Цель урока: реконструировать события войны, активизировать творческие способности учеников.
Задачи:
1. Изучить основные события русско-турецкой войны 1877- 1878 гг.;
2. Оценить итоги войны в свете международного положения России в конце XIX в.
План урока:
1. Причины русско-турецкой войны;
2. Ход военных действий;
3. Сан-Стефанский мирный договор;
4. Берлинский конгресс.
Оборудование урока: настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»; портреты М. Черняева; М. Д. Скобелева; схема 14 учебника. План-схема осады Плев- ны.
Ход урока
Урок начинается с выявления основных этапов решения «восточного вопроса», в которых участвовала Россия. Учащиеся должны вспомнить русско-турецкие войны XVIII в., войны с Турцией и Ираном в начале XIX в., а также Крымскую войну 1853-1856 гг.
Учитель делает вывод: решение восточного вопроса было явно не в пользу России. Россию не устраивали условия Парижского мирного договора.
Учитель сообщает: Далее учитель говорит о том, что в 70-х годах XIX в. России представилась такая возможность, т. к., во-первых, Османская империя была ослаблена, во-вторых, против турецкого гнета на Балканах началась освободительная борьба славянских народов, в-третьих, российское общественное мнение было решительно настроено на войну, в-четвертых, европейские державы сами были настроены против Турции из-за жестокостей турок в отношении восставших балканских народов. Таким образом сложилась благоприятная обстановка для объявления войны.
Класс, представляющий полк, делится на три группы (батальона), которые должны пройти дорогами этой войны.
Первое задание
На доске указаны геральдические символы цветов:
- золотой (желтый) - богатство, сила, верность, чистота, постоянство;
- голубой - величие, красота, ясность;
- зеленый - надежда, изобилие, свобода;
- черный - скромность, печаль;
- красный - храбрость.
Задача заключается в том, чтобы изобразить знамя полка в соответствии с теми целями, которые преследовала Россия в этой войне. Оценивается оригинальность.
Второе задание
Задание делится на два этапа: первый касается Шипкинского сражения, второй - осады Плевны.
1 этап: учитель показывает на карте продвижение русской армии на Балканах и
рассказывает о боях за Шипкинский перевал, задача учащихся - составить хвалебную песнь защитникам Шипки, в которой были бы отражены основные эпизоды этого эпизода войны. Оценивается быстрота и оригинальность.
2 этап: группам (батальонам) дается задание разработать стратегический план
захвата Плевны, пользуясь планом-схемой. Оценивается правильность замысла.
Учитель сообщает: Благополучный исход этих операций дал возможность русской армии развить наступление на столицу Турции. Турецкий султан запросил мира.
Третье задание
1. За особые заслуги в боевых действиях наш батальон был назначен в караульную службу для охраны дипломатической миссии в Сан-Стефано. Среди солдат и офицеров велись разговоры о том, чего же ждать от этого мира. Задача - кратко сформулировать положения Сан-Стефанского мирного договора. Оценивается правильность ответа.
2. На Балканском конгрессе положения мирного договора были пересмотрены. Россия потерпела дипломатическое поражение. Нужно определить, какие именно пункты договора подверглись изменению. Оценивается правильность ответа.
Итоги игры
В конце урока подводятся итоги соревнования. Батальону, набравшему наибольшее количество баллов, присваивается звание гвардейского.
Домашнее задание
Составить хронологическую таблицу «Ход русско-турецкой войны 1877-78 гг.»
Урок 80. Оживление оппозиционных движений после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Цель урока: рассказать о внутреннем положении России после русско-турецкой
войны 1877-1878 г.
План урока:
1. Оживление либерального движения.
2. Обострение напряженности в обществе. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис- Меликова.
3. Последнее покушение на Александра II.
4. Конец реформ. Разгром «Народной воли»
Основные понятия: «Земский союз», «Диктатура сердца».
Важнейшие даты: 1879 г. - нелегальный земский съезд в Москве; январь 1880 г. -
создание Верховной распорядительной комиссии; 1 марта 1881 г. - последнее
покушение на Александра II.
Выдающиеся личности: М. Т. Лорис-Меликов, К. П. Победоносцев.
Оборудование урока: портретная галерея.
