой руки),

Гладит (поглаживают ручки от локтя до кончиков пальцев),

И стирает (трут кулачками друг о друга),

Пол, конечно, подметет (наклоняются, изображают, как подметают пол),

Все игрушки соберет (приседают),

И немножко отдохнет (приседают, ручки под щечку)

 

Развитие речи и культура речевого общения.

Тема: «Вежливые слова»

Формировать понятие «вежливые слова», умение использовать вежливые обороты речи в общении. Активизировать словарь детей по данной теме. Развивать речевую активность, воображение, наблюдательность. Развивать эмоционально-чувственный мир детей. Воспитывать уважительное вежливое отношение к людям, чуткость, отзывчивость, умение сопереживать

1. Хороводная игра “Приходите в гости”.

2. Проблемная ситуация: кукла Маша заблудилась в лесу, звери ей не помогли, т.к. она не говорила им вежливые слова.

3. Беседа: “Что значит быть вежливым?”

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Д/игра “Положим в корзинку вежливое слово”.

6. Д/игра “Комплименты”.

7. Подведение итогов занятия

Кукла Маша, корзинка

Пальчиковая гимнастика

Я здороваюсь везде: дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю я соседской курице

 

 

Нерегламентированная деятельность

 

Общение

Игровая деятельность

Познавательная практическая

деятельность

Художественная

деятельность

Трудовая деятельность

 

*Беседа «Как кого зовут?»

Цель: формировать умение пользоваться уменьшительно-ласкательной формой имен, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

*Беседа «Кого можно назвать хорошим другом?» 

Цель: формировать элементарные представления о дружбе.

*Разговор «Рассказ о себе»

Цель: формировать умение пользоваться словами для выражения своих наблюдений, установления контакта с окружающими.

*Разговор «Узнай себя и своих друзей на фото»

Цель: формировать интерес к  сверстникам.

*Проблемная ситуация «Волшебные слова – почему они волшебные?» Цель: формировать умения использовать вежливые обороты речи в общении друг с другом и взрослыми.

*Проблемная ситуация «Мы попали в страну вежливости» 

Цель: формировать умения использовать вежливые обороты речи в общении друг с другом и взрослыми.

*Коммуникативная ситуация «Как Ваня знакомился с мальчиками во дворе?»

Цель: формировать элементарные коммуникативные умения.

*Коммуникативная ситуация «Как Буратино стал вежливым?» 

Цель: формировать представления о хороших и плохих поступках.

*Этюд «Вежливый ребенок» 

Цель: формировать умение с помощью слов и мимики выражать доброе отношение к людям.

*Ситуация невербального общения «Поссорились – помирились»

Цель: формировать элементарные навыки невербального общения

С/ролевая игра «Семья»

Цель: развивать умение взаимодействовать в игре.

*Д/игра «Приходите ко мне в гости»

Цель: формировать элементарные коммуникативные умения, воспитывать потребность в общении со сверстниками и воспитателем.

*Д/игра «Кто старше?»

Цель: развивать умения устанавливать возрастные и родственные взаимоотношения.

*Д/игра «Найди отличия» Цель: развивать внимание, умение находить различия и сходства между людьми.

*Д/игра «Узнай по голосу»

Цель: развивать фонематический слух; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание взаимодействовать друг с другом.

*Д/игра «Большой – маленький»

Цель: формировать представление о том, что люди бывают большие и маленькие, взрослые и дети; стимулировать интерес к окружающим людям.

*Д/игра «Грустно – весело»

Цель: формировать представления об эмоциональном настроении человека; развивать интерес к жизнедеятельности взрослых, находить выход из затруднительного положения.

*Д/игра «Телефонный разговор»

Цель: формировать умение использовать вежливые обороты речи в общении друг с другом.

*Пальчиковая игра «Вот и вся моя семья»

Цель: развивать мелкую моторику, закреплять представления о членах семьи.

