1. Либеральное народничество
- Вспомните, какие два направления господствовали в народничестве начиная с 70-х годов столетия? (Пропагандистское и радикально-революционное.)
- Какие две организации в конце 70-х - начале 80-х объединяли сторонников этих направлений? (Пропагандистское направление - «Черный передел», революционеров - «Народная воля». Обе организации были разгромлены в начале 80-х гг.)
Учитель сообщает: После разгрома народнического движения при Александре III более заметную роль в нем начинает играть мирное, реформистское направление.
Запись в тетрадях:
Либеральное народничество - реформистское направление в народничестве. Идеологи: Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко.
Либеральные народники, отказавшиеся от насилия как метода действий, саму идею социальной революции не оставили. Они считали, что следует избежать укоренения и развития в России капиталистических отношений, в которых видели источник социальных бед. Для этого они полагали необходимым укрепить коллективные формы труда, присущие, по их мнению, русскому народу (община, артель и г п.). Они предложили ряд мер по улучшению положения крестьян (расширение крестьянского землевладения через организацию массовых переселений и выкуп земли у частных владельцев и государства, обеспечение крестьян дешевым кредитом, уравнение крестьян в правах с другими сословиями). Эти идеи были восприняты и некоторыми из членов земств. *
Доклады: либеральные народники Н. К. Михайловского, В. П. Воронцова, ( II. Кривенко. Биографии, деятельность, взгляды.
2. Учитель сообщает: Либерализм и народничество были относительно старыми общественно-политическими учениями. В конце XIX в. в Россию пришло новое учение:
Запись на доске и в тетрадях:
марксизм.
Первыми русскими марксистами стали бывшие члены группы «Черный передел», осколка «Земли и воли» 1870-х гг., оказавшиеся в эмиграции - Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод и другие.
Запись в тетрадях:
1893 г., Женева - образование марксистской группы «Освобождение труда».
Идеологическим лидером этой группы стал Г. В. Плеханов. Взгляды марксистов отличались от взглядов народников по нескольким существенным пунктам, хотя в их доктринах было и немало общего.
Различия мнений марксистов и народников по некоторым вопросам приведены в таблице:
Вопрос | Народники | Марксисты |
Необходимость борьбы за политические права | Нет | Да |
Ведущая сила социальной революции | Крестьянство | Рабочие |
Необходимость совмещения свержения самодержавия и социальной революции | Да | Нет |
Возможность миновать стадию капитализма | Да | Нет |
Беседа по вопросам:
- Что нового в идеологии марксистов в сравнении с народниками? (Марксисты, в отличие от народников, считали необходимым бороться за политические свободы, конституцию. Ведущей силой в этом должен был стать промышленный пролетариат - рабочие, а не крестьяне. Капитализм в России уже есть - это необходимо признать. Свержение самодержавия, за которое следует бороться, не означает начала социалистической революции. Между этими двумя событиями должен быть более или менее длительный промежуток, в течение которого будет готовиться социалистическая революция. Форсирование социалистической революции в обществе, не подготовленной в ней - даже опасно, обо приведет к новому деспотизму.)
- В чем причина разочарование бывших народников в своих взглядах? Чем их привлек марксизм? (Надежда на плодотворность пропаганды среди крестьянства исчезла. Стало очевидно, что русское крестьянство не склонно к революции и бунтам. Более того, с течением времени в России капитализм делал все большие успехи. Народники поняли, что избежать этой стадии развития общества в России не удастся. Марксизм же предлагал выход - в том числе осуществление знакомой социальной революции в условиях существования капитализма. Марксисты предлагали опереться на другой революционный по их мнению класс - рабочих, более организованный, сплоченный и просвещенный, чем крестьянство.)
- Как вы думаете, каковы причины столь быстрого успеха марксистского учения в России? (Укрепление капитализма в России, увеличение количества рабочих, общий спад в народническом движении.)
Учитель сообщает: Свою главную задачу группа «Освобождение труда» видела в распространении учения Маркса в России. Ближайшей целью русских социалистов Г. В. Плеханов считал создание рабочей партии, которая организовала бы и повела за собой рабочий класс в борьбу против самодержавия. Для распространения марксизма, несмотря на начальное негодование и неприятие их идей народниками, складывались благоприятные условия. В 80-е гг. складывается ряд марксистских кружков:
Запись в тетрадях:
Марксистские кружки: 1883г. - кружок Благоева, 1889 - кружок Бруснева, Петербургский технологический институт, 1888 - кружок Федосеева, Казань). В 1888 г. в кружок Н. Е. Федосеева вступил 18-летний В. И. Ульянов.
3. Запись на доске:
В. И. Ульянов (Ленин), 1870-1924 гг.
Доклад: «Начало революционной деятельности В. И. Ульянова».