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания Хронологическая таблица «Ход русско-турецкой войны 1877-78 гг.»:
|
Дата | Событие |
ноября 1877 | Падение Плевны. Сдача в плен Осман-паши с 43-тысяным корпусом. Перелом в войне, Сербия вновь вступает в войну |
Декабрь 1877 | Русская армия под командованием генерала И. В. Гурко совершает т рудный переход через Балканы (перевал Чурьяк) и вступает в Софию 23 декабря |
21 -28 декабря | Бои у Шипки-Шейново. Скобелев заставляет турецкую группировку капитулировать |
1878 | Сражения у Пловдива |
января 1878 | Русские занимают Адрианополь. Путь на Стамбул открыт. Отряд Скобелева занимает пригород Сан-Стефано |
1877 | Война на Кавказе |
Апрель - май 1877 | Русская армия под командованием М,Т. Лорис-Меликова берет крепости Баязет и Ардаган, блокирует Каре |
Осень 1877 | Сражениена Аладжинских высотах в районе Карса |
ноября 1877 | Взятие Карса. Выход русской армии к Эрзуруму |
I9 февраля 1878 | Сан-Стефанский мирный договор Болгария получает статус автономного княжества. Сербия, Черногория, Румыния получают полную независимость и расширяют свои территории. Россия позвращает южную Бесарабию и Каре |
1878 г. | Берлинский конгресс Англия и Австро-Венгрия не признают Сан-Стефанский договор. Россия в изоляции. Изменение условий Сан-Стефанского договора: Болгария разделяется на северную и южную. Южная Болгария остается под властью Турции. Территоия Сербии и Черногории урезана. Англия оккупирует Кипр, Австро- Венгрия - Боснию и Герцеговину. Дипломатическое поражение России |
II. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: Русско-турецкая война вызвала подъем патриотизма. В то же время дипломатическое поражение России на Берлинском конгрессе вызвало негодование русской общественности против слабости правительства. Временной русской администрацией была разработана весьма либеральная конституция для независимой Болгарии. Эти действия вызывали одобрение у российских либералов. Они ждали, что России тоже будет дарована конституция, на имя царя начали готовить адреса с просьбой даровать конституцию и России. Однако правительство не только не прислушалось к этим просьбам: земским деятелям, которые продолжали настаивать на введении конституции в империи, запретили собираться и обсуждать вопросы государственного устройства даже в частном порядке. Правительство стало запрещать земским деятелям съезжаться на всероссийские совещания.
- Почему? (Именно земцы составляли основу либерального движения в России.) В земских органах работало много либералов. В дореформенный период многие из них имели контакты с более радикально настроенными людьми. Поэтому создание подпольной организации земских деятелей и их попытки найти общий язык с революционерами - логичные действия. Главным условием сотрудничества земцы сделали требование отказа от террористических действий, которые революционеры считали единственно возможной политикой. Сближения сторон не состоялось. В конце 70-х гг. либералы, работавшие в земствах, создали тайную организацию «Земский союз». Программные требования «Союза» предусматривали введение в империи либеральных свобод (слова и печати, неприкосновенности личности) и созыв Учредительного собрания для разработки конституции.
Запись в тетрадях:
Конец 70-х - «Земский союз» - подпольная организация либералов. 1879 г. - нелегальный съезд земцев в Москве.
На нелегальной земском съезде было решено начать пропаганду в земствах и выпуск литературы за границей. В Австро-Венгрии была напечатана программа «Земского союза», включавшая 3 основных требования: свободы слова и печати, неприкосновенности личности, созыв Учредительного собрания.
2. В течение 1870х гг. напряжение в стране нарастало. Правительственные меры, направленные на пресечение терроризма, давали обратный эффект: в ответ на полицейские акции и преследования террористы отвечали все более жестокими акциями.
- Вспомните, что происходит в народническом движении в конце 70-х годов? (Раскол на сторонников пропаганды и террористических методов. «Земля и воля» распадается на «Черный передел» и «Народную волю».)
- Какая народническая организация сделало террор главным методом борьбы? («Народная воля» во главе с А. Желябовым и С. Перовской.)
Правительство в этой обстановке всеобщего недовольства его деятельность предпочло пойти на уступки обществу. Вновь всплывает проект созыва общегосударственного земского собрания. Он не был реализован из-за сопротивления наследника престола - будущего императора Александра III.
Вместо этого вскоре после взрыва в Зимнем дворце Александр II решает круто поменять политику и навести в стране порядок.
Запись в тетрадях:
Январь 1880 г. - создание Верховной распорядительной комиссии с обширными полномочиями.
