Урок 81. Россия в конце XIX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: рассказать о социальном развитии империи в конце XIX в.; охарактери­зовать личность Александра III.

План урока:

1. Первая перепись населения;

2. Состояние русской деревни;

3. Личность Александра III.

Основные понятия: контрреформа, капитан-исправник, участковый начальник.

Важнейшие даты: 1897 г. - первая перепись населения, 1882 г. - открытие Кресть­янского банка, 1883 г. - перевод всех крестьян на выкуп, отмена временнообя­занного положения, 1885 г. - открытие Дворянского банка.

Выдающиеся личности:.Александр3

Оборудование урока: портрет Александра III.

Рекомендуемая организация урока

 I. Проверка домашнего задания

Ответ на вопросы. 1. Внутренне самодержавная власть не была готова к плано­мерному осуществлению реформ. Сам Александр II пошел на это во многом под давлением обстоятельств. При дворе была сильна консервативная партия. Начало реформ запустило бурную реакцию в обществе, однако их половинчатость вызвала усиление радикализма в обществе, повело к войне революционеров против власти. В этих условиях внутреннего кризиса правительство опасалось идти на дальнейшие преобразования, полагая, что это еще более ослабит центральную власть и приведет Россию к развалу. Все предыдущее развитие России не подготовило власть к осуще­ствлению подобных реформ. Россия не знала даже урезанных форм демократии - конституции, представительской системы. Приходилось менять не только государ­ство и общество, но и психологию самих людей, управлявших страной.

2. Весьма вероятно, что план реформ Лорис-Меликова был бы осуществлен, ос­танься Александр II в живых. Это, однако, еще не означает, что в России была бы непременно создана представительская система - основное требование общества, поскольку правительство могло пойти на попятную. Но в любом случае был бы сде­лан первый и очень важный шаг к построению конституционной системы в России. В случае, если бы общество и власть смогли бы найти общий язык, пойти на уступки друг другу, вероятно, не потребовалась бы революция 1904-05 годов для созыва Государственной Думы.

I I. Изучение нового материала

I. Учитель сообщает. Первая перепись населения была проведена в 1897 г. До этого подобных мер не предпринимали. Учет сельского населения велся по т. н. «ре- 1и1ским сказкам», куда заносились только души мужского пола. Учет остальных кате- Юрий населения велся иными методами. Первая перепись представила широкую и полную  картину того, что представляла собой Россия в демографическом отношении.

Запись на доске и в тетрадях:

1897 г. - первая всеобщая перепись в России.

Работа с учебником. Ученики самостоятельно читают раздел учебника о пере­писи (§ 78, с. 255-256) и заполняют таблицу:

Численность населения  
Главные вероисповедания  
Главные города  
Численность городского населения  

 

Сделайте вывод: несмотря на довольно быструю урбанизацию (строительство Mom,IX городов и увеличение численности городского населения), Россия по-прежнему оставалась аграрной страной. Основная масса населения продолжала проживать в деревне.

2. Учитель сообщает: Поэтому нам очень важно понять, что же представляла собой русская деревня в пореформенный период. Первое, что бросается в глаза со­гласно переписи населения - это быстрый естественный прирост сельского населе­ния в пореформенной России. Этому во многом способствовала деятельность icmctb: снижение смерти детей и рожениц в связи с появлением земской медицины, внедрение правил гигиены и т. п. За 40 лет крестьянское население европейской чисти России почти удвоилось. Давайте посмотрим, как демографические изменения влияют на социально-экономические процессы.

Последствия прироста населения

Нечерноземная полоса Черноземная полоса
Рост населения —* рост числа рабочих рук —► крестьянин с сыновьями может Польше заработать на фабрике или в мастерской в городе —♦ больше дохо­ды семей —> легче стало справляться с выкупными платежами Рост населения —> рост числа рабочих рук—* переизбыток населения в деревне, т. к. отход на заработки в города развит слабее, и города в основном имеют торговый, а не промышленный статус —* переделы земли в общинах —* измель­чание крестьянских наделов
Крестьяне остаются в городах —► от­сутствие перенаселенности в деревне Перенаселенность в деревне —» социальные кон­фликты, в частности, из-за участившихся переде­лов земли —► разрушение укрепившегося было понятия о частной собственности на землю •
Итог : медленное, но неуклонное улучшение положения крестьянства Итог : резкое ухудшение материального положе­ния крестьянства. Разделение на небольшое ко­личество богатых и массу бедных, обеднение середняков. Обнищание деревни

 

Учитель сообщает: В 1891 г. в России случился большой неурожай и разразил­ся казалось бы забытый голод. Умерло около 600 тысяч человек. После этого крестьяне Нечерноземья стали перестраивать хозяйство. Увеличились посадки техниче­ских культур (льна и пр.). Отказывались от устаревшего трехполья, и с помощью «омских агрономов переходили к многопольным севооборотам. В Черноземье поме­щики все чаще отказывались от отработок, поскольку мировые цены на зерно понизились.. Они стали переходим, па сдачу своих земель крестьянам в аренду.

