Урок 79. Игра-реконструкция «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: реконструировать события войны, активизировать творческие способ­ности учеников.

Задачи:

1. Изучить основные события русско-турецкой войны 1877- 1878 гг.;

2. Оценить итоги войны в свете международного положения России в конце XIX в.

План урока:

1. Причины русско-турецкой войны;

2. Ход военных действий;

3. Сан-Стефанский мирный договор;

4. Берлинский конгресс.

Оборудование урока: настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»; порт­реты М. Черняева; М. Д. Скобелева; схема 14 учебника. План-схема осады Плев- ны.

Ход урока

Урок начинается с выявления основных этапов решения «восточного вопроса», в которых участвовала Россия. Учащиеся должны вспомнить русско-турецкие войны XVIII в., войны с Турцией и Ираном в начале XIX в., а также Крымскую войну 1853-1856 гг.

Учитель делает вывод: решение восточного вопроса было явно не в пользу России. Россию не устраивали условия Парижского мирного договора.

Учитель сообщает: Далее учитель говорит о том, что в 70-х годах XIX в. России представилась такая возможность, т. к., во-первых, Османская империя была ослаб­лена, во-вторых, против турецкого гнета на Балканах началась освободительная борьба славянских народов, в-третьих, российское общественное мнение было ре­шительно настроено на войну, в-четвертых, европейские державы сами были на­строены против Турции из-за жестокостей турок в отношении восставших балкан­ских народов. Таким образом сложилась благоприятная обстановка для объявления войны.

Класс, представляющий полк, делится на три группы (батальона), которые должны пройти дорогами этой войны.

Первое задание

На доске указаны геральдические символы цветов:

- золотой (желтый) - богатство, сила, верность, чистота, постоянство;

- голубой - величие, красота, ясность;

- зеленый - надежда, изобилие, свобода;

- черный - скромность, печаль;

- красный - храбрость.

Задача заключается в том, чтобы изобразить знамя полка в соответствии с теми целями, которые преследовала Россия в этой войне. Оценивается оригинальность.

Второе задание

Задание делится на два этапа: первый касается Шипкинского сражения, второй - осады Плевны.

1 этап: учитель показывает на карте продвижение русской армии на Балканах и

рассказывает о боях за Шипкинский перевал, задача учащихся - составить хвалебную песнь защитникам Шипки, в которой были бы отражены основ­ные эпизоды этого эпизода войны. Оценивается быстрота и оригинальность.

2 этап: группам (батальонам) дается задание разработать стратегический план

захвата Плевны, пользуясь планом-схемой. Оценивается правильность за­мысла.

Учитель сообщает: Благополучный исход этих операций дал возможность рус­ской армии развить наступление на столицу Турции. Турецкий султан запросил мира.

Третье задание

1. За особые заслуги в боевых действиях наш батальон был назначен в караульную службу для охраны дипломатической миссии в Сан-Стефано. Среди солдат и офицеров велись разговоры о том, чего же ждать от этого мира. За­дача - кратко сформулировать положения Сан-Стефанского мирного договора. Оценивается правильность ответа.

2. На Балканском конгрессе положения мирного договора были пересмотрены. Россия потерпела дипломатическое поражение. Нужно определить, какие именно пункты договора подверглись изменению. Оценивается правильность ответа.

Итоги игры

В конце урока подводятся итоги соревнования. Батальону, набравшему наи­большее количество баллов, присваивается звание гвардейского.

Домашнее задание

Составить хронологическую таблицу «Ход русско-турецкой войны 1877-78 гг.»

Урок 80. Оживление оппозиционных движений после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Цель урока: рассказать о внутреннем положении России после русско-турецкой

войны 1877-1878 г.

План урока:

1. Оживление либерального движения.

2. Обострение напряженности в обществе. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис- Меликова.

3. Последнее покушение на Александра II.

4. Конец реформ. Разгром «Народной воли»

Основные понятия: «Земский союз», «Диктатура сердца».

Важнейшие даты: 1879 г. - нелегальный земский съезд в Москве; январь 1880 г. -

создание Верховной распорядительной комиссии; 1 марта 1881 г. - последнее

покушение на Александра II.

Выдающиеся личности: М. Т. Лорис-Меликов, К. П. Победоносцев.

Оборудование урока: портретная галерея.

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

Хронологическая таблица «Ход русско-турецкой войны 1877-78 гг.»:

Дата Событие
1877 Война на Балканах
Март 1877 Лондонский протокол. Турции предлагается провести реформы в пользу христианского населения Балкан
15 июня 1877 Русские войска переправляются через Дунай. Начало войны.
Июнь 1877 Захват русским войсками Шипкинского перевала через Балканы. Дорога в южную Болгарию открыта
7 июля 1877 Отряд Осман-паши занимает крепость Плевну в Северной Болгарии на флан­ге русских войск. Турки перехватываю инициативу, вытесняют русских из южной Болгарии
Июль - август 1877 Осада и штурмы Плевны русскими войсками. Большие потери русских войск
Август 1877 Бои за Шипкинский перевал. Героическая оборона отряда генерала Н. Г. Столетова