*Игровое упражнение «Умей извиняться».

Цель: формировать коммуникативные навыки.

*П/игра «Затейники» 

Цель: формировать умение действовать согласованно в ходе выполнения упражнений.

*П/игра «Карусель»  

Цель: формировать умения действовать согласованно, выполнять движения в определенном темпе

*Наблюдение за прохожими 

Цель: развивать внимание, способность различать взрослых и детей, замечать их различие и сходство.

*Наблюдение за игрой старших детей

Цель: познакомить со старшими детьми, их действиями, воспитывать дружеские отношения между детьми.

*Наблюдение: «Узнай настроение»

Цель: развивать умение с помощью мимики выражать свои чувства и понимать чувства других, пользоваться прилагательными и глаголами для выражения своих наблюдений.

*Эксперимент «Нарисуем свой портрет».

Цель: познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

*Эксперимент «Починим игрушку»

Цель: познакомить со строением тела человека, с признаками пола, с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение)

*Чтение произведений:

Т.Кляшторная “Ветлівыя словы”, “Паўцякалі цацкі”, “Не сквапная”.

А.Барто «Младший брат», «Помощница», О.Дриз «Добрые слова», Я.Аким «Жадина», узб. сказка «Хвастливый заяц», яп.сказка «Врун»

Цель: формировать представления о нормах поведения путем приобщения к доступным детям произведениям литературного искусства.

*Заучивание: потешки «Ну, теперь за дело дружно, убирать игрушки нужно», *Рисование «Мы идем знакомиться с соседями»

Цель: продолжать развивать умение рисовать кулачками, пальчиками, ладошками, воспитывать дружелюбие, желание знакомиться с другими детьми.

*Лепка «Угостим друзей оладушками» Цель: закреплять умение преобразовывать шар в диск, расплющивая шар пальчиками, воспитывать добрые отношения к друзьям.

*Рисование «Какого цвета радость?» 

Цель: знакомить детей с разным эмоциональным состоянием человека. Развивать умение выражать своё эмоциональное состояние в рисунке

*Хозяйственно-бытовой труд. Трудовые поручения по наведению порядка в игровых уголках.

Цель: формировать умения у девочек наводить порядок в игровых уголках, трудиться вместе, договариваться между собой о распределении трудовых действий, не конфликтовать, способствовать возникновению чувства радости от совместного труда.

*Трудовые поручения по столовой.

Цель: формировать умения расставлять салфетницы при сервировке столов, создавать условия для получения удовлетворения от выполнения трудовых поручений, способствовать формированию желания помогать взрослым.

*Самообслуживание «Прием пищи»

Цель: формировать умение пользоваться салфеткой во время еды, есть самостоятельно, тщательно прожевывать пищу, не разговаривать с полным ртом, формировать навыки правильного поведения за столом.

* «Раздеваюсь сам»

Цель: формировать умения самостоятельно в определенной последовательности раздеваться перед сном, складывать аккуратно свои вещи на стульчик, формировать стремление помогать другим детям, воспитывать самостоятельность.

*Труд в природе «Поливка растений»

Цель: формировать умение детей поливать комнатные растения совместно с воспитателем, развивать желание заботиться о комнатных растениях

 

ДЕКАБРЬ. Четвертая неделя. Тема: Зимние забавы. Новый год

 

Цель: формирование представлений о празднике Новый год, зимних развлечениях в различных жизненных и игровых ситуациях

 

Специально организованная деятельность

 

Образовательная область, тип занятия. Тема занятия. Источник

Программные задачи

Методы, приемы, игры, упражнения

Дополнения (дидактический материал, пособия, картины)

 

Ребенок и общество, Искусство: изобразительная деятельность (конструирование из бумаги).

Интегрированное.

Тема: «Зимние развлечения»

Формировать представления о конструктивных материалах (бумага). Продолжать формировать представления детей об основных признаках зимы. Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь. Развивать умение использовать способ работы с бумагой: сминание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение согласовывать свои действия друг с другом

1. Сюрпризный момент: отправляемся в зимний лес на санях. (выбираются лошадки, имитируется езда на санях).

