В стихах:                                             Дятел на дубу сидит
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дома баба, дома дед.                          И в дубу дупло долбит.

Только Томы дома нет.

- Где Тома?

- Она у дома;

В скороговорках:                                                              на дворе трава.

Топали да топали,                                                          на траве дрова.

Дотопали до тополя,                                                     не руби дрова

До тополя дотопали,                                                     на траве двора.

Да ноги-то оттопали.

Часто звук [г] ставим от звука [д]. Предложив ребенку произнести слоги с усвоенным звуком [д]: да-да-да... указательным пальцем ребенка прижимаем книзу переднюю часть спинки языка, и поэтапно задвигаем язык вглубь, получаем дя. Продолжая упражнение, нажимаем на язык несколько глубже, в результате чего слышится гя. Наконец, продвигаясь поэтапно до второй фаланги указательного пальца, получаем чистое га
от да-дя-га-га. В одних случаях указанные этапы могут быть пройдены на протяжении одного занятия.
В других— приходится задерживаться на первом (дя) и на втором (гя) этапах в течение нескольких занятий. Когда ребенок сможет произносить звук [г] без помощи пальца в слоге — га и во включающих этот слог словах, необходимо отработать звук в слогах с другими гласными.
Самый неустойчивый из трех (д, б, г) взрывных звуков — звук д. Ученые подчеркивают, что позиция для всех вышеназванных согласных — положение перед гласными [у) и [и], что важно учитывать при подборе упражнений (Ф. Ф. Рау и ВФ. Слезина, 1981).
Таким образом, звуки [б, д, г] сходны между собой: по
голоса в артикуляции (они произносятся при сомкнутых и вибрирующих голосовых складках, то есть они звонкие); по способу артикуляции (все они взрывные); по отсутствию палатализации (произносятся без дополнительного подъема языка, они твердые).
Отличаются эти звуки друг от друга местом артикуляции: смычка образуется двумя губами (б); языком и верхними резцами (д); языком и небом (г).
Сходство звуков [б, д, г] обусловливает и однотипность дефекта: оглушение, полузвонкость, звонкий взрывной [г] звучит как фрикативный согласный (южнорусское [г]); г = х.
Наряду с оглушением встречается и дефект озвончения. Коррекция достигается теми же способами. Большую роль при этом играет сопоставление глухих и звонких согласных в слогах, словах и фразах. Анализ литературы и личный опыт доказывает, что полузвонкость возникает в результате того, что перед взрывом губкой смычки прекращается вибрация голосовых складок. В результате звуки [б, д, г] произносятся полузвонко, так что вместо [ба] получается [бпа], [да=дта] [га=гка]. Показывать разницу между правильным и дефектным произношением помогают символы, зрительные опоры (буквы) так, как они имеют постоянную характеристику.
Практика показывает, что иногда достаточно коррекции звука [б] чтобы дети по аналогии преодолели дефект оглушения в других звуках [д, г]

Исправляя звук [д], сопоставляем его со звуком [б]: ба—
—да. Так же, исправляя звук [г], сопоставляем его с усвоенным уже правильным произношением звуков [б] и [г]: ба—
га, аба—ага, да-да, ада-ага. Если этот прием не помогает достигнуть
намеченной цели, то ставим [г от д] путем поэтапного
задвижения языка вглубь указательным пальцем ребенка до второй фаланги. Звонкий взрывной звук [г] звучит как [х].
Дефект, как указывают многие ученые (Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезина, 1981), связан с нарушением способа артикуляции (смычка заменяется щелью) и отсутствием голоса, так как голосовые
связки разомкнуты. При устранения дефекта сопоставляем
правильное и неправильное произношение согласного в слогах:
га-ха, в словах: нога-ноха. Это дает возможность уловить различие с помощью слуха, тактильно-вибрационного
контроля, положив одну руку к гортани.
При [г] — ощущается вибрация, при [х] - вибрация
отсутствует. Другую руку подносим ко рту, при [г] — ощущается толчок воздуха, а при звуке [х] — струя. При этом широко используются зрительные опоры - буквы, которые указывают на различие произносимого звука в буквенном обозначении. Если эти приемы не могут исправить дефект, то ставим
опираясь на согласный [д].
Таким образом, дефект оглушения встречается у дошкольников довольно часто и требует не только своевременной коррекция, но и тщательной дифференциации смешиваемых фонем, как на слух, так и в произношении. Половинчатые меры вызовут при обучении в школе нарушения письменной речи: акустические дисграфии (специфическое расстройство процесса письма, при котором наблюдается замена букв) и дислексии (нарушение чтения).
Трудности в овладении письменной речью вызывают новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, снижается самооценка. Наиболее трудно детям, лишенным родительской поддержка. Не секрет, что некоторые родители прибегают к репрессивным мерам. Важно своевременно предупредить родителей о возможных трудностях, привлечь, к коррекции речевых нарушений. Необходимо повышать их компетентность, что снизит требовательность и ничем не обоснованные родительские амбиции. В противном случае возможны срывы от трудностей поведения до нервно-психических расстройств. Профилактика дисграфии поможет снять в школе целый ряд проблем, резко сократит процент детей, неуспевающих по русскому языку, это обеспечит им психологический комфорт, что особенно важно для детей, имеющих речевые нарушения, так как наряду с речевой патологией для большинства характерны соматическая ослабленность, повышенная утомляемость, раздражительность, нарушение сна, аппетита, головные боли и т. д.
Доброжелательность, любовь и поддержка со стороны близких ребенку людей, как родителей, так и педагогов, помогут ему преодолеть трудности в овладении речью, добиться раскованности, уверенности в себе. Важно своевременно помочь ребенку, а не насмехаться и развешивать ярлыки. «Дети подобно взрослым стараются дотягиваться или опускаться до ожиданий, которые с ними связывают» (Раттер. М., 1987)

