ДЕКАБРЬ. Первая неделя. Тема: Зима. Сезонные изменения в природе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: формирование представлений детей о зиме, её приметах, развитие умений замечать изменения, происходящие в природе, воспитание познавательного отношения к миру окружающей природы

Специально организованная деятельность

Образовательная область,

тип занятия.

Тема занятия.

Источник

Программные задачи

Методы, приемы, игры, упражнения

Дополнения (дидактический материал, пособия, картины)

Ребёнок и общество.

Тема: «Проводим опыты»

Формировать представления о разнообразии предметного мира, его функциях и назначении (оборудование для опытов с водой), умения проводить опыты с помощью воспитателя. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Воспитывать познавательное отношение к миру

1. Сюрпризный момент: конверт с картинками: снежинка, сосулька, снеговик, валенки, шуба, коньки. (О какой поре года это письмо? Как вы догадались?)

2. Чтение стихотворения Э.Булгаковой «Зима».

3. Речевая игра «Доскажи словечко»

 Тихо, тихо, как во сне,

 Падает на землю ... (Снег.)

 С неба всё скользят пушинки -

 Серебристые ... (Снежинки.)

 Вот веселье для ребят -

 Всё сильнее ... (Снегопад.)

 Все бегут вперегонки,

 Все хотят играть в ... (Снежки.)

 Словно в белый пуховик

 Нарядился ... (Снеговик.)

 Рядом снежная фигурка

 Эта девочка — ... (Снегурка.)

 На снегу-то, посмотри -

 С красной грудкой ... (Снегири.)

 Словно в сказке, как во сне,

 Землю всю украсил ... (Снег.)

4. Физкультминутка «Зимушка-зима»

5. Сюрпризный момент: ёмкость со снегом, покрытая салфеткой. Воспитатель предлагает угадать, что находится под салфеткой. Дети ощупывают снег, называя его признаки.

6. Опыты:

 «Как снег становится водой?»

«Как снежинки превращаются в капельки?»

7. Д/игра «Составь узор из льдинок»

8. Подведение итогов занятия

Конверт с картинками:

снежинка, сосулька, снеговик, валенки, шуба, коньки; ёмкости для проведения опытов со снегом; геометрические фигуры белого и голубого цвета.

Стихотворение «Зима»

Если ветер злющий кружит,

Застеклились за ночь лужи,

На деревьях, на карнизах,

Кружева да бахрома,

Это значит – на снежинках

Опустилась к нам Зима

                               Э.Булгакова

Физкультминутка:

Здравствуй, Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,

(приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх.)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев.)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Ребёнок и общество, Искусство: изобразительная деятельность (аппликация).

Интегрированное.

Тема: «Зимой на прогулке»

 

Закрепить представления детей о зимней одежде, о зимних развлечениях. Формировать адекватные представления о себе и о других, осознание себя как члена детского общества, своей половой принадлежности. Развивать умения использовать способ обрывания в аппликации. Воспитывать стремление к совместной игре

1. Проблемная ситуация. Какая погода зимой? (Холодно. Мороз. Снег. Вьюга. Солнце не греет). Значит, и на улицу выходить не надо? И играть негде и не во что? (Ответы детей).

2. Рассматривание и беседа по картине «Зимой на прогулке».

3. Игра-имитация «Мы не замёрзнем на прогулке зимой» (выполнение определённых движений в соответствии с текстом).

4. Игровое упражнение «Подбери одежду».

5. Чтение стихотворения о снеговике.

6. Пальчиковая гимнастика «Снеговик» (Пралеска. – 2011. – № 1. – С. 60).

7. Коллективная аппликация «Снеговик» (из кусочков салфеток, способом обрывания).

8. Рассматривание коллективной работы. Любование снеговиком

Сюжетная картина «Зимой на прогулке».

Предметные картинки с изображением одежды.

Лист бумаги с нарисованным контуром снеговика.

