Он поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка.
Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.
З-летний ребенок — правильно определяет большой палец.
5—летний ребенок — различает большой палец и мизинец.
6-летний — свободно различает большой палец, мизинец
и указательный.
Различение среднего и безымянного пальцев представляет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правы руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распознавать пальцы — прогностический признак будущих трудностей с чтением, письмом.
Тестовые задания
Локти опираются на стол, ладони — свободно в воздухе, одна рука вверх ладонью, а другая тыльной стороной. Попросите ребенка одновременно переворачивать ладони одну вверх тыльной стороной, другую вниз, причем делать это как можно быстрее. Положить перед собой кисть ведущей руки. Задание заключается т непрерывном постукивании указательным пальцем в максимально возможном темпе.
Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три», «раз—два-три»попеременно указательным пальцем правой руки; раз-два и левой три с плавным переходом от одной руки к другой.
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОГО ПРАКСИСА ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ;
Перебирая пальцами, крутите карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок. Упражнение выполняется сначала всеми пальцами, затем тремя, двумя, меняя их.
Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации.
Рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу).
Хорошо научить работать в определенном темпе, под счет, но темп и инструкцию ребенок должен задавать себе сам.
Для развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций эффективны задания дорисуй недостающие детали (вначале рисункам, затем к буквам).
1.8. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС
В связи с тем, что в состоянии моторики установлен ряд отклонений, мы сочли необходимым описать способы и приемы ее обследования у детей дошкольного возраста. Обследование необходимо для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии. Эти данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений. Они помогают определять средства дифференциального коррекционного воздействия в процессе занятий и выбрать способы индивидуальной работы. Обследование проводится в три этапа и отражает динамику состояния моторной сферы; в начале, середине и в конце коррекционных занятий.
По анамнестическим данным уточняются речевое развитие ребенка от рождения до трех лет особенности развития моторных функций, характер манипулятивной и игровой деятельности, наличие навыков самообслуживания (в соотношении с возрастными нормами).
Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:
--обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);
--обследование речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);
--состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;
— обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами).
1.8.1. О6следование произвольной мимической моторики.
Для обследования детей от 4 до 6 лет нами были использованы тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам):
1.Поднять брови («Удивление»)
2.Слегка сомкнуть веки.
З.Прищурить глаза («Яркое солнце»).
4.Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).
5.Сжать губы.
6. Придать губам такое положение, которое требуется для Игры на духовом инструменте.
7.Вытянуть губы как для произнесения звука
8.Надуть щеки
9.Оскалить зубы («3аборчик»).
10.Вытянуть губы, как для свиста.
Задания повторяются подряд З раза, Желательно проводить обследование в игровой форме.
Оценка производится по трехбалльной системе. Полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом; частичное, недостаточно четкое— 2 баллами; невыполнение более 7 заданий — З баллами.
Дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая напряженная спокойная, отсутствие мимики — амимия, грк4масничанье, щ4фференцi4рованпая я недифферевцх4ровавяая мимика).
1.8.2. Обследование речевой моторики
1.Открывание и закрывание рта.
2.Рот полуоткрыть широко открыть, закрыть.
3.Имитация жевательных движений.
4.Попеременное надувание щек.
5.Втягивание щек.
6. Оттягивание углов рта как для произнесения звука затем губы сделать круглыми — «о»; вытянуть губы – «у»
7. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной козы На счет до пяти.
8.Покусывание кончика языка.
9. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).
10. Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).
11. Присасывание спинки языка к небу пощелкивание («Поцокаем», «Поехали на лошадке»).
12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу сверху вниз («Вкусное варенье).
13. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке. Задания преподносятся в мировой форме, каждое движение повторяется З раза.
Оцениваются сила речевых движений (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и переключаемость (медленная, быстрая). Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания дозы.
Оценка: 1 балл — четкое выполнение движений; 2 балла
— незначительные изменения объёма, силы и точности движений; З балла — отсутствие удержания поз; выраженные изменения силы точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиация языка.
1.8.3. Обследование общей произвольной моторики.
С этой целью используются тесты фотометрической шкалы Озерецкого—Гельнитца. Обследуются как статическая так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.
4 года.
1. Стояние в течение 15 с с закрытыми глазами; руки вытянуть по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус).
2. Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания З раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)
3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение
5 с производит меньше 7 подпрыгиваний
повторение.
4.Обследуемому предлагается в течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в
воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой — в обратном направлении. (Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более З раз)
5. Подать руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.
5 лет .
1. Стояние в течение 10 с на пальцах ног с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатание
балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до З раз.)
2. Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. (Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.)
З. Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек (Задание считается невыполненным, если ребенок производит движения разновременно или уложил за 20 с менее 5 спичек. Допускается повторение задания.)
4. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.
6 лет.,
1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование подпрыгивание.
2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель — квадратная доска 25х25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с развернутого плеча сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки — 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Задание можно повторить.
3. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.
4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 с. После перерыва в 5—1О с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным если обследуемый во время маршировки более З раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.
5. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за Тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.
1.8.4. Обследование тонких движений пальцев рук
Определение качества и степени дифференцированности
движений:
1. Сжать пальцы в кулак.
2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»)
3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).
1.8.5. Обследование действий с предметами
1.Выложить узор мозаики.
2.Самостоятельно застегнуть пуговицы.
З. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.
4.Нанизывать на нитку бусинки.
5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной
5 спичек (палочек).
Оценка: 1 балл — четкое выполнение всех заданий; 2 — выполнение не более 5 заданий из предложенных; З — выполнение одного-двух заданий из числа предложенных; плохая координация, неловкость движений.
При обследовании и в процессе наблюдений учитываются; общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.
Приложение
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО
И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Закономерности довербального и раннего
вербального развития
Возраст | Стадии развития |
От рождения до 8 Недель | Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок |
от 8 до 20 недель (2-5 мес.) | Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления (гуканье.). 6—8 нед. —улыбка при общении. С 15—16 нед. смех при общении |
От 16—20 Недель до ЗО недель (4—7.5 мес.) | Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5—6 мес, произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными) |
От 20—ЗО Недель до 5’—7,5——12 мес. | Расцвет лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего комплекса оживления, |
9 - 18 мес. | Произнесение слогов разных типов и «псевдослов». Не имеющих еще четкого значения |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 236.