2. Беседа о зимнем лесе.

3. Хороводная игра «Становись в хоровод».

4. П/игра «Снеговик».

5. Показ конструирования снежка из бумаги.

6. Конструирование снежков, индивидуальная помощь.

7. Игра со снежками «Попади в корзину»

Платки, бубны для ряженья. Бумага для снежков. Корзина.

Хороводная игра.

Становись в хоровод,

Будем веселиться.

Будем вместе все в кругу

Весело кружиться.

А мы сядем на коней,

По полю помчимся.

Маме с папой до земли

Низко поклонимся.

П/игра «Снеговик»

Здравствуй, здравствуй новый друг!
Появился ты не вдруг.

Мы тебя слепили сами.

И теперь ты вместе с нами! Ура! Снеговик! Танцуй, снеговик (в кругу ребенок-снеговик)

 

Элементарные математические представления

Тема: «В гости к Деду Морозу»

Закреплять представления о цвете, геометрических фигурах, понятиях «один-много», «высокий - низкий».

Закреплять умение считать в пределах трех, подбирать пару к образцу.

Развивать умение складывать из геометрических фигур различные картинки (по воображению).

Воспитывать познавательный интерес

 

1. Сюрпризный момент: отправляемся в гости к Деду Морозу. Как защитить руки от холода? (Надеть варежки). Все варежки перепутались.

2. Д/игра «Найди пару».

3. Д/игра «Высокие и низкие ёлочки». (Впереди сугробы высокие и низкие. Высокие сугробы мы будем обходить, а низкие перешагивать. Вот мы и в лесу. Как много здесь деревьев. Как они называются? (Елочки). Все ли елочки одинаковые? Сколько высоких, а сколько низких елочек? (3 высокие елочки, а 2 низкие). У елочек есть листья? А у какого животного есть иголки?

4. Д/игра «Кто лишний». (Животные нас встречают. Назовите их. (Лиса, волк, кабан, лось, белка, ежик, барашек, зайчики). Это какие животные? (Все животные дикие, барашек домашнее животное). Не вижу медведя. Где он? (Он в берлоге, зимой медведи спят). Каких животных много на полянке? (Зайчиков, их три). А остальных животных? (Остальных – по одному).

5. Д/игра «Строим дом». (Животные тоже мерзнут зимой. Построим им домик из геометрических фигур. Из каких фигур стенка? (Из двух квадратов. Крыша из какой фигуры? (Из треугольника, он один). Какие окна? (Окна – круги, их три).

6. Физкультминутка.

7. Д/игра «Сложи из льдинок». (А вот и терем деда Мороза. Пока деда Мороза нет, сложим из льдинок картинки и потом подарим дедушке Морозу. Что можно сложить из треугольных льдинок? (Елочку). А из круглых? (Снеговика). Из квадратных льдинок? (Снежинку).

8. Сюрпризный момент: появление Деда Мороза (игрушка) – дарит детям мешок с подарками.

9. Возвращение в группу, подведение итогов занятия

8 пар рукавичек из картона с разным орнаментом из геометрических фигур;

7 сугробов, сделанных из кусочков синтепона, разной высоты;

елочки 3 высокие, 2 низкие;

панно с дикими животными, (на нем нет медведя, но 3 зайца);

геометрические фигуры из цветного картона;

картина с теремом деда Мороза;

Дед Мороз (игрушка);

подарки.


Физкультминутка

Жили-были зайчики

На лесной опушке.

Жили-были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли зайки ушки,

Мыли зайки лапочки.

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки. (движения по тексту)

 

 

Развитие речи и культура речевого общения.

