I. Проверка домашнего задания
Ответ на вопросы. 1. Отказ от курса реформ: укрепление власти помещиков (через институт земских начальников) над крестьянскими общинами, ограничение нрав и самоуправления земств, ограничение в сфере образования, введение жесткой цензуры. Продолжение курса реформ: создание Крестьянского банка, финансовая поддержка крестьян. Нельзя говорить о том, что Александр III осуществлял только контрреформы. Нельзя забывать о том, что руководство страной он принял в условиях жестокого общественного кризиса. Его политика во многом продолжала политику отца: поддержка помещиков и одновременно крестьян, поддержание общественного спокойствия. В целом ее можно назвать политикой кнута и пряника.
2. «Миротворцем» Александра называли потому, что его принципиальной позицией было неучастие России в военных конфликтах. Россия при нем не вела войн. Своих целей она добивалась дипломатическими средствами.
3. Политику России на Дальнем Востоке в этот период можно назвать колониальной: участие в проникновении в Китай, защита своих экономических и стратегических интересов в Манчжурии. Однако такая достаточно активная и даже агрессивная политика вела к столкновению с интересами Японии. В дальнейшем это привело к русско-японской войне.
II. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: Экономическое развитие в первые пореформенные десятилетия было бурным. Складывался общероссийский рынок, который быстро расширялся за счет того, что выросло количество потребителей промышленной продукции (население быстро растущих городов, деревня, где отказывались от продукции домашних промыслов в пользу фабричных изделий). Однако в течение 1880-х гг. рынок начал сужаться: главные потребители продукции, крестьяне, нищали. Этот процесс был вызван не в последнюю очередь консервативной политикой правительства в крестьянском вопросе. Началось падение темпов роста, особенно в тяжелой промышленности, инвестиции падали, что не могло не беспокоить правительство.
Правительство приступило к финансированию не только казенных предприятий, но и частнокапиталистических. Происходило это, в основном, за счет размещения на частновладельческих предприятиях государственных оборонных заказов и железнодорожного строительства.
Вооружая армию и развивая сеть железных дорог, правительственно одновременно стимулировало развитие тяжелой промышленности. Именно на это почти целиком уходили выкупные платежи, выкачивавшиеся из деревни. Чтобы иметь запасы валюты для закупки станков и машин для предприятий, правительство расширяло экспорт хлеба, что в свою очередь вело к недостатку хлеба внутри России. Правительство руководствовалось девизом министра финансов И. А. Вышнеградского «недоедим, но вывезем».
- Какие отрасли промышленности в первую очередь поддерживало правительство? (Стратегические, работавшие на оборону, крупные предприятия особенно в тяжелой промышленности.)
Начиная с 1892 г. должность министра финансов занимал выдающийся государственный деятель С. Ю. Витте.
Чтение доклада «С. Ю. Витте».
Учитель продолжает: Денег на развитие промышленности преимущественно аграрной России явно не хватало. Витте же был убежден в необходимости активного стимулирования промышленного развития государством. Он восстановил давно забытую винную монополию для сбора дополнительных средств. Отныне доходы от кабаков шли в казну. Рост цен на водку повышал значимость этого дохода.
Чтобы привлечь иностранные капиталы, была проведена денежная реформ;»: введено золотое обеспечение рубля, который стал конвертируемой валютой. Это, а также нарастание промышленного бума в России, вызвало приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Особенно много средств в угольную и металлургическую промышленность вкладывали французские и бельгийские финансисты м промышленники, в нефтяную - английские, немцы - в машиностроение, электротехнику, химическую промышленность.
2. Учитель сообщает: Политика, проводимая Министерством финансов во главе с С. Ю. Витте, оправдала себя. С 1893 г. в промышленности начался подъем, в первую очередь в тех отраслях, которые получили инвестиции. Фактически именное в 90-е годы складывается российская тяжелая промышленность как мощная отдельная отрасль экономики. По темпам роста в этой отрасли Россия опережала все европейские державы. Однако в то же время это развитие во многом искусственно подогревалось правительством, тратившим несоразмерно большие деньги на перевооружение армии. Соответственно более «мирные» направления промышленности недополучали инвестиции. Это означало крен в сторону чрезмерного развития тяжелой промышленности. Большая часть предприятий тяжелой промышленности находилась в государственной собственности, что осложняло положение, поскольку финансирование из бюджета позволяло не заботится о рентабельности производства. В результате этого просчета к началу XX в. темпы роста тяжелой промышленности снова упали. Это имело неблагоприятные последствия: в 1899 г. резко упал курс акций ведущих промышленных компаний, а в следующем году разразился настоящий промышленный кризис в тяжелой промышленности.
3. Учитель сообщает: Источником рабочей силы в городах оставалась деревня. В большинстве своем эти работники обладали низкой квалификацией. Поскольку государство не вмешивалось в отношения рабочих и работодателей, никаких социальных гарантий вчерашние крестьяне не получали. Промышленники, стремясь получить максимальную выгоду, зачастую старались экономить на рабочих, зарплата которых и условия жизни были неудовлетворительны. Аграрное перенаселение позволяло владельцам предприятий не особенно заботиться о рабочих: им всегда можно было найти замену на тех условиях, которые были бы выгодны хозяевам. Однако этому может быть и иное объяснение: в условиях конкуренции с дешевыми западными товарами, хозяева заводов порой просто вынуждены были экономить на рабочих, дабы их продукция была конкурентоспособной. Чрезмерные уступки рабочим и повышение их зарплат порой вели к разорению и закрытию предприятий.
Тем не менее, недовольство, накапливавшееся в рабочей среде, с 1870-х гг. начало прорываться забастовками. Первоначально они имели стихийный характер. Причиной ухудшения условий жизни рабочих и во многом начала стачек стал промышленный кризис начала 80-х, когда и происходили наиболее крупные выступления. С началом же промышленного подъема в 1893 г. волнения рабочих постепенно стихли. Самые крупные стачки эпохи:
1880 г. - забастовка на Хлудовской мануфактуре (Ярцево, Смоленская губерния) - были вызваны войска;
1885 г. - Морозовская стачка (Орехово-Зуево, Московская губерния) - охватила 8 тысяч рабочих.
Стачечники требовали повысить заработную плату, упорядочить штрафы, которые не должны превышать 5%, обеспечить прием выработанного товара при свидетелях, администрация должна предупреждать рабочих об увольнении за 15 дней. Забастовка была подавлена, участники стачки были арестованы. 33 человека были преданы суду. Однако суд присяжных вынес оправдательный приговор.
Несмотря на то, что рабочим в ходе Морозовской стачки не удалось добиться выполнения своих требований, правительство все же занялось регулированием отношений между работодателями и работниками.
Из мероприятий по решению рабочего вопроса при Александре III были осуществлены:
а) 1882г. - закон, запрещавший труд детей до 12 лет.
б) Рабочий день детей с 12 до 15 лет ограничивался 8-ю часами.
в) 1885г. - закон, запрещавший ночной труд женщин и подростков.
г) 1886г. - закон, ограничивающий размер штрафов, запрет на расплату с рабочими через фабричные лавки. Но одновременно закон запрещал под страхом ареста на 6 месяцев участие рабочих в стачках.
В целом Россия отставала от западных стран не только в уровне жизни рабочих, но и в рабочем движении (оно началось позднее и было менее организованно). Отставала России и в рабочем законодательстве.
III. Итог урока
В целом промышленное развитие в 80 - 90-е годы протекает благоприятно, хотя благополучие в этой сфере строилось во многом за счет стагнации в сельском хозяйстве. Россия продолжала оставаться преимущественно аграрной страной. Ускоренными темпами развивается тяжелая, оборонная промышленность. Другие же отрасли явно отстают в темпах роста. Возникает и «рабочий вопрос».
Домашнее задание
1. § 79 учебника.
2. Учитель раздает ученикам карточки с заданием (ответы удалить) - см. следующий урок: проверка домашнего задания.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 233.