Основная задача первого осмотра ребенка сразу после рождения состоит в оценке его адаптации к внеутробным условиям сосуществования. Она проводится по шкале Апгар в течение первой минуты после рождения по пяти основным клиническим признакам (та6л. 2.1).
В зависимости от выраженности каждой функции ставят оценки в баллах и полученные цифры складывают. Нормальной считается оценка по шкале Апгар в 9—1О баллов. Если оценка немного снижена и соответствует 7—З баллам, то это свидетельствует о резидуальной энцефалопатии или легкой асфиксий плода что в дальнейшем приводит к минимальной мозговой дисфункции церебрастеническому синдрому. Оценка 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз, как в отношений жизнеспособности ребенка, так и его нервно-психического развития. Низкие оценки особенно ниже 5 баллов, относят к факторам риска в отношении смертности и развития неврологических нарушений.
Приступая к осмотру новорожденного, следует учитывать, что некоторые безусловные рефлексы быстро исчезают, поэтому важно своевременно их зафиксировать. Поражения нервной системы помогут выявить и основные дизэмбриогенетические стигмы (табл. 2.2). Важное значение имеет общий осмотр ребенка, при этом необходимо обратить внимание на строение черепно-лицевого скелета, особенности лица, шеи конечностей, наличие ожирения или гипотрофии, на состояние кожных покровов, слизистых оболочек, волосяного покрова.
Шкала Ангар.
Критическая характеристика | Оценка, баллы | ||||
2 | 1 | 0 | |||
Кожные покровы | розовые | Розовые, конечности синюшние | Синюшные или бледные | ||
дыхание | Глубокие, ритмичное, крик громкий | Поверхностное, неритмичное, не кричит или кричит слабо | Дыхание и крик отсутствуют | ||
Частота пульса | Выше 100 | Ниже 100 | отсутствует | ||
Мышечный тонус | Умеренный флексорный | Слабый флексорный | Выраженная гипотония | ||
Рефлекторная реакция на катетер в носу | Кашель или чиханье | гримаса | Не отвечает | ||
Основные дизэмбриогенетические стигмы
Таблица 2.2
локализация | Характер аномалии |
Череп | Форма микроцефальная, гидроцефальная, асимметричная; низкий лоб, выраженные надбровные дуги нависающий или уплощенный затылок. |
Лицо | Прямая линия скошенного лба и носа. Седловидный нос, уплощенная спинка носа, искревленный нос. Монголоидный разрез глаз. Ассиметрия лица. Макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения; раздвоенный или клиновидный подбородок |
Глаза | Эпикант, индианская складка века, низко стояние век, ассиметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца (третье веко), дистихназ (двойной рост ресниц), неправильная форма зрачков |
Уши | дисплазия ушных раковин: большие оттопыренные уши, малые деформированные, разновеликие уши. Аномалия развития завитка, прирощенные мочки ушей, добавачные козелки «различный уровень расположения, низкорасположенные уши) |
Рот | Микростомия, макростомия, «карпий рот», высокое узкое небо, уплощенное, аркообразное, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный |
Шея | Короткая, длинная, кривая; крыловидкые складки |
Туловище | длинное, короткое; грудь вдавленная, куриная, бочкообразная, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски |
кисти | Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, поперечная борозда ладони, согибательная контрактура пальцев, короткий изогнутый V палец, искривленив всех пальцев |
Стопы | Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга |
Кожа | Депигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы |
2.4.2 Соотношение признаков незрелости и поврежденности центральной нервной системы.
