Задача:
1. Скажи одно слово.
2. а) Произнеси одно слово. б) Сколько звуков в слове «дом»? в) Назови звуки в этом слове.
3. а) Скажи одно предложение. Б) Сколько слов в предложении «Дети любят играть?» в) Назови первое слово, второе, третье.
Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов).
Результаты обследования заносятся в табл. 2.8:
Таблица 2.8.
Фамилия, имя ребенка | Количественная оценка в баллах | Общая оценка | ||
Выделение слова | Фонемный анализ | Анализ предложений | ||
Оценка в 7 баллов соответствует высокому, 3—4 балла -
среднему и меньше 3 — низкому уровню осознания языковых элементов.
Обработка и интерпретация результатов.
Вывод об уровне речевого развития детей их готовности к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.
Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний или низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой будет — уровень выше среднего.
Таким образом, по результатам итоговой оценки ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевого развития, речевой готовности к школе: высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего, низкому. Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице (табл. 2.9):
Таблица 2.9
Фамилия, имя ребенка |
возраст |
Уровни развития |
Уровень речевой готовности к школе | |||||
Речевая коммуникация | Связная речь | словарь | грамматика | произношение | Практич. Осознание языка | |||
2.5.7. Комплексный метод речевой диагностики
1-й тест. Словесные ассоциации к определенному слову.
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я произнесу одно слово, а ты скажешь другое — какое захочешь».
1. Стул-.. 2. Мяч-... З. Иван-... 4. Зайчик-… 5. Пою-…
6. Красный-….
Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации)
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных.
1. Ребенок толкает…
2. Девочка качает...
3. Зайчик хрупает...
4. Мама стирает.
5. Девочка поливает...
Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов.
1. Что делает зайчик? 2. Что делает ребенок?
3. Что делает петух? 4. Что делает мама?
5. Что делает папа?
Оценка: 5 верных ответов.
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных.
1. Какое яблоко? 2. Какая собака? з. Какой слон?
4. Какая зима? 5. Какие цветы?
Оценка: 5 верных ответов.
5-й тест. Практическое применение грамматических (морфологических) правил изменения слов.
1. Как называют маленький стул? А если их много?
2. Как называют маленькую собаку? А если их много?
З. Как говорят о маленьком яблоке? А если их много?
Оценка: 2 верных ответа.
6-й тест. Составление предложения по одному данному слову.
1. Мальчик 2. Кукла. З. Мишка.
Оценка: 2 верных ответа
7-й тест. Составление предложения по 3-м заданным словам.
1. Кукла, девочка, платье. 2. Тетя, плита, пища.
3. Дядя, грузовик, дрова.
Оценка: 2 верных ответа
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении — раскрытие логического вербального мышления.
1. Он вышел, когда...
2. Он не пошел на прогулку, потому что...
3. Он не вышел во двор, куда...
4. Он не взял игрушку, которая...
Оценка: 3 верных ответа.
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения— обнаружение чутья к грамматической правильности.
Задача: «Я произнесу несколько предложений, а ты будь внимательным, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?
1. Он ушла на реку.
2. Там увидел маленький рыбку.
З. Потом бросил один камни.
4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.
Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности.
Задача: 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик». 2. «Объясни, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь».
Оценка: полное и понятное объяснение одной из задач.
11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов.
1. Назови одно слово! 2. Произнеси один звук!
З. Скажи одно предложение!
Оценка: 3 верных ответа.
12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.
Задача: «Давай поиграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова».
1. Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь).
2. Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает).
2. Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая).
Оценка: 2 Верных ответа (ответ должен быть предложением, т. е два связанных слова).
2.5.8. Обработка и интерпретация полученных
результатов
Количественная к качественная оценка речевого развития определяется по формуле
КоРР=ВРР×100⁄КВ
где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР— возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.
Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умножением на, так как условно считается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.
Календарный возраст (кв) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяц. Например, если ребенку в момент исследования исполнялось 5 лет З месяца 17 дней его календарный возраст равен 64 месяцам
Ели ребенок, к примеру, правильно выполняет 10 вербальных задач, возраст его речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда
КоРР=66×100⁄64=103,125=103.
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.
Определены следующие границы распределения КоРР:
КоРР от 1 до 9— значительно низкое речевое развитие
КоРР от 10 до 41 - низкое речевое развитие;
КоРР от 42 до 108 — нормальное речевое развитие;
КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;
КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.
Таким образом, сопоставив количественную оценку выполнения заданий обследуемыми детьми с границами распределения КоРР, можно сделать вывод об уровне общего речевого развития детей.
2.6. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
ДИЗАРТРИИ.