 

Дата Событие
 ноября 1877 Падение Плевны. Сдача в плен Осман-паши с 43-тысяным корпусом. Пере­лом в войне, Сербия вновь вступает в войну
Декабрь 1877 Русская армия под командованием генерала И. В. Гурко совершает т рудный переход через Балканы (перевал Чурьяк) и вступает в Софию 23 декабря
21 -28 декабря Бои у Шипки-Шейново. Скобелев заставляет турецкую группировку капиту­лировать
1878 Сражения у Пловдива
января 1878 Русские занимают Адрианополь. Путь на Стамбул открыт. Отряд Скобелева занимает пригород Сан-Стефано
1877 Война на Кавказе
Апрель - май 1877 Русская армия под командованием М,Т. Лорис-Меликова берет крепости Баязет и Ардаган, блокирует Каре
Осень 1877 Сражениена Аладжинских высотах в районе Карса
ноября 1877 Взятие Карса. Выход русской армии к Эрзуруму
I9 февраля 1878 Сан-Стефанский мирный договор Болгария получает статус автономного княжества. Сербия, Черногория, Румыния получают полную независимость и расширяют свои территории. Россия позвращает южную Бесарабию и Каре
1878 г. Берлинский конгресс Англия и Австро-Венгрия не признают Сан-Стефанский договор. Россия в изоляции. Изменение условий Сан-Стефанского договора: Болгария разделя­ется на северную и южную. Южная Болгария остается под властью Турции. Территоия Сербии и Черногории урезана. Англия оккупирует Кипр, Австро- Венгрия - Боснию и Герцеговину. Дипломатическое поражение России

 

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Русско-турецкая война вызвала подъем патриотизма. В то же время дипломатическое поражение России на Берлинском конгрессе вызвало негодование русской общественности против слабости правительства. Временной русской администрацией была разработана весьма либеральная конституция для независимой Болгарии. Эти действия вызывали одобрение у российских либералов. Они ждали, что России тоже будет дарована конституция, на имя царя начали гото­вить адреса с просьбой даровать конституцию и России. Однако правительство не только не прислушалось к этим просьбам: земским деятелям, которые продолжали настаивать на введении конституции в империи, запретили собираться и обсуждать вопросы государственного устройства даже в частном порядке. Правительство стало запрещать земским деятелям съезжаться на всероссийские совещания.

- Почему? (Именно земцы составляли основу либерального движения в России.) В земских органах работало много либералов. В дореформенный период многие из них имели контакты с более радикально настроенными людьми. Поэтому созда­ние подпольной организации земских деятелей и их попытки найти общий язык с революционерами - логичные действия. Главным условием сотрудничества земцы сделали требование отказа от террористических действий, которые революционеры считали единственно возможной политикой. Сближения сторон не состоялось. В конце 70-х гг. либералы, работавшие в земствах, создали тайную организацию «Зем­ский союз». Программные требования «Союза» предусматривали введение в импе­рии либеральных свобод (слова и печати, неприкосновенности личности) и созыв Учредительного собрания для разработки конституции.

Запись в тетрадях:

Конец 70-х - «Земский союз» - подпольная организация либералов. 1879 г. - нелегальный съезд земцев в Москве.

На нелегальной земском съезде было решено начать пропаганду в земствах и выпуск литературы за границей. В Австро-Венгрии была напечатана программа «Земского союза», включавшая 3 основных требования: свободы слова и печати, неприкосновенности личности, созыв Учредительного собрания.

2. В течение 1870х гг. напряжение в стране нарастало. Правительственные меры, направленные на пресечение терроризма, давали обратный эффект: в ответ на полицейские акции и преследования террористы отвечали все более жестокими акциями.

- Вспомните, что происходит в народническом движении в конце 70-х годов? (Раскол на сторонников пропаганды и террористических методов. «Земля и воля» распадается на «Черный передел» и «Народную волю».)

- Какая народническая организация сделало террор главным методом борьбы? («Народная воля» во главе с А. Желябовым и С. Перовской.)

Правительство в этой обстановке всеобщего недовольства его деятельность предпочло пойти на уступки обществу. Вновь всплывает проект созыва общегосу­дарственного земского собрания. Он не был реализован из-за сопротивления на­следника престола - будущего императора Александра III.

Вместо этого вскоре после взрыва в Зимнем дворце Александр II решает круто поменять политику и навести в стране порядок.

Запись в тетрадях:

Январь 1880 г. - создание Верховной распорядительной комиссии с обшир­ными полномочиями.

Главной ее задачей была наведение общественного порядка и спокойствия. Во гла­ве комиссии был поставлен боевой генерал, хорошо проявивший себя в боевых дейст­виях на Кавказе во время последней войны - М. Т. Лорис-Меликов. В качестве реши­тельного противника революционеров, но в то же время склонного к диалогу с либе­ральным лагерем, он проявил себя еще на посту харьковского генерал-губернатора. В качестве главы комиссии Лорис-Меликов получил почти неограниченные полномочия для борьбы с террористами и усовершенствования деятельности карательных органов. Вскоре Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел.