3.9. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Точечный массаж зародился около пяти тысяч лет назад на Дальнем Востоке. Древние врачеватели, жившие на территории нынешних Китам, Кореи, Монголии, Японии, создали учение об организме как о целостной системе, в которой каждый орган находится в тесном единстве со всеми остальными. Были обнаружены локальные области, биологически активные точки - БАТ. Всею таких точек описано около 700, но наиболее
 часто используют около 150. Точечный массаж БАТ, дошедший до наших дней с глубокой древности, с честью выдержал
проверку временем, доказал свою эффективность. Этот метод
выгодно отличается относительной простотой и доступностью.
В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и
при проведении метода иглоукалывания, с той лишь разницей,
что на БАТ воздействуют пальцем или кистью.

 При углубленном изучения БАТ было установлено, что
воздействие на точку стимулирует или успокаивает нервную
систему, что зависит от способа, техники воздействия, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней
секреции, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение. Применять массаж можно лишь при отсутствии абсолютных противопоказаний
Противопоказания: наличие злокачественных и доброкачественных новообразований любой локализации, при высокой температуре тела, активных формах туберкулеза, язвенной болезни желудка, резком истощения, заболеваниях крови, состоянии острого психического возбуждения, при беременности и в старческом возрасте. Не следует делать точечный массаж натощак, а также при резких перепадах атмосферного давления. Следует отказаться от крепкого кофе, острой и соленой пищи.
Методика. Важно максимально точно найти БАТ. В Китае для более точного определения точек используется индивидуальный цунь — расстояние, образовавшееся между складками средней фаланги при сгибании третьего пальца (у мужчин на левой кисти, у женщин — на правой). Абсолютный цунь как единица измерения равен 2,5 сантиметра. Перед массажем нужно расслабиться, постараться по возможности отвлечься от всего постороннего, разогреть руки и осторожно нащупать точку кончиком пальца. При надавливании БАТ возникает ощущение боли или ломоты. Давление необходимо производить подушечкой пальца. Надавливание не должно быть грубым, резким вызывать сильную боль или оставлять синяки. Оно должно напоминать касание или легкое безостановочное поглаживание, при котором используется тяжесть
пальца или кисти. Если малыш жалуется на боль — массировать осторожнее, если возникает головокружение - массаж необходимо прекратить.
Движение пальца — горизонтально-вращательное, направленное по часовой стрелке, или вибрирующее, но всегда безостановочное. Вращение или вибрацию производят в определенном темпе (замедляющем или ускоряющем) и сочетают с некоторым давлением.
Древневосточные каноны успокаивающий массаж рекомендовали делать только после захода солнца, во время полнолуния. Этот вид массажа характеризуется непрерывным воздействием плавными, медленными, вращательными движениями без смещения кожи или надавливанием подушечкой пальца с постепенным нарастанием силы давления (без заметной ямки) и задержкой пальца на глубине. Прием повторяют З—4 раза с возвращением каждый раз к исходному положению, не отрывая пальца от точки. Длительность массажа каждой точки 3— 5 минут. Этот метод также эффективен при острой боли, бессоннице, тревоге, нервном возбуждении.
