I. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Либеральное народничество

- Вспомните, какие два направления господствовали в народничестве начиная с 70-х годов столетия? (Пропагандистское и радикально-революционное.)

- Какие две организации в конце 70-х - начале 80-х объединяли сторонников этих направлений? (Пропагандистское направление - «Черный передел», ре­волюционеров - «Народная воля». Обе организации были разгромлены в нача­ле 80-х гг.)

Учитель сообщает: После разгрома народнического движения при Александре III более заметную роль в нем начинает играть мирное, реформистское направление.

Запись в тетрадях:

Либеральное народничество - реформистское направление в народничестве. Идеологи: Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко.

Либеральные народники, отказавшиеся от насилия как метода действий, саму идею социальной революции не оставили. Они считали, что следует избежать уко­ренения и развития в России капиталистических отношений, в которых видели источник социальных бед. Для этого они полагали необходимым укрепить коллектив­ные формы труда, присущие, по их мнению, русскому народу (община, артель и г п.). Они предложили ряд мер по улучшению положения крестьян (расширение крестьянского землевладения через организацию массовых переселений и выкуп земли у частных владельцев и государства, обеспечение крестьян дешевым кредитом, уравнение крестьян в правах с другими сословиями). Эти идеи были восприняты  и некоторыми из членов земств. *

Доклады: либеральные народники Н. К. Михайловского, В. П. Воронцова, ( II. Кривенко. Биографии, деятельность, взгляды.

2. Учитель сообщает: Либерализм и народничество были относительно стары­ми общественно-политическими учениями. В конце XIX в. в Россию пришло новое учение:

Запись на доске и в тетрадях:

 марксизм.

Первыми русскими марксистами стали бывшие члены группы «Черный пере­дел», осколка «Земли и воли» 1870-х гг., оказавшиеся в эмиграции - Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод и другие.

Запись в тетрадях:

1893 г., Женева - образование марксистской группы «Освобождение труда».

Идеологическим лидером этой группы стал Г. В. Плеханов. Взгляды марксистов отличались от взглядов народников по нескольким существенным пунктам, хотя в их доктринах было и немало общего.

Различия мнений марксистов и народников по некоторым вопросам приведены в таблице:

Вопрос Народники Марксисты
Необходимость борьбы за политические права Нет Да
Ведущая сила социальной революции Крестьянство Рабочие
Необходимость совмещения свержения само­державия и социальной революции Да Нет
Возможность миновать стадию капитализма Да Нет

 

Беседа по вопросам:

- Что нового в идеологии марксистов в сравнении с народниками? (Марксис­ты, в отличие от народников, считали необходимым бороться за политиче­ские свободы, конституцию. Ведущей силой в этом должен был стать про­мышленный пролетариат - рабочие, а не крестьяне. Капитализм в России уже есть - это необходимо признать. Свержение самодержавия, за кото­рое следует бороться, не означает начала социалистической революции. Между этими двумя событиями должен быть более или менее длительный промежуток, в течение которого будет готовиться социалистическая ре­волюция. Форсирование социалистической революции в обществе, не подго­товленной в ней - даже опасно, обо приведет к новому деспотизму.)

- В чем причина разочарование бывших народников в своих взглядах? Чем их привлек марксизм? (Надежда на плодотворность пропаганды среди кресть­янства исчезла. Стало очевидно, что русское крестьянство не склонно к ре­волюции и бунтам. Более того, с течением времени в России капитализм де­лал все большие успехи. Народники поняли, что избежать этой стадии раз­вития общества в России не удастся. Марксизм же предлагал выход - в том числе осуществление знакомой социальной революции в условиях существо­вания капитализма. Марксисты предлагали опереться на другой революци­онный по их мнению класс - рабочих, более организованный, сплоченный и просвещенный, чем крестьянство.)

- Как вы думаете, каковы причины столь быстрого успеха марксистского уче­ния в России? (Укрепление капитализма в России, увеличение количества ра­бочих, общий спад в народническом движении.)

Учитель сообщает: Свою главную задачу группа «Освобождение труда» видела в распространении учения Маркса в России. Ближайшей целью русских социалистов Г. В. Плеханов считал создание рабочей партии, которая организовала бы и повела за собой рабочий класс в борьбу против самодержавия. Для распространения марксизма, несмотря на начальное негодование и неприятие их идей народниками, складывались благоприятные условия. В 80-е гг. складывается ряд марксистских кружков:

Запись в тетрадях:

Марксистские кружки: 1883г. - кружок Благоева, 1889 - кружок Бруснева, Петербургский технологический институт, 1888 - кружок Федосеева, Казань). В 1888 г. в кружок Н. Е. Федосеева вступил 18-летний В. И. Ульянов.

3. Запись на доске:

В. И. Ульянов (Ленин), 1870-1924 гг.

Доклад: «Начало революционной деятельности В. И. Ульянова».

Запись в тетрадях:

Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» - Петербург, 1895 г.

1898 г., Минск - создание членами «Союза» Российской социал- демократической рабочей партии (РСДРП) -1 съезд РСДРП.

II. Итог урока

Во второй половине 90-х - первые годы XX в. наблюдается подъем либерального движения, зарождается российский марксизм. В борьбу включаются молодые мар­ксисты, которым в будущем будет суждено сыграть большую роль в судьбе России.

Домашнее задание

§ 80, вопросы 4, 6 к параграфу.

 

Урок 86. Образование и наука во второй половине XIX в.

Цель урока: рассказать о развитии русской науки и образовании на протяжении 19 столетия.

План урока:

1. Развитие системы образования. Университеты, гимназии, школы;

2. Наука и техника. Географические открытия.

Основные понятия: реальное училище, земская школа, позитивизм.

Важнейшие даты: 1888 г. - открытие первого в Сибири Томского университеты; 1878 г. - открытие Высших женских курсов (Бестужевских) в Петербурге.

Оборудование урока: портреты русских ученых и деятелей просвещения второй половины XIX в.

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы. Вопрос 4. В конце XIX в. в условиях контрреформ Алек­сандра III либералы понимают бесполезность политических, конституционных тре­бований от правительства. Многие из них, особенно земцы, продолжают служение народу, работая учителями, врачами, агрономами. Среди либеральной интеллиген­ции все больше распространяется убеждение в необходимости «малых дел», кото­рые приносят непосредственную пользу народу. К «малым делам» можно отнести заботу о распространении грамотности среди крестьян, улучшении их быта, введе­нии агротехнических усовершенствований и т. д.

Вопрос 6. Плеханов, в отличие от народников, считал необходимым бороться за политические свободы, конституцию. Ведущей силой в этом должен был стать про­мышленный пролетариат - рабочие, а не крестьяне. Свержение самодержавия, со­гласно взглядам Плеханова, за которое следует бороться, не означает начала социа­листической революции. Для ее успешного осуществления нужна долгая подготовка общества.

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Сегодня мы начинаем изучение заключительного в этом году блока тем - о русской науке и культуре второй половины XIX столетия. Эпоха Великих реформ, освобождение крестьянства дали сильный импульс развитию куль­туры и научных знаний в России. Образование становится доступным значительно более широким слоям населения. Значительно увеличивается количество городских и сельских школ. Новые условия - развитие капитализма вызывает более широкий спрос на специалистов. Значительно выросли ряды интеллигенции. На порядок воз­растает количество изданий (в том числе периодических изданий) и их номенклату­ра. В целом темпы развития науки и культуры значительно ускоряются.

Как было сказано, расширяется сеть учебных заведений в России. Это касается всех уровней учебных заведений.

- Как бы в целом оценили уровень грамотности простого народа в России в се­редине XIX в.? (Низкий. Среди крестьян грамотными были немногие. Боль­ше грамотных людей было в городах. Однако это касалось в основном эле­ментарного умения читать и писать.)

По данным на конец 60-х - начало 70-х годов даже в Петербурге грамотными были лишь 44 % населения, приблизительно такой же показатель был в Москве. В уездных городах неграмотных было 70 - 80 %. Положение улучшалось по мере раз­вития земской школы. Увеличивалось также количество городских и церковно­приходских школ. Во многих городах открывались воскресные школы для взрослых. Однако в целом за счет высокого прироста населения темпы роста грамотного насе­ления оставались невысокими. В конце XIX в. общее число грамотных было около четверти населения.

Во второй половине столетия за счет миссионерской деятельности православного духовенства собственную письменность обретают некоторые народы Поволжья - ма­ри, мордва, чуваши и др. Стала появляться литература на этих языках, появилась местная интеллигенция.

В обществе и в правительстве велась дискуссия о том, каким быть образованию в России. Были сторонники реального (акцент ставился на изучение естественных наук и современных иностранных языков) и классического образования (гуманитар­ные науки, древние языки - латынь и греческий). Верх одержали сторонники клас­сического образования. Поддержку они нашли у министра народного просвещения Д. А. Толстого и его преемника И. Д. Делянова.

Дискуссия на 3-5 минут. Ученики высказывают свое мнение о достоинствах обоих подходов к образованию. Какой вид образование они бы выбрали для себя?

Учитель продолжает: Основой среднего образования стала классическая гимна­зия. Начиная с 1862 г. появились и женские гимназии. Существовали и реальные училища, более ориентированные на естественные науки - физику, химию, а также новые языки. Но их было меньше, чем гимназий. Обучение в них считалось менее престижным. Во второй половине столетия сохранялись ограничения на поступле­ние в высшие учебные заведения.

- Какие ограничения вам известны? (Было ограничено право евреев поступать в университеты. В 80 - 90-е гг. консервативный министр образования Деля- нов издал циркуляр о «кухаркиных детях». В нем не рекомендовалось при­нимать в университеты выходцев из городских низов - сыновей кухарок, прачек, мелких лавочников и проч.)

