Диагностика дизартрий по локализации очага поражения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
дизартрия Очаг поражения мозга патогенез Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности)
1 2 3 4
бульбарная Одностороннее (правое или левое) или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов V, VII, IX, X, XII черепно-мозговых нервов шейно-грудного уровня Избирательные вялые (право-, лево- или двусторонние) параличи мышц языка, губ, мякого неба, гортани, глотки; дыхательных мышц и поднимающих нижнюю челюсть. Наблюдается их атрофия и атония (язык вялый, дряблый); снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Отмечаются расстройства непроизвольных движений в соответствующих группах мышц Голос слабый, глухой, истощающийся; гласные и звонкие согласные оглушены (Б - П, Д - Т и др.) Темб речи изменен по типу открытой гнусавости (Б - М, Д – Н и др.). артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку э. артикуляция согласных упрощена; смычные и Р заменяется щелевыми (П – Ф, Т – С). Упрощается характер щели у щелевых; в речи доминирует глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых параличей. Речь замедленная, монотонная, нарушена плавность, резко утомляет больного.
Псевлобульбарная Часто наблюдается поражение центральных двигательных кортико-бульбарных и пирамидных нейронов, идущих к передним рогам шейно-грудного уровня. Поражение двустороннее, неравномерно латерализованное Характерны пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофий нет. Гипертрофия мышц (язык напряжен, отодвинут кзади), глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Нередки насильственный смех и плач. Параличи всегда двусторонние с одной стороны, во-первых, произвольные движения и, во-вторых, самые тонкие движения кончиком языка Голос слабый, сиплый и хриплый. Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости, особенно гнусавы гласные заднего ряда (у, о) и твердые согласные со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ц). Артикуляция гласных и согласных сдвинута назад. Смычные согласные и р заменяются на щелевые (п – ф, т – с), щелевые согласные преобразуются в плоскощелевые, страдает артикуляция согласных со сложными укладами (р, л, ш, ж, с, з, ц, ч), артикуляция тврдых согласных страдает больше, чем мягких. Больной старается преодолеть описанные расстройства под контролем слуха, однако его усилия обычно ведут к нарастанию гипертонии мышц и, следовательно, к усилению хриплости голоса, гнусавости, дефектов артикуляции, пропуску согласных при стечении, недоговариванию концов слов, замедленно темпа речи, нарушениям ее плавности и модулированности  
Корковая апраксическая: постцентральная   Корковая апраксическая премоторная Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей   Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга, а именно нижних отделов премоторных полей Кинестетическая артикуляторная апраксия   Кинетическая артикуляторная апраксия Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые фонематические обобщения, смешения признаков согласных по способу и месту образования; глухости-звонкости, твердости-мягкости. Эти расстройства непостоянны, зависят от контекста. В тяжелых случаях под контролем слуха, зрения и тактильно-кинестетических ощущений ребенок активно ищет слоги, что приводит к нарушениям плавности речи и к ее замедлению.   Наблюдается распад ритмических слоговых структур слов, возрастают напряженность речи, степень ее локализации. Темп речи замедляется, появляются персеверации (перестановки) и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких – на глухие, мягких – на твердые. Стечения согласных упрощаются за счет пропусков; аффрикативы расщепляются на составные звуки
Подкорковая (экстрапирамидная) Разнообразные поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга, в частности с корой головного мозга Вопросы патогенеза дизартрии мало разработаны, однако несомненна связь с распадом или с расстройствами использования в акте речи врожденных синергий, что делает речь напряженной и неплавной Расстройства речевой просодики: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцептуации и мелодики. Диспросодические суперсегментные расстройства взаимосвязаны с расстройствами сегментными, нарушены звуковая сторона речи, внятность и членораздельность. Могут быть выделены еще недостаточно изученные клинические синдромы
мозжечковая Поражения мозжечка и его связей с другими структурами мозга Статическая и динамическая атаксия речевых движений Речь скандированная, недостаточно внятная, искажаются ее нормативные характеристики, часто напоминает речь «пьяного» человека

 

Условные обозначения: знак назализации звука (р);
                                                              знак уменьшения сонорности (р).

 

2.6.2. Дифференциальная диагностика дизартрий по степени поражения .
Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Псевдобульбарную форму дизартрии дифференцируют по степени поражения (табл. 2.11, 2.12).
Знание неврологических основ логопедии поможет педагогу-логопеду осмысленно квалифицировать дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, что обеспечит личностно-ориентированный подход при коррекции речевых нарушений.