Бумажные салфетки, клей, тряпочки

Элементарные математические представления

Тема: «Зима»

 

Формировать представления о способах словесного обозначения количества («много, «один», «два», «три»), о параметрах величины. Развивать умение ориентироваться на себя, выделяя левую и правую стороны; развивать зрительную память, внимание, воображение. Воспитывать интеллектуальные чувства, культуру познания

1. Загадка о снежинке.

2. Д/игра «Найди одинаковые снежинки» (группировка предметов по параметрам величины).

3. Сюрпризный момент: дятел передаёт детям письмо (изображения деревьев в разные поры года). Детям предлагает назвать величинные характеристики «высокий», «низкий».

4. Физкультминутка «Снежинка».

5. Игровое упражнение «В зимнем лесу». (дети отвечают на вопросы по иллюстрации «сколько» словами «много», «один», «два», «три»).

6. Д/игра «Слева, справа».

7. Д/игра «Когда это бывает» (осень, зима).

8. Подведение итогов занятия

8 снежинок (по 4 одинаковые), конверт, в котором лежат три картинки деревьев: с зелеными листьями, жёлтыми листьями, без листьев разной высоты).

Силуэтные картинки: волк, 2 лисы, 3 белки, 4 зайца), шапочка-маска дятла.

Физкультминутка «Снежинка»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

Ветер дунул, загудел — (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

Может быть, подружится.

Ребенок и природа.

Тема занятия: «Путешествие по зимнему лесу»

Формировать представления детей о взаимосвязях в природе, взаимосвязях природного и рукотворного мира; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных. Развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают условия, в которых они находятся. Развивать умение поддерживать воображаемую игровую ситуацию. Воспитывать любовь к природе

1. Сюрпризный момент: Красная Шапочка, в теплой одежде. Сообщает, что она никогда не ходила через лес к бабушке зимой, но слышала, что в это время в лесу холодно, звери спят.

2. Рассказ-беседа «Путешествие по зимнему лесу». (Наступила зима. В лесу очень холодно. Все покрыто снегом. Снега много, идти по лесу трудно – надо высоко поднимать ноги (дети имитируют движения). Деревья стоят без листьев, все в снегу. Сейчас листья расти не могут, потому что холодно, мало света и нет воды. Есть только одно зеленое дерево. Загадка: зимой и летом – одним цветом (ель)). Дети осматривает лес и животных, которые встречаются среди деревьев. (Заяц-беляк не спит зимой, а бегает по лесу. Голодно ему, нет зеленой травки, приходится ветки с кустов да кору с деревьев глодать. И норы у него нет, спит в снегу под кустом или под елкой. Зайцу тепло, потому что у него густая шерсть и длинный ворс. Кто помогает зайцу? (лес)). Воспитатель аналогичным образом рассказывает о волке, белке, медведе

3. Физкультминутка.

4. Д/игра «Из чего сделано» (Какую пользу приносит лес людям? Из чего сделаны предметы мебели в группе, кто ее изготавливал, почему и как бережно нужно к ней относиться). 

5. Подведение итогов занятия

Декорации зимнего леса, иллюстрации с изображением лесных обитателей или муляжи,

кукла Красная шапочка.

Физкультминутка

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

(плавные движения руками вверх и вниз).

Улеглись снежинки,

Белые пушинки. (приседают).

Но подул вдруг ветерок

Закружился наш снежок.

(покачивания).

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

(покружиться на месте)

 

Развитие речи и культура речевого общения

Тема: «Как котёнок зиме удивился»

Формировать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе. Обогащать и закреплять активный словарь детей на основе представлений о сезонных изменениях зимой. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, речевой слух. Воспитывать коммуникативные навыки

1. Создание проблемной ситуации: котёнок Пушок впервые увидел снег и испугался. Расскажите котёнку о снеге.

2. Рассказ детей котёнку о снеге (подбор эпитетов).

3. Показ вырезанной снежинки. Подбор описательных прилагательных к слову снежинка.

