Осмотр новорожденных. Шкала Ангар
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Основная задача первого осмотра ребенка сразу после рождения состоит в оценке его адаптации к внеутробным условиям сосуществования. Она проводится по шкале Апгар в течение первой минуты после рождения по пяти основным клиническим признакам (та6л. 2.1).
В зависимости от выраженности каждой функции ставят оценки в баллах и полученные цифры складывают. Нормальной считается оценка по шкале Апгар в 9—1О баллов. Если оценка немного снижена и соответствует 7—З баллам, то это свидетельствует о резидуальной энцефалопатии или легкой асфиксий плода что в дальнейшем приводит к минимальной мозговой дисфункции церебрастеническому синдрому. Оценка 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз, как в отношений жизнеспособности ребенка, так и его нервно-психического развития. Низкие оценки особенно ниже 5 баллов, относят к факторам риска в отношении смертности и развития неврологических нарушений.
Приступая к осмотру новорожденного, следует учитывать, что некоторые безусловные рефлексы быстро исчезают, поэтому важно своевременно их зафиксировать. Поражения нервной системы помогут выявить и основные дизэмбриогенетические стигмы (табл. 2.2). Важное значение имеет общий осмотр ребенка, при этом необходимо обратить внимание на строение черепно-лицевого скелета, особенности лица, шеи конечностей, наличие ожирения или гипотрофии, на состояние кожных покровов, слизистых оболочек, волосяного покрова.



Шкала Ангар.

Критическая характеристика

Оценка, баллы

2

1

0

Кожные покровы

розовые

Розовые, конечности синюшние

Синюшные или бледные
дыхание

Глубокие, ритмичное, крик громкий

Поверхностное, неритмичное, не кричит или кричит слабо

Дыхание и крик отсутствуют
Частота пульса

Выше 100

Ниже 100

отсутствует
Мышечный тонус

Умеренный флексорный

Слабый флексорный

Выраженная гипотония
Рефлекторная реакция на катетер в носу

Кашель или чиханье

гримаса

Не отвечает
           

Основные дизэмбриогенетические стигмы

                                                                                                            Таблица 2.2

 

 

локализация Характер аномалии
Череп Форма микроцефальная, гидроцефальная, асимметричная; низкий лоб, выраженные надбровные дуги нависающий или уплощенный затылок.
Лицо Прямая линия скошенного лба и носа. Седловидный нос, уплощенная спинка носа, искревленный нос. Монголоидный разрез глаз. Ассиметрия лица. Макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения; раздвоенный или клиновидный подбородок
Глаза   Эпикант, индианская складка века, низко стояние век, ассиметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца (третье веко), дистихназ (двойной рост ресниц), неправильная форма зрачков
Уши дисплазия ушных раковин: большие оттопыренные уши, малые деформированные, разновеликие уши. Аномалия развития завитка, прирощенные мочки ушей, добавачные козелки «различный уровень расположения, низкорасположенные уши)
Рот Микростомия, макростомия, «карпий рот», высокое узкое небо, уплощенное, аркообразное, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный
Шея Короткая, длинная, кривая; крыловидкые складки
Туловище длинное, короткое; грудь вдавленная, куриная, бочкообразная, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски
кисти Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, поперечная борозда ладони, согибательная контрактура пальцев, короткий изогнутый V палец, искривленив всех пальцев
Стопы Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга
Кожа   Депигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы

2.4.2 Соотношение признаков незрелости и поврежденности центральной нервной системы.

                                                                                                Таблица 2.3

Типы нарушений Признаки незрелости Признаки поврежденности
Эмоциональные расстройства Синдром психической неустойчивости; эмоциональная лабильность; легкая пресыщаемость; нестойкость аффекта; поверхность переживаний; внушаемость; непосредственность, легкая откликаемость на внешние раздражители Аффективные расстройства по возбудимому, эйфорическому, дистрофическому типу: выраженная стойкость и сила аффекта; вязкость, монотонность, ригидность переживаний, упорство при удовлетворении своих желаний, негативизм, агрессивность
Энцефалопатические расстройства Легкие, нестойкие церебрастенические явления успешно поддаются медикоментозному воздействию, редуцируются при организации щадящего режима. Невротические реакции, астено-невротические состояния (нестойкие логоневрозы, страх, гиперкинезы) Церебрастения с явлениями внутричерепной гипертензии; требуется длительное лечение, легкая декомпенсация при психофизических перенапряжениях. Неврозоподобные состояния (мононеврозы, стойкий анурез, энкорез, заикание, гиперкинезы). Психопатический, эпилептиформный, апатикоастенический симптомы.
Неврологические расстройства Симптомы незрелости без признаков органического повреждения. Нестойкие вегетативные наршения. Легкая очаговая симптоматика, пирамидальная, экстрапирамидальная и столовая. Церебрально-эндокринные дисфункции. Стойкая вегетативная дистония.
Нарушения ВПФ: А) нарушения модально-специфических функций Б) нейродинамические нарушения     В) нарушения регуляции Нестойкие, динамические, носят неспецифический характер. Легкие диффузные, мозаичные, обусловлены асинхронностью созревания функций.   Лабильность психического тонуса в сочетании с повышенной истощаемостью.     Импульсивность, слабость контроля при нарастании явлений истощаемости и утомления. Пресыщаемость, нестойкость мотивации, нарастание утомления, нарушения программирования. Стойкие, носят неспецифический характер. Тотальность нарушений обусловлена грубым недоразвитием мозга.   Инертность, замедленность темпа с явлениями истощаемости психического тонуса либо без них. Импульсивность, слабость контроля; менее зависимые от утомления нарушения инциирования и произвольности, грубые нарушеия мотивации. Нарушения программирования.

