Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы полагаем оптимальным объединить материалы § 67 и 84 - в этом случае ис­тория русской церкви станет более наглядной и логичной.

I. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Сегодня мы будем говорить об истории русской церкви в XIX в.

Беседа по вопросам:

- Вспомните, какой документ определял положение Русской православной церкви в XVIII и XIX вв.? {Духовный регламент Петра /.)

- Каково основное содержание этого документа? (В этом же документе за­креплялся союз церкви и государства: православие объявлялось первенст­вующей и господствующей в России религией, а император - верховным за­щитником церкви и даже хранителем чистоты ее догматов, блюстителем правоверия.) -

- Каково было отношение властей к другим религиям? (Остальные религии, которые лояльно относились к государственному строю и порядку также были разрешены за некоторыми исключениями. Николай I официально ликви­дировал униатскую (греко-католическую) церковь, существовавшую на Ук­раине и в Белоруссии, заставив ее членов сделать выбор между католициз­мом или православием. Государство лояльно относилось и к нехристианским религиям - мусульманству, буддизму.)

- В чем проявлялось привилегированное положение православия? (Например, в финансовой поддержке государства, привилегированном положении выс­ших иерархов церкви. Переход в православие из других религий поощрялся, оставление Dice православия строго запрещалось.)

- Церковная иерархия была сделана частью государственной системы, частью чиновной бюрократии - хорошо ли это? (Ответ на усмотрение учеников, ответ обосновать.)

Учитель сообщает: государственные функции церкви состояли преимущест­венно в ведении актов гражданского состояния (браки, смерти, рождения, разводы). Охарактеризуйте состав и численность белого и черного духовенства.

- Вспомните, на какие две большие ветви делилось духовенство? (Белое и чер­ное духовенство (монашествующие).)

Запись в тетрадях:

К середине XIX в. в России было около 60 тыс. духовенства, из них белого

53 тыс. и черного - 7 тыс.

Учитель сообщает: Высшие иерархи церкви - епископы, архиепископы и ми­трополиты - избирались из черного духовенства. Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (дьяконов, псаломщиков). Как вы помни­те, церковью управлял Синод, в состав которого входили видные архиереи. Синод возглавлялся представителем царя - обер-прокурором. Однако следует иметь в виду, что церковные иерархи всегда воспринимали подчиненность светской власти как бремя, и трения между иерархами и обер-прокурором не прекращались.

- В России всегда было множество монастырей. В XIX в. их было около 600. Какие русские монастыри вы знаете? (Наиболее известные, приобретшие всероссийскую известность и значение - Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий монастырь, Нилова пустынь на озере Селигер. Также в XIX в. приобретают значение как места массовых паломничеств Оптина и Саровская пустыни, где жили старцы.)

Учитель сообщает: Положение высшего духовенства и низшего клира сильно разнилась. Епископы и высшие иерархи жили достаточно богато, в то время как массы сельского духовенства по своим доходам мало чем отличались от крестьян. Многие из них сами обрабатывали землю. Содержание духовенства частично осу­ществлялось за счет небольшого государственного жалованья, но в основном - за счет пожертвований прихожан и установленных плат за некоторые обряды, также многие священники имели личное хозяйство). Большая часть рядового духовенство по своему общественному статусу не могло считаться равным дворянам. По уровню развития и культуры в основной своей массе оно было ближе скорее среднему со­словию - ремесленникам, купцам, являясь, правда, в среднем более грамотным.

Духовенство располагало собственной сословной системой образования. Сред­ним ее звеном являлись семинарии, имевшиеся в каждой епархии - крупном церков­ном округе. Высшее образование получалось поначалу лишь в духовных академиях: Киевской, Петербургской и Московской (преобразованной из Славяно-греко- латинской академии) и Казанской (с 1842 г.).

Важным культурным событием второй половины столетия стало издание в 1876 г. т. н. Синодального (одобренного Синодом) перевода Библии на русский язык (ранее Библия существовала только на церковно-славянском языке, далеко не все места которой были понятны верующим, не изучавшим специально этот язык).

Запись в тетрадях:

1876 г. - публикация Синодального перевода Библии на русский язык.

Вывод: Духовенство до середины 19 в. оставалось замкнутым средне- привилегированным сословием, традиционным в своих культурных привычках и взглядах.

2. Учитель сообщает: рассказ о Серафиме Саровском по учебнику (§ 67, с. 198— 199).

Доклады учеников: Филарет, митрополит Московский; А. Н. Голицын и Биб­лейское общество (см. материал учебника - § 67 и 84 и дополнительные материалы).

