Государство обеспечивает, чтобы образование развивало ум и таланты…
Интеллектуальное шоу
«Думай, думай, голова!»
Цели и задачи: вовлечь участников в активную познавательную деятельности, развить логическое мышление, любознательность, вызвать интерес к научно-популярной литературе, выявить интеллектуальные способностей.
Правила игры
Познавательный турнир «Думай, думай, голова!» проводится в форме интеллектуального шоу. В нём принимают участие три команды в возрасте участников 14-16 лет, по пять человек в каждой команде. Турнир проводится в шесть туров.
· 1 тур «Пролог». Командам задаётся по три вопроса. За каждый правильный ответ команда может заработать по одному «логосу» (жетону).
· 2 тур «Мозголомы». Командам предлагается выбрать один из трёх вариантов решения одной из трёх практических задач. За каждый правильный ответ команда может заработать по одному «логосу» (жетону).
· 3 тур «Остановка - улица Смекалки». Командам предлагаются пятнадцать вопросов на смекалку. Право ответа на вопрос предоставляется той команде, которая первой поднимет сигнальную карточку. При неверном ответе на вопрос право ответа переходит следующей команде. За каждый правильный ответ команда может заработать по одному «логосу» (жетону).
· 4 тур «Слабое звено». В этом туре командам предлагаются семь словарных рядов. В каждом ряду по четыре слова. Три из них имеют определённую ассоциативную связь, и только одно – лишнее. Необходимо найти это слово. За каждый правильный ответ команды получают по одному «логосу». Каждый словарный ряд зачитывается всем командам одновременно. Команды на слух определяют лишнее слово и записывают в карточке. По окончании тура карточки сдаются членам жюри.
· 5 тур «Что дальше?» В этом туре командам предлагаются ключевые неоконченные фразы, а к ним – по несколько вариантов окончания. Командам необходимо прослушать предложенные концовки (для общего развития и эмоционального восприятия) и предложить свой оригинальный вариант окончания фразы. Два «логоса» получает та команда, чей вариант окончания фразы, по мнению жюри, будет самым оригинальным и остроумным.
· 6 тур «Последняя ступень» Это решающий этап. Сейчас командам предстоит подняться по ступеням интеллектуальной лестницы. В ней десять ступеней, и на каждой из них можно и заработать, и потерять свои баллы – «логосы». Если команда правильно отвечает на вопрос, ей присуждается один «логос», если ответ неверный – команда поднимается на ступеньку, но при этом теряет три «логоса». Победителем игры становится та команда, которая поднимется на последнюю ступень с самым высоким результатом. Конкурсы оцениваются по индивидуальной системе. За каждый заработанный балл команде вручается один жетон – «логос».
Содержание программы
Для проведения шоу в помещении расставляются три группы стульев (по пять штук) для участников игры и два больших сектора для зрителей. Очень важным дополнением к игре является использование фонограммной записи гонга и метронома. Интеллектуальное шоу начинается с песни «То ли ещё будет…»
Ведущий: Три пути ведут к знанию:
путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и
путь опыта - это путь самый горький!
Здравствуйте, дорогие друзья! Этими замечательными словами Конфуция я не случайно открыл нашу встречу. Потому что сегодня нашим участникам предстоит доказать себе и вам, что обретение всякого знания – это, прежде всего, великое усилие мысли и большой умственный труд. Вот почему сегодняшнее интеллектуальное шоу называется «Думай, думай, голова!». Вас ждут шесть туров с увлекательными вопросами и заданиями на эрудицию, сообразительность и хорошее чувство юмора. Оценивать участников мы будем эксклюзивными бонусами с оригинальным названием «логос», что в переводе с греческого означает «слово». Как любая умная мысль складывается из слов, так и багаж интеллекта команд будет складываться из «логосов». Принимать решение о присуждении бонусов каждой команде по ходу игры будет аналитическая группа, в составе которой люди умудрённые энциклопедиями и жизненным опытом… (идёт перечисление состава аналитической группы).
А чтобы наши участники меньше волновались, от вас, зрители, ожидается самая искренняя поддержка. Итак, наступил самый торжественный момент! Встречаем команды умников и умниц!
Команды входят в зал под музыку и занимают свои места.
Ведущий: Каждый тур в сегодняшней игре пройдёт для участников как настоящий экзамен на гибкость мышления и прочность знаний. Но прежде я предлагаю вам, игроки, принять участие в разминке. Первый тур так и называется – «Пролог» Здесь командам будут задаваться вопросы: каждой по три, в порядке очерёдности. Если команда не отвечает на свой вопрос, право ответа переходит к другим командам. За каждый правильный ответ команды получают по одному «логосу».
Внимание! Вопрос!..
Вопросы команде №1.
1. Пуля, по мнению великого русского полководца А. В. Суворова, дура. А штык? («Пуля дура, а штык - молодец»)
2. Где, а точнее, в какой стране впервые стали применять порох в военном деле? (В Китае)
3. Как переводится с английского языка название легендарной ливерпульской четвёрки «Биттлз»? («Жуки»)
Вопросы команде №2.
1. Из какого популярного кинофильма эта фраза: «Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста!» («Джентльмены удачи»)
2. Каким словом на Руси наши предки называли не только куклу, а вообще любую игрушку? (Лялька)
3. Как переводится слово «ангел»? (Вестник)
Вопросы команде №3.
1. И сосуд, и отмель на реке. (Банка)
2. Название этого овоща образовано от слова «капут», что в переводе с латинского языка означает «голова». А назван этот овощ так потому, что он действительно похож на голову. О чём идёт речь? (Капуста)
3. У какого дерева листва желтеет первой? (У клёна)
Ведущий: Спасибо командам за ответы. В копилке у каждой из вас появились первые бонусы. А мы двигаемся дальше. Как часто нам приходится ломать голову над проблемами жизни? Но так уж устроена жизнь, что как ни крути, а голову мы носим не только для украшения. Поэтому в следующем туре нашим участникам предстоит немного поломать свои головы. Поэтому второй тур мы так и назовём – «Мозголомы»! Командам предлагается выбрать один из трёх вариантов решения практических задач. За каждый правильный ответ участники могут заработать по одному «логосу». Команды готовы? Отлично! Первую задачу в студию!
II тур «Мозголомы». В студию вносится стол с реквизитом для опытов. Командам задаётся вопрос, после чего ассистенты демонстрируют опыт, который параллельно комментируется ведущим. За каждый правильный ответ - 1 логос.
Первая задача.
На одну чашу весов поставлен сосуд, доверху наполненный водой. На другую – точно такой же сосуд, тоже полный до краёв, но в нём плавает кусок дерева. Внимание, вопрос: как будут себя вести весы?
a) сосуд без куска дерева перетянет;
b) сосуд с куском дерева перетянет;
c) весы останутся в равновесии.
Ответ: весы останутся в равновесии, потому что оба сосуда имеют одинаковый вес. Во втором сосуде, правда, воды меньше, нежели в первом, потому что плавающий кусок дерева вытесняет некоторый объём. Но по закону плавания, всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью ровно столько жидкости по весу, сколько весит всё это тело.
Вторая задача.
На металлический, стеклянный и деревянный стержень намотаны полоски из одинаковой бумаги. Внимание, вопрос: На каком стержне бумага не сгорит?
a) на металлическом;
b) на стеклянном;
c) на деревянном.
Ответ: Бумага не сгорит на металлическом стержне потому, что металл обладает большей теплопроводностью, чем остальные материалы. Следовательно, металлический стержень не даёт бумажной полоске нагреться до температуры возгорания.
Третья задача.
Перед вами три сосуда. Они наполнены обычной водой. В каждый сосуд опущены по три спички. Сейчас в каждый сосуд мы добавим сахарный раствор, мыльный раствор и соляной раствор. Внимание, вопрос: Как поведут себя спички в сосуде, куда добавлен сахарный раствор?
a) не будут реагировать
b) станут отталкиваться;
c) станут притягиваться;
Ответ: Спички станут притягиваться. Так как сила притяжения между молекулами сахарного раствора больше, чем сила притяжения между молекулами молекулами воды. Поэтому мы наблюдаем притяжение спичек. В других случаях сила притяжения между молекулами вещества меньше, следовательно, спички станут отталкиваться.
Жюри подводит итоги первых двух туров.
Командам предлагается выбрать один из трёх вариантов ответа. За каждый правильный ответ - 1 жетон-логос.
Жюри подводит итоги первых двух туров.
Ведущий: Спасибо всем участникам! Жюри подводит итоги первых двух туров, а мы продолжаем наше интеллектуальное шоу!
Все люди по-разному ведут себя в экстремальных ситуациях. Например, очень сильный внезапный ливень. Что вы станете делать? Кто-то быстро добежит до первого навеса на автобусной остановке или спрячется под «козырёк» ближайшего ларька. А другой человек, оптимистично настроенный, пойдет дальше, радуясь природному явлению. Одни из нас каждый день носят с собой зонтик, ну а самые сообразительные приспособят в качестве защитного предмета пакет или сумочку, оказавшуюся под рукой. Всех этих людей друг от друга отличают не только характеры и возраст, но ещё и уровень их сообразительности и смекалки. В следующем этапе командам предстоит проявить свою сметливость в очень непростых вопросах. Третий тур называется «Остановка - улица Смекалки». В этом туре командам предлагаются пятнадцать вопросов на смекалку. Право ответа предоставляется команде, которая первой поднимет сигнальную карточку. При неверном ответе на вопрос право ответа переходит к следующей команде. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает один «логос».
III тур «Остановка - улица Смекалки». Участникам игры предлагаются следующие вопросы:
1. Эти годы, как ни крути, читаться будут одинаково. Запишите их цифрами и назовите. (1961, 1691, 1881, 1111, 1001)
2. О каком мужчине можно говорить одними нотами? (О Си-до-ре)
3. Где на земле самые длинные сутки? (Везде 24 часа)
4. Кто был приемником предшественника Александра Македонского? (Он сам и был)
5. Что мы не можем видеть, но оно всегда перед нами? (Будущее)
6. Что с земли не поднимет ни силач, ни даже подъёмный кран? (Тень)
7. Час пух летит, два пух летит, с утки пух летит. Откуда пух летит? (С утки)
8. Как называется знак, который роднит русский язык и математику? (Запятая)
9. Какой врач «вкалывает» с утра до вечера? (Иглотерапевт)
10. По-русски синоним «баланды», а по-немецки – журнал для женщин. Что это? (Бурда)
11. Что Владимир Даль называл «ходячим умом народа»? (Пословицы и поговорки)
12. Когда-то давно ходила такая поговорка, которая заканчивалась словами: «…пирожка не даст». До нас дошла лишь первая, наиболее употребляемая часть поговорки. Произнесите её. («Голод – не тётка,…»)
13. Назовите бюрократический эквивалент «долгого ящика». (Сукно - «положить под сукно»)
14. Назовите вершину падения. (Дно)
15. Назовите растительный заменитель ремня. (Розги)
Ведущий: Речка вымывает камни, которые мешают ей спокойно двигаться по руслу, некоторые атомы расстаются с ненужными им электронами, больной зуб, в конце концов, выпадет потому, что ему не хватает места, ведь на смену растёт новый. Всё это можно назвать одним простым словом – «лишний». Так и в следующем туре игры командам предстоит найти лишнее слово, которое не вписывается в логическую цепочку. Итак, я объявляю четвёртый тур «Слабое звено»! В этом туре командам предлагаются семь словарных рядов. В каждом ряду по четыре слова. Три из них имеют определённую ассоциативную связь. И только одно – лишнее. Необходимо найти это слово и внести его в контрольную карточку. Каждый словарный ряд зачитывается всем командам одновременно. По окончании тура карточки сдаются членам жюри, а мы узнаем и обсудим правильные ответы.
