I. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Учитель сообщает: Во второй половине 19 в. продолжался поиск новых форм и изобразительных средств в различных областях искусства. В архитектуре наступа­ет господство эклектики.

- Вспомните значение этого термина. (Сочетание элементов стилей различ­ных эпох в одном художественном произведении. Внешний вид, оформленный как правило в экзотической, подражательной манере - в стиле готики, древнерусском, Ренессанса, мавританском и проч. Не слит с функцией зда­ния, его внутренним устройством.) В архитектуре происходит переход к новому осмыслению форм. Это выразилось и том, что: а) расширилось понимание того, какое здание должно и может быть про- и шсдением архитектуры. Теперь это не только дворцы и храмы, но и вокзалы, боль­ницы, гостиницы, банки, пассажи; б) появились новые материалы и их сочетание: прежде всего бетон, позволявший создавать новые формы зданий за счет своей пла­стичности, активно использовалось стекло (большие окна в стиле модерн и др.); в) появилось новое требование к зданиям: помимо красоты оно должно быть функцио­нальным (функция вокзала, доходного дома, театра и т. д.).

Запись в тетрадях:

Эклектизм. Функциональность архитектуры. ,

В России ширится строительство общественных зданий: вокзалов, зданий торго­вых пассажей (здание Верхних торговых рядов в Москве, 1889-1893 гг., архитектор Л Н. Померанцев - ныне здание ГУМа в Москве).

Во второй половине столетия продолжается строительство зданий в русском стиле. Особенно это было характерно для московского строительства. Вспомните, что еще в первой половине столетия началось строительство храма Христа Спасите­ля в Москве в русско - византийском стиле по проекту архитектора Тона. В русском стиле были построены в Москве здания Политехнического музея (открыт в 1877 г., архитекторы И. А. Монигетти, Н. А. Шохин). Важным культурным событием стало открытие Исторического музея в Москве (1883 г., архитектор В. О. Шервуд). В раз­работке проекта этого здания участвовал знаток старой Москвы историк И. Е. Забе­лин (см. вклейку).

Дискуссия. Покажите ученикам репродукции со зданиями, выстроенными в псевдо русском стиле, стиле эклектики. Попросите учеников оценить эти направле­ния в архитектуре. Считают ли они здания, выстроенные в этих стилях удачными?

2. Доклады. Доклады следует сопровождать показом репродукций. В сущности, сам доклад должен быть небольшим - основные биографические данные.

а) М. О. Микешин. Подробнее следует рассказать о создании памятника «Тыся­челетие России», его символике.

б) А. М. Опекушин. Расскажите об открытии памятника Пушкину.

Далее учитель читает дополнительный материал:

Выставки передвижников

Уже в 60-е годы стало очевидно, что передовое изобразительное искусство доступно од­ним лишь жителям Петербурга, отчасти Москвы, а вся остальная Россия только понаслышке, из газет имела представление о новостях художественной жизни. Понимая это, Крамской в 1865 г. пытался организовать передвижную выставку в Нижнем Новгороде во время ярмарке. Однако вся торговая атмосфера была малоблагоприятна для художественной выставки. <...> Л между тем общие интересы русских художников и общественности требовали, чтобы реали­стическое искусство, демократическое по своему содержанию, стало доступно широким кру­гам зрителей, тем, кому оно было адресовано и интересы кого выражало. Если прибавить к этому распространившееся в передовых кругах в конце 60-х - начале 70-х народнические идеи о долге интеллигенции перед народом, то организация передвижных выставок вполне отвечала духу времени.

Переговоры о создании нового объединения начались в кругу художников. Г. Г. Мясоедов, которому принадлежала инициатива, привлек В. Г. Перова. Этой идеей зажглись И. Н. Крам­ской и Н. Н. Ге. <...> Петербургские художники (среди них были Ф. А. Васильев, И/Е. Репин, И. И. Шишкин и др.) поддержали москвичей.

Устав нового объединения был утвержден 2 ноября 1870 г. «Товарищество имеет целью, - значилось в нем, - устройство с надлежащего разрешения во всех городах империи устройство передвижных художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений».<...>Первая передвижная художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. В Петербурге. Она была невелика (уча ствовали 15 живописцев), но зато очень интересная. <...> Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая и так на протяжении почти полувека, до 48-ой в 1923 году. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России.

Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. - М, 1976.

в) И. Н. Крамской. Обратите внимание на изображение жанровых сцен, ото­бражение жизни простого трудового народа в картинах художника. Обратите внимание на его портреты выдающихся современников - Гончарова, Салты­кова-Щедрина, Некрасова, Толстого.

г) Пейзажная живопись - А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи. Расскажите о художественных открытиях русских живопис цев. Подчеркните, что в сущности именно с этих художников начинается русский пейзаж.

д) И. И. Левитан. Расскажите о его жизни в Плесе.

е) И. Е. Репин. Репин как портретист.

ж)      Историческая и батальная живопись. В. И. Суриков. Живописные открытия Сурикова. В. М. Васнецов.

з)       В. А. Серов. При подготовке рассказа о Серове используйте материал учеб­ника (§ 82, с. 289) - в целом его достаточно.

и)      П. М. Третьяков. Расскажите об этом необычном человеке, страстном соби­рателе живописи, подарившем нам собрание, которое носит ныне его имя.

II. Итог урока

Таким образом, для изобразительных искусств второй половины XIX в. харак­терны эклектизм, изменение форм и изобразительных средств. В архитектуре основ­ной становится идея функциональности, в живописи - правдивость изображаемого.

Домашнее задание

Попросить подготовить коротенькие доклады (2-4 минуты, можно по учебнику) о творчестве ведущих русских актеров второй половины XIX в.: П. М. Садовского, П. И. Стрепетовой, М. Н. Ермоловой.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 208.