Порядок документального фиксирования сведений о плательщике при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4.6.7.1. При осуществлении безналичных платежей с банковских счетов клиентов подразделения, осуществляющие прием и обработку расчетных документов, обязаны обеспечить контроль наличия и полноты передачи в составе расчетных документов, следующей информации:

- информация о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

- информация о плательщике - юридическом лице должна включать наименование, номер банковского счета, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации.

4.6.7.2. При осуществлении операций по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, подразделения, проводящие указанные операции, обязаны обеспечить контроль наличия и полноты передачи в составе расчетных документов, следующей информации:

- информация о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), уникальный присваиваемый номер операции (при его наличии), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

- информация о плательщике - юридическом лице должна включать наименование, уникальный присваиваемый номер (код, пароль) операции, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации.

4.6.7.3. В случае, если банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо банк, который обслуживает получателя при осуществлении в его пользу перевода денежных средств без открытия банковского счета, либо банк, который участвует в осуществлении перевода денежных средств, является иностранным банком, информация о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике - юридическом лице должна включать его наименование и адрес места нахождения.

4.6.7.4. Требования настоящего раздела, в части контроля наличия и полноты передачи в составе расчетных документов информации не распространяются на:

- безналичные расчеты, осуществляемые Банком по банковским счетам на сумму, не превышающую 15 000 российских рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 российских рублей;

- безналичные расчеты по банковским счетам, открытым в Банке;

- безналичные расчеты, осуществляемые с использованием платежных карт;

- безналичные расчеты между Банком и другой кредитной организацией, в том числе иностранным банком, осуществляемые от своего имени и за свой счет;

- переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, осуществляемые кредитными организациями на сумму, не превышающую 15 000 российских рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 российских рублей.

4.6.7.5. Подразделения, осуществляющие операции по счетам банков-корреспондентов, обязаны обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученных расчетных документах, и ее хранение в соответствии с порядком хранения информации (документов), указанным в настоящих Правилах.

4.7. Порядок хранения информации (документов), полученной(ных) в результате реализации Правил внутреннего контроля

4.7.1. В целях ПОД/ФТ И ФРОМУ Банк хранит следующие документы и сведения:

4.7.1.1. оригиналы и копии документов, а также сведения в письменной форме, полученные в результате реализации Программы идентификации (учредительные документы, документы, выданные налоговыми, регистрирующими и другими государственными органами, документы, удостоверяющие личность клиентов, их представителей и лиц, имеющих право распоряжаться банковскими счетами (вкладами) клиентов (включая документы, подтверждающие наличие у них соответствующих полномочий), бенефициарных владельцев, Анкеты клиента, оформленные на бумажном носителе, и пр.). При этом:

- документы и сведения подлежат хранению в юридическом (кредитном) деле Клиента в подразделении по месту обслуживания Клиента либо в подразделении, осуществившем операцию (заключившем соглашение, договор и пр.), либо в архиве после прекращения отношений с Клиентом в течение 5 лет;

- заверенные в установленном порядке Анкеты (досье) Клиентов – физических лиц на бумажном носителе могут подлежать хранению в Подразделении Банка, в котором Клиенту был открыт счет, в сроки, указанные Номенклатурой дел Банка, но не менее 5 лет со дня прекращения отношений с Клиентом;

- сведения, фиксирование которых осуществляется в электронном виде, подлежат хранению в течение указанного срока на информационном ресурсе Банка.

