Цель урока: подвести итог изученной теме, определить уровень знаний учеников, степень усвоения ими темы.
Рекомендