1. Учитель сообщает: Во второй половине 19 в. продолжался поиск новых форм и изобразительных средств в различных областях искусства. В архитектуре наступает господство эклектики.
- Вспомните значение этого термина. (Сочетание элементов стилей различных эпох в одном художественном произведении. Внешний вид, оформленный как правило в экзотической, подражательной манере - в стиле готики, древнерусском, Ренессанса, мавританском и проч. Не слит с функцией здания, его внутренним устройством.) В архитектуре происходит переход к новому осмыслению форм. Это выразилось и том, что: а) расширилось понимание того, какое здание должно и может быть про- и шсдением архитектуры. Теперь это не только дворцы и храмы, но и вокзалы, больницы, гостиницы, банки, пассажи; б) появились новые материалы и их сочетание: прежде всего бетон, позволявший создавать новые формы зданий за счет своей пластичности, активно использовалось стекло (большие окна в стиле модерн и др.); в) появилось новое требование к зданиям: помимо красоты оно должно быть функциональным (функция вокзала, доходного дома, театра и т. д.).
Запись в тетрадях:
Эклектизм. Функциональность архитектуры. ,
В России ширится строительство общественных зданий: вокзалов, зданий торговых пассажей (здание Верхних торговых рядов в Москве, 1889-1893 гг., архитектор Л Н. Померанцев - ныне здание ГУМа в Москве).
Во второй половине столетия продолжается строительство зданий в русском стиле. Особенно это было характерно для московского строительства. Вспомните, что еще в первой половине столетия началось строительство храма Христа Спасителя в Москве в русско - византийском стиле по проекту архитектора Тона. В русском стиле были построены в Москве здания Политехнического музея (открыт в 1877 г., архитекторы И. А. Монигетти, Н. А. Шохин). Важным культурным событием стало открытие Исторического музея в Москве (1883 г., архитектор В. О. Шервуд). В разработке проекта этого здания участвовал знаток старой Москвы историк И. Е. Забелин (см. вклейку).
Дискуссия. Покажите ученикам репродукции со зданиями, выстроенными в псевдо русском стиле, стиле эклектики. Попросите учеников оценить эти направления в архитектуре. Считают ли они здания, выстроенные в этих стилях удачными?
2. Доклады. Доклады следует сопровождать показом репродукций. В сущности, сам доклад должен быть небольшим - основные биографические данные.
а) М. О. Микешин. Подробнее следует рассказать о создании памятника «Тысячелетие России», его символике.
б) А. М. Опекушин. Расскажите об открытии памятника Пушкину.
Далее учитель читает дополнительный материал:
Выставки передвижников
Уже в 60-е годы стало очевидно, что передовое изобразительное искусство доступно одним лишь жителям Петербурга, отчасти Москвы, а вся остальная Россия только понаслышке, из газет имела представление о новостях художественной жизни. Понимая это, Крамской в 1865 г. пытался организовать передвижную выставку в Нижнем Новгороде во время ярмарке. Однако вся торговая атмосфера была малоблагоприятна для художественной выставки. <...> Л между тем общие интересы русских художников и общественности требовали, чтобы реалистическое искусство, демократическое по своему содержанию, стало доступно широким кругам зрителей, тем, кому оно было адресовано и интересы кого выражало. Если прибавить к этому распространившееся в передовых кругах в конце 60-х - начале 70-х народнические идеи о долге интеллигенции перед народом, то организация передвижных выставок вполне отвечала духу времени.
Переговоры о создании нового объединения начались в кругу художников. Г. Г. Мясоедов, которому принадлежала инициатива, привлек В. Г. Перова. Этой идеей зажглись И. Н. Крамской и Н. Н. Ге. <...> Петербургские художники (среди них были Ф. А. Васильев, И/Е. Репин, И. И. Шишкин и др.) поддержали москвичей.
Устав нового объединения был утвержден 2 ноября 1870 г. «Товарищество имеет целью, - значилось в нем, - устройство с надлежащего разрешения во всех городах империи устройство передвижных художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений».<...>Первая передвижная художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. В Петербурге. Она была невелика (уча ствовали 15 живописцев), но зато очень интересная. <...> Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая и так на протяжении почти полувека, до 48-ой в 1923 году. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России.
Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. - М, 1976.
в) И. Н. Крамской. Обратите внимание на изображение жанровых сцен, отображение жизни простого трудового народа в картинах художника. Обратите внимание на его портреты выдающихся современников - Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Толстого.
г) Пейзажная живопись - А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи. Расскажите о художественных открытиях русских живопис цев. Подчеркните, что в сущности именно с этих художников начинается русский пейзаж.
д) И. И. Левитан. Расскажите о его жизни в Плесе.
е) И. Е. Репин. Репин как портретист.
ж) Историческая и батальная живопись. В. И. Суриков. Живописные открытия Сурикова. В. М. Васнецов.
з) В. А. Серов. При подготовке рассказа о Серове используйте материал учебника (§ 82, с. 289) - в целом его достаточно.
и) П. М. Третьяков. Расскажите об этом необычном человеке, страстном собирателе живописи, подарившем нам собрание, которое носит ныне его имя.
II. Итог урока
Таким образом, для изобразительных искусств второй половины XIX в. характерны эклектизм, изменение форм и изобразительных средств. В архитектуре основной становится идея функциональности, в живописи - правдивость изображаемого.
Домашнее задание
Попросить подготовить коротенькие доклады (2-4 минуты, можно по учебнику) о творчестве ведущих русских актеров второй половины XIX в.: П. М. Садовского, П. И. Стрепетовой, М. Н. Ермоловой.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 208.