Запись в тетрадях:
Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» - Петербург, 1895 г.
1898 г., Минск - создание членами «Союза» Российской социал- демократической рабочей партии (РСДРП) -1 съезд РСДРП.
II. Итог урока
Во второй половине 90-х - первые годы XX в. наблюдается подъем либерального движения, зарождается российский марксизм. В борьбу включаются молодые марксисты, которым в будущем будет суждено сыграть большую роль в судьбе России.
Домашнее задание
§ 80, вопросы 4, 6 к параграфу.
Урок 86. Образование и наука во второй половине XIX в.
Цель урока: рассказать о развитии русской науки и образовании на протяжении 19 столетия.
План урока:
1. Развитие системы образования. Университеты, гимназии, школы;
2. Наука и техника. Географические открытия.
Основные понятия: реальное училище, земская школа, позитивизм.
Важнейшие даты: 1888 г. - открытие первого в Сибири Томского университеты; 1878 г. - открытие Высших женских курсов (Бестужевских) в Петербурге.
Оборудование урока: портреты русских ученых и деятелей просвещения второй половины XIX в.
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
Ответы на вопросы. Вопрос 4. В конце XIX в. в условиях контрреформ Александра III либералы понимают бесполезность политических, конституционных требований от правительства. Многие из них, особенно земцы, продолжают служение народу, работая учителями, врачами, агрономами. Среди либеральной интеллигенции все больше распространяется убеждение в необходимости «малых дел», которые приносят непосредственную пользу народу. К «малым делам» можно отнести заботу о распространении грамотности среди крестьян, улучшении их быта, введении агротехнических усовершенствований и т. д.
Вопрос 6. Плеханов, в отличие от народников, считал необходимым бороться за политические свободы, конституцию. Ведущей силой в этом должен был стать промышленный пролетариат - рабочие, а не крестьяне. Свержение самодержавия, согласно взглядам Плеханова, за которое следует бороться, не означает начала социалистической революции. Для ее успешного осуществления нужна долгая подготовка общества.
II. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: Сегодня мы начинаем изучение заключительного в этом году блока тем - о русской науке и культуре второй половины XIX столетия. Эпоха Великих реформ, освобождение крестьянства дали сильный импульс развитию культуры и научных знаний в России. Образование становится доступным значительно более широким слоям населения. Значительно увеличивается количество городских и сельских школ. Новые условия - развитие капитализма вызывает более широкий спрос на специалистов. Значительно выросли ряды интеллигенции. На порядок возрастает количество изданий (в том числе периодических изданий) и их номенклатура. В целом темпы развития науки и культуры значительно ускоряются.
Как было сказано, расширяется сеть учебных заведений в России. Это касается всех уровней учебных заведений.
- Как бы в целом оценили уровень грамотности простого народа в России в середине XIX в.? (Низкий. Среди крестьян грамотными были немногие. Больше грамотных людей было в городах. Однако это касалось в основном элементарного умения читать и писать.)
По данным на конец 60-х - начало 70-х годов даже в Петербурге грамотными были лишь 44 % населения, приблизительно такой же показатель был в Москве. В уездных городах неграмотных было 70 - 80 %. Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось также количество городских и церковноприходских школ. Во многих городах открывались воскресные школы для взрослых. Однако в целом за счет высокого прироста населения темпы роста грамотного населения оставались невысокими. В конце XIX в. общее число грамотных было около четверти населения.
Во второй половине столетия за счет миссионерской деятельности православного духовенства собственную письменность обретают некоторые народы Поволжья - мари, мордва, чуваши и др. Стала появляться литература на этих языках, появилась местная интеллигенция.
В обществе и в правительстве велась дискуссия о том, каким быть образованию в России. Были сторонники реального (акцент ставился на изучение естественных наук и современных иностранных языков) и классического образования (гуманитарные науки, древние языки - латынь и греческий). Верх одержали сторонники классического образования. Поддержку они нашли у министра народного просвещения Д. А. Толстого и его преемника И. Д. Делянова.
Дискуссия на 3-5 минут. Ученики высказывают свое мнение о достоинствах обоих подходов к образованию. Какой вид образование они бы выбрали для себя?
Учитель продолжает: Основой среднего образования стала классическая гимназия. Начиная с 1862 г. появились и женские гимназии. Существовали и реальные училища, более ориентированные на естественные науки - физику, химию, а также новые языки. Но их было меньше, чем гимназий. Обучение в них считалось менее престижным. Во второй половине столетия сохранялись ограничения на поступление в высшие учебные заведения.
- Какие ограничения вам известны? (Было ограничено право евреев поступать в университеты. В 80 - 90-е гг. консервативный министр образования Деля- нов издал циркуляр о «кухаркиных детях». В нем не рекомендовалось принимать в университеты выходцев из городских низов - сыновей кухарок, прачек, мелких лавочников и проч.)
