Ответ: Евангелие и Апостол должны были во время службы читаться сначала на латинском языке, а после - на славянском.
За каждый правильный ответ на данном этапе команде присуждается по одному баллу. После выполнения задания команда следует к следующему этапу.
7 этап «Народный художник-умелец Данила»
На данном этапе команда встречает персонажа игры – народный художник-умелец Данила. Он представляется участникам игры и предлагает выполнить его задание. Если команде это удаётся, мастер вручает им берестяную грамоту.
Данила: Приветствую вас, люди добрые! Я народный мастер Данила! Расписываю полати и домашнюю утварь. А с тех пор, как выучил азбуку, появилась у меня мечта – нарисовать заглавные буквы кириллицы так, чтобы выразить в них всю красоту и образность русского языка. Если вы мне поможете в этом, я отдам вам то, что вы так долго ищите.
Участникам игры предлагается на белом листе формата А3 в течение трёх минут нарисовать и художественно оформить одну из букв славянской азбуки. Для этого они могут использовать фломастеры, маркеры, цветную бумагу, ножницы, клей, краски гуашевые. Максимальная оценка в данном конкурсном задании – 5 баллов.
После выполнения задания, персонаж игры отдаёт участникам игры берестяную грамоту, где содержится текст и вопрос, на который им необходимо ответить после прочтения текста.
БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА
Фрагмент шестой
На все века с именами солунских братьев Кирилла и Мефодия будет связана история рождения славянской письменности. На «языке словенском» говорили, писали, создавали литературу все славяне от Балтии до Эгейского моря, от Альп до Волги. Шесть долгих столетий, вплоть до XY века, только три древних языка – славянский, греческий и латинский – были приняты в мире как главные языки межнационального общения.
Выучить старославянский алфавит было не простым делом. Произносились не звуки, а названия букв, которые сами по себе были сложными. Вызубрив азбуку, ученики приступали к слогам, или складам, сначала из двух букв: «буки», «аз» - называл ученик, а затем произносил слог «ба». После заучивания слогов начиналось чтение. Сложные названия букв Кириллом и Мефодием не были взяты, что называется, «с потолка». Каждое название несло большой смысл и нравственное содержание. Овладевший грамотой, постигал нравственные понятия о добре и морали. Когда учивший грамоту человек повторял за учителем «Аз Буки Веди» (а, б, в), он говорил целую фразу: «Я буквы ведаю». Дальше в азбуке следовали г, д, е – «Глаголь Добро Есть». В перечислении этих букв подряд заложена заповедь человеку, чтобы зря словами не бросался, не словоблудничал, и означала эта фраза «Слово – это добро».
Внимание! Вопрос!
Как на старославянском языке звучит сочетание букв «р, с, т»? Какая мудрость была заложена в сочетании этих букв?
Ответ: «Рцы Слово Твердо», выражение означает «Говори слово твёрдо», т. е. «отвечай за свои слова».
За правильный ответ на данном этапе команде присуждается один балл. После выполнения задания команда следует на финальный этап.
8 ЭТАП «Эпилог»
На данном этапе участников встречает ведущий игры и вручает последнюю берестяную грамоту, где содержится финальное задание – кроссворд «Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности». За каждый правильный ответ команде присуждается по одному баллу.
2 | ||||||||||||||||||
|
8 | |||||||||||||||||
10 | 13 | |||||||||||||||||
1 |
11
14
12
О
Д
Й
1. Это слово происходит от названия двух первых славянских букв «А» и «Б». (азбука)
2. Как звали Кирилла до принятия монашества? (Константин)
3. Как звали великого учителя-славянина, который изобрёл первую азбуку- глаголицу? (Героним)
4. Человек, владеющий многими языками? (полиглот)
5. Откуда родом были братья Кирилл и Мефодий? (Сулони)
6. Какую почётную должность занимал Кирилл после окончания училища в городе Константинополе? (библиотекарь)
7. Кем по профессии был Кирилл? (филолог)
8. Как звали мать Кирилла и Мефодия, которая по происхождению была славянкой? (Мария)
9. Кем 10 лет прослужил Мефодий в одной из славянских провинций Византии? (военачальник)
10. Болгарский монах черноризец Храбр в «Сказании о письменах» называет Кирилла «святой Константин …….» (философ)
11. Как на старославянском языке звучало понятие «слово»? (глаголь)
12. Как произносится третья буква старославянской азбуки? (Веди)
13. В какое европейское государство после Моравии и Паннонии славянская письменность пришла раньше древней Руси? (Болгария)
14. Каким языком кроме греческого, латыни и еврейского владел Кирилл? (сирийский)
После выполнения финального задания участникам игры (каждой команде) необходимо собрать в единый свиток все берестяные грамоты, расположив их в правильном порядке. Та команда, которой удастся это сделать быстрее других, получает 10 дополнительных бонусов к общему количеству заработанных баллов. На этом игра останавливается. Подводятся общие итоги. Награждаются победители.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Рисунок №1.
Рисунок №2.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 212.