Статья № 28. Конвенция о правах ребёнка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ребёнок имеет право на образование…

Познавательная игра-путешествие

«Аз и Буки – основа всей науки!»

    Цели и задачи: знакомство с историей возникновения и развития славянской письменности, формирование навыков поисковой работы, стимулирование познавательного интереса к чтению научно-популярной и исторической литературы.

       Пояснительная записка

Познавательная игра «Аз и Буки – основа всей науки!» проводится в форме игры-путешествия, может проводиться в лесном массиве либо на открытой территории школы. Игра рассчитана на детей в возрасте от 12 до 15 лет. Участники игры делятся на шесть команд, каждая из которых получает маршрутный лист с указанием очерёдности прохождения этапов. На каждом этапе команда выполняет два задания. 

Игра состоит из восьми этапов, условия которых игроки узнают по прибытию на этап, где их встречают персонажи игры. В течение всей игры командам необходимо собрать шесть фрагментов текста, расположить их в правильном порядке и прочитать историю двух великих людей – Кирилла и Мефодия. В случае выполнения этого задания команда получает бонус – плюс 10 баллов к общему количеству в команде. Победившей считается та команда, которая заработает наибольшее количество баллов. Итоги игры подводятся после прохождения финального этапа. Оценку за выполненное задание персонажи игры фиксируют в маршрутном листе каждой команды.

Содержание игры

1 этап «Предисловие»

На данном этапе даётся старт игре.

Ведущий: Друзья! Мы с вами живём в прекрасное время. Время, когда каждый из нас может в любой момент, имея желания, без труда получить любую информацию из книг и телевидения, с помощью Интернета и в любой библиотеке. За все эти знания мы должны быть благодарны нашим славным предкам, положившим начало славянской грамоте. Вы, наверно, догадались, о ком я виду речь. Это братья Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности.

       Как же появилась у славян письменность. Ответить на этот вопрос пытались ещё в раннем средневековье. Болгарский монах черноризец Храбр, живший на рубеже ІХ и Х веков, писал, что в глубокой древности славяне-язычники пользовались вместо алфавита “резами” и “чертами”, что и подтверждается археологическими материалами – метками на камнях и предметах быта. Это были зачатки письменности.

       Некоторые историки утверждают, что якобы буквы сложил словами и Библию на славянский язык перевёл в IY столетии после рождества Христова великий учитель-славянин из Истри Героним, который изобрёл азбуку-глаголицу. Первоначально у славян Библия печаталась глаголическими (геронимовыми) буквами в Венеции и Моравии. В записях же монаха черноризца Храбра значится, что азбука у славян появилась в IX веке, когда «Бог… помиловал род славянский и послал святого Константина Философа, названного в пострижении Кириллом. Кирилл в 863 году со своим старшим братом Мефодием создал тридцать восемь букв по образцу греческих в соответствии со славянской речью». Именно этот год принято считать годом рождения славянской азбуки, а её создателями – крупнейших учёных средневековья братьев Кирилла (до принятия монашества Константин) и Мефодия.

Кирилл и Мефодий были родом из греческого города Салоники. Именно оттуда, как послание потомкам, к нам были отправлены древние письмена с жизнеописанием этих великих братьев. А давайте представим, что враги грамоты и просвещения решили похитить посланные нам реликвии. Предвидя эту ситуацию, наша почтовая служба пошла на хитрость и отправила берестяные грамоты несколькими курьерами. Вы должны отыскать курьеров, у которых хранятся берестяные грамоты. Если вам удастся получить от них эти древние письмена, упорядочить все фрагменты берестяных грамот, вы сможете прочитать жизнеописание братьев Кирилла и Мефодия. Ну что ж, нельзя терять ни минуты, в любой момент вас могут опередить наши недруги, чтобы навсегда уничтожить бесценные славянские реликвии. Вперёд, друзья!

Командам вручаются маршрутные листы. Даётся общий сигнал. Все участники игры одновременно отправляются на поиски берестяных грамот.

2 этап «М онах-отшельник Понтирий»

На данном этапе команда встречает персонажа игры – Монаха-отшельника Понтирия. Он представляется участникам игры и предлагает выполнить его задание. Если команде это удаётся, Монах вручает им берестяную грамоту.

