Цель урока: рассказать об общественно-политической жизни России в последние годы XIX в., охарактеризовать личность Николая II.
План урока:
1. Николай II.
2. Либеральное движение в конце XIX в.
Основные понятия: Ходынка, «малые дела».
Важнейшие даты: 1894 г. - вступление на престол Николая II; 1898 г. - преобразование «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в РСДРП.
Оборудование урока: портрет Николая II.
Рекомендуемая организация урока*
I. Проверка домашнего задания*
В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона Вы можете найти такие сведения о развитии российской промышленности во второй пол. XIX в.:
Год | Число фабрик | Число рабочих | Производство в тыс. руб. |
1854 | 9944 | 459637 | 159985 |
1881 | 31173 | 770842 | 997933 |
1896 | 38401 | 1742181 | 2745345 |
Общая производительность фабрик и заводов в 1896 г. распределилась:
Московская - 403 млн. р.,
С.-Петербургская - 317 млн. р.,
Владимирская - 178 млн. р.,
Екатеринославская - 97 млн. р.,
Бакинская - 82 млн. р.,
Харьковская - 51 млн. р. и т. д.
Средний годовой (288 дней по 12 часов) заработок фабричного рабочего определяется в 187 р. 60 к., при колебаниях от 88 р. до 606 р.; женщины обыкновенно получают половину зарплаты мужчин, а дети - одну треть.
- Хлопок - наиболее крупный предмет нашего ввоза: в 1898 г. его ввезено на 71222 тыс. руб.; в этом же году переработано 17 млн. пудов хлопка.
- Производство железа и стали составило соответственно в 1851-1860 гг. 11242 и 87 тыс. пудов, в 1898 г. - 29816 и 69889 тыс. пудов тыс. пудов.
- Участие России в мировом производстве чугуна составило:
1870 г. | 1898 г. | |
Мировое производство | 738 млн. пудов | 2227 млн. пудов |
Россия | 22 млн.пудов | 134 млн. пудов |
Великобритания | 370 млн. пудов | 536 млн. пудов |
Франция | 72 млн. пудов | 155 млн. пудов |
Германия | 85 млн.пудов | 452 млн. пудов |
США | 103 млн. пудов | 730 млн. пудов |
Задание: Какие выводы и почему можно сделать на основе этих данных о развитии российского промышленного капитализма и его особенностях?
Ответ на задание: темпы развития российской промышленности были довольно высокими. Опережающими (по сравнению с общемировыми) темпами шло развитие металлургической промышленности. В этом отношении Россия уступает только США. По-прежнему наиболее высокоразвитым в промышленном отношении остается центральный и северо-западный промышленные районы (Москва и Санкт- Петербург), однако активно развиваются и угольные районы Донбасса (Харьковская губерния), бакинские нефтепромыслы.
II. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: 20 октября 1894 г. от болезни покончил скончался Александр III. На престол вступил его старший сын
Запись в тетрадях:
Николай II Александрович (1868-1918 гг.)
В ту пору ему было 26 лет. Воспитанием его руководил К. П. Победоносцев, он же стал автором речи, произнесенной новым государем на торжественном приеме 17 января 1895 г. перед собравшимися депутациями от дворянства, земств, городов и казачества. В этой речи Николай II заявил, что намерен «охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный родитель».
Прочтите два отрывка с характеристикой личности правления Николая II.
...Политика Николая II всегда сводилась к тому, чтобы в крайних случаях идти на минимальные уступки обществу, а данные торжественные обещания не выполнять, если окажется малейшая к тому возможность. В царствование Николая II министры мельчают, как в калейдоскопе, они сменяются в зависимости от постоянных колебаний политики государя то вправо, то влево. Он все время лавирует между придворными скалами революции, заботясь не о пользах и нуждах государственных, а о сохранении и возможной полноте своей власти царской. Хитрый, двуличный, трусливый государь ведет эту свою извилистую политическую линию вполне сознательно и самостоятельно, но по свойству своего характера старается всегда замаскировать свое авторство и руководительство в правительственных безобразиях наивным своим видом безответственного агнца, притворной жертвы влияния посторонних темных сил, окружающих царя. Не обладая ни достаточным умом, ни волею, ни силою характера, несчастный Николай II, сознавая все же, что он своею узкоэгоистическою политикою приносит неисчислимые бедствия государству, чувствуя, что в конце концов, он может довести Россию до гибели или свой трон до падения, живет в вечном страхе. Как все слабые люди,., ждут сверхъестественной помощи извне, какого-то чуда, которое их спасет, так и Николай II бросается за помощью то какого-то француза шарлатана-гипнотизера, то отца Иоанна Кронштадского, то старца Распутина...
Из «Записок» Ф. А. Головина //А. С. Орлов и др. «Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней». - М., 1999. - С. 340-341.
