Основные показатели диагностики дизартрий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, его формоположения, удержание артикуляцинной позы; произвольные движения языком, губами; мягкое небо, гиперкинезы, оральные синкинезии, звукопроизношение (табл. 2.13).

Таблица 2.13

Пока- затели дизартрия III степени — стертая форма Дизартрия II степени — средней тяжести Дизартрия I степени — тяжелая форма
1 2 3 4
1. Мимика Выразительная симметричная. Наблюдается полный контроль за мимикой, управляемость ее. Маловыразительная. Незначительная ассиметрия лица. Недостаточный контроль за положением губ: в покое рот приоткрыт Стойкая гипомимия, тяжелые случаи — амимия лица, асимметрия. Произаольные мимические движения затруднены, наблюдаются синкинезии. Рот постоянно открыт, язык выходит за пределы рта
2. Дыхание Тип дыхания смешанный: грудобрюшной. Обе половины ра6отают равномерно Дыхание поверхностное, ключичное, воз- можна аритмия Дыхание слабое, по- верхностное, аритмичное. Выдох ослаблен, затруднено задувание спички
3. Голосо- образование Голосоподача мягкая. Голо- содыхательная струя в полном объеме, дли- тельная Голосоподача жест- кая, голос затухаю- щий. Голосовые связ- км полностъю не смы- каются ‚(парез) Голос слабый, прерывистый, затухающий, до полного исчезнонения. Возможна афония. Смыкание голосовых связок неравномерно, что отражается на голосе (от тихого, до резких выкриков)
4. Рефлекторные движения язы- ка В полном объеме, достаточном темпе (жевание, облизывание губ) Объем и темп не- сколько ограничены, отмечается истощае- мость речевых функций Стойкие ограничения движений, объема, темпа (пожуй, оближи варенье)
5. Формо- положения языка По средней ли- нии. Кончик ярко выражен Широкий, кончик не сформирован, девиации языка‚ (отклоняется в здоровую сторону) Стойкая асимметрия, колообразный или патетичный с однооторонней атрофией
6. Удержание артикуляционной позы Без труда под счет до 10 и более. Цианичность отсутствует. Незначительная саливация Удерживается до 10, но наблюдатся элементы беспокойства, тремора, цианичности, саливации Удерживается до 5 с трудом. При спастической и гиперкинетической формах дизартрии – ярко выражен тремор, возбуждение. При паретичной – язык выходит за пределы рта

 

7. произ- нольные движения языка Все движения — в полном объеме и темпе, незначительные нарушения дифференцированных артикуляционных движений Легкая асимметрия. Темп замедлен. Затруднена смена артикуляционных движений. Отмечается исто- щаемость речевых функций Стойкая асимметрия языка. Переход от одного артикуляционого уклада к другому затруднен настолько, что речь становится малопонятной, «говорит будто каша во рту»
8. Мягкое небо Расположено по средней линии. При кашле, на твердой атаке активно сокращается Асимметрично, паретично. В результате возможна легкая нзальность Мягкое небо паретично настолько, что небноглоточный затвор не образуется, отмечается утечка воздуха, в ре- зультате сильная назальность
9. произвольные движения губ: трубочка, вибрация, улыбка Симметричны, осуществляются в полном объеме и темпе. Возможны движения с сопротивлением Асимметричны в здоровую сторону, движения выполняются в замедленном темпе. Движения с сопротивлением затруднены Асимметрия.Темп значительно замедлен. Объем резко ограничен. Сопротивление отсутствует
10. гиперкинезы отсутствуют непостоянны Постоянные, гиперкинезы затрудняют речь
11. оральные синкинезии отсутствуют Непостоянны, слабо выражены Постоянны, при попытке к речи усиливаются, затрудняют общение
12. произношение Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность во всех фонетических группах Возможно правильное, но отмечается неразборчивость, страдают определенные группы звуков Чаще наблюдаются искажения (межзубный, боковой сигматизмы), голос приобретает назальный оттенок, страдает просодика: тембр, интонация, темп, выразительность

 

2.6.4. дифференциальная диагностика дизартрий
от сходных речевых нарушений.
Отличительные признаки
стертых форм дизартрии от дислалии.