4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

5. Д/игра «Что снежинки умеют делать?» (подбор глаголов к слову «снежинка»).

6. Дыхательное упражнение «Снежинки и ветер».

7. Артикуляционное упражнение «Как воет вьюга?».

8. Игра-имитация «По глубокому снегу…».

9. Чтение стихотворения о снеге «Падал снег на порог…» П.Воронько. Предложение педагога взять котёнка с собой на прогулку и показать ему снег

Мягкая игрушка котёнок,

бумажные снежинки.

Пальчиковая гимнастика

«Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой) (руки, начиная с указательного, по ладони правой руки).

Я зиму, и снег, (удары пальцами правой) и снежинки люблю, (руки, начиная с указательного, по ладони левой руки).

Но где же снежинки? (На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать).

В ладошке вода.

Куда же исчезли снежинки? Куда? (сжать кулаки, — разжать).

Растаяли хрупкие льдинки-лучи ... (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями).

Как видно, ладошки мои горячи

Развитие речи и культура речевого общения.

Тема: «Как от стужи спасаются звери зимой»

 

Продолжать формировать представления детей о жизни животных зимой, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе; строить разные типы предложений (простых, с однородными членами). Развивать умение слушать и понимать воспитателя, отвечать на его вопросы. Воспитывать бережное отношение к животным

1. Организационный момент. Загадка о зиме. Каких животных мы можем увидеть в зимнем лесу?

2. Беседа-рассуждение «Что делают звери зимой?»

3. Чтение четверостиший о том, что делают звери зимой, с использованием картинок с изображением диких животных: белки, медведя, лисы, волка, ежа, зайца.

4. Д/игра «Разрезные картинки».

5. Физкультминутка «В лесу».

6. Словесное упражнение «У кого это есть?» (правильное употребление форм родительного падежа, единственного числа).

7. Проблемная ситуация: Что помогает зверям согреться зимой в лесу?

8. Д/игра «Спрячьте животных в их домики».

9. Д/упражнение. «У кого кто?».

10. Подведение итогов занятия

Картина с зимним пейзажем, предметные картинки диких животных, настольно-печатная игра «Дикие животные», картинки с изображением жилищ диких животных.

Физкультминутка «В лесу»

Весь засыпан снегом лес.

(повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)

Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)

Там синичек села стайка. (машем руками, как крыльями)

Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)

Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)

Искусство: изобразительная деятельность (рисование), Ребёнок и природа.

Интегрированное.

Тема: «К нам зима пришла»

Формировать представления о сезонных изменениях в природе зимой, об основных состояниях погоды: холодно, ветер, пасмурно, снег; формировать умение рисовать тампоном. Развивать умения ритмично повторять изображения снежинок с незначительными дополнениями. Воспитывать познавательное отношение к миру окружающей природы

1. Сюрпризный момент: письмо от Зимы с репродукциями зимних пейзажей, с бумажными снежинками.

2. Рассматривание репродукций, беседа по ним. (Какие краски любит зима? Какого цвета зимой больше всего? Какая бывает погода зимой?).

3. Чтение стихотворения о зиме.

4. Д/игра «Бывает – не бывает» (формировать представления детей об основных признаках зимы).

5. Рассматривание снежинок, подбор эпитетов к слову «снежинка».

6. П/игра «Снежинки и ветер».

7. Рисование красками и тампонами снежинок на тонированном листе бумаги (коллективная работа) «Снег кружится, летает, летает».

8. Рассматривание коллективной работы

Репродукции зимних пейзажей, бумажные снежинки.

Отрывок из стихотворения И.Сурикова «Белый снег пушистый…»

Тонированный лист бумаги (ватман), белая гуашь, тампоны, тряпочки.

Искусство: изобразительная деятельность (конструирование)

Тема: «Горка с одной лесенкой»

Формировать представления о конструктивных материалах (кубик, призма). Упражнять в накладывании однородных строительных деталей друг на друга, в приставлении деталей плотно друг к другу. Развивать умение конструировать по образцу, называть цвета и детали. Воспитывать устойчивый интерес к строительным играм

1. Чтение стихотворения Я.Журба «Першыя сняжынкi».

