I. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Учитель сообщает: Вторая половина XIX в. - время становление русского профессионального театр.

60-70-е гг. - время драматургии А. Н. Островского. Его пьесы ставились в Ма­лом театре в Москве и во многих других, в том числе провинциальных. Русский театр в это время набирает силу. Это сказывается в повышении уровня не только столичных, но и провинциальных театров, в росте взыскательности публики. Если в 50-е годы на провинциальной сцене зачастую шли низкопробные спектакли, то на­чиная с 60-х они сменяются серьезными драматическими произведениями - пьесами Гоголя, Тургенева, Островского. К постановке разрешили «Горе от ума» Грибоедова Популярны были историческая драма А. К. Толстого - «Смерть Иоанна Грозного», его пьесы «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» были разрешены лишь в конце столетия. В 80-90-е гг. репертуар российского театра расширяется спектаклями по произведениям Достоевского, Чехова. Из зарубежных авторов предпочитали Шек­спира, Шиллера, Гюго, Дюма-отца. Наряду с Москвой и Петербургом центрами театрального искусства становятся Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж. Театр в России был очень популярен. Он становился действительно народным видом искусства. Почему? (Театр был наиболее доступным для публики и зрелищным видом искусства. На подмостках театров ставились пьесы, затрагивавшие жи­вотрепещущие проблемы общества.)

Однако нельзя говорить о том, что театр развивался в обстановке полной свобо­ды. С одной стороны его давила довольно придирчивая цензура. В столицах, кроме того, действовала монополия императорских театров. С другой стороны, демократи­ческая пресса, равнявшаяся на оценки «Современника», также сильно критиковала пьесы, если в них не были отражены «передовые идеи». От драматурга главным образом требовалось соответствие «духу времени», а не талант.

В 1863 г. умер М. С. Щепкин, с которым ушла эпоха театра Гоголя. Традиция, заложенная предыдущим развитием, не прерывалась. Однако новый театр теперь говорил не просто о внутреннем мире человека, а о его связи с социальными усло­виями - естественно неудовлетворительными по оценке драматургов нового поко­ления. Важным было представить тот или иной «социальный тип». Это во многом обедняло, упрощало театральные постановки, действовал «социальный заказ». Театр того времени отличала некоторая прямолинейность в трактовке характеров героев. Однако впоследствии эта болезнь изживается театром. Вновь просыпается интерес к психологическому портрету. В конце века наступает новая эра - театра Чехова.

Доклады:

а) Творчество П. М. Садовского.

б) П. И. Стрепетовой.

в) М. Н. Ермоловой.

Учитель дополняет: Русский театр - это в первую очередь театр актера. Они становятся настоящими народными любимцами. Однако на рубеже веков появляют­ся и сильные режиссеры. В 1898 г. возникает Московский Художественный театр, который возглавили К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Их методы во многом изменили не только русский, но и мировой театр. Конец XIX - начало XX в. - время расцвета русского театра.

2. Кратко расскажите о развитии русского музыкального искусства. Рекомендуем погставить запись тех некоторых из важнейших произведений, дабы ученики пред­ставляли особенности русской классической музыки.

- Вспомните, кто заложил основы русской классической музыки в первой по­ловине XIX в.? (М И. Глинка.)

Учитель сообщает: Однако в целом вплоть до второй половины столетия еще не существовало школы русской музыки. Преобладала итальянская, немецкая музыка, русская же практически не звучала в концертных залах. Новый виток в ее развитии связан с образованием в Петербурге группы композиторов, объединенных стремле­нием развивать дело Глинки. Впоследствии группа была названа «Могучей кучкой». Ее главным организатором и теоретиком был М. А. Балакирев. В состав этого объе­динения входили также прославленные впоследствии композиторы, развивавшие традиции русской музыки: М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Боро­дин. В их произведениях часто мы слышим мотивы народной русской музыки. Наи­более выдающаяся опера Римского-Корсакова «Псковитянка» буквально вся прони­зана ими. Сами темы опер этих композиторов свидетельствуют об увлечении Руссой историей, русским народным искусством, фольклором.

Беседа с учениками. По ходу беседы учитель дополняет рассказы учеников об операх и композиторах (по учебнику - § 83, с. 293-294).

- Какие оперы на русские темы вы можете вспомнить? Перескажите, если мо­жете, их содержание. («Снегурочка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина.)