IV тур «Слабое звено». Участникам игры предлагается следующий перечень словарных рядов:
1. Марс, Вулкан, Деметра, Минерва. (Деметра - богиня древнегреческой мифологии. Остальные принадлежат древнеримскому пантеону)
2. Лён, хлопок, нейлон, джут. (Нейлон - искусственный материал, а остальные – материал из растительных волокон)
3. Платон, Диоген, Сократ, Цезарь. (Цезарь – римский император, остальные - философы Древней Греции)
4. Форель, кит, сёмга, карась. (Кит - морское млекопитающее, остальные - речные рыбы)
5. Скопа, орёл, гриф, ласточка. (Ласточка - нехищная птичка, остальные - хищные)
6. Магнитофон, патефон, ксилофон, граммофон. (Ксилофон – музыкальный инструмент, остальные – техника для воспроизведения звукозаписи)
7. Пельмени, галушки, равиолли, манты. (Галушки – мучные изделия без начинки, остальные – разновидность мучных изделий с начинкой)
Ведущий: В сегодняшнее время трудно придумать что-нибудь новое и оригинальное. Поэтому мы очень часто пытаемся переделать что-либо старое. Были бы свежие мысли! Вот и в следующем туре участникам понадобятся их сообразительный ум и оригинальные идеи. Итак, пятый тур мы назвали просто – «Что дальше?». В этом туре командам предлагаются ключевые неоконченные фразы, а к ним несколько вариантов окончания. Правда, это всего лишь для общего развития и хорошего настроения! Вам необходимо будет предложить свой оригинальный вариант окончания фразы. Два «логоса» получает та команда, чей вариант концовки, по мнению жюри, будет самым оригинальным и остроумным. На обдумывание каждой фразы командам даётся одна минута.
V тур «Что дальше?»
Участникам предлагаются следующие фразы:
1. «Ум у него был светлый, можно даже сказать… »
а) не ум, а умище; б) чрезвычайно светлый;
в) прозрачный; г) … (свой вариант).
2. «Я позвонил в дверь, но было…»
а) поздно; б) занято;
в) тихо; г) … (свой вариант).
3. «Мой дядя самых честных …»
а) грабил; б) слушал;
в) уважал; г) … (свой вариант).
4. «Хватит откладывать - пора…»
а) призадуматься; б) тратить;
в) высиживать; г) … (свой вариант).
5. «Я не такой дурак, как ты…»
а) выглядишь; б) думаешь;
в) и твои друзья; г) … (свой вариант).
6. «Болтуну предложили закрыть рот …»
а) на время обеда; б) на крепкий запор;
в) на переучёт зубов; г) … (свой вариант).
7. «На удары судьбы он отвечал ударами…»
а) по бездорожью; б) по ней же;
в) по чужим карманам; г) … (свой вариант).
8. «Я ушёл в себя и …»
а) заблудился; б) вам советую;
в) сейчас вернусь; г) … (свой вариант).
9. «Учиться надо так, чтобы не было…»
а) скучно твоим родителям; б) повода поставить тебе двойку;
в) мучительно больно от ремня; г) … (свой вариант).
10. «Уши не роскошь, а …»
а) локаторы индивидуального пользования;
б) средство воспитания;
в) место для просушки лапши; г) … (свой вариант).
11. «Капля никотина убивает лошадь, а …»
а) человеку хоть бы что; б) хомяка разрывает на куски;
в) две капли никотина - две лошади; г) … (свой вариант).
12. «Заряженному танку …»
а) надо разрядиться; б) снаряды на переправе не меняют;
в) в дуло не смотрят; г) … (свой вариант).
Ведущий: Впереди последний шестой тур. Это решающий этап нашей игры. Сейчас командам предстоит подняться по ступеням интеллектуальной лестницы, в которой десять ступеней. На каждой из них можно и заработать, и потерять свои «логосы». Если команда правильно отвечает на вопрос, ей присуждается один «логос», если ответ неверный – команда поднимается на ступеньку, но при этом теряет три «логоса», и так до тех пор, пока кто-либо из вас не окажется на верху лестницы с самым высоким результатом. Но при этом кто-то может и вовсе не добраться до последней ступени, растратив всё, что заработано таким непосильным умственным трудом. А если считать бонусы-«логосы» интеллектуальным богатством участников, то победителем игры станет самая интеллектуально «богатая» команда! Итак, финальный тур «Последняя ступень»!
VI тур «Последняя ступень».
Командам предлагаются следующие вопросы:
Ступень №1.
1. Какие насекомые могут съесть дом без остатка? (Термиты)
2. Какая европейская столица названа в честь богини - покровительницы города? (Афины - столица Греции)
3. Евро - современная денежная единица Германии. А какая была до этого? (Немецкая марка)
Ступень №2.