Вывод: в целом сельское хозяйство развивалось экстенсивно, но в самом конце столетия появляются новый благоприятные тенденции - переход к интенсификации хозяйства, новым - экономическим отношениям в деревне.

3. Характеристика личности Александра III. Учитель по учебнику дает харак теристику личности Александра III.

Вот дополнительные характеристики нового российского самодержца.

Чтение дополнительных материалов.

Александр III

- Был лично храбр, что доказал непосредственно участвуя в боевых действиях в ноябре 1877 г. во время русско-турецкой войны, за что императором Александром II награж­ден Георгиевским крестом II ст. и золотой саблей.

- Любил правду и «в других ее требовал», наказывал подчиненных за ложь и неискрен­ность.

- Был скромен в быту, бережлив, любил простые русские кушанья (щи, кашу, кисель).

- Александр III отличался большим самообладанием и «невозмутимым спокойствием», проявив особенно эти качества во время крушения царского поезда 17 окт. 1888 г. у станции Борки. Лишь чудо (часть крыши вагона образовала купол над царской семьей) спасло его и его близких от гибели. Появившись из-под обломков вагона, государь то­гда, вместе с членами семьи, бросился помогать раненым, - все они переносили ране­ных, поили водой, помогали делать перевязки.

- Во время неурожая, голода и мора 1892 г. не только оказывал из личных средств по­мощь голодающим и больницам, но и с членами своей семьи посещал заразные бараки.

Во внешней политике Александр III руководствовался миротворческой идеей, ибо считал, что «силою и войною нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов»».

Рассказы и черты из жизни русских императоров, императриц и великих князей. - СПб., 1901. - С. 212-233.

Мнение историка В. О. Ключевского об императоре Александре III: «...Наука отведет императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что он одержал победу в области, где всего труднее доста­ются победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обо­роте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание и сделал это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда его уж нет, Европа поня­ла, чем он был для нее».

Однако были в его поведении и неприятные черты: несдержанность, доходящая до грубо­сти, надменность:

П. А. Кропоткин рассказывает в своих воспоминаниях о столкновении наследника с офи­цером, командированным Милютиным в США, чтобы заказать ружья для русской армии. <...> Их выбор наследнику пришелся не по вкусу, он раскритиковал привезенные ружья. «Во время аудиенции, - рассказывает Кропоткин, - цесаревич дал полный простор своему характеру и стал грубо говорить с офицером. Тот, вероятно, ответил с достоинством. Тогда великий князь пришел в настоящее бешенство и обругал офицера скверными словами». Офицер немедленно ушел и прислал Александру Александровичу письмо, в котором требовал, чтобы великий князь извинился. Он прибавлял, что если через 24 часа не получит извинения, то застрелится. «Я видел его, - свидетельствует Кропоткин, - у моего близкого друга в тот день, когда он ежеми­нутно ждал, что прибудет извинение. На другой день его не было в живых».

Александр II, рассердившийся на сына, приказал ему идти за гробом до могилы. Но «даже этот страшный урок», по словам Кропоткина, «не излечил молодого человека от романовской надменности и запальчивости».

Александр III интересовался музыкой, изобразительным искусством, историей, был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем, занимался собираем коллекции предметов старины и реставрацией исторических памятников.

Твардовская В. А. Александр 111 // Российские самодержцы (1801-1917). М., 1994. - С. 217-222.

Итог урока

С восшествием на престол нового царя обстановка в стране стабилизировалась, что можно поставить в заслугу новому правительству. Однако ситуация в стране требовала решительного вмешательства правительства не только в сферу общест­венных отношений, но и в экономическую и социальную сферы. Требовалась под­держка промышленности и сельского хозяйства.

Домашнее задание

§ 78, с. 255-259.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 227.