2. Беседа (О какой поре года написал поэт стихи? Что изменяется в природе зимой? Как дети отдыхают зимой?).

3. Создание мотивации: Наши игрушки тоже хотят покататься с горки. Предложение построить горку для игрушек из строительного материала.

4. Рассматривание образца горки.

5. Показ и объяснение воспитателем способа конструирования горки.

6. Конструирование горки детьми.

7. Обыгрывание построек с мелкими игрушками

По 10 кубиков и 1 большой призме на каждого ребёнка, мелкие игрушки, горка, построенная из крупного строительного материала

Искусство: изобразительная деятельность (лепка). 

Тема: «Зайке холодно зимой»

Формировать представления о последовательности лепки предметов, состоящих из нескольких частей, и способах их соединения, умения лепить разными приёмами и способами (конструктивный, примазывание). Развивать творческое воображение, речь детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность

1. Чтение загадки о зайчике.

2. Сюрпризный момент: зайчик, слепленный из пластилина.

3. Чтение стихотворения «Заяц» Н.Зайцевой.

4. Проблемные вопросы: Почему у зайчика длинные уши? Для чего у зайчика такие быстрые ноги? Почему у зайчика зимой шубка белая, а летом - серая?

5. Д/игра «Найди отличия».

6. П/игра «Зайка серенький». 

7. Рассматривание зайчика. Показ приёмов лепки зайчика.

8. Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь.

9. Рассматривание работ

Материал для лепки, клеёнки, слепленный зайчик, д/и «Найди отличия» (с изображением зайчика

Стихотворение «Заяц»

 Заяц, он живёт в лесу,

 Боится встретить он лису.

 Быстро бегает по горкам,

 И грызёт кору у ёлки.

 Чтобы скрыться от лисы.

 Шубку он меняет.

 Зимой белая она, весной серая бывает.

                                    Н.Зайцева

Нерегламентированная деятельность

Общение

Игровая деятельность

Познавательная практическая деятельность

Художественная

деятельность

Трудовая

деятельность

*Беседа «Зима пришла»

Цель: подведение к составлению небольших рассказов о зиме.

*Беседа «Одежда зимой»

Цель: систематизировать представления детей о зимней одежде.

*Беседа «Как звери зимуют» (по предметным и сюжетным картинкам)

Цель: закрепление умения отвечать на вопросы воспитателя.

Беседа «Как вести себя на горке»

Цель: формировать представления о безопасном поведении зимой на улице

*Рассказ о жизни зайчика «Летом серый – зимой белый»

Цель: закреплять представления о зайчике, об отличительных признаках его внешнего вида.

*Проблемная ситуация «Почему нельзя есть снег»

Цель: дать понятие, что нельзя есть снег, потому что он холодный, в нём попадаются частички грязи, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

*Этюд «Лепим снеговика»

Цель: формировать умение принимать игровой образ и отражать его в соответствующих движениях.

*Этюд «Как я радуюсь первому снегу»

Цель: формировать умение понимать ярко выраженные эмоциональные состояния людей по мимике и жестам.    

*Этюды психогимнастики «Зайке холодно сидеть», «Кто зимой холодной бродит»

Цель: формировать умение принимать игровой образ и отражать его в соответствующих движениях

*Д/ игра «Когда это бывает?»

Цель: систематизировать знания детей о зиме.

*Д/игра «Чего не хватает Мише для прогулки»

Цель: воспитывать у детей умение ориентироваться на партнёра, обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами, поддерживать короткий диалог, упражнять в образовании род. падежа, мн. числа им. сущ.

*Д/игра «Бывает - не бывает»

Цель: систематизация представлений детей о сезонных изменениях зимой

*Д/игра «Чей силуэт?»

