Раздел 3 : УЧИМСЯ ПРОЕКТИРОВАТЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1

Проект – это… Понятие «проект». Проект как форма реализации детской инициативы. Типология проектов: информационный, образовательный, социальный, досуговый, творческий. Проект тематический (в одной области знаний) и межпредметный (сочетание нескольких предметных областей).

· Практикум: презентация проектов-победителей форума детских инициатив «Строим будущее сегодня», обсуждение, анализ.

2

От проблематизации к цели деятельности. Проектирование как процесс. Общие принципы проектирования. Этапы проектирования: этап проблематизации, подготовительный (организационный) этап, основной (исследовательский), подведение итогов (самоанализ). Понятия «проблемная область» и «проблемное поле». Учимся убеждать: семь условий успешной презентации.

· Практикум: работа над проектом по схеме «рассуждение/ вопрос/ аргумент-ответ/ проблема/ цель/ задачи-шаги» в проблемном области «Я».

3-4

От поставленной цели к поиску нестандартного решения. Формирование команды, ролевое деление. Сбор и обработка информации в процессе реализации проекта: соцопрос, анкетирование, работа со СМИ и печатными изданиями.

· Практикум: организационно-деловая игра «Аукцион идей».

· Практикум: формирование инициативных групп, выбор проблемной области в проблемном поле «подросток», определение темы и названия проекта, работа над проектами в группах.

5

Детской инициативе – да! Презентация детских авторских информационных и образовательных проектов по правам ребёнка (защита дипломных работ). Выбор лучших инициатив для участия в городском форуме «Строим будущее сегодня».

6-8

Социальное проектирование. Методика разработки социального проекта: общий замысел (концепция), обоснование проекта, цели и задачи, структура, содержание, механизм реализации, ожидаемые результаты. Мониторинг результативности проектной деятельности.

· Практикум №1. Коллективная работа над проектом «Правовой экспресс»: определение типа проекта, описание общего замысла, определение целевой группы, структурирование проекта.

· Практикум №2. Распределение форм работы по реализации проекта между членами детского авторского коллектива. Индивидуальная работа с методическими материалами и пособиями.

· Практикум №3. Коллективное прочтение и анализ рабочих материалов по проекту: редактирование содержания.

9-10

Программа и проект. Общие признаки и различия программы и проекта. Разновидность программ. Методика составления учебной (образовательной) программы: введение, цели и задачи, структура, содержание. Использование интерактивных форм обучения. Организации деятельности со сверстниками по принципу «РОР».

· Практикум: составление образовательной программы «Детский правовой час» для детей среднего школьного возраста (работа в микрогруппах).

11

Равный обучает равного. Презентация детских авторских учебных (образовательных) программ (защита дипломных работ).

       

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

«Открытая ладонь»

Цели и задачи: определение уровня осознанности детьми и подростками понятий ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ, выработка навыков самоанализа, выявление эмоционального состояния личности по итогам реализации программы «ДЕТСКОЕ ПРАВО».

Пояснительная записка

Данная диагностическая методика рекомендована для работы с разновозрастной группой участников программы. Детям предлагается подумать о том, что стоит за сказанной фразой «Я ИМЕЮ ПРАВО!». Символом честности и откровенности ещё со времён рыцарства считалась открытая ладонь протянутой руки. Перед началом опроса детям необходимо сказать о том, что открытая ладонь, как зеркало человеческой души, является отражением нашей искренности. Если мы честны – ладонь открыта и нет смысла держать зажатым кулак. Детям предстоит поразмышлять, что для каждого из них означает фраза «Я ИМЕЮ ПРАВО!». Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых каждый из участников опроса должен обрисовать контур своей открытой ладони. Для того, чтобы эта ладонь превратилась в ладонь откровения, нужно в центре написать фразу «Я ИМЕЮ ПРАВО!», а в каждом пальце ладони написать, что, по мнению хозяина этой ладони, стоит за такой серьёзной самоутверждающей фразой. По окончанию опроса, руководитель собирает детские работы, анализирует и определяет уровень понимания и осознания детьми таких сложных понятий, как ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ.

Результаты исследования.