1. Когда, по мнению Эмиля Короткого, начинают думать о жизни и деньгах? («Когда они подходят к концу»)
2. В каком городе происходят события пьесы «Ромео и Джульетта» У. Шекспира? (Верона)
3. Какой древний царь стал прозвищем полицейского? (Фараон)
Ступень №3.
1. Что общего между росянкой и жирянкой? (Это растения-хищники)
2. У кого, по мнению Ж. Куртелина, нередко встречается презрение к деньгам? (У кого их нет)
3. У какого дерева сок на одну пятую состоит из сахара? (У клёна)
Ступень №4.
1. С какой стороны деревьев, пней и кустарников растут в основном грибы? (С северной)
2. Сколько строк в сонете? (14 строк)
3. Что изучает микология? (Это наука о грибах)
Ступень №5.
1. Какая цитата из стихотворения Н. Ибрагимова «Русская песнь» стала народной поговоркой, а начинается она со слов: «С милым…»? (… рай и в шалаше)
2. Закончите слова Джордано Бруно: «Страх смерти хуже чем…»?
(…сама смерть)
3. Как сказать фразеологизмом «Безгранично счастлив, очень доволен»? (На седьмом небе)
Ступень №6.
1. Какой камень называют «королём самоцветов и самоцветом королей»? (Алмаз)
2. Какой столовый прибор занимает второе место по распространению в мире? (Палочки для еды)
3. Что связывает азот и цифру «7»? (В периодической системе химических элементов Менделеева азот находится под № 7)
Ступень №7.
1. Сколько дней понадобилось мистеру Фоггу, чтобы объехать земной шар в романе Жюля Верна? (80 дней)
2. Смертелен ли для человека укус тарантула? (Тарантул кусает больно, но не до смерти)
3. Роберт Кох открыл бактерию, которую потом так и назвали – «палочка Коха». Какое заболевание она вызывает? (Туберкулёз)
Ступень №8.
1. Китайцы полагают, что для жизни человека необходимо семь вещей: соя, масло, уксус, соль, рис, дрова. А ещё что? (Чай)
2. У человека одна голова, один нос, лоб и рот, два уха, два глаза, две щеки, две руки и две ноги, по пять пальцев на руке и ноге. А чего у человека семь? (Семь букв в слове «человек»)
3. В 1679 году произошла «революция» в устройстве самого распространённого механизма времени – часов. Что изменилось? (Появилась минутная стрелка)
Ступень №9.
1. Какие три карты обладали магическим действием в «Пиковой даме» А. С. Пушкина? (Тройка, семёрка, туз)
2. Это дерево широко распространено в пустынях Средней Азии. Отличается очень плотной и тяжёлой древесиной, которая легко тонет в воде. Назовите его. (Саксаул)
3. Он был великим древнегреческим философом и основателем первого в мире лицея, но далеко не всем известно, что именно он был воспитателем и наставником великого полководца Александра Македонского. Назовите его имя. (Аристотель)
Ступень №10.
1. А. Ж. Дюнан, Ф. Пасси, Дж. О. Чемберлен, Дж. Адамс, К. Халл, Г. Киссинджер, М. С. Горбачёв. Что общего между этими людьми? (Они все Лауреаты Нобелевской премии мира)
2. В 1964 году впервые прозвучали позывные этой российской радиостанции - Мелодия песни «Подмосковные вечера». Какой радиостанции? («Маяк»)
3. Живописец, Жертвенник, Индеец, Микроскоп, Наугольник, Паруса, Печь, Резец, Циркуль, Часы, Стрела, Скульптор. Что объединяет эти слова? (Это названия созвездий)
Ведущий: Игра подходит к концу. Команды подсчитывают свои «логосы», а жюри подводит итоги.
Жюри объявляет результаты турнира.
Ведущий: Вот и завершилось наше интеллектуальное шоу. Спасибо всем участникам игры за блистательную эрудицию и исключительный юмор. И в заключении мне хотелось бы произнести слова известного немецкого мыслителя и педагога А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Давайте не будем об этом забывать. Всего вам доброго!
Дата: 2019-03-05, просмотров: 200.