Тема: «Зима. Зимние забавы»

 

Продолжать формировать представления о зиме, закреплять активный словарь по теме. Развивать умение отвечать на вопросы, координировать речь с движением. Воспитывать доброжелательность, самостоятельность

1. Загадка: (Вопросы: О чем загадка? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков).

2. Д/игра «Построим горку из слов» (воспитатель прикрепляет снежки из бумаги на доску) ЗИМА какая? (снежная, суровая, морозная, холодная, вьюжная и т.д.), СНЕГ какой? (пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, липкий, мокрый и т.д.) НАСТРОЕНИЕ какое? (веселое, радостное, новогоднее, грустное, хорошее, плохое и т.д.).

3. Д/игра «Отправляемся на прогулку» (картинки шапка, шуба, коньки, кепка, санки, лыжи. Что нам необходимо для прогулки? Составим предложения с этими словами).

4. Фонетическая зарядка.

5. Физкультминутка «Зимняя прогулка».

6. Упражнение «На чём можно кататься зимой?» (кататься на лыжах, кататься на коньках, кататься на санках).

7. Беседа по картине «Зимние забавы»: Какое время года изображено? Зачем пришли дети на горку? Чем занимались дети? В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили. Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети, ребята, малыши, мальчики и девочки, они). Рассказы детей по картине.

8. Подведение итогов занятия

Картина с зимним пейзажем, картинки (шапка, шуба, коньки, кепка, санки, лыжи), загадки, картина «Зимние забавы», доска.

Загадка:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

Физкультминутка

«Зимняя прогулка»

Мы не ели (поворачивают головой влево-вправо), Мы не пили (покачивают пальчиком влево-вправо), Бабу снежную лепили (наклоняются, руки внизу, поворачиваются вокруг себя), Цель снежками закидали (изображают игру в снежки), И на лыжах покатались (изображают ходьбу на лыжах), С горки дружно прокатились (приседают), В детский сад мы возвратились (шагают на месте).

Фонетическая зарядка.

А в лесу воют волки У-У-У.

Ветер шумит Ш-Ш-Ш

 

Развитие речи и культуры речевого общения.

Тема: Составление повествовательного рассказа по набору игрушек «Новогодняя история»

Формировать умение составлять рассказ, выбирая для него персонажей из предложенных игрушек, активизировать употребление в речи имен существительных с прилагательными и глаголами. Развивать умение слушать и понимать речь взрослого и детей. Воспитывать желание принимать участие в составлении рассказа

1. Рассматривание картинок, игрушек.

2. Игровая ситуация: звери хотят праздновать Новый год.

3. Составление рассказа по вопросам воспитателя.

4. Пальчиковая гимнастика «Ёлка»

5. Игра-имитация «Звери в лесу».

6. Театральная игра «Звери водят хоровод»

 

Картинки и игрушки (волк, заяц, белка, медведь лиса, снеговик). Элементы декорации (деревья, елки, дом).

Пальчиковая гимнастика

«Ёлка»

Елка быстро получается,

если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставить вперед. Локотки к телу не прижимать

 

Искусство: изобразительная деятельность (лепка).

Тема: «Подарки к Новому году»

Продолжать формировать умения лепить простые предметы округлой формы, сплющивать округлую форму между ладонями и превращать ее в диск. Развивать умение видоизменять знакомую форму для получения другого предмета. Воспитывать положительный эмоциональный настрой, связанный с предстоящим праздником

1. Рассматривание подарков (мяч, орех, мандарин, пряник, тарелочка и др.).

2. Рассуждения детей: Какие бывают подарки.

3. Показ способа лепки, объяснение приемов лепки, анализ.

4. Пальчиковая гимнастика «В гости дед Мороз идёт».

5. Самостоятельная работа, индивидуальная помощь.

6. Рассматривание подарков.

Доски для лепки, тесто соленое, стеки, влажные тряпочки. Образцы подарков: мяч, орех, пряник, тарелочка и т.д.