При анализе результатов опроса экспериментальной группы учащихся 13-15 лет понятия, названные подростками, группировались по признаку смыслового единства. Вот что в итоге получилось.

«Я ИМЕЮ ПРАВО!» - это значит, что…

· 92% - …должен нести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свои поступки и слова.

· 81% - …у меня есть ВЫБОР.

· 72% - …передо мной открывается много ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

· 63% - …могу ЗАЩИТИТЬ себя.

· 44% - …у меня есть ещё и ОБЯЗАННОСТИ.

· 36% - …НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ о ПРАВАХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

· 22% - …я – ЛИЧНОСТЬ, то есть человек со своим собственным мнением, со своими индивидуальными особенностями.



ИГРА-ТЕСТ

 «С полным правом о праве»

    Цели и задачи: определение в понимании подростков понятий, связанных с правом.

       Пояснительная записка

Игра-тест представляет собой целый комплекс ситуативных и тестовых заданий, которые позволяют дать оценку уровню правых знаний у детей и подростков по итогам реализации программы «ДЕТСКОЕ ПРАВО».

Методика рекомендована для работы с группой не более 15 человек. Диагностическое исследование было проведено в экспериментальной группе подростков 13-15 лет на завершающем этапе реализации программы.

       Вступительное слово педагога: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами завершаем разговор о таком всеобъемлющем понятии, как ПРАВО. И прежде, чем вернёмся к конкретному содержанию прав, ссылаясь на законодательные документы, я попрошу вас сосредоточиться и ответить на вопросы. Вам необходимо подключить свою фантазию и творческое воображение. И так, я предлагаю вам игру ассоциаций на тему «Права в моём воображении…».

       Предлагаются следующие вопросы…

· Что такое ПРАВО?

· Какого цвета ПРАВО?

· Зачем необходимо ПРАВО?

· Каков, по-вашему, вкус ПРАВА?

· Какая погода больше соответствует понятию «ПРАВО»?

· Какое растение символизирует ПРАВО?

· Какие действия предполагает ПРАВО?

· С каким временем года ассоциируется ПРАВО?

· Какие возможности даёт ПРАВО?

· С каким предметом ассоциируется ПРАВО?

· Какое слово, по вашему мнению, можно поставить рядом со словом «ПРАВО»?

       Следующее задание позволяет оценить уровень знаний, связанных с содержанием Международной Конвенции о правах ребёнка. В скобках указан процент участников от общего количества в группе, верно определивших номер статьи в документе. Формулировки статьи не даны дословно, а лишь отражают её смысловое содержание. Данные формулировки были предложены самими детьми ещё на начальной стадии изучения Конвенции.

 

1. Ребёнок имеет право на жизнь…

(100% детей ответили верно)

Варианты: статья № 6;        статья № 7;       статья № 14.

2. Нельзя вывозить и оставлять ребёнка за границей насильно…

                                                                       (78% детей ответили верно)

Варианты: статья № 15;     статья № 9;       статья № 11.

3. Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение…

                                                                       (92% детей ответили верно)

Варианты: статья № 11;     статья № 12;     статья № 13.

4. Ребёнок имеет право на личную жизнь…

                                                                       (81% детей ответили верно)

Варианты: статья № 16;     статья № 19;     статья № 20.

5. Ребёнок имеет право получать информацию из телевидения, радио, прессы, Интернета, литературы…                         

(100% детей ответили верно)

Варианты: статья № 14;     статья № 17;     статья № 19.

6. Ребёнок, лишённый семьи, имеет право на внимание со стороны государства…                             

(36% детей ответили верно)

Варианты: статья № 20;     статья № 21;     статья № 24.

7. Каждый, даже не самый здоровый ребёнок имеет право на полноценную жизнь…             

(67% детей ответили верно)

Варианты: статья № 20;     статья № 21;     статья № 23.

8. Каждый ребёнок, при желании, имеет право знать, как и чем его лечат, и какими могут быть последствия этого лечения…

                                                                       (58% детей ответили верно)

Варианты: статья № 23;     статья № 25;     статья № 27.

9. Ребёнок имеет право на образование…

                                                                       (100% детей ответили верно)

Варианты: статья № 26;     статья № 28;     статья № 31.