Тонизирующий массаж наиболее эффективен во время новолуния. Он характеризуется коротким сильным надавливанием и быстрым резким удалением пальца от точки. К тонизирующему методу относится и прерывистая вибрация. Длительность воздействия 0,5—1 минута. Этот прием также эффективен при судорогах и физическом утомлении. В коррекционной педагогике мы используем точечный массаж биологически активных точек в работе с детьми, состояние и поведение которых обусловлено остаточными явлениями органического поражения головного мозга (патологическая беременность, инфекции, родовые и черепно-мозговые травмы). Этот контингент детей довольно широко представлен в каждом детском учреждении. Их характеризует повышенная утомляемость, истощаемость нервной системы, плохая переключаемость, неравномерная работоспособность, рассеянность, неусидчивость, расторможенность, драчливость или же пассивность, депрессивное состояние, плаксивость.
Мы убедились, что, воздействуя на БАТ, удается расслабить гипертонус, стимулировать функцию паретичных мышц, снизить вегетативные и трофические расстройства, улучшить общее состояние ребенка, его работоспособность, снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.
В связи с тем, что точечный массаж прост и доступен широкому кругу населения, не имеет возрастных ограничений, мы постарались обучить родителей навыкам его проведения в домашних условиях. Чем раньше начата коррекция, тем выше эффект.
Массаж используется только на первых этапах. Затем постепенно детей обучают элементам самомассажа. Взрослый человек, страдающий тем или иным недугом, тоже может прибегнуть к точечному самомассажу.
Необходимо настроиться на длительные занятия, которые проводятся ежедневно в такой последовательности: между первым и вторым курсами —интервал семь дней; между вторым и третьим — три месяца. В дальнейшем курсы повторяют в течение двух-трех лет через каждые полгода. Курс включает 15 процедур. Точечный массаж проводится не более 30 минут. В зависимости от степени нарушения речи, поведения, от компенсаторных возможностей ребенка эффект точечного массажа может быть различным. Иногда уже после первого курса наступает некоторое улучшение, но это не означает, что массаж надо прекращать. Если улучшение происходит не так быстро, не следует отчаиваться, необходимы настойчивость и время. Недаром говорят «Терпенье и труд — все перетрут». В перерыве между курсами возможен рецидив. В этом случае массаж необходимо начинать без промедления. Главное в коррекционной работе — не упустить время.
3.9.1. Точечный массаж при дизартрии.
В последние годы резко возрос процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции. Существенную помощь в коррекции дизартрии оказывает точечный массаж, который мы включаем в комплексное логопедическое воздействие.
Каждый курс и процедуру рекомендуется начинать с массажа точек 1 и 2, что повышает защитные силы организма. Точку 1 массируют поочередно на левой и правой руке, а точку 2 — одновременно на обеих ногах. Ребенок при этом сидит, вытянув ноги. В первые два дня массируются точки 1 и 2. Во время третьей и четвертой процедур одновременно массируют симметричные точки З и 4 шейно-воротниковой области. Проводя пятую и шестую процедуры, массируют точки 5 и 6 одновременно с обеих сторон. С седьмой процедуры приступают к массажу БАТ на лице и голове — по две точки в день. На точки 7 и 8 воздействуют одновременно. При массаже точек 9, расположенных на расстоянии одного сантиметра от угла рта, рот должен быть слегка приоткрыт. Последовательно массируют и другие точки.
Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и дыхание (при дизартрии, заикании, ринолалии), то врачи-рефлексотерапевты советуют воздействовать на точки 14, 15, 16 и 17, ответственные за дыхательный акт в процессе речи.

Точки 16 и 17, которые массируют одновременно, подключают в следующей процедуре.
При воздействии на точки 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 13, 16, 17
ребенок должен сидеть; во время массажа точки 6 — лежать
на животе, а точек 9, 10, 11, 12, 14, 15 — сидеть или лежать
на спине, последнее предпочтительнее. При дизартрии нарушается не только общая, но и мелкая моторика, в результате чего возникает писчий спазм.





















































МАССАЖ ПРИ ПИСЧЕМ СПАЗМЕ.