В России продолжался рост высшей школы.
- Почему? (Во многом из-за большей востребованности людей с высшим образованием, из-за повышения его престижа.)
В 60-90-е гг. количество студентов университетов увеличилось втрое. В 1888 г. открылся Томский университет - первый в Сибири. В 1900 г. там же был открыт Томский технологический институт. В 1878 г. в Петербурге открылись Высшие женские курсы, директором которых стал К. Н. Бестужев-Рюмин - его именем они и были названы. В целом система образования в России выглядела следующим образом.
Высшие женские курсы | Университеты | Высшие технические учебные заведения |
Высшее образование |
Гимназии (мужские и женские) [ Реальные училища
Прогимназии (=4 года гимназии)
Среднее образование
Церковноприходские школы | Земские школы | Воскресные школы для взрослых | Государственные школы |
Начальное образование |
2. Русская наука. Географические открытия. Данный раздел ученики изучают самостоятельно в тетрадях по учебнику (§ 81, с. 279-283) и заполняют таблицу:
Направление | Исследователь | Исследования, открытия, изобретения |
Мате- матика и физика | П.Л. Чебышев (1821-1894) | Сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей Положил начало петербургской математической школе |
А. Г. Столетов (1839-1896) | Ряд исследований в области фотоэлектрических явлений | |
А. С. Попов (1859-1905) | Изучал электрические явления и электромагнетизм Изобрел грозоотметчик (первая в мире приемная радиостанция) | |
А. Ф. Можайский (1825-1890) | Посвятил жизнь созданию летательного аппарата и вплотную подошел к решению этой задачи | |
Хи- мия и биол- огия | А.М. Бутлеров (1828-1886) | Разработал теорию химического строения |
Д. И. Менделеев (1834-1907) | Открыл периодический закон химических элементов | |
В. В. Докучаев (1846-1903) | Положил начало современному почвоведению Раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв Изложил план борьбы с засухами | |
И. М. Сеченов (1829-1905) | Организовал физиологическую лабораторию при петербургской Медико-хирургической академии Занимался проблемой биоэлектричества Исследовал человеческую психику | |
И. И. Мечников (1845-1916) | Вел работы в области микробиологии, бактериологии, медицины |
С. М. Соловьев (1820-1879) | Написал 29-томный труд «История России с древнейших времен», где события доведены до 1775 г. Сравнивал историческое развитие России и Западной Европы, находя много общего в их развитии Отмечал своеобразие исторического пути России, что было связано с промежуточным ее положением между Европой и Азией | |
История | В. О. Ключевский (1841-1911) | Проявлял большой интерес к социально-экономическим вопросам (старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения) |
М. М. Ковалевский (1851-1916) | На основе его университетских лекций был составлен «Курс русской истории» Занимался проблемами европейской крестьянской общины Написал труд «Происхождение современной демократии» | |
Географические открытия | П. П. Семенов-Тян- Шанский (1827-1914) | Возглавил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тяньшань Возглавил Русское географическое общество Стал инициатором многотомного издания «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» |
Н. М. Пржевальский (1839-1888) | Совершил экспедиции по Уссурийскому краю, в труднодоступные районы Центральной Азии, исследовал пустыню Гоби, Тяньшань, побывал в Тибете | |
Н. Н. Миклухо- Маклай (1846-1888) | Совершил путешествия на Канарские острова и по Северной Африке Посетил ряд островов Тихого океана, где изучал быт местных народов |
В конце урока учитель проверяет заполнение таблицы.
III. Итог урока
Образование в России развивалось последовательно. В этой области были сделаны значительные успехи. Образование в средней и высшей школе стояло в целом на уровне мировых стандартов, однако по уровню грамотности населения Россия еще отставала от ведущих стран Европы. Россия второй половины XIX в. сделала большой рывок в области науки. Москва и Петербург становятся в ряд ведущих мировых центров научного знания.
Домашнее задание
§ 81. Подготовка докладов о русских художниках и скульпторах:
а) М. О. Микешин;
б) А. М. Опекушин;
в) И. Н. Крамской;
г) Пейзажная живопись - А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи;
д) И. И. Левитан;
е) И. Е. Репин;
ж) Историческая и батальная живопись. В. И. Суриков и В. М. Васнецов;
з) В. А. Серов;
и) П. М. Третьяков.
При подготовке следует использовать всевозможную литературу - статьи Советской исторической энциклопедии, Словаря юного историка, Большой Советской энциклопедии и др., в том числе изучить текст учебника. Желательно, чтобы ученики принесли на урок имеющиеся у них дома репродукции, альбомы по искусству и т. п. Дайте указание ученикам, на что следует обратить особое внимание - см. комментарии в следующем уроке.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 311.