10. Государство обеспечивает ребёнку защиту от всех видов эксплуатации…                                  

                                                             (72% детей ответили верно)

Варианты: статья № 30;     статья № 32;     статья № 36.

11. Ребёнок не может быть подвергнут смертной казни…

                                                                       (92% детей ответили верно)

Варианты: статья № 34;     статья № 36;     статья № 37.

12. Ребёнок не может эксплуатироваться тяжёлым физическим трудом…                                                                   

(100% детей ответили верно)

Варианты: статья № 26;     статья № 32;     статья № 40.

13. Все дети имеют право на мирные собрания и детские организации…                                              

(100% детей ответили верно)

Варианты: статья № 15;     статья № 18;     статья № 19.

14. В одном государстве дети всех национальностей имеют равные права и возможности…                                 

(86% детей ответили верно)

Варианты: статья № 27;     статья № 29;     статья № 30.

15. Ребёнок имеет право жить с родителями, если они этого заслуживают…                                          

(39% детей ответили верно)

Варианты: статья №2;        статья № 7;       статья № 9.

16. Родившись, ребёнок имеет право на гражданство, имя и заботу своих родителей…                    

(100% детей ответили верно)

Варианты: статья № 7; статья № 12;     статья № 18.

           

Для оценки уровня ассоциативного мышления и уровня освоения навыков ведения конструктивного спора на следующем этапе диагностики учащимся было предложено принять участие в ролевой игре «Консенсус иликонфронтация».

       1-ый этап ролевой игры «Ассоциативное мышление» призван определить степень понимания подростками правовых терминов, уровень знания своих прав и свобод.

       Данный этап представляет собой разминку.

       Педагог с помощью цветных карточек делит детский коллектив на 4 микрогруппы. В каждой команде (микрогруппе) выбирается лидер. Ему предлагается свой правовой термин. Участники самостоятельно в течение одной минуты должны подобрать и записать как можно большее количество ассоциаций. По окончании регламента работы педагог фиксирует число совпадений у лидера и команды, за каждое из которых начисляется по одному баллу.

Для поиска ассоциаций могут быть использованы следующие понятия: ЗАКОН, КОЛЛЕКТИВ, ЗАЩИТА, ОРГАНИЗАЦИЯ.

       Далее педагог предлагает учащимся самостоятельно разбиться на группы по 3 человека. В группах избираются лидеры, которым предстоит сыграть роль «толмачей». Этим ребятам необходимо объяснить значение одного из правовых терминов, не используя производные слова. Термин для каждого лидера определяется по жребию. Для обсуждения предлагаются понятия: ГРАЖДАНСТВО, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО, СУВЕРЕНИТЕТ, ОБЯЗАННОСТЬ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВО.

       В зависимости от того, с какой попытки командой было угадано понятие, лидеру начисляется определённое количество баллов: с первой – 3 балла, со второй – 2 балла, с третьей (последней) попытки – 1 балл. После того, как задание выполнено, педагог предлагает командам проанализировать правильность и точность определений, данных лидерами групп. На этом выполнение задания завершается, и педагог предлагает учащимся перейти к следующему заданию разминки. Это игра «Хорошо – плохо». В ней используются следующие термины: СВОБОДА, ВЫБОР.

       Алгоритм проведения: первый участник должен произнести и развить фразу «Свобода – это хорошо, потому что…», следующий говорит и аргументирует «Свобода – это плохо, потому что…» и т. д. по кругу все участники, чередуя фразы и аргументируя их по-своему, не повторяясь.

       2-ый этап ролевой игры «За и против» представляет собой конструктивный спор, который характеризуется (по С. Кратохвилу) следующими показателями:

· конкретностью (обсуждение конкретного предмета спора, без отвлечений);

· активностью обеих сторон;

· чётким изложением своих позиций и вниманием к позиции оппонента;

· соблюдением дискуссионной этики поведения;

· использованием только деловых аргументов, не задевая личность.