Царь-мученик глубоко верил, что только неуклонное исполнение своего долга делало жизнь человека осмысленной и полезной. Это чувство в Его душе доминировало над всем остальным, стояло у Него на первом месте и было для Него важнее Его собственной жизни. Его, кажущаяся некоторым, слабость, исходила не от того, что у него не было силы воли, но от Его человеколюбия, от врожденного у него уважения к мнению других и, как следствие этого, от нежелания кого-либо обидеть. Воспитанные, интеллигентные и умные люди, как правило, никогда не бывают грубыми и высокомерными. Однако полное отсутствие у Царя-Мученника высокомерия и грубости отрицательно воспринималось многими его современниками и сотрудниками.
Из воспоминаний Н. Обручева* //Г. Е. Миронов «История государства Российского». - М, 1995.-С. 561.
Учитель делает вывод о противоречивости оценок последнего российского императора. Близкие как правило оценивали его как чуткого, мягкого, образованного человека. Противники обычно подчеркивали его невысокие интеллектуальные способности, пассивность* вялость характера.
Учитель сообщает (по учебнику - § 80, с. 269) о трагическом происшествии на Ходынском поле в Москве во время коронации в мае 1896 г. Отметьте, что известие о гибели множества людей произвело на государя тяжелое впечатление. Он распорядился похоронить всех погибших за свой счет, а их семьям также из личных средств императора было выдано по 1000 р.
Благодаря этому и ряду других случайных происшествий у народа новый царь не пользовался большой популярностью.
2. Учитель сообщает: В годы правления Александра III либеральное движение переживало трудные времена. Многие либералы вынужденно отказались от открытой борьбы за введение конституции и ушли в «малые дела» - распространяли среди народа грамотность, повышали уровень бытовой культуры, внедряли агротехнические знания и проч. В годы реакции либералы осознавали невозможность добиться основного требования - введения конституции, и добивались следующего:
а) введения всеобщего начального образования;
б) отмены телесных наказаний, все еще применявшихся к крестьянам;
в) создания земской единицы на базе волостного управления.
Где преимущественно концентрировались либералы? (В земствах.)
Запись в тетрадях:
Либеральные организации:
1) Комитет грамотности и Вольное экономическое общество;
2) Общество русских врачей;
3) кружок «Беседа.
Со второй половины 80-х годов важным центром либерального движения становится петербургский Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе. Входившие в его состав молодые ученые-либералы - князь Д. И. Шаховский, Братья С. и Ф. Ольденбурги, В. И. Вернадский. Члены комитета старались о введении всеобщего начального образования, рассылали популярные книги в местные библиотеки. Полиция осуществляла гонения на Комитет, и из его состава демонстративно вышли почти все члены. Критика правительства и заботы об отмене телесных наказаний, всеобщем начальном образовании сосредоточилась в самом Вольном экономическом обществе. В это время оно превращается в своеобразный общественный клуб с открытыми дискуссиями по самым животрепещущим проблемам российской действительности (неполитическим).
В 1883 г. в память выдающегося хирурга Н. И. Пирогова было основано Общество русских врачей, также ставшее одним из центров либеральных идей. Активное участие в Пироговских съездах, имевших научное значение, принимали земские врачи, выступавшие в защиту крестьянства, за помощь голодающим и проч.
Запись в тетрадях:
Вопрос о мелкой земской единице.
Вопрос о создании мелкой земской единицы вырастал из потребностей земского хозяйства.
- Вспомните, на каком территориальном уровне собирались земские собрания?
(На уровне губернии и уезда.)
Однако для более эффективной каждодневной работы необходимо было создание более мелкой единицы - на уровне волости. Земцы надеялись, что волостное земство поможет им сблизиться с крестьянством и вовлечь его в либеральное движение. Однако местные власти препятствовали созданию волостных земств.
Запись в тетрадях:
Вторая половина 90-х - начало XX в. - оживление либерального движения.
Во, второй половине 90-х годов земское движение вновь оживает, и вновь возни кает вопрос о создании центрального земского координирующего органа. В 1896 г начались ежегодные встречи председателей губернских управ, однако в следующем году они были запрещены министром внутренних дел.
Начиная с 1899 г. видные земские деятели начинают собираться и обсуждать насущные дела земств, а затем и политические вопросы на частных встречах. Этот кружок был назван «Беседой».
III. Итог урока
На рубеже веков земское движение набирает силу. В него вливаются широкие слои земской интеллигенции, профессура, научные общества. Либеральный лагерь по своей силе уже вполне мог противостоять консервативному.
Домашнее задание
Подготовка небольших докладов, на 5-7 минут (по учебнику: § 80, с. 271-273. Используйте также статьи Словаря юного историка, Советской исторической энциклопедии) о биографии и деятельности представителей либерального народничества Н. К. Михайловском, В. П. Воронцове, С. Н. Кривенко. Также следует подготовить доклад о начале революционной деятельности В. И. Ульянова (Ленина) на 12-15 минут (в учебнике: с. 274-276).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 301.