Изучение уровня практического осознания элементов речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задача:
1. Скажи одно слово.
2. а) Произнеси одно слово. б) Сколько звуков в слове «дом»? в) Назови звуки в этом слове.

3. а) Скажи одно предложение. Б) Сколько слов в предложении «Дети любят играть?» в) Назови первое слово, второе, третье.
Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов).
Результаты обследования заносятся в табл. 2.8:
Таблица 2.8.

 

Фамилия, имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Общая оценка

Выделение слова Фонемный анализ Анализ предложений

Оценка в 7 баллов соответствует высокому, 3—4 балла -
среднему и меньше 3 — низкому уровню осознания языковых элементов.
Обработка и интерпретация результатов.
Вывод об уровне речевого развития детей их готовности к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.
Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний или низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой будет — уровень выше среднего.
Таким образом, по результатам итоговой оценки ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевого развития, речевой готовности к школе: высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего, низкому. Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице (табл. 2.9):
Таблица 2.9

 

 

Фамилия, имя ребенка

 

 

возраст

 

 

Уровни развития

 

 

Уровень речевой готовности к школе

Речевая коммуникация Связная речь словарь грамматика произношение Практич. Осознание языка
                 

 

2.5.7. Комплексный метод речевой диагностики
1-й тест. Словесные ассоциации к определенному слову.
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я произнесу одно слово, а ты скажешь другое — какое захочешь».
1. Стул-.. 2. Мяч-... З. Иван-... 4. Зайчик-… 5. Пою-…
6. Красный-….

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации)
2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных.
1. Ребенок толкает…

2. Девочка качает...
3. Зайчик хрупает...

 4. Мама стирает.
5. Девочка поливает...
Оценка: 5 верных ответов.
3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов.
1. Что делает зайчик? 2. Что делает ребенок?
3. Что делает петух? 4. Что делает мама?
5. Что делает папа?
Оценка: 5 верных ответов.
4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных.
1. Какое яблоко? 2. Какая собака? з. Какой слон?
4. Какая зима? 5. Какие цветы?
Оценка: 5 верных ответов.
5-й тест. Практическое применение грамматических (морфологических) правил изменения слов.
1. Как называют маленький стул? А если их много?
2. Как называют маленькую собаку? А если их много?
З. Как говорят о маленьком яблоке? А если их много?
Оценка: 2 верных ответа.
6-й тест. Составление предложения по одному данному слову.
1. Мальчик 2. Кукла. З. Мишка.
Оценка: 2 верных ответа
7-й тест. Составление предложения по 3-м заданным словам.
1. Кукла, девочка, платье. 2. Тетя, плита, пища.
3. Дядя, грузовик, дрова.
Оценка: 2 верных ответа
8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении — раскрытие логического вербального мышления.

1. Он вышел, когда...
2. Он не пошел на прогулку, потому что...
3. Он не вышел во двор, куда...
4. Он не взял игрушку, которая...
Оценка: 3 верных ответа.
9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения— обнаружение чутья к грамматической правильности.
Задача: «Я произнесу несколько предложений, а ты будь внимательным, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?
1. Он ушла на реку.
2. Там увидел маленький рыбку.
З. Потом бросил один камни.
4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.
Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
10-й тест. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности.
Задача: 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик». 2. «Объясни, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь».
Оценка: полное и понятное объяснение одной из задач.
11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов.
1. Назови одно слово! 2. Произнеси один звук!
З. Скажи одно предложение!
Оценка: 3 верных ответа.
12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.
Задача: «Давай поиграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова».
1. Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь).
2. Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает).
2. Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая).
Оценка: 2 Верных ответа (ответ должен быть предложением, т. е два связанных слова).

2.5.8. Обработка и интерпретация полученных
результатов
Количественная к качественная оценка речевого развития определяется по формуле
КоРР=ВРР×100⁄КВ
где КоРР
— коэффициент речевого развития, ВРР— возраст речевого развития, КВ календарный (хронологический) возраст ребенка.
Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умножением на, так как условно считается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.
Календарный возраст (кв) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяц. Например, если ребенку в момент исследования исполнялось 5 лет З месяца 17 дней его календарный возраст равен 64 месяцам
Ели ребенок, к примеру, правильно выполняет 10 вербальных задач, возраст его речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда
КоРР=66×100⁄64=103,125=103.
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности.
Определены следующие границы распределения КоРР:
КоРР от 1 до 9— значительно низкое речевое развитие
КоРР от 10 до 41 - низкое речевое развитие;
КоРР от 42 до 108 — нормальное речевое развитие;
КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;
КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.
Таким образом, сопоставив количественную оценку выполнения заданий обследуемыми детьми с границами распределения КоРР, можно сделать вывод об уровне общего речевого развития детей.

2.6. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
ДИЗАРТРИИ.

