Методические указания:
Необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обабщающие слова.
Задание №1.Классификация понятий.
Материал: З0 картинок с изображеянием животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающие группу картинок, просит испьпуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.
Задание №2. Подбор антонимов.
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (например грустный-веселый, молодой-старый, тонкий-толстый трусливый-смелый; высоко-низко, далеко-близко; смеяться-плакать, бежать-стоять, разговаривать-молчать).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов - не соответствует.
Задание №3. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявлют 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов — не соответствует семантическому полю.
Задание №4. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла - придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл — менее 3 слов; 0 баллов -
ответ не соответствует семантическому полю слова.
После выпголнения всех 4 заданий, направленных ва выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка — 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35—50 баллов — среднему; менее 35 баллон — низкому уровню лексического радвития ребенка.
Таблица 2.4
№ | Критерии оценки коммуникативных | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации | ||
1 | Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимает речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета | 3 | Высокий | ||
2 | Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое | 2 | Средний | ||
з | Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагатъ свои мысли, точно передавать их содержание | ||||
1 | Низкий | ||||
Таблица 2.5 | |||||
1. Понимание текста | правильно ли ребенок формулирует основную мысль | ||||
2. структурирование текста | Умение последоватено и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста) | ||||
3. Лексика | полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными
| ||||
4. Грамматика | правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения | ||||
5. Плавность речи | Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста | ||||
2.5.4. Изучение грамматической стороны речи.
Методические указания:
Необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.
Задание №1.Понимание грамматических структур.
Материал: 4 куклы, фигурок животных, 1 кубик.Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. (Например: уложи маленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем ее схватила овца; собака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить ее и др.) Всего предлагается 10 предложений для понимания. Трудность задания заключается в необходимости использования правил применения глубинных структур в разработке стратегий по использованию поверхностных грамматических структур и по степени обобщенности этих правил. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции или ориентируются на последовательность названия понятий. Верные результаты (1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая общая оценка 10 баллов.
Задание №2. Образование форм имен существительных, обозначающих де-тенышей животных.
Материал: 10 картинок с изображением животных и их детеанышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы — лисята, у лисы много лисят и др.). Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм — 2 балла; 1 балл — незначительное отклонение от нормы; 0 баллов — неверные ответы.
Задание №3. Конструирование предложений.
Ребенку предлагают З слова (имена существительяые в именительном падеже, глаголы — в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Например: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — предложение сконструировано правильно; 1 балл — есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов не все слова использованы, есть нарушения правил.
Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех трех заданий направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка — 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32—49 баллов — среднему; менее 32 баллов — низкому уровню.
2.5.5. Изучение состояния звуковой стороны речи.
Методические указания к обследованию речи:
Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з—с, ж—ш, б—п, г—к, л--- р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.
Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцироватъ звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (-) — пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель (табл. 2.6).
таблица 2.6
№ | Фамилия, | Воз- | Звуко- | особенности темпа | дифференциация | оценка | |||||||
С ш | З ж | Ц ч | С щ | П б | Т д | К г | Л р | ||||||
Речь детей оценивается по трехбалльой системе. Ниже
приводятся примерные оценки звуковой стороны речи детей.
Высший балл — 3, соответствует высокому; 2 — среднему;
1 — низкому уровню развития звуковой стороны речи детей
(табл. 21):
Таблица 2.7
№ | критерий оценки звуковой стороны речи | Баллы | Уровень разития звуковой стороны |
1 | Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого цыхания | 3 | Высокий |
2 | неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков. темпы | 2 | средний |
3 | Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Способность регулировать темпы речи и дыхания отсутствует | 1 | низкий |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 296.