Пальчиковая гимнастика

В гости дед Мороз идет, ( пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем) 1, 2, 3, 4, 5. (по очереди массажируем каждый палец)

 

Искусство: изобразительная деятельность (рисование).

Тема: «Снеговик»

Продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения красками. Закреплять у детей представления о снеговике, полученные в результате собственных наблюдений. Упражнять детей в закрашивании округлых форм. Развивать умение изображать снеговика с использованием доступных им средств выразительности (цвета, величины). Побуждать детей использовать разнообразные материалы (фломастеры, шариковые ручки, цветные восковые мелки, маркеры для прорисовки деталей и других предметов). Закреплять умение правильно держать кисть. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу

1 . Сюрпризный момент: звучит музыка «К нам гости пришли...», загадка, появление снеговика.

2 . Рассматривание снеговика. (Чтобы вылепить снеговика, надо вначале скатать большой ком снега. Какой он формы? (Круглый, большой). Дети показывают руками величину «комка снега». Потом поменьше «ком снега». (А сверху какой «ком снега»? (Маленький). (Показ «кома снега»). Какой формы голова у снеговика? (Круглая, маленькая). На голове натянута красивая шапочка. Что у него на лице? (Глаза, нос, рот). А рядом с ним стоит метла.

3 . Рисование кругов в воздухе.

4 . Проблемная ситуация: (Как вы поступите, если Снеговик предлагает вам свою дружбу? (Дети высказывают свое мнение). Вы бы хотели, чтоб у него был друг, много друзей?

5. Объяснение выполнения работы детьми. (Закрасим круги белой краской. Сначала вы закрасите белой краской большой круг, потом поменьше и самый маленький.

6 . Выполнение работы детьми.

7. Физкультминутка: «Погреем  руки». (У меня замерзли руки. Как их можно согреть? Дети: подуть на них, потереть друг о друга, надеть варежки).

8. Продолжение выполнения работы детьми.

9. Рассматривание работ

Игрушка «Снеговик», 4 квадрата из пенопласта с изображением елочек, снежинок, стол, синяя гофрированная бумага, 2 дерева на подставке, поднос со снежинками для медалей, 4 листа синего картона, белая гуашь, черные и красные маркеры, шариковые ручки, тряпочки, по две банки с водой на каждый стол, кисточки, ширма, пирамидка из синих кругов на картоне, стенд, по 2 снежинки на каждого ребенка.

Загадка: Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки,

Губы – сучки,

Холодный, большой.

Кто я такой? (Снеговик).

 

 

Нерегламентированная деятельность

 

Общение

Игровая деятельность

Познавательная практическая

деятельность

Художественная деятельность

Трудовая

деятельность

 

*Рассказывание по картинкам «Зимние забавы»

Цель: обогащать активный словарь ребенка (санки, лыжи, коньки, снежные постройки, горка)

*Беседа «Кто придет к нам на праздник?»

Цель: развивать воображение, закреплять представления о предстоящем празднике, традициях.

*Беседа «Скользкая дорога»

Цель: закрепить знание детей о безопасности поведения на улице зимой.

*Проблемная ситуация «Чем можно украсить елку, если нет игрушек?»

Цель: развивать умение высказывать свое мнение, развивать воображение.

*Проблемная ситуация «Учимся правильно дарить и принимать подарки».

Цель: развивать умение использовать вежливые обороты речи в общении друг с другом и взрослыми, формировать представления о нормах поведения

*С/р игра «Праздник ёлки»

Цель: закреплять игровые навыки, связанные с последовательностью бытовых действий. Воспитывать дружеские взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

*Д/игра «Сложи снеговика»

Цель: развивать пространственную ориентировку на плоскости, мелкую моторику рук, уточнять представление образа снеговика.

*Д/игра «Что появилось на елке?»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

*Д/игра «Увеличалочка-уменьшалочка» (ТРИЗ).

Цель: обогащать словарный запас ребенка на основе представлений об окружающих предметах.