3. (Вариант 1) Беседа по вопросам:

- Вспомните, на какие две главных ветви делилось старообрядчество? В чес между ними разница? (Поповцы и беспоповцы. Поповцы были ближе к офи­циальной церкви, держались сплоченнее. Они признавали необходимость иметь священников и епископов, которых у них недоставало. Беспоповцы считали, что в преддверии пришествия Антихриста священство прекрати­лось, поэтому отпала необходимость в священниках. Беспоповцы разделя­лись на множество сект и направлений.)

- Насколько было мощным старообрядческое движение в России? (Привер­женцев различных направлений старообрядчества в России было весьма много - on некоторым подсчетам до 40% населения, хотя официальная статистика занижала их численность. Особенно много их было в Заволжье, Сибири.)

Учитель сообщает: Старообрядчество играло большую роль не только в духов­ной жизни страны. Среди них было много богатых купцов.

Старообрядцы - поповцы, нуждавшиеся в священниках, постоянно переманива­ли их из официальной церкви, либо те сами уходили к ним, однако недостаток этот постоянно ощущался. Связано это было с тем, что у них не было своих епископов (все епископы при расколе остались в лоне официальной церкви), а только еписко­пы, согласно церковным канонам, могли поставлять священников.

Старообрядцы терпели преследования на протяжении всего предыдущего перио­да. Особенно усилились гонения при Николае I, которые особенно ревностно стре­мился к искоренению различных ересей и недовольных. Еще ранее их права были несколько ограничены - например, они были лишены права занимать местные вы­борные должности. При Николае I им было запрещено принимать к себе беглых священников. Более того, начался физический разгром богатых старообрядческих монастырей в Заволжье на р. Большой Иргиз - одного из главных центров старооб­рядчества. В 1841 г. был закрыт последний из монастырей.

Запись в тетрадях:

Разгром Иргизских монастырей.

Однако старообрядцы смогли противостоять этому натиску. В 1846 г. в старооб­рядчество перешел босно-сараевский митрополит Амвросий, и в селе Белая Криница на Буковине (во владениях Австро-Венгрии, где проживали старообрядческие об­щины) им была «поставлена» (посвящена) новая старообрядческая иерархия. Отны­не старообрядцы имели своих митрополитов, епископов и священников, и не нужда­лись в переманивании православных священников. Сам Амвросий стал митрополи­том Белокриницким. Возникло новая мощная церковная организация, сплотившая старообрядцев -

Запись в тетрадях:

Австрийское согласие.

В России организаторы новой церковной организации подверглись гонениям, многие были заключены в монастырские тюрьмы, однако число сторонников нового «согласия» росло.

(Вариант 2). Доклад ученика по теме «Старообрядчество в XIX в. Австрийское согласие».

Вывод: Старообрядчество продолжало оставаться полноценной альтернативой официальному православию, объединявшей миллионы русского населения в России и за ее пределами.

4. Учитель сообщает: Как противовес официальной религиозности в народе су­ществовали даже умножались различные сектантские и еретические движения (о них мы говорили на прошлом уроке по истории русской церкви в XVIII в.). Появля­лись и новые. Во второй половине XIX в. в южных российских губерниях, особенно в Новороссии и на Украине начала развиваться новая секта, возникшая под влияни­ем немецких колонистов-протестантов - штунда (штундизм). Прочтите дополни­тельные материалы.

5. Учитель сообщает: Новая эпоха в России - эпоха великих реформ - обостри ла в обществе многие противоречия. Церковь, являясь частью общества, не остава­лась в стороне. Консервативно настроенные высшие православные иерархи либо были негативно настроены в отношении освобождения крестьян, либо занимали выжидательную позицию, как и сам митрополит московский Филарет. Противники реформы пытались склонить его на свою сторону и выступить против освобождения крестьянства, однако Филарет продолжал занимать нейтральную позицию. Однако сами события вовлекли его в круговорот событий. По просьбе властей Филарет на­писал текст царского манифеста об освобождении крестьян. Филарет выполнил это «долг повиновения» перед властями. Все же в целом до конца жизни он насторо­женно относился к реформам, видя в какое возбуждение они приводят умы. Он опа­сался того, что реформы могут затронуть и церковь, и настаивал на необходимости сохранения внутреннего мира в церкви.

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о «деле» А. П. Щапова и И. Яхонтова (§ 84, с. 299) и отвечают на вопрос:

- Какова была позиция митрополита Филарета по этому делу? Считаете ли вы ее верной?

Вывод: в целом православные иерархи скорее противились реформам, поэтому церковь в незначительной только степени участвует в общественной борьбе в это время, оставаясь в стороне от дискуссий. Сами реформы лишь в незначительной степени затрагивают внутреннюю жизнь церковной организации.

6. Доклад ученика на тему: «К. П. Победоносцев и его церковная политика».

По ходу доклада ученика делают конспект:

1880 г. - назначение К. П. Победоносцев а на пост обер-прокурора Синода.