       Педагогу необходимо напомнить учащимся о правилах ведения конструктивного спора. В процессе ведения спора взаимодействие должно быть динамичным, дабы у собеседника не возникло чувство усталости, заканчиваться на позитивной ноте и завершаться обязательным подчёркиванием достигнутого в обсуждении. Задача игры состоит в том, чтобы доказать верность того или иного утверждения. Вниманию участников игры последовательно представляются таблички с определённым утверждением. Образуются две группы, одна из которых принимает утверждение и доказывает его верность, другая является оппонентом и опровергает данное утверждение. Время работы с каждым из утверждений – от 3 до 5 мин.

       Для обсуждения предлагаются следующие утверждения…

· Взрослые никогда не согласятся с тем, что «ребёнок имеет право на личную жизнь».

· Права взрослых всегда ограничивают права детей.

· Если у меня есть право свободно выражать свои мысли, значит, я всегда могу говорить то, о чём думаю.

       По окончании обсуждения педагог предлагает участникам спора проанализировать своё состояние во время проведения игры, ответив на вопросы:

· Трудно ли было выполнять условия игры?

· Что вы чувствовали в процессе участия в игре?

· Удовлетворены ли вы результатом дискуссии?

· Что мешало или что помогло в достижении результата?

       Наиболее активным участникам конструктивного спора начисляются баллы.

       Перед тем, как были подведены общие итоги диагностики, участникам программы был предложен ещё один тест для самопроверки и закрепления знаний. В скобках указан процент участников от общего количества в группе, ответивших верно на заданный вопрос.

1. Детские организации должны создаваться…

А) самими детьми (100%);              

Б) политическими партиями; 

В) государством.

2. Кто решает вопрос об усыновлении?    

А) сам ребёнок;                    

Б) государство (100%);

В) родители, желающие взять на воспитание.

3. Права ребёнка гарантированы и зависят в первую очередь…

А) от самого ребёнка;                    

Б) от его родителей;                       

В) от государства (92%).

4. Право на выбор занятий и объединений есть…

А) только у взрослых;

Б) только у тех, кто учится в общеобразовательном учреждении;

В) у каждого (100%).

5. Ребёнком является…

А) тот, кто не имеет прав; 

Б) любой человек в возрасте до 18 лет (100%);

В) тот, кто считает себя ребёнком.

6. Если родители тебе поручили помыть посуду и вынести мусор – это…  

А) нарушение прав ребёнка – эксплуатация трудом;

Б) твоя семейная обязанность (100%);

В) несправедливое требование.

7. Если взрослые родственники насильно вынуждают тебя посещать занятия протестантской христианской общины…

А) имеешь право отказаться (100%);                           

Б) не должен отказываться из-за уважения к старшим;        

В) обязан согласиться, потому что родители вправе определять твоё отношение к религии.

8.  Конвенция о правах ребёнка – это…                                         

А) международный документ, обязательных для всех государств;

Б) личное распоряжение Генерального секретаря ООН;

В) международный документ, исполняемый государствами, которые подписали его (83%).

9. Если учитель на уроке отнял у тебя записку, написанную другу, спрятал её и обещал вернуть после звонка, то…                

А) он нарушил твоё право на личную жизнь;

Б) правильно отреагировал на поступок, нарушающий дисциплину в классе;

В) не нарушил твоего права на личную жизнь, поскольку не стал читать твою переписку (72%).

10. Если квартира погибших родителей ребёнка оставшегося сиротой на попечении госучреждения передаётся государством близким родственникам в постоянное пользование, то можно с уверенностью утверждать, что…                            

А) всё совершено по закону, поскольку несовершеннолетний член общества не может сохранить за собой право на жильё родителей;

Б) нарушено право ребёнка на жилище (78%);

В) государство вправе принимать любое решение.

11. Уголовная ответственность за противоправные действия наступает…                                                                                      

А) с 18 лет;              Б) с 12 лет;         В) с 14 лет (100%).

12. В случае необходимости защиты права ребёнка…       

А) ребёнок сам обязан представлять свои интересы в государственных учреждениях и государственных органах;

Б) интересы ребёнка в государственном учреждении должен представлять взрослый человек (86%);

В) государство само решит, кто будет представлять интересы ребёнка в каждой конкретной ситуации.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 182.