4.7.1.2. расчетные документы Клиента, являющиеся основанием для проведения операций, а также договоры, соглашения Клиента с Банком, содержащие сведения, указанные в статье 7 Закона № 115-ФЗ, подлежат хранению в подразделении, осуществившем операцию (заключившем соглашение, договор и пр.), либо в архиве в течение 5 лет со дня прекращения отношений с Клиентом, за исключением случаев, предусмотренных Законодательством;

4.7.1.3. иные документы, содержащие информацию о Клиенте либо его операциях, полученные в результате реализации Правил, включая деловую переписку с клиентом, формируются в делах Отдела финансового мониторинга и хранятся в течение 5 лет со дня прекращения отношений с Клиентом;

4.7.1.4. документы, подтверждающие замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества, а также документы при расторжении договора банковского счета по инициативе Банка формируются в делах Отдела финансового мониторинга и хранятся в течение 5 лет со дня совершения указанных действий;

4.7.1.5. документы, подтверждающие отказ от заключения договора, в том числе договора банковского счета (вклада), а также документы, подтверждающие отказ от выполнения распоряжения Клиента о совершении операции формируются в подразделении по месту его реализации, подлежат передаче в Отдел финансового мониторинга и хранению в течение 5 лет с момента такого отказа;

4.7.1.6. сообщения (ОЭС), направленные Банком в Уполномоченный орган, а также извещения Банка России и Уполномоченного органа о получении таких сведений (ИЭС) подлежат хранению в течение 5 лет со дня направления (получения) в электронном виде на информационном ресурсе с ограниченным доступом. Хранение указанных документов должно быть организовано с таким расчетом, чтобы сохранялись первоначальные атрибуты электронных документов (имя файла, его размер, дата создания);

4.7.1.7. полученные в установленном порядке файлы с Перечнем экстремистов, а также Извещения Банка о принятии (непринятии) файлов, содержащих Перечень экстремистов, подлежат хранению в электронном виде в течение 5 лет со дня направления (получения) на информационном ресурсе Банка;

4.7.1.8. программные и программно-аппаратные средства криптографической защиты информации и справочники ключей кодов аутентификации хранятся в Управлении информационных технологий в течение не менее 5 лет с момента их последнего использования;

4.7.1.9. запросы государственных органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе Уполномоченного органа и подразделений Банка России, о предоставлении информации, справок, документов, относящихся к сфере ПОД/ФТ И ФРОМУ, а также ответы на такие запросы, хранятся в Отделе финансового мониторинга либо в архиве в течение не менее 5 лет;

4.7.1.10. сообщения о необычных операциях (сделках), заключения о возможности отнесения сделки к категории необычных сделок хранятся в Отделе финансового мониторинга либо в архиве в бумажном виде в течение не менее 5 лет со дня принятия решения о направлении/не направлении соответствующих сведений в Уполномоченный орган;

4.7.1.11. журнал учета приостановленных операций хранится в Отделе финансового мониторинга либо в архиве в течение 5 лет со дня проведения последней приостановленной операции (последней записи);

4.7.1.12. документы, свидетельствующие о прохождении работниками Банка обучения по ПОД/ФТ И ФРОМУ в соответствии с Программой подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ И ФРОМУ, находятся в личном деле сотрудника в течение всего времени его работы в Банке, при завершении работы – в соответствии с правилами архивного хранения;

4.7.1.13.  документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), сообщения об устранении (о невозможности устранения) оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), запросы о представлении мотивированных обоснований, мотивированных обоснований, решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований для отказа, решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого кредитной организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем, формируются в делах Отдела финансового мониторинга и хранятся в течение 5 лет со дня прекращения отношений с Клиентом;

4.7.1.14. журнал учета информации по рассмотрению случаев отказа в выполнении распоряжения о совершении операции или отказа от заключения договора банковского счета (вклада) хранится в Отделе финансового мониторинга либо в архиве в течение 5 лет со дня проведения последней записи.

4.7.2. Датой прекращения отношений с Клиентом при наличии договора банковского счета (вклада), корреспондентского счета, договора о депозитарном или ином обслуживании является дата окончания (расторжения) договора. Датой прекращения обязательств, при проведении операций без установления договорных отношений, является дата проведения операции.

4.7.3. Хранение документов и сведений, полученных в результате осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ, должно быть организовано в соответствии с внутренними требованиями Банка в сфере информационной безопасности, Порядка обеспечения конфиденциальности информации настоящих Правил, исключающей доступ к ним третьих лиц и Правил обработки персональных данных.

4.7.4. Ответственными за организацию обработки, сохранность и обеспечение безопасности информации и документов, полученных в результате реализации Правил, являются руководители соответствующих подразделений, назначенные ответственные лица.

Порядок участия в реализации Правил обособленных и внутренних структурных подразделений Банка, а также порядок взаимодействия Банка с такими подразделениями при реализации Правил. Ответственность должностных лиц при реализации Правил

4.8.1. Сотрудники подразделений Банка ответственны за:

- выполнение Нормативных требований, внутренних документов Банка в части идентификации Клиентов, их Представителей, установления и идентификации Выгодоприобретателей, проверки Клиентов и присвоение уровня риска;

- полноту и своевременность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций (сделок);

- достоверность сведений, передаваемых в Отдел финансового мониторинга для направления в Уполномоченный орган;

- соблюдение порядка документального фиксирования и хранения информации о Клиентах и осуществляемых ими операциях;

- соблюдение установленных требований по отказу в открытии банковского счета (вклада), установлению иных договорных отношений и отказу от исполнения распоряжения Клиента об осуществлении операции, а также за соблюдение установленных требований по замораживанию (блокированию) и приостановлению операций с денежными средствами и иным имуществом;

- своевременное прохождение обучающих мероприятий в сфере ПОД/ФТ И ФРОМУ;

- соблюдение режима конфиденциальности и нераспространение третьим лицам информации о процедурах, осуществляемых Банком в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ и конфиденциальных сведений, полученных в результате реализации Правил.

4.8.2. Руководители подразделений Банка и руководители дополнительных (операционных) офисов (далее руководители подразделений) Банка ответственны за:

- организацию внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ на всех направлениях деятельности возглавляемых ими подразделений, где осуществление таких процедур в соответствии с Правилами является необходимым;

- разграничение зон ответственности сотрудников подразделений при осуществлении процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ;

- внесение в должностные инструкции сотрудников должностных обязанностей, связанных с осуществлением функций ПОД/ФТ И ФРОМУ;

- соблюдение режима конфиденциальности и нераспространение третьим лицам информации о процедурах, осуществляемых Банком в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ и конфиденциальных сведений, полученных в результате применения настоящих Правил. Контроль за выполнением сотрудниками требований по обеспечению сведений, отнесенных к разряду конфиденциальных;

- организацию хранения и сохранность информации и документов, полученных в результате осуществления мероприятий в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ;

- защиту интересов Банка от Клиентов, вовлекающих Банк в реализацию схем легализации преступных капиталов, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, включая принятие решений об отказе в открытии банковского счета (вклада) и иных договорных отношений, в случаях, предусмотренных законодательством;

- своевременность принятия решений об отказе от выполнения распоряжения Клиента о совершении операции в случаях, предусмотренных законодательством;

- выполнение предписаний о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества, а также предписаний о приостановлении операций;

- обеспечение участия сотрудников подразделения в обучающих мероприятиях в сфере ПОД/ФТ И ФРОМУ в соответствии с Программой обучения.

4.8.3. Сотрудники Подразделения по ПОД/ФТ И ФРОМУ ответственны за:

- своевременное информирование подразделений об изменениях в законодательстве и нормативных требованиях в сфере ПОД/ФТ И ФРОМУ;

- своевременное распространение и обновление Перечня экстремистов, а также иных баз данных, используемых в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ;

- полноту и своевременность проведения обучающих мероприятий в соответствии с Программой обучения, а также консультирование сотрудников;

- своевременное прохождение обучающих мероприятий по вопросам ПОД/ФТ И ФРОМУ, а также соответствие уровня собственных знаний требованиям, предъявляемым к сотрудникам Подразделения по ПОД/ФТ И ФРОМУ;