Понтирий: Мир и любовь вам, братья! Я монах-отшельник Понтирий. Долгие годы я путешествую по свету и познаю истину. Но, к сожалению, за эти годы я стал только мудрее и сильнее духом, а истина мне так и не открылась…

Вы ищите «житии» Кирилла и Мефодия – это благая цель, но помочь вам в этом я смогу, только в том случае, если вы действительно этого достойны. Если вы сможете поразить меня мудростью, я помогу вам…

Итак, в долгих скитаниях по миру сему я обнаружил великое творение человеческое – «Лекарство для души». Его создал великий фараон Египетский Рамсес II. Это «лекарство» было аналогом изобретения царя Ашшурбанипала, который гордо восседал в столице древней Ассирии Ниневии. Его изобретение получило название «Дом наставлений и советов» и сплошь состояло из огромных корзин с глиняными табличками.

Внимание! Вопрос!

· Что за «Лекарство для души» сотворил в своих владениях Рамсес II ? Ответ: библиотека

       После правильного ответа, персонаж игры отдаёт участникам игры берестяную грамоту, где содержится текст и вопрос, на который им необходимо ответить после прочтения текста.

БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА

Фрагмент первый

    Кирилл (годы жизни – около 827-869) и его брат Мефодий (около 825-885 гг.) родились в греческом городе Солуни (теперь Фессалоники). Отец по имени Лев был известным греческим чиновником. О матери в одном из поздних источников говорится, что она была родом славянка по имени Мария. И хотя в семье говорили по-гречески, славянские слова, музыку языка братья слушали в доме с детства. Да и не только в доме. В торговых кварталах Солуни было много славянских купцов. Многие славяне осели в Греции ещё за несколько веков до рождения братьев.

    Мефодий, получив образование в родном городе, 10 лет прослужил военачальником в одной из славянских провинций Византии. Кирилл учился в столице империи Константинополе. Он в совершенстве владел несколькими языками: латынью, сирийским и еврейским. Он преподавал в придворной школе Византии философию (внешнюю — эллинскую и внутреннюю — христианскую). Тогда Кирилл и получил прозвище «Философ». Само имя Кирилл ему дано было после принятия монашества.

    Внимание! Вопрос!

Как звали Кирилла от рождения и до принятия монашества?

       Ответ: Константин

       За каждый правильный ответ на данном этапе команде присуждается по 1ому баллу, после чего команда следует к следующему этапу.

3 этап «Купец Калашников»

На данном этапе команда встречает персонажа игры – купца Калашникова. Он представляется участникам игры и предлагает выполнить его задание. Если команде это удаётся, Купец вручает им берестяную грамоту.

       Калашников: Богатства вам и благополучия! Друзья, я славный купец Калашников! Прибыл я из дальних стран, где смог продать много добротного товара: шелка и ситец, парчу и кружева. Вы ищите грамоты святых Кирилла и Мефодия? Это выгодное дело – и себе прибыльно, и народу во благо. Я бы вам помог, не задарма конечно, а за вашу смекалку и находчивость. Вы готовы проявить себя? (Участники игры отвечают)

Итак, на территории современной Турции когда-то располагалось могучее государство, правителем которого был Евмен II. Он решил создать библиотеку, которая могла бы превзойти знаменитую Александрийскую библиотеку. Евмен II начал скупать и переписывать папирусные свитки. Египтяне, узнав об этом, запретили вывоз папируса из своей страны. В царстве Евмена II были благодатные земли с сочной травой, однако папирус там не рос. Именно тогда и был изобретён новый вид «бумаги». Этот материал получил название от названия государства, которым управлял Евмен II.

Внимание! Вопрос!

· Как назывался этот материал, который стал новым заменителем бумаги? Из чего он изготавливался?

Ответ: пергамент, материал из тонко выделанных овечьих шкур.

       После правильного ответа, персонаж игры отдаёт участникам игры берестяную грамоту, где содержится текст и вопрос, на который им необходимо ответить после прочтения текста.

БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА

Фрагмент второй

Мефодий, получив образование в родном городе, десять лет прослужил военачальником в одной из славянских провинций Византии. Потом ушел в монастырь Олимп в Малой Азии. В 860-е годы, отказавшись от сана архиепископа, Мефодий стал игуменом монастыря на азиатском берегу Мраморного моря, около города Кизика.

Когда мы говорим о создании славянской азбуки солунскими брать-ями, то всегда сначала называем Кирилла. Так было и при жизни обоих. Сам Мефодий говорил: “Служил, яко раб, брату, повинуяся ему”. Кирилл с младенчества обнаружил необычайные умственные способности, но здоровьем не отличался. Мефодий с детских лет защищал своего физически слабого брата. Будучи взрослыми, братья пошли по жизни вместе, и Мефодий продолжал оберегать Кирилла до самой его смерти. А после смерти Кирилла Мефодий продолжил его братское дело в письменной мудрости.

Внимание! Вопрос!

Дата: 2019-03-05, просмотров: 233.