 

Главное назначение табл. 2.3 — дать перечень опорных признаков, полезных как для целей дифференциальной диагностики, так и для решения вопросов прогноза речевого развития.
Таким образом, систематизированный материал, диагиостические показатели возможных речевых нарушений видны с первых дней жизни ребенка. Наиболее яркими прогностическими показателями являются парез губ, сглаженность носогубных складок, слабость мышц языка, а главное, крик ребенка. Он должен выражать состоящие ребенка: голода, холода, скуки, дискомфорта от мокрых пеленок и т. д.
Только ранняя диагностика способствует раннему воздействию, что дает возможность наиболее полно компенсировать патологию, в том числе и речевую.
2.5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
В
последние годы, с учетом новейших достижений науки и практики, делаются попытки построения комплексов диагностических методик с определенными теоретическими обоснованиями, рекомендациями к обработке и количественным показателям, значительно облегчающими оценку получаемых результатов. Значительный интерес представляет применение комплекса нейропсихологических методик, предложенных А.Р. Лурия, которые выявляют неврологическую симптоматику у ребенка, что уточняет диагноз и коррекционную методику (1973). Для исследования детей, имеющих речевые нарушения, И.Ф. Марковская использует количественные показатели выполнения отдельных заданий, что естественно также уточняет диагноз (1977).
Несомненное значение в дефектологии представляет опыт создания диагностических систем для оценки речевого развития у дошкольников. Диагностические методики используются врачами: психоневрологом, психиатром, невропатологом и дефектологом, психологом и, конечно логопедом. Неэффективность применяемых диагностических методик, слабость диагностики перекрываются данными клинического, педагогического и логопедического обследования. Нельзя не отметить, что во многих случаях врач не обнаруживает каких-либо существенных неврологических признаков патологии и использует методики для выявления наличия и особенностей отклонений в развитии. В существующей практике дифференциальная диагностика речевых нарушений затруднена потому, что практически все рекомендуемые методики вербальные.
К диагносткческим и коррекционныым методикам предъявляются следующие требования: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам; в методики включается серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.

В соответствии с предъявляемыми требованиями были
отобраны, адаптированы и модифицированы методики по диагностике и коррекции речи, по развитию артикуляционной моторики, мимических движений, просодической стороны речи (тембр, сила голоса, интонационная выразительность, логическое ударение). Диагностические и коррекционные методики предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Для каждого присущи свои цели, задачи, методы, приемы, своя стратегия и тактика.

Блок 1 — диагностический.
Цель: диагностика факторов риска для каждой семьи, разработка коррекционной программы.
Мероды: анализ биографической информации, медицинской документации, обследование детей с помощью наблюдений, бесед. Выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической симптоматики, разработка перспективного плана.
Блок II— коррекционный.
Цель: гармонизация коррекционного процесса; преодоление внутрисемейного кризиса; расширение сферы осознанности мотивов воспитания; снятие противоречий; изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком.
Коррекционный блок включает два этапа
— подготовительный, цель которого — создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, подготовка артикуляционного аппарата, воспитание фонематического слуха, самоконгроля, формирование речевого ключичнодиафрагмального дыхания;
— основной этап, включает коррекцию речевых нарушений: постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь; работу над лексико-грамматическими категориями. У ребенка появляются уверенность, чувство полноценности. Параллельно с коррекцией речи происходит коррекция личности
Методы: методика групповой и индивидуальной коррекции для детей, методика групповой родительской коррекции:
«Родительский семинар», методика совмесных занятий родителей с детьми
Блок III — оценочный, контрольный.
Цель: оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости, отсутствие рецидивов.
Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований.





















Дата: 2019-03-05, просмотров: 242.