В России продолжался рост высшей школы.

- Почему? (Во многом из-за большей востребованности людей с высшим об­разованием, из-за повышения его престижа.)

В 60-90-е гг. количество студентов университетов увеличилось втрое. В 1888 г. от­крылся Томский университет - первый в Сибири. В 1900 г. там же был открыт Том­ский технологический институт. В 1878 г. в Петербурге открылись Высшие женские курсы, директором которых стал К. Н. Бестужев-Рюмин - его именем они и были на­званы. В целом система образования в России выглядела следующим образом.

Высшие женские курсы Университеты Высшие технические учебные заведения

Высшее образование

 

Гимназии (мужские и женские)                        [ Реальные училища       

                                  Прогимназии (=4 года гимназии)

    Среднее образование

           

Церковно­приходские школы Земские школы Воскресные школы для взрослых Государственные школы

Начальное образование

 

2. Русская наука. Географические открытия. Данный раздел ученики изучают самостоятельно в тетрадях по учебнику (§ 81, с. 279-283) и заполняют таблицу:

Направ­ление Исследователь Исследования, открытия, изобретения

Мате-

мати­ка

и физика

П.Л. Чебышев (1821-1894) Сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей Положил начало петербургской математической школе
А. Г. Столетов (1839-1896) Ряд исследований в области фотоэлектрических явлений
А. С. Попов (1859-1905) Изучал электрические явления и электромагнетизм Изобрел грозоотметчик (первая в мире приемная радио­станция)
А. Ф. Можайский (1825-1890) Посвятил жизнь созданию летательного аппарата и вплотную подошел к решению этой задачи

Хи-

мия и биол-

огия

А.М. Бутлеров (1828-1886) Разработал теорию химического строения
Д. И. Менделеев (1834-1907) Открыл периодический закон химических элементов
В. В. Докучаев (1846-1903) Положил начало современному почвоведению Раскрыл сложный и длительный процесс происхожде­ния почв Изложил план борьбы с засухами
И. М. Сеченов (1829-1905) Организовал физиологическую лабораторию при петер­бургской Медико-хирургической академии Занимался проблемой биоэлектричества Исследовал человеческую психику
И. И. Мечников (1845-1916) Вел работы в области микробиологии, бактериологии, медицины

 

  С. М. Соловьев (1820-1879) Написал 29-томный труд «История России с древней­ших времен», где события доведены до 1775 г. Сравнивал историческое развитие России и Западной Европы, находя много общего в их развитии Отмечал своеобразие исторического пути России, что было связано с промежуточным ее положением между Европой и Азией
История В. О. Ключевский (1841-1911) Проявлял большой интерес к социально-экономическим вопросам (старался детально проследить процесс склады­вания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения)
  М. М. Ковалевский (1851-1916) На основе его университетских лекций был составлен «Курс русской истории» Занимался проблемами европейской крестьянской об­щины Написал труд «Происхождение современной демокра­тии»

Географи­ческие от­крытия

П. П. Семенов-Тян- Шанский (1827-1914) Возглавил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тяньшань Возглавил Русское географическое общество Стал инициатором многотомного издания «Россия. Пол­ное географическое описание нашего отечества»
Н. М. Пржевальский (1839-1888) Совершил экспедиции по Уссурийскому краю, в труд­нодоступные районы Центральной Азии, исследовал пус­тыню Гоби, Тяньшань, побывал в Тибете
  Н. Н. Миклухо- Маклай (1846-1888) Совершил путешествия на Канарские острова и по Се­верной Африке Посетил ряд островов Тихого океана, где изучал быт ме­стных народов

 

В конце урока учитель проверяет заполнение таблицы.

III. Итог урока

Образование в России развивалось последовательно. В этой области были сдела­ны значительные успехи. Образование в средней и высшей школе стояло в целом на уровне мировых стандартов, однако по уровню грамотности населения Россия еще отставала от ведущих стран Европы. Россия второй половины XIX в. сделала боль­шой рывок в области науки. Москва и Петербург становятся в ряд ведущих мировых центров научного знания.

Домашнее задание

§ 81. Подготовка докладов о русских художниках и скульпторах:

а) М. О. Микешин;

б) А. М. Опекушин;

в) И. Н. Крамской;

г) Пейзажная живопись - А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи;

д) И. И. Левитан;

е) И. Е. Репин;

ж) Историческая и батальная живопись. В. И. Суриков и В. М. Васнецов;

з) В. А. Серов;

и) П. М. Третьяков.

При подготовке следует использовать всевозможную литературу - статьи Совет­ской исторической энциклопедии, Словаря юного историка, Большой Советской энциклопедии и др., в том числе изучить текст учебника. Желательно, чтобы учени­ки принесли на урок имеющиеся у них дома репродукции, альбомы по искусству и т. п. Дайте указание ученикам, на что следует обратить особое внимание - см. ком­ментарии в следующем уроке.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 279.