1. Учитель сообщает: Вторая половина XIX в. - время становление русского профессионального театр.
60-70-е гг. - время драматургии А. Н. Островского. Его пьесы ставились в Малом театре в Москве и во многих других, в том числе провинциальных. Русский театр в это время набирает силу. Это сказывается в повышении уровня не только столичных, но и провинциальных театров, в росте взыскательности публики. Если в 50-е годы на провинциальной сцене зачастую шли низкопробные спектакли, то начиная с 60-х они сменяются серьезными драматическими произведениями - пьесами Гоголя, Тургенева, Островского. К постановке разрешили «Горе от ума» Грибоедова Популярны были историческая драма А. К. Толстого - «Смерть Иоанна Грозного», его пьесы «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» были разрешены лишь в конце столетия. В 80-90-е гг. репертуар российского театра расширяется спектаклями по произведениям Достоевского, Чехова. Из зарубежных авторов предпочитали Шекспира, Шиллера, Гюго, Дюма-отца. Наряду с Москвой и Петербургом центрами театрального искусства становятся Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж. Театр в России был очень популярен. Он становился действительно народным видом искусства. Почему? (Театр был наиболее доступным для публики и зрелищным видом искусства. На подмостках театров ставились пьесы, затрагивавшие животрепещущие проблемы общества.)
Однако нельзя говорить о том, что театр развивался в обстановке полной свободы. С одной стороны его давила довольно придирчивая цензура. В столицах, кроме того, действовала монополия императорских театров. С другой стороны, демократическая пресса, равнявшаяся на оценки «Современника», также сильно критиковала пьесы, если в них не были отражены «передовые идеи». От драматурга главным образом требовалось соответствие «духу времени», а не талант.
В 1863 г. умер М. С. Щепкин, с которым ушла эпоха театра Гоголя. Традиция, заложенная предыдущим развитием, не прерывалась. Однако новый театр теперь говорил не просто о внутреннем мире человека, а о его связи с социальными условиями - естественно неудовлетворительными по оценке драматургов нового поколения. Важным было представить тот или иной «социальный тип». Это во многом обедняло, упрощало театральные постановки, действовал «социальный заказ». Театр того времени отличала некоторая прямолинейность в трактовке характеров героев. Однако впоследствии эта болезнь изживается театром. Вновь просыпается интерес к психологическому портрету. В конце века наступает новая эра - театра Чехова.
Доклады:
а) Творчество П. М. Садовского.
б) П. И. Стрепетовой.
в) М. Н. Ермоловой.
Учитель дополняет: Русский театр - это в первую очередь театр актера. Они становятся настоящими народными любимцами. Однако на рубеже веков появляются и сильные режиссеры. В 1898 г. возникает Московский Художественный театр, который возглавили К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Их методы во многом изменили не только русский, но и мировой театр. Конец XIX - начало XX в. - время расцвета русского театра.
2. Кратко расскажите о развитии русского музыкального искусства. Рекомендуем погставить запись тех некоторых из важнейших произведений, дабы ученики представляли особенности русской классической музыки.
- Вспомните, кто заложил основы русской классической музыки в первой половине XIX в.? (М И. Глинка.)
Учитель сообщает: Однако в целом вплоть до второй половины столетия еще не существовало школы русской музыки. Преобладала итальянская, немецкая музыка, русская же практически не звучала в концертных залах. Новый виток в ее развитии связан с образованием в Петербурге группы композиторов, объединенных стремлением развивать дело Глинки. Впоследствии группа была названа «Могучей кучкой». Ее главным организатором и теоретиком был М. А. Балакирев. В состав этого объединения входили также прославленные впоследствии композиторы, развивавшие традиции русской музыки: М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. В их произведениях часто мы слышим мотивы народной русской музыки. Наиболее выдающаяся опера Римского-Корсакова «Псковитянка» буквально вся пронизана ими. Сами темы опер этих композиторов свидетельствуют об увлечении Руссой историей, русским народным искусством, фольклором.
Беседа с учениками. По ходу беседы учитель дополняет рассказы учеников об операх и композиторах (по учебнику - § 83, с. 293-294).
- Какие оперы на русские темы вы можете вспомнить? Перескажите, если можете, их содержание. («Снегурочка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина.)
Учитель сообщает: Деятельность «Могучей кучки» сотворила настоящую революция в музыкальном искусстве в России. Русские композиторы утвердили в музыке русские национальные начала, создав множество прекрасных произведений. Отныне русская музыка занимает достойное место в концертных залах. Она входит в моду.
Рассказ о творчестве П. И. Чайковского - по учебнику - § 83, с. 294. Отметьте его отличие от композиторов «Могучей кучки» - он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, однако национальные мотивы в его творчестве также весьма заметны.
3. Самостоятельная работа с учебником. О журналистике и литературе второй половины XIX в. ученики читают самостоятельно в учебнике (§ 83, с. 295-298) и заполняют в тетрадях таблицу:
|
Газеты | ||
«Русские ведомости» (Москва), с 1863 г. | Либеральное | Газета существовала как либеральный противовес «Московским ведомостям». Проповедь конституционных идей. Сотрудничали П. Л. Лавров, Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Н. К. Михайловский |
«Новое время», с 1875 г. - в аренде у А. С. Суворина | Консервативное | Суворин - 'бывший сотрудник Корша, начала был либералом, затем исповедовал консервативные взгляды, но более умеренные и менее воинственные, чем у Каткова. Первая массовая, коммерческая газета. На рубеже веков - тиражи 50-60 тыс. |
Книгоиздание | ||
Ф. Ф. Павленков | Издатель серьезной общественно- политической, научной и художественной литературы. Издавал серию «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ)- 130 тт. | |
И. Д. Сытин | Издатель литературы для народа, букварей, художественной литературы. Издания дешевы и ориентированы на массовый спрос | |
Издательские фирмы Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и И. А. Ефрона (Петербург) | Первый русский энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт., 1890-1907 гг. |
В конце урока учитель проверяет заполнение таблицы.
II. Итог урока
Итак, вторая половина XIX в. - это время становления русского профессионального театра и время появления профессиональной школы русской музыки. Деятельность «Могучей кучки» совершила революцию в музыкальном искусстве не только России, но и Запада.
А развитие журналистики и книгопечатания приводило к тому, что печать принимала все более массовый характер, доходя до широких слоев населения.
Домашнее задание
1. § 83 учебника.
2. Подготовка учениками докладов:
а) Филарет, митрополит Московский;
б) А. Н. Голицын и Библейское общество.
При подготовке используйте дополнительные материалы к следующему уроку и материал учебника (§ 67 и 84).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.