Изучение словарного запаса детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания:
Необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обабщающие слова.
Задание №1.Классификация понятий.
Материал: З0 картинок с изображеянием животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающие группу картинок, просит испьпуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.
Задание №2. Подбор антонимов.
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (например грустный-веселый, молодой-старый, тонкий-толстый трусливый-смелый; высоко-низко, далеко-близко; смеяться-плакать, бежать-стоять, разговаривать-молчать).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов - не соответствует.
Задание №3. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявлют 10 слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл — подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов — не соответствует семантическому полю.
Задание №4. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла - придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл — менее 3 слов; 0 баллов -
ответ не соответствует семантическому полю слова.
После выпголнения всех 4 заданий, направленных ва выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка — 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35—50 баллов — среднему; менее 35 баллон — низкому уровню лексического радвития ребенка.

 Таблица 2.4

 

Критерии оценки коммуникативных
умений детей

Оценка в баллах Уровень речевой коммуникации  
1

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимает речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета

3 Высокий
2

Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое

2

Средний

з

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагатъ свои мысли, точно передавать их содержание

1 Низкий

                                                                                                                     Таблица 2.5

 

1. Понимание текста

правильно ли ребенок формулирует основную мысль

2. структурирование текста

Умение последоватено и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста)

3. Лексика

полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными

 

4. Грамматика

правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения

5. Плавность речи

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста

           

 


2.5.4. Изучение грамматической стороны речи.

 Методические указания:
Необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.
Задание №1.Понимание грамматических структур.
Материал: 4 куклы, фигурок животных, 1 кубик.Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. (Например: уложи маленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем ее схватила овца; собака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить ее и др.) Всего предлагается 10 предложений для понимания. Трудность задания заключается в необходимости использования правил применения глубинных структур в разработке стратегий по использованию поверхностных грамматических структур и по степени обобщенности этих правил. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции или ориентируются на последовательность названия понятий. Верные результаты (1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая общая оценка 10 баллов.
Задание №2. Образование форм имен существительных, обозначающих де-тенышей животных.
Материал: 10 картинок с изображением животных и их детеанышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы — лисята, у лисы много лисят и др.). Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм — 2 балла; 1 балл — незначительное отклонение от нормы; 0 баллов — неверные ответы.
Задание №3. Конструирование предложений.

Ребенку предлагают З слова (имена существительяые в именительном падеже, глаголы — в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Например: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — предложение сконструировано правильно; 1 балл — есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов не все слова использованы, есть нарушения правил.
Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех трех заданий направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка — 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32—49 баллов — среднему; менее 32 баллов — низкому уровню.
2.5.5. Изучение состояния звуковой стороны речи.

 Методические указания к обследованию речи:
Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з—с, ж—ш, б—п, г—к, л--- р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцироватъ звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (-) — пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель (табл. 2.6).

 таблица 2.6  

 

Фамилия,
имя
ребенка

Воз-
раст

Звуко-
произно
шение

особенности темпа
речи,
речевого
дыхания

дифференциация
зуков

оценка
речи в
баллах

С ш З ж Ц ч С щ П б Т д К г Л р
 

 

 

Речь детей оценивается по трехбалльой системе. Ниже
приводятся примерные оценки звуковой стороны речи детей.
Высший балл — 3, соответствует высокому; 2 — среднему;
1 низкому уровню развития звуковой стороны речи детей
(табл. 21):
Таблица 2.7

 

критерий оценки звуковой стороны речи Баллы Уровень разития звуковой стороны
1 Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого цыхания 3 Высокий
2 неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков. темпы 2   средний
3 Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Способность регулировать темпы речи и дыхания отсутствует 1 низкий

 









































Дата: 2019-03-05, просмотров: 296.