Консервативные взгляды: Россия - страна самодержавия. Церковь и самодержа­вие должны находиться в неразрывном единстве. Государство без веры существо­вать не может. Правительство обязано защищать церковь от ее врагов (ереси, другие конфессии, атеизм), обеспечивает ее материально. Церковь полностью подчиняется государству, поддерживает его авторитет среди подданных.

Вывод', на практике это сводилось к требованию поддерживать консервативный курс Александра III.

7. Учитель сообщает: Однако церковь жила и своей внутренней сокровенной жизнью, и тут в XIX в. можно наблюдать не только застой, но и черты оживления религиозной жизни. Это, в частности, выразилось в развитии т. н. старчества (об этом феномене написано в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»). Стар­цы, в отличие от традиционного монашества, не просто удалялись от мира и мир­ских забот, но стремились к исповеднической деятельности, к общению с мирянами, нуждавшимися в их поддрежке. Особенно славна своими старцами была Оптина пустынь.

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о старце Амвросии из Оп- тиной пустыни (§ 84, с. 300-301).

II. Итог урока

В целом во второй половине XIX в. официальная православная церковь продол­жала занимать ведущие позиции в духовной жизни русского общества. Но консерва­тивность ее, пассивность в аграрном вопросе, боязнь перемен привела к тому, что к концу XIX в. она начала терять влияние как в городе, так и в деревне.

Домашнее задание

1. § 67 и 84 по учебнику.

2. Подготовка к проверочной работе по второй половине XIX в. и к итоговой проверочной работе.

Дополнительные материалы

Штунда (штундизм) - секта рационалистического характера, была наиболее распростра­нена на юге России (Новоросссия и сопредельные территории). Единого направления не суще­ствовала, а вся она разделялась на множество протестантских толков, которые объединяло рационалистическое, в духе протестантизма, толкование основных догматов веры и церковных таинств. На возникновение щтунды повлияли сектантские брожения как внутри немецких колонистов на юге России, так и брожения, религиозные и социальные, среди русского населе­ния. Движение возникло среди православных впервые в дер. Основа Одесского уезда, затем стало распространяться благодаря рвению последователей из близлежащих деревень. В 1870-е гг. и позднее сектантское учение довольно быстро распространилось по всему югу России.

Филарет, митрополит Московский (в миру Василий Михайлович Дроздов, 1783-1867). Воспитывался в церковной семье. Обучаясь в коломенской семинарии, особенно усердно изу­чал греческий и древнееврейский языки. В Коломенской семинарии преподавал поэтику, был проповедником. Будучи переведен в Петербург, прославился там в качестве проповедника. В 1812 г. был назначен ректором Петербургской духовной академии. В 1813 г. произнес знаме­нитое слово на смерть Кутузова. Занимался полемикой с католицизмом, библейской историей, изучением Библии (экзегезой). Стал членом Библейского общества в Петербурге. Начиная с 1816 г. работал над переводом текста Священного Писания на современный русский язык. В 1821 г. был переведен в Москву, где оставался до своей кончины. Пользовался громадным влиянием в обществе и церкви. Иногда он выступал против прогрессивных стремлений обще­ства и правительства - например, против отмены телесных наказаний. За произнесение пре­красных проповедей его прозвали «Московским Златоустом».

Голицын Александр Николаевич (1773-1844) - приближенный Александра I, государст­венный деятель. В молодости вольнодумец екатерининской эпохи, легкомысленно относив­шийся к религиозным вопросам. В 1816 г. стал министром народного просвещения. С 1803 г. являлся обер-прокурором Синода. Назначение его на эту должность стало полной неожиданно­стью и объясняется исключительно желанием Александра I везде поставить близких людей. Но вскоре в его мировоззрении произошла глубокая перемена, Г. резко меняет образ жизни, стано­вится религиозным человеком, проникается мистицизмом. Создает 1812 г. Библейское обще­ство в Санкт-Петербурге. Это общество было создано по образцу британского Библейского общества, созданного с целью создания переводов и издания Библии. В него входили люди разных вероисповеданий. Общество поставило себе первоочередной задачей распространение изданий Библии на церковно-славянском языке, а также и на других языках, распространение се среди неимущих, среди нехристианских народов, населяющих империю. Продажа экземпля­ров Библии предполагалась по минимальной цене. С 1816 г. началась подготовка перевода Библии на русский язык. Библия переводилась на многие языки - в том числе, например, на древнееврейский, вотяцкий, пермяцкий, осетинский, киргизский и многие другие. С опалой кн. Голицына в 1824 г. изменилось и отношение государя к Библейскому обществу, деятельность которого стала рассматриваться как вредная. В 1826 г. общество было закрыто. Лишь в 1869 г. был создан аналог Библейского общества - «Общество для распространения Священного Пи­сания в России».

Дата: 2019-03-05, просмотров: 187.