Широкий анализ практики показал, что стертые формы псевдобульбарной дизартрии довольно часто смешивают е дислалией (табл. 2.14). Однако коррекция звукопроизношения при дизартрии вызывает определенные трудности. Впервые на это обратил внимание Г. Гуцман. Он отметил, что для этих расстройств характерны смытость, стертость артикуляции. Обобщив анализ литературных данных, М.Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина-Винарская объясняют нарушения артикуляционного аппарата его недостаточной иннервацией и рассматривают эти случаи как дизартрические. Несмотря на то, что и при дизартрии и при сложной дислалии чаще страдают шипящие, свистящие и сонорные группы звуков, для дизартрии возможно правильное изолированное произношение звуков, но в спонтанной речи отмечаются смазанность, палатализация, назализация, нарушение просодической стороны речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, голос хриплый, сла6ый, тихий, затухающий.
Тажх образом, ребенка, имеющего дизартрию, выдает «диагеноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы. Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей. Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате — смазанность произношения, трудности при рисовании, письме, при овладении культурно-гигиеническими навыками: долго едят, неопрятны, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь. Их характеризуют быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти. Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. Нами было обследовано 673 ребенка. Анализ полученных данных речевого и психоневрологического состояния детей показал, что фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результате у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука р. Спастическое напряжение средней спинки языка делает всю речь ребенка смягченной. При спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения, а при их паретичности — дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе.


таблица 2.14

дислалия дизартрия
1. у соматически ослабленных детей. Органики нет. 2. неврологическая симптоматика отсутствует.   3. двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. 4. страдает только звукопроизношение. Проноз благоприятный. 5. голос звонкий, громкий, богато модулированный. 6. речевая активность повышена.   7. к своему дефекту критичен. 8. вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи. 9. гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны. 10. сон спокойный без ночных страхов и сновидений. 11. диафрагмально-речевое дыхание в норме. 12. в контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное. 13. память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект – в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.). 14. дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой. 1. связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.) 2. ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок. 3. страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика. 4. наряду со звукопроизношением страдает и просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом. 5. голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый. 6. речевая активность снижена. 7. «У чужого соринку в глазу видит, у себя – бревна не заметит». 8. вегетативные нарушения грубо выражены: синюшние, холодные, влажные конечности. 9. гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны. 10. наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения. 11. дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформировано. 12. поведение неровное, часты смены настроения. 13. память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития, возможна олигофрения в степени дебильности. 14. медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой.

Наблюдается довольно частое смешение бульбарной формы дизартрии с псевдобульбарной (табл. 2.15).

Таблица 2.15

Дифференциальная диагностика сходных речевых патологий бульбарной формы дизартрии от псевдобульбарной.

критерии бульбарная псевдобульбарная
Характер пареза или паралича речевой мускулатуры периферический центральный
Характер нарушения речевой моторики Произвольные и непроизвольные движения Преимущественно страдают произвольные движения
Характер поражения артикуляционной моторики диффузный Избирательный, с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений
Специфика нарушения звукопроизношения Гласные приближаются к нейтральному, гласные и звонкие согласные - оглушены Артикуляция гласных отодвинута назад, наряду с оглушением наблюдается озвончение
В неврологической симптоматике Мышцы органов артикуляции паретичны Даже при паретичности в отдельных мышцах отмечается спастичность

 

Бульбарная форма дизартрии встречается редко. Псевдобульбарная наиболее распространенная (96% детей).
По своим проявлениям корковую дизартрию иногда смешивают с моторной алалией, так как очаг локализации — кора головного мозга (табл. 2.16).
Таким образом, для детей-алаликов характерен звонкий голос, достаточно сохранное звукопроизношение. В нарушениях произношения доминируют непостоянные замены звуков. Дети с алалией искажают преимущественно сложные по артикуляции звуки. Взаимозамены звуков сравнительно часты. Мимика, речь у алаликов живая и выразительная,
повышена речевая активность.
Дети с корковой дизартрией напоминают детей, имеющих
моторную алалию, так как прежде всего нарушается слоговая структура сложных слов. Отличие заключается в том, что лицо у ребенка амимично, голос монотонный, затухающий; дыхание поверхностное, ключичное; нет нарушений в развитии лексико-грамматического строя. Произношение смазанное, преобладают однотипные нарушения, где доминируют искажения (межзубный, боковой, носовой сигматизмы и др.). Возможны пропуски артикуляторно сложных звуков. Страдает вся просодическая сторона речи (темп, тембр и т.д.).

Наибольшие трудности специалисты испытывают при дифференциальной диагностике дислалий и дизартрий, особенно стертых форм.

 

Таблица 2.16.











Дата: 2019-03-05, просмотров: 278.