2.6.1. Дифференциальная диагностика
по локально-диагностическим признакам
Корковую дизартрию часто смешивают с дислалией или моторной алалией. Правильная диагностика имеет большое значение, так как вызывает существенные изменения в содержании и методике коррекционной логопедической работы. При дислалии нет органической симптоматики, звуки ставятся значительно легче, а главное, быстрее автоматизируются и вводятся в самостоятельную речь; прогноз благоприятный. При корковой дизартрия прогноз будет зависеть от тяжести дефекта, точности диагностики, выбора методов логопедического и медицинского воздействия, от сроков и длительности коррекционной работы. По своим проявлениям корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как прежде всею нарушается произношение сложных по звукослоговой структуре слов. Отличается тем, что нет нарушений в развития лексико-грамматического строя, просодическая сторона речи сохранна. Мимика и речь живы и выразительны, голос звонкий, повышенная речевая активность; а при дизартрии голос монотонный, затухающий, лицо амимично.
Подкорковая дизартрия. Причина возникновения — поражение подкорковых узлов головного мозга. Неврологический статус колебания мышечного тонуса (дистония), наличие в мимической и артикуляционный мускулатуре насильственных движений (гиперкинезов), которые возможны даже в состоянии покоя при речевом акте нарастают. В результате чего ребенок только что правильно говоривший, через мгновение не может произнести ни звука, и все это из-за артикуляционного спазма. Главной особенностью является то, что наряду с нарушением звукопроизношения для подкорковой дизартрии характерно отсутствие стабильных, однотипных нарушений, страдает вся просодическая сторона речи: темп, ритм, интонация. Эти дети говорят или быстро, или, наоборот, медленно с паузами. Их речь монотонна, однообразна, не модулирована. Голос — прерывистый, затухающий, переходящий в неясное бормотание, с носовым оттенком. Возможны непроизвольные выкрики, прорываются фарингеальные звуки. Таким образом, речевые возможности ребенка зависят от его состояния. Важно всегда помнить и учитывать, что подкорковая дизартрия осложняется нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости (прежде всего страдает слух на высокие тона).
Мозжечковая дизартрия в чистом виде встречается редко. Этиологические факторы (причины) — поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.
Неврологический статус — отмечается пониженный тонус в мышцах языка, губ; язык тонкий, распластанный, подвижность его ограничена, артикуляционная поза удерживается с трудом, испытывает трудности в ощущении и сохранении произвольной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом. Движения языка не точны, при более тонких движениях отмечается мелкое дрожание языка. Мягкое небо — паретично. Подвижность, объем, темп движений органов арткуляции ограничен, снижен. Мимика вялая. Нарушена координации движений.
Речевой статус — речь при мозжечковой дизартрии невнятная, замедленная, ребенок не в состоянии координировать речедвигательный процесс, он с трудом ворочает языком. Речь толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. Диагностировать помогают походка и речь «пьяного» человека.
Бульбарная дизартрия произошла от латинского термина. Продолговатый мозг имеет форму луковицы, отсюда его название.
Причина возникновения —одностороннее или двустороннее поражение периферических двигательных невронов (тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного). Бульбарная дизартрия представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферических отделов VII, IХ, Х, ХII пар черепно-мозговых нервов.
Неврологический статус _— имеет место периферический парез; параличи и парезы мышц артикуляционной мускулатуры
избирательные вялые. В детской практике наибольшее значение имеют односторонние избирательные поражения лицевого нерва ( VII пары ч. м. н.), что ведет к вялым параличам мышц губ, одной щеки. Подвижность артикуляционной мускулатуры ограничена в зависимости от степени паралича. Лицо амимично. Нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание.
Речевой статус — голос слабый, назализованный, нет звонких звуков, они оглушаются, причина — нарез голосовых связок. Многочисленные искажения звукопроизношения из-за паретического состояния мышц, языка, глотки. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губно- губному звуку. Все смычные приближаются к щелевым, переднеязычные — к единому глухому плоскощелевому звуку.
Псевдобульбарная дизартрия — двусторонние поражения центральных двигательных кортико-бульбарных невронов, идущих от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов ствола.
Неврологический статус — повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах по типу спастичности, вызывает спастическую форму псевдобульбарной дизартрии; понижение мышечного тонуса — паретическую форму. Отмечается ограничение произвольных движений. Язык напряжен, оттянуг назад, кончик языка не выражен, отклоняется в здоровую сторону, наблюдается саливация (слюнотечение). Движения замедлены в темпе, отличаются малой амплитудой, истощаемостью, повышением мышечного тонуса, диффузным перемещением.
Речевой статус — в звукопроизношении избирательные трудности, страдают р, л, ш, ж, ц, ч (сложные по артикуляции переднеязычные звуки). При спастической дизартрии происходит озвончение глухих согласных. Голос, дыхание, интонационно-мелодическая сторона речи нарушены. При паретичной — страдают смычно-губные звуки (п, б, м), язычно-альвеолярные гласные (и, ы. у). Отмечается назализация звуков.
Возникает частичный или полный периферический вялый паралич, или парез.
Диагностика по локально—диагностическим признакам представлена в табл. 2.10.
 


                                                                                   Таблица 2.10






































































































Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.