Учитель сообщает: Деятельность «Могучей кучки» сотворила настоящую рево­люция в музыкальном искусстве в России. Русские композиторы утвердили в музы­ке русские национальные начала, создав множество прекрасных произведений. От­ныне русская музыка занимает достойное место в концертных залах. Она входит в моду.

Рассказ о творчестве П. И. Чайковского - по учебнику - § 83, с. 294. Отметьте его отличие от композиторов «Могучей кучки» - он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, однако национальные мотивы в его творчестве также весьма заметны.

3. Самостоятельная работа с учебником. О журналистике и литературе второй половины XIX в. ученики читают самостоятельно в учебнике (§ 83, с. 295-298) и заполняют в тетрадях таблицу:

Журнал / Произведение, дата, авторы Направление Содержание

Журналы

«Современник». Закрыт в 1866 г. Сотрудничали: Чернышевский, Добролюбов, с 1863 г. - М. Е. Салтыков-Щедрин

Демократическое

Самый популярный журнал в 60-е гг.
«Отечественные записки», с 1868 г. - Некрасов, Салтыков- Щедрин, Г. И. Успенский, Н. К. Михайловский С приходом в журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина начался его но­вый взлет
«Русское богатство», 1876-1918. II. К. Михайловский С. 1879 г. приобретает народническое направление. Сотрудничали Г. И. Ус­пенский, В. М. Гаршин, В. Г. Королен­ко, Н. Г. Гарин-Михайовский, А. М. Горький, А. И. Куприн
«Русский вестник», М. Н. Кат­ков

Либеральное - до 1862 г., затем - резко консервативное

Либеральные идеи: за конституцию. Сотрудничали К. Д. Кавелин, А. М. Унковский, С. М. Соловьев. Произведения Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Толстого
«Вестник Европы» - возобнов­ление с 1866 г., М. М. Стасюле- нич Сотрудничали К. Д. Кавелин, А. Ф. Кони, В. О. Ключевский и др. Журнал для ученых, профессуры. По числу подписчиков уступал только «Отечественным запискам»
«Русский архив», с 1863 г., ос­новал П. И. Бартенев по замыслу А. С. Хомякова

Научно-популярное

Оба журнала печатали документы по русской истории, статьи, воспомина­ния

«Русская старина», с. 1870 г., М. И. Семевский

Газеты

«Санкт-Петербургские ведомо­сти». В 1863-1875 гг. в аренде у либерала Е. Ф. Корша Либеральное Старейшая русская газета. Официаль­ный издатель - Академия наук. Вы­ступления против консервативного министра народного просвещения Д. А. Толстого
«Московские ведомости», с 1862 г. в аренде у М. Н. Каткова С 1862 г. - консерва­тивное Принадлежала Московскому универ­ситету. Воинственная консервативная позиция. Полемика с радикалами, требование твердого курса правитель­ства. Одновременно критиковал и правительство за нерешительность и непоследовательность

 

Газеты

«Русские ведомости» (Москва), с 1863 г. Либеральное Газета существовала как либеральный противовес «Московским ведомо­стям». Проповедь конституционных идей. Сотрудничали П. Л. Лавров, Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Н. К. Михайловский
«Новое время», с 1875 г. - в аренде у А. С. Суворина Консервативное Суворин - 'бывший сотрудник Корша, начала был либералом, затем испове­довал консервативные взгляды, но более умеренные и менее воинствен­ные, чем у Каткова. Первая массовая, коммерческая газета. На рубеже веков - тиражи 50-60 тыс.

Книгоиздание

Ф. Ф. Павленков   Издатель серьезной общественно- политической, научной и художест­венной литературы. Издавал серию «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ)- 130 тт.
И. Д. Сытин   Издатель литературы для народа, бук­варей, художественной литературы. Издания дешевы и ориентированы на массовый спрос
Издательские фирмы Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и И. А. Ефрона (Петербург)   Первый русский энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт., 1890-1907 гг.

 

В конце урока учитель проверяет заполнение таблицы.

 II. Итог урока

Итак, вторая половина XIX в. - это время становления русского профессиональ­ного театра и время появления профессиональной школы русской музыки. Деятель­ность «Могучей кучки» совершила революцию в музыкальном искусстве не только России, но и Запада.

А развитие журналистики и книгопечатания приводило к тому, что печать при­нимала все более массовый характер, доходя до широких слоев населения.

Домашнее задание

1. § 83 учебника.

2. Подготовка учениками докладов:

а) Филарет, митрополит Московский;

б) А. Н. Голицын и Библейское общество.

При подготовке используйте дополнительные материалы к следующему уроку и материал учебника (§ 67 и 84).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.