2.6.1. Дифференциальная диагностика
по локально-диагностическим признакам
Корковую дизартрию часто смешивают с дислалией или моторной алалией. Правильная диагностика имеет большое значение, так как вызывает существенные изменения в содержании и методике коррекционной логопедической работы. При дислалии нет органической симптоматики, звуки ставятся значительно легче, а главное, быстрее автоматизируются и вводятся в самостоятельную речь; прогноз благоприятный. При корковой дизартрия прогноз будет зависеть от тяжести дефекта, точности диагностики, выбора методов логопедического и медицинского воздействия, от сроков и длительности коррекционной работы. По своим проявлениям корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как прежде всею нарушается произношение сложных по звукослоговой структуре слов. Отличается тем, что нет нарушений в развития лексико-грамматического строя, просодическая сторона речи сохранна. Мимика и речь живы и выразительны, голос звонкий, повышенная речевая активность; а при дизартрии голос монотонный, затухающий, лицо амимично.
Подкорковая дизартрия. Причина возникновения — поражение подкорковых узлов головного мозга. Неврологический статус колебания мышечного тонуса (дистония), наличие в мимической и артикуляционный мускулатуре насильственных движений (гиперкинезов), которые возможны даже в состоянии покоя при речевом акте нарастают. В результате чего ребенок только что правильно говоривший, через мгновение не может произнести ни звука, и все это из-за артикуляционного спазма. Главной особенностью является то, что наряду с нарушением звукопроизношения для подкорковой дизартрии характерно отсутствие стабильных, однотипных нарушений, страдает вся просодическая сторона речи: темп, ритм, интонация. Эти дети говорят или быстро, или, наоборот, медленно с паузами. Их речь монотонна, однообразна, не модулирована. Голос — прерывистый, затухающий, переходящий в неясное бормотание, с носовым оттенком. Возможны непроизвольные выкрики, прорываются фарингеальные звуки. Таким образом, речевые возможности ребенка зависят от его состояния. Важно всегда помнить и учитывать, что подкорковая дизартрия осложняется нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости (прежде всего страдает слух на высокие тона).
Мозжечковая дизартрия в чистом виде встречается редко. Этиологические факторы (причины) — поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.
Неврологический статус — отмечается пониженный тонус в мышцах языка, губ; язык тонкий, распластанный, подвижность его ограничена, артикуляционная поза удерживается с трудом, испытывает трудности в ощущении и сохранении произвольной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом. Движения языка не точны, при более тонких движениях отмечается мелкое дрожание языка. Мягкое небо — паретично. Подвижность, объем, темп движений органов арткуляции ограничен, снижен. Мимика вялая. Нарушена координации движений.
Речевой статус — речь при мозжечковой дизартрии невнятная, замедленная, ребенок не в состоянии координировать речедвигательный процесс, он с трудом ворочает языком. Речь толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. Диагностировать помогают походка и речь «пьяного» человека.
Бульбарная дизартрия произошла от латинского термина. Продолговатый мозг имеет форму луковицы, отсюда его название.
Причина возникновения —одностороннее или двустороннее поражение периферических двигательных невронов (тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного). Бульбарная дизартрия представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов VII, IХ, Х, ХII пар черепно-мозговых нервов.
Неврологический статус _— имеет место периферический парез; параличи и парезы мышц артикуляционной мускулатуры
избирательные вялые. В детской практике наибольшее значение имеют односторонние избирательные поражения лицевого нерва ( VII пары ч. м. н.), что ведет к вялым параличам мышц губ, одной щеки. Подвижность артикуляционной мускулатуры ограничена в зависимости от степени паралича. Лицо амимично. Нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание.
Речевой статус — голос слабый, назализованный, нет звонких звуков, они оглушаются, причина — нарез голосовых связок. Многочисленные искажения звукопроизношения из-за паретического состояния мышц, языка, глотки. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губно- губному звуку. Все смычные приближаются к щелевым, переднеязычные — к единому глухому плоскощелевому звуку.
Псевдобульбарная дизартрия — двусторонние поражения центральных двигательных кортико-бульбарных невронов, идущих от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов ствола.
Неврологический статус — повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах по типу спастичности, вызывает спастическую форму псевдобульбарной дизартрии; понижение мышечного тонуса — паретическую форму. Отмечается ограничение произвольных движений. Язык напряжен, оттянуг назад, кончик языка не выражен, отклоняется в здоровую сторону, наблюдается саливация (слюнотечение). Движения замедлены в темпе, отличаются малой амплитудой, истощаемостью, повышением мышечного тонуса, диффузным перемещением.
Речевой статус — в звукопроизношении избирательные трудности, страдают р, л, ш, ж, ц, ч (сложные по артикуляции переднеязычные звуки). При спастической дизартрии происходит озвончение глухих согласных. Голос, дыхание, интонационно-мелодическая сторона речи нарушены. При паретичной — страдают смычно-губные звуки (п, б, м), язычно-альвеолярные гласные (и, ы. у). Отмечается назализация звуков.
Возникает частичный или полный периферический вялый паралич, или парез.
Диагностика по локально—диагностическим признакам представлена в табл. 2.10.
Таблица 2.10
Дата: 2019-03-05, просмотров: 289.