Работа с учебником. Ученики самостоятельно читают в учебнике (§ 77, с. 250- 51) о деятельности Лорис-Меликова и заполняют конспект-схему, которую предва­рительно учитель рисует на доске.

Направления политики М. Т. Лорис-Меликова

Репрессивное Либеральное
1. Усиление каратель­ных органов: ликви­дация Третьего отде­ление, создания Департамента полиции в составе 2. Усиление преследо­вания террористов, разгром террористи­ческих ячеек: февраль 1881 г.-арест А. И. Желябова 1. Перестановки в правительстве: отставка министра народного просвещения и обер-прокурора Синода Д. А. Толстого и не­которых других непопулярных министров. Назначение либе­ральных сановников 2. Ослабление цензуры 3. ослабление давления на земства 4. Попытка привлечь общество к сотрудничеству 5. Попытка формировать благоприятное общественное мнение через прессу 6. Разработка программы реформ: понизить выкупные платежи, отменить подушную подать с низших сословий), начало под­готовки к созданию Парламента - через созыв комиссии с участием представителей земств и крупных городов

 

- Почему либералы называли политику Лорис-Меликова «диктатурой сердца»? (По своему положению и объему полномочий он мог сравниться с диктато­рам. К тому же политика его в отношении революционеров была жесткой.

Однако все это сочеталось с попытками проведения реформ, сотрудниче­ства с обществом, наконец, подготовкой к созыву представительского соб­рания.)

- Как радикалы относились к политике Лорис-Меликова? (Они традиционно не доверяли правительство. Считали, что эта политика «кнута и пряника» имеет целью только подавить революционное движение.)

3. Учитель сообщает: по учебнику учитель рассказывает о последнем покуше­нии на Александра II (§ 77, с. 251-251) или поручает кому-то из учеников прочитать об этом вслух.

Учитель дополняет: на месте покушения в Санкт-Петербурге был воздвигнут собор Спаса на крови (покажите его изображение).

Запись в тетрадях:

1 марта 1881 года - убийство Александра II членами «Народной воли».

4. Конец реформ. Разгром «Народной воли».

- Какие цели преследовали террористы, готовя покушение на царя? (Они хоте­ли добиться паники в правительстве, полностью дезорганизовать и обесси­лить власти, что в сочетании с другими ударами могло бы привести к ее падению.)

- Как вы полагаете, добились ли народовольцы этим убийством своих целей? (Нет, режим ужесточился, паники не возникло, проведение либеральных ре­форм было свернуто. В России еще несколько десятилетий не было создано представительской системы.)

Учитель сообщает: Через неделю после покушение собрался Совет министров, на котором вновь решался вопрос о судьбе реформ, предложенных Лорис- Меликовым, несмотря на то, что эти предложение были уже одобрены покойным государем. Однако новый государь - Александр III желал еще раз обсудить проект - его судьба еще не была предрешена. Однако после речи нового обер-прокурора Си­нода К. П. Победоносцева витавшее в заседании первоначально благодушное на­строение исчезло. Эмоциональное выступление обер-прокурора переломило на­строение царя. В своей речи Победоносцев призвал отказаться от идеи созвать пред­ставительское собрание, принять энергичные меры против революционеров. По его мысли, только чистое самодержавие способно противостоять революции. Проект реформ утвержден не был. Больше к нему не возвращались.

Вскоре начался разгром революционных организаций. Исполнительный комитет «Народной воли» был арестован в полном составе. 3 апреля 1881 года непосредст­венные исполнители покушение и главные руководители организации, в том числе С. Перовская и А. Желябов, были публично повешены. Вскоре были разгромлены и остальные ячейки «Народной воли». Грозная некогда организация была дезоргани­зована и распалась. Политический кризис был преодолен с помощью репрессий.

III. Итог урока

При Александре II самодержавие решилось на проведение значительных ре­форм, на определенное сотрудничество с обществом. Курс это не всегда был после­довательным. Из-за колебаний правительства, общество начало постепенно «леветь» выдвигая все более радикальные требования. Особенностью развития России стала относительная слабость, «беззубость» либерального общественного движения. В результате тон стали задавать революционеры, не желавшие идти на диалог с прави­тельством - они жаждали лишь осуществления социалистической революции в Рос­сии, намереваясь силой захватить власть. Неуверенность правительства в своих си­лах облегчало их деятельность и пропаганду. Однако после его убийства власть переходит в руки убежденных консерваторов. Курс реформ и уступок требованиям обществу сворачивается.

Домашнее задание

1. §77.

2. Ответить на вопросы:

а) Что, по-вашему, определило противоречивый характер буржуазных ре­форм 60 - 70-х годов в России? Как связана эта непоследовательность с предыдущим развитием России?

б) По мнению некоторых исследователей, убийство Александра II отодви­нуло Россию от принятия конституции, введения парламентского правле­ния. Согласны ли вы с этим утверждением?

Дата: 2019-03-05, просмотров: 334.