Таблица 2.11

Этиология (причины)

Дизартрия III степени (легкая) Дизартрия II степени (средней тяжести) Дизартрия I степени (тяжелая)
Одностороннее поражение доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины Одностороннее поражение коры доминантного полушария (чаще левого) в нижних постцентральных отделах коры головного мозга (к.г.м.) При односторонних поражениях в нижних отделах премоторных областей коры головного мозга
Неврологический статус 1. Возникает избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата, чаще языка, что приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений, особенно затруднен подъем кончика языка вверх. 2. Избирательно повышается мышечный тонус, что чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка. 3. В легких случаях нарушаются темп и плавность произношения. 1. недостаточность кинетического праксиса. 2. поиск нужного артикуляционного уклада, что замедляет темп, затрудняет плавность речи. 3. испытывает трудности в ощущении и воспроизведении отдельных артикуляционных укладов. 4. недостаточность лицевого гнозиса, особенно в области артикуляционного аппарата. Ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, что является отличным симптомом для диагностики 1. отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. 2. недостаточность кинетического динамического праксиса, в результате дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем, особенно слов со стечением согласных.
                                         Речевой статус Нарушается темп, плавность речи.   Произношение замедленное.     Какуминальные согласные: Ш, Ж, Р – отсутствуют или заменяются дорсальными С, З, СВ, ЗВ, Т, Д, Н.   Часто страдает Л,ЛЬ.   Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность.   Нарушения звукопроизношения неоднозначны, непостоянны.   Наиболее часто страдают шипящие (Ш, Ж, Щ) и аффрикаты (Ч,Ц). Автоматизируются звуки с трудом. Речь долго остается нечеткой, смазанной. Речь напряженная из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений. Аффрикаты распадаются на части: Ц=ТС, Ч=ТЬШ. Щелевые звуки заменяются на смычные: С=Т, З=Д и т.д.(разлитой тетизм). При стечении согласных звуки пропускаются.   Возможна избирательность оглушения звонких согласных, преимущественно смычных.    

 

Таблица 2.12

Черепно-мозговые нервы Дизартрия III степени, легкая Дизартрия II степени, средняя Дизартрия I степени, тяжелая
III, IV, VI пара ч.м.н. – глазо-двигательный, отводящий Грубых параличей нет. Возможен односторонний вариант косоглазия или слабость отводящего нерва. Причина - парез Косоглазие, возможно двустороннее. Слабая аккомодация. Незначительный птоз (опущение века). Причина - парез Наблюдается двустороннее сходящееся косоглазие. Зрачковая реакция недостаточная. Явный птоз. Причина- паралич
V пара ч.м.н. – тройничный нерв обеспечивает активность жевательной мускулатуры Акт жевания затруднен, замедлен. Пищу ребенок отправляет за щеку и длительно сосет Акт жевания и глотания затруднен настолько, что пища скапливается во рту. Ребенок может подавиться Акт жевания практически невозможен. Ребенок может употреблять только протертую пищу
VII пара ч.м.н. –лицевой, обеспечивает иннервацию мимики лица, мускулатуру губ, щек, шеи Отмечается сглаженность носогубных складок, реже одной. Произвольные движения смазаны. Артикуляция вялая. Артикуляция чрезмерно вялая. Носогубные складки отсутствуют, реже еле намечены с одной стороны (чаще с лева). Легкая ассиметрия лица Лицевая мускулатура практически неподвижна. Лицо маскообразное. Стойкая ассиметрия лица, губ, парез кругловой мышцы, результат рот в покое приоткрыт
IX пара ч.м.н. – языкоглоточный нерв иннервирует мягкое небо, корень языка, частично-голосовые связки, надгортанник Точные движения языка затруднены, смазаны. Возможна незначительная назализация, дисфония. Голосоподача мягкая Голосоподача жесткая, голос затухающий. Часто наблюдается дисфония. Слабый небноглоточный затвор, в результате назализация. Отмечается девиация языка, легкие гиперкинезы Голос слабый, прерывистый, до полного исчезновения или резкий. Причина – неравномерность смыкания голосовых связок. Язык колообразный, стойкая ассиметрия, возможна полная или частичная атрофия
XII пара ч.м.н. – подъязычный нерв обеспечивает тонкие, дифференцированные движения языка Язык по средней линии ассиметричен. Кончик языка сформирован, ярко выражен, но дифференцированные движения затруднены. Из-за пареза повышена утомляемость, отмечается слабость мышц. Цианичность языка. Язык широкий, недостаточно подвижен, кончик плохо выражен. Отмечается девиация. Отсутствует точность движений. Наблюдается частичный боковой парез, что провоцирует боковой сигматизм, парез кончика языка – призубный, а сочетание пареза языка и губ приводит к межзубному сигматизму звуков Язык массивный, толстый, колообразный; подвижность затруднена, ребенок «еле ворочает языком», «говорит, будто каша во рту». Возможна атрофия языка, стойкая ассиметрия, цианичность. Иногда гиперкинезы настолько сильный, что делает речь невозможной

 




Дата: 2019-03-05, просмотров: 288.