Таблица 2.3
Типы нарушений | Признаки незрелости | Признаки поврежденности |
Эмоциональные расстройства | Синдром психической неустойчивости; эмоциональная лабильность; легкая пресыщаемость; нестойкость аффекта; поверхность переживаний; внушаемость; непосредственность, легкая откликаемость на внешние раздражители | Аффективные расстройства по возбудимому, эйфорическому, дистрофическому типу: выраженная стойкость и сила аффекта; вязкость, монотонность, ригидность переживаний, упорство при удовлетворении своих желаний, негативизм, агрессивность |
Энцефалопатические расстройства | Легкие, нестойкие церебрастенические явления успешно поддаются медикоментозному воздействию, редуцируются при организации щадящего режима. Невротические реакции, астено-невротические состояния (нестойкие логоневрозы, страх, гиперкинезы) | Церебрастения с явлениями внутричерепной гипертензии; требуется длительное лечение, легкая декомпенсация при психофизических перенапряжениях. Неврозоподобные состояния (мононеврозы, стойкий анурез, энкорез, заикание, гиперкинезы). Психопатический, эпилептиформный, апатикоастенический симптомы. |
Неврологические расстройства | Симптомы незрелости без признаков органического повреждения. Нестойкие вегетативные наршения. | Легкая очаговая симптоматика, пирамидальная, экстрапирамидальная и столовая. Церебрально-эндокринные дисфункции. Стойкая вегетативная дистония. |
Нарушения ВПФ: А) нарушения модально-специфических функций Б) нейродинамические нарушения В) нарушения регуляции | Нестойкие, динамические, носят неспецифический характер. Легкие диффузные, мозаичные, обусловлены асинхронностью созревания функций. Лабильность психического тонуса в сочетании с повышенной истощаемостью. Импульсивность, слабость контроля при нарастании явлений истощаемости и утомления. Пресыщаемость, нестойкость мотивации, нарастание утомления, нарушения программирования. | Стойкие, носят неспецифический характер. Тотальность нарушений обусловлена грубым недоразвитием мозга. Инертность, замедленность темпа с явлениями истощаемости психического тонуса либо без них. Импульсивность, слабость контроля; менее зависимые от утомления нарушения инциирования и произвольности, грубые нарушеия мотивации. Нарушения программирования. |
Главное назначение табл. 2.3 — дать перечень опорных признаков, полезных как для целей дифференциальной диагностики, так и для решения вопросов прогноза речевого развития.
Таким образом, систематизированный материал, диагиостические показатели возможных речевых нарушений видны с первых дней жизни ребенка. Наиболее яркими прогностическими показателями являются парез губ, сглаженность носогубных складок, слабость мышц языка, а главное, крик ребенка. Он должен выражать состоящие ребенка: голода, холода, скуки, дискомфорта от мокрых пеленок и т. д.
Только ранняя диагностика способствует раннему воздействию, что дает возможность наиболее полно компенсировать патологию, в том числе и речевую.
2.5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
В последние годы, с учетом новейших достижений науки и практики, делаются попытки построения комплексов диагностических методик с определенными теоретическими обоснованиями, рекомендациями к обработке и количественным показателям, значительно облегчающими оценку получаемых результатов. Значительный интерес представляет применение комплекса нейропсихологических методик, предложенных А.Р. Лурия, которые выявляют неврологическую симптоматику у ребенка, что уточняет диагноз и коррекционную методику (1973). Для исследования детей, имеющих речевые нарушения, И.Ф. Марковская использует количественные показатели выполнения отдельных заданий, что естественно также уточняет диагноз (1977).
Несомненное значение в дефектологии представляет опыт создания диагностических систем для оценки речевого развития у дошкольников. Диагностические методики используются врачами: психоневрологом, психиатром, невропатологом и дефектологом, психологом и, конечно логопедом. Неэффективность применяемых диагностических методик, слабость диагностики перекрываются данными клинического, педагогического и логопедического обследования. Нельзя не отметить, что во многих случаях врач не обнаруживает каких-либо существенных неврологических признаков патологии и использует методики для выявления наличия и особенностей отклонений в развитии. В существующей практике дифференциальная диагностика речевых нарушений затруднена потому, что практически все рекомендуемые методики вербальные.
К диагносткческим и коррекционныым методикам предъявляются следующие требования: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам; в методики включается серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.
В соответствии с предъявляемыми требованиями были
отобраны, адаптированы и модифицированы методики по диагностике и коррекции речи, по развитию артикуляционной моторики, мимических движений, просодической стороны речи (тембр, сила голоса, интонационная выразительность, логическое ударение). Диагностические и коррекционные методики предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Для каждого присущи свои цели, задачи, методы, приемы, своя стратегия и тактика.
Блок 1 — диагностический.
Цель: диагностика факторов риска для каждой семьи, разработка коррекционной программы.
Мероды: анализ биографической информации, медицинской документации, обследование детей с помощью наблюдений, бесед. Выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической симптоматики, разработка перспективного плана.
Блок II— коррекционный.
Цель: гармонизация коррекционного процесса; преодоление внутрисемейного кризиса; расширение сферы осознанности мотивов воспитания; снятие противоречий; изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком.
Коррекционный блок включает два этапа
— подготовительный, цель которого — создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, подготовка артикуляционного аппарата, воспитание фонематического слуха, самоконгроля, формирование речевого ключичнодиафрагмального дыхания;
— основной этап, включает коррекцию речевых нарушений: постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь; работу над лексико-грамматическими категориями. У ребенка появляются уверенность, чувство полноценности. Параллельно с коррекцией речи происходит коррекция личности
Методы: методика групповой и индивидуальной коррекции для детей, методика групповой родительской коррекции:
«Родительский семинар», методика совмесных занятий родителей с детьми
Блок III — оценочный, контрольный.
Цель: оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости, отсутствие рецидивов.
Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 279.