Цель: закреплять представления детей об особенностях внешнего вида животных, упражнять детей в назывании животных.

*Музыкально-дидактическая. игра «Снежинки»

Цель: упражнять в выполнении определённых движений в соответствии с музыкой. *Игра-имитация «Мы идём гулять»

Цель: развивать двигательную активность, мимику, развивать умения согласовывать действия.

*П/игра «По снегу, по дорожке»

Цель: упражнять в ходьбе обычным шагом с высоким подниманием колен.

*П/игра с бегом «Зайцы и волк»

Цель: закреплять навыки обычного бега, формировать целенаправленную двигательную активность, способствовать развитию быстроты, ловкости.

*П/игра «Зайка серенький»

Цель: развивать двигательную активность, внимательность

*П/игра «Зимний хоровод»

Цель: формировать умение выполнять ритмические движения под поэтический текст, воспитывать доброжелательные взаимоотношения друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности

 

 *Наблюдение «Снежинки летят»

Цель: систематизировать представления детей об основных состояниях погоды: снег, ветер, холодно.

*Наблюдение «Какой снег и сколько его»

Цель: формировать представления о свойствах и качествах снега.

*Наблюдение за трудом дворника

Цель: закреплять представления об орудиях труда, прививать интерес к труду взрослых.

*Наблюдение «Рябина после снегопада»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде рябины после снегопада, дать понятие о том, кто любит лакомиться ягодами рябины

*Опыт «Ледяные дорожки»

Цель: развивать мышление, показать, что если ледяную дорожку посыпать песком, то она перестанет быть скользкой.

*Опыт «Одинаковые ли на ощупь различные виды ткани для одежды?»

Цель: определить, что различные виды ткани имеют различную поверхность на ощупь, развивать тактильные ощущения, воспитывать любознательность.

*Опыты со льдом «Цветные льдинки», «Превращения льда»

Цель: закрепить представления детей о состояниях воды, продолжать формировать умения различать и называть свойства воды, снега, льда.

*Опыт: «Что спрятано в шишках»

Познакомить детей с особенностями шишки.

*Рассматривание фотоальбома о жизни диких животных зимой.

Цель: формировать представления о диких животных, о сезонных изменениях в их жизни.

*Опыт «Гололёд»

Цель: формировать представления о свойствах льда: гладкий, скользкий, об опасности гололёда, формировать умения применять доступные правила безопасного поведения на улице

*Чытанне верша

І.Муравейка «Адмарозіў лапкі»

Мэта: развіваць у дзяцей уменне эмацыйна ўспрымаць верш, разумець змест вершаванага тэксту, імітаваць і перадаваць голасам асобныя словы з вершаваных радкоў.

*Заучивание заклички «Морозушко-мороз»

Цель: формировать умение эмоционально и выразительно исполнять знакомые малые фольклорные произведения.

*Рисование «Красивые шарфики»

Цель: формировать умения проводить разные виды линий: вертикальные, горизонтальные, волнистые.

*Лепка «Мы играем со снежками»

Цель: продолжать формировать умение раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями.

*Лепка «Орешки для белочки»

Цель: продолжать формировать умение лепить предметы круглой формы (орех).

*Показ кукольного спектакля «Машенька и рукавички» (Михайлова М.А.)

Цель: формировать умение сочувствовать персонажам кукольного спектакля, отвечать на вопросы по содержанию произведения

Конструирование из снега «Горка для кукол»

Цель: формировать умение сгребать снег, утрамбовывать его, делать лопатой спуск, закрепить представления детей о свойствах снега и льда

*Труд в природе. Привлечь детей к расчистке снега на участке группы.

Цель: развивать элементарные трудовые навыки; воспитывать положительное отношение к труду.

*Самообслужи-

вание «Одеваемся сами»

Цель: продолжать формировать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, расшнуровывать, расстёгивать обувь или застёгивать её, снимать, надевать и ставить её на место

Дата: 2019-03-05, просмотров: 779.