- соблюдение сроков принятия решений по сообщениям о необычных операциях (сделках) и обоснованность принятых решений;

- анализ и выявление типологий, схем необычных операций (сделок) Клиентов и разработку мер по их пресечению;

- формирование функциональных требований по вопросам ПОД/ФТ И ФРОМУ к разрабатываемому программному обеспечению;

- своевременное направление сведений, подлежащих направлению в Уполномоченный орган;

- сохранность файлов, направленных в Уполномоченный орган (ОЭС) и принятых из Банка России и уполномоченного органа (ИЭС);

- своевременное формирование ответов на письменные запросы Уполномоченного органа, Банка России в части компетенции ПОД/ФТ И ФРОМУ;

- соблюдение режима конфиденциальности и нераспространение третьим лицам информации о процедурах, осуществляемых Банком в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ и конфиденциальных сведений, полученных в результате применения Правил.

4.8.7. Ответственный сотрудник персонально отвечает за:

- разработку, утверждение и реализацию Правил;

- формирование Перечня Подразделений и разграничение зон ответственности между подразделениями при реализации Правил;

- за своевременное доведение обновленной версии Перечня экстремистов до сотрудников;

- своевременную разработку и утверждение документов по реализации Программы обучения;

- организацию работы по принятию решений по сообщениям о необычных операциях (сделках);

- распределение должностных обязанностей, связанных с осуществлением внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ, между сотрудниками Подразделения по ПОД/ФТ И ФРОМУ;

- организацию представления в Уполномоченный орган сведений в соответствии с Нормативными требованиями;

- принятие решений о замораживании (блокировании) и приостановлении операций с денежными средствами и иным имуществом в порядке, предусмотренном Законодательством и Нормативными требованиями;

- соблюдение режима конфиденциальности и нераспространение третьим лицам информации о процедурах, осуществляемых Банком в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ и конфиденциальных сведений, полученных в результате применения настоящих Правил;

- своевременную подготовку и направление на ознакомление Руководителю Банка отчетов о реализации Правил внутреннего контроля;

- своевременную подготовку и представление Совету директоров Банка отчетов о реализации Правил внутреннего контроля и рекомендуемых мерах по улучшению системы ПОД/ФТ И ФРОМУ.

4.8.8. Заместитель директора Банка несет ответственность за:

- контролем организации в Банке внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ;

- соответствием настоящих Правил требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ И ФРОМУ.

- общее руководство и эффективное управление организацией внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ на всех направлениях деятельности Банка;

- создание подразделения Банка, организующего реализацию Правил, и обеспечение его ресурсами для эффективного исполнения своих функций;

- обеспечение соблюдения Правил сотрудниками подразделений и отчетность перед органами управления за их исполнение;

- осуществление периодической оценки функционирования Системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ И ФРОМУ.

4.8.9. Порядок взаимодействия Банка с обособленными и внутренними структурными подразделениями при реализации настоящих Правил определен в Приложении 13.

Порядок информирования сотрудниками Банка, в том числе Ответственным сотрудником, Директора Банка, службы внутреннего аудита и службы внутреннего контроля о ставших им известными фактах нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ И ФРОМУ, допущенных сотрудниками Банка

4.9.1. Важным принципом осуществления банковской деятельности является непричастность Банка в целом и каждого из его сотрудников к каким-либо операциям и сделкам, а также к любым действиям, которые могут вызвать подозрения в содействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

4.9.2. Факты соучастия сотрудников или содействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, являются серьезным нарушением должностных обязанностей и влекут применение мер дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации. Информация о таких фактах подлежит немедленной передаче Ответственному сотруднику.

4.9.3. Ответственный сотрудник в рабочем порядке незамедлительно информирует о таких фактах Руководителя СВА и при необходимости Директора Банка. Сведения о фактах нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ И ФРОМУ, допущенных сотрудниками Банка, и предпринятых в связи с этим мерах, включаются в ближайший отчет о реализации Правил.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 280.