Главной ее задачей была наведение общественного порядка и спокойствия. Во главе комиссии был поставлен боевой генерал, хорошо проявивший себя в боевых действиях на Кавказе во время последней войны - М. Т. Лорис-Меликов. В качестве решительного противника революционеров, но в то же время склонного к диалогу с либеральным лагерем, он проявил себя еще на посту харьковского генерал-губернатора. В качестве главы комиссии Лорис-Меликов получил почти неограниченные полномочия для борьбы с террористами и усовершенствования деятельности карательных органов. Вскоре Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел.
Работа с учебником. Ученики самостоятельно читают в учебнике (§ 77, с. 250- 51) о деятельности Лорис-Меликова и заполняют конспект-схему, которую предварительно учитель рисует на доске.
Направления политики М. Т. Лорис-Меликова
|
- Почему либералы называли политику Лорис-Меликова «диктатурой сердца»? (По своему положению и объему полномочий он мог сравниться с диктаторам. К тому же политика его в отношении революционеров была жесткой.
Однако все это сочеталось с попытками проведения реформ, сотрудничества с обществом, наконец, подготовкой к созыву представительского собрания.)
- Как радикалы относились к политике Лорис-Меликова? (Они традиционно не доверяли правительство. Считали, что эта политика «кнута и пряника» имеет целью только подавить революционное движение.)
3. Учитель сообщает: по учебнику учитель рассказывает о последнем покушении на Александра II (§ 77, с. 251-251) или поручает кому-то из учеников прочитать об этом вслух.
Учитель дополняет: на месте покушения в Санкт-Петербурге был воздвигнут собор Спаса на крови (покажите его изображение).
Запись в тетрадях:
1 марта 1881 года - убийство Александра II членами «Народной воли».
4. Конец реформ. Разгром «Народной воли».
- Какие цели преследовали террористы, готовя покушение на царя? (Они хотели добиться паники в правительстве, полностью дезорганизовать и обессилить власти, что в сочетании с другими ударами могло бы привести к ее падению.)
- Как вы полагаете, добились ли народовольцы этим убийством своих целей? (Нет, режим ужесточился, паники не возникло, проведение либеральных реформ было свернуто. В России еще несколько десятилетий не было создано представительской системы.)
Учитель сообщает: Через неделю после покушение собрался Совет министров, на котором вновь решался вопрос о судьбе реформ, предложенных Лорис- Меликовым, несмотря на то, что эти предложение были уже одобрены покойным государем. Однако новый государь - Александр III желал еще раз обсудить проект - его судьба еще не была предрешена. Однако после речи нового обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева витавшее в заседании первоначально благодушное настроение исчезло. Эмоциональное выступление обер-прокурора переломило настроение царя. В своей речи Победоносцев призвал отказаться от идеи созвать представительское собрание, принять энергичные меры против революционеров. По его мысли, только чистое самодержавие способно противостоять революции. Проект реформ утвержден не был. Больше к нему не возвращались.
Вскоре начался разгром революционных организаций. Исполнительный комитет «Народной воли» был арестован в полном составе. 3 апреля 1881 года непосредственные исполнители покушение и главные руководители организации, в том числе С. Перовская и А. Желябов, были публично повешены. Вскоре были разгромлены и остальные ячейки «Народной воли». Грозная некогда организация была дезорганизована и распалась. Политический кризис был преодолен с помощью репрессий.
III. Итог урока
При Александре II самодержавие решилось на проведение значительных реформ, на определенное сотрудничество с обществом. Курс это не всегда был последовательным. Из-за колебаний правительства, общество начало постепенно «леветь» выдвигая все более радикальные требования. Особенностью развития России стала относительная слабость, «беззубость» либерального общественного движения. В результате тон стали задавать революционеры, не желавшие идти на диалог с правительством - они жаждали лишь осуществления социалистической революции в России, намереваясь силой захватить власть. Неуверенность правительства в своих силах облегчало их деятельность и пропаганду. Однако после его убийства власть переходит в руки убежденных консерваторов. Курс реформ и уступок требованиям обществу сворачивается.
Домашнее задание
1. §77.
2. Ответить на вопросы:
а) Что, по-вашему, определило противоречивый характер буржуазных реформ 60 - 70-х годов в России? Как связана эта непоследовательность с предыдущим развитием России?
б) По мнению некоторых исследователей, убийство Александра II отодвинуло Россию от принятия конституции, введения парламентского правления. Согласны ли вы с этим утверждением?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 334.