*П/игра «Дед Мороз»

Цель: практиковать в беге с увертыванием.

*П/игра «Заморожу»

Цель: развитие ловкости, быстроту реакции.

*П/игра «Ледяная фигура».

Цель: формировать целенаправленную двигательную активность через обогащение двигательного опыта

*Наблюдение за игрой старших дошкольников на прогулке и принятие участия в ней.

Цель: развивать умение вступать во взаимодействие друг с другом.

*Опыты с природным материалом «Отпечатки», «Необычный след»

Цель: сформировать представления о свойствах снега.

*Сравнительное рассматривание и описание живой и искусственной елки.

Цель: формировать умение находить и называть различие в предметах.

*Изготовление цветных льдинок. Цель: закреплять представления о свойствах льда.

*Постройки из снега

Цель: формировать умение лепить из снега, ценить продукт труда

*Разучивание стихотворений к новогоднему празднику и отгадывание загадок по теме недели.

Цель: формировать умение эмоционально и выразительно исполнять небольшие по объему стихотворения, интонационно передавать отношение к персонажу; развивать наглядно-образное воображение.

*Чытанне верша В.Ігнатавай «Снягурачка».

Цель: развивать умение слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на его вопросы; подвести к пониманию значений слов на белорусском языке.

*Конструирование из бумаги и ваты «Снегопад».

Цель: развивать интерес к конструктивной деятельности, воображение в экспериментировании с конструктивным материалом.

*Рисование на снегу во время прогулки.

Цель: развивать умение передавать форму предмета.

*Инсценировка фрагментов сказки «Снегурочка и лиса».

Цель: развивать умение строить диалог, стимулировать желание разыгрывать несложные сценки. Приобщать к совместной игре

*Труд в природе. Расчистка дорожек от снега.

Цель: формировать умение выполнять трудовые поручения, прививать трудолюбие.

*Ручной труд. Изготовление гирлянды для украшения группы к новогоднему празднику.

Цель: закреплять приемы правильно намазывать формы клеем и последовательно размещать  

*Украшение группы к новогоднему празднику.

Цель: формировать желание участвовать в посильном труде.

*Сбор ягод рябины для подкормки птиц.

Цель: развивать умение выполнять трудовые действия в соответствии с целью и планом, поставленным взрослым

 


Практический материал

 

 

Часть 2

 

 

Примерное тематическое планирование

Специально организованной

и нерегламентированной деятельности детей:

Вторая младшая группа

 

Автор-составитель

О.В.Остапюк

 

 

Корректура

Ю.А.Щуко

 

 

Подписано в печать 14.07.2015 Формат 60 х 84

Усл. печ. л. 4,1 Заказ 114 Тираж 40

 

 

Государственное учреждение дополнительного образования взрослых

«Витебский областной институт развития образования»

210602, г.Витебск, пр-кт Фрунзе, 21

Растиражировано на ксероксе ГУДОВ «ВО ИРО»

     

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

 «ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Примерное тематическое планирование

Специально организованной

и нерегламентированной деятельности детей:

Вторая младшая группа

Практический материал

 

Часть 2

 

 

Витебск

2015

ББК 74.104

 

 

Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

 

 

Автор-составитель:

О.В.Остапюк, методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования

 

 

Рецензенты:

Т.А.Ульянова, главный специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования Витебского облисполкома,

В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования

 

П 76 Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: вторая младшая группа: методико-практический материал. В 3 ч. Ч.2. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2015. – 74 с.

 

В данном пособии представлено примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста, разработанное творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г.Витебска, г.Орши, г.Полоцка, г.Новополоцка. В материалах представлена система работы по организации и содержанию всех видов детской деятельности во 2-й младшей группе. 

Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям дошкольного образования и руководителям учреждений дошкольного образования.

ББК 74.104


Примерное тематическое планирование




специально организованной и нерегламентированной деятельности

 детей второй младшей группы

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 1750.