 

Писчий спазм - это изменение моторики руки, приводящее к нарушению акта письма при сохранении возможности выполнять рукой другие действия. Впервые описал Вгuch ( 1891). Этиология неясна, но преимущественно писчий спазм возникает вследствие дисфункции экстрапирамидной системы при легких органических церебральных нарушениях в результате неправильного распределения тонуса мышц, принимающих участие в письме. Судороги могут возникать в предплечье, плече, плечевом поясе, даже в шее и мускулатуре лица. Писчему спазму часто предшествуют эмоциональная неустойчивость, мнительность, повышенная возбудимость, длительное напряжение пишущей руки.
Для детей с речевыми нарушениями особенно характерны дисграфии. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. С учетом нарушенных анализаторов выделяют три вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. Для моторной характерны трудности движения руки во время письма. Эта форма дисграфии может сопровождаться и неречевой симптоматикой: неврологическими нарушениями. Одним из таких проявлений является писчий спазм. Для него характерны нарушения координации движений рук и глаз, что у здоровых детей наблюдается только в первые месяцы жизни. У дизартриков отсутствует плавное переключение взора, в результате чего при письме и чтении они недостаточно фиксируют его на строке, соскальзывают, теряют ее. Иногда отмечается выпадение полей зрения.
При целенаправленном коррекционном воздействии постепенно симптоматика писчего спазма сглаживается. Результативность значительно выше при использовании комплексного метода, включающего фармакотерапию, физиотерапию, специальный комплекс лечебной гимнастики, пальчиковую гимнастику, иногда психотерапевтическую помощь. Существенный вклад в коррекционную работу вносят и нетрадиционные методы лечебной, коррекционной педагогики, в том числе и точечный массаж биологически активных точек, который оказывает неоценимую помощь в избавлении от писчего спазма.
Массаж необходимо проводить длительно, повторными курсами. Воздействовать на точки следует успокаивающим методом -
приемом легкого касательного вращения по часовой стрелке в замедляющемся ритме в течение 3—5 минут на каждую точку.
Первые три точки массируются ежедневно, с них начинается каждый сеанс. К ним, чередуя по 2—З в сеанс добавляют остальные.
Точка 1 — несимметричная, находится на голове на серединной линии на пять цуней выше передней границы волосистой части головы. Массировать в положении сидя, наклонив голову вперед.
Точка 2 - симметричная. Массировать в положении сидя поочередно справа и слева, рука лежит на столе.
Точка 3 — «точка лечения ста болезней» — симметричная, находится на голени на три цуня ниже нижнего края надколенника и на один цунь кнаружи от переднего края большеберцовой кости. Массировать одновременно в положении сидя с вытянутыми ногами.
Точка 4 — симметричная, находится на кисти на границе тыльной и ладонной поверхностей кожи над V пястной костью. Массируется поочередно в положении сидя, рука лежит на столе.
Точка 5 — «точка у большого холма»— симметричная, находится на передней поверхности запястья, между сухожилиями. Массировать поочередно в положении сидя, рука — на столе ладонью вверх.
Точка 6 — «точка у достаточного промежутка» — симметричная, находится на тыле стопы между головками I и II плюсневых костей. Массировать одновременно, сидя, согнув ноги в коленях.
Точка 7 — «точка у извилистого прудика» — симметричная, находится в области локтевого сустава в конце складки, образующейся при сгибании руки в локте на стороне большого пальца. Массировать в положении сидя поочередно справа и слева, полусогнутая в локте рука лежит на столе ладонью вниз.
Точка 8 — «точка у небесного источника» — симметричная, находится на задней поверхности плеча, на один цунь выше локтевой складки, образующейся на опущенной вниз руке. Массировать поочередно, в положении сидя, рука вытянута и опущена вниз.
Точка 9 — «точка у трех промежутков на руке» — симметричная, находится на передней поверхности предплечья на два цуня ниже конца складки, образующейся при согнутой в локте руке. Массировать поочередно, полусогнутая в локте рука — на столе ладонью вниз.
При целенаправленном коррекционном логопедическом воздействии писчий спазм постепенно сглаживается. Письменная речь значительно улучшается: исчезает тремор, выравнивается строка, нормализуется нажим и энергетические затраты ребенка сводятся к минимуму. Опыт работы свидетельствует, что нетрадиционные методы лечебной педагогики должны стать достоянием широкого круга населения, особенно самых близких для ребенка людей: воспитателей, учителей и особенно родителей. В связи с этим необходимо шире пропагандировать эти знания, проводить семинары-практикумы, обучать элементам самомассажа.

3.9.3. Точечный массаж при заикании.
Заикание встречается чаще всего в детском и юношеском возрасте. Наиболее распространенная причина — испуг или психическая травма. Точечный массаж может оказаться хорошим дополнением к логопедическим занятиям и медикаментозному фону, назначенному врачом. При этом рекомендуется избегать психических травм. Воздействие на точки
следует проводить успокаивающим методом, приемом легкого надавливания в течение 3—5 минут. На курс — 12 ежедневных сеансов, повторные курсы проводят с перерывом в 7—10 дней

Точка 1 – симметричная, находится на передней поверхности запястья между сухожилиями. Массировать поочередно справа и слева в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вверх.

Точка 2 – симметричная, находится на передней поверхности предплечья выше средней складки запястья, между сухожилиями.
Точка З — симметричная, находится на задней поверхности плеча выше локтевой складки вытянутой руки. Массировать поочередно, сидя, массируемая рука опущена вдоль туловища.
Точка 4 — симметричная, находится на голени ниже подколенника. Массировать одновременно, в положении сидя с вытянутыми ногами.
Точка 5 — симметричная, находится в углублении над скуловой дугой у основания ушной раковины. Массировать одновременно, сидя.
Точка 6 — симметричная, находится на голени выше внутренней лодыжки. Массировать одновременно справа и слева в положении сидя.
Точка 7— симметричная, находится на предплечье выше средней складки запястья, в углублении у шиловидного отростка лучевой кости. Массировать поочередно, сидя, рука лежит на столе.

Точка 8 – несимметричная, находится на границе волосистой части головы по задней срединной линии. Массировать в положении сидя, слегка наклонив голову вперед.
Точка 9 — симметричная, находится на границе тыльной и ладонной поверхностей кисти над головкой V пястной кости. Массировать поочередно в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вниз пальцы полусобраны в кулак. Воздействовать на точку тонизирующим методом, приемом глубокого надавливания в течение 0,5—1 минуты.
При заикании точечный массаж проводят ежедневно в течение 12 дней. После семидневного отдыха курс повторить. Последовательно провести 3—4 курса. Ребенок вовремя массажа должен быть спокойным, расслабленным. Избегать острой пищи, крепких напитков: чая, кофе, так как они возбуждают нервную систему, снижают эффект воздействия. Натощак или сразу после еды массаж проводить не рекомендуется.

 

3.9.4. ТОЧКИ МАССАЖА ПРИ ЗАБЫВЧИВОСТИ, РАССЕЯННОСТИ, НЕВОЗМОЖНОСТИ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ.
При коррекции этих недостатков применяется тонизирующий метод: прием глубокого надавливания, вибрации, вращения по часовой стрелке в течение одной минуты. Курс рассчитан на 12 дней, проводится ежедневно, после семидневного отдыха курс повторяют.
Точки 1, 3, 5 – симметричные, массировать поочередно
справа и слева в положении сидя, рука лежит на столе ладонью
вверх.
Точки 2, 4 — симметричные, массировать поочередно справа
и слева в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вниз.
Точка 6 — симметричная, массировать одновременно с обеих сторон в положении сидя, согнув ноги в коленях.
Точка 7 — несимметричная, массировать в положении сидя, слегка склонив голову вперед.

3.9.5. Массаж при робости, боязливости, застенчивости.
Эти признаки могут быть как свойствами характера или неправильного воспитания, так и симптомом заболевания. Посоветуйтесь с врачом. Параллельно назначенным лечением можно провести точечный массаж, который усилит эффект.
Воздействие на точки 1—10, 13—16 следует проводить успокаивающим методом приемом легкого поглаживания по часовой стрелке в замедляющемся ритме в течение З—5 минут..

Воздействие на точки 11, 12, 17 — тонизирующим методом приемом глубокого надавливания с небольшой вибрацией и вращением по часовой стрелке в течение 0.5—1 минуты.
Точки 1, 2, 3, 5 — симметричные, массировать одновременно справа и слева в положении ребенка сидя или лежа.
Точка 4 — симметричная, массировать одновременно с обеих сторон в положении сидя с вытянутыми ногами.
Точка 1 — симметричная, массировать поочередно справа слева в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вверх.

Точки 2, 12, 13 – симметричные, массировать одновременно справа и слева в положении сидя, согнув ноги в коленях.

Точки 12 и 13 особенно эффективны при застенчивости и неуверенности в себе.
Точки 4, 5 6—- симметричные, массировать одновременно с обеих сторон в положении сидя с вытянутыми ногами.

3.9.6. Точечный массаж при немотивированном упрямстве,
непослушании детей

Воздействие на точки должно проводиться успокаивающим методом приемом легкого вращательного поглаживания по часовой стрелке (3-5 минут для каждой точки).

Итак, познакомив вас с методикой проведения точеченого массажа, широким спектром его использования в коррекционной работе, мы надеемся, что убедили вас в его простоте и доступности. Ученные рекомендуют освоить этот вид массажа и педагогам, и родителям, так как он достойно выдержал проверку временем. Пропаганда знаний по использованию нетрадиционных методов лечебной, коррекционной педагогики предоставляет возможность использовать их не только медиками, педагогами, но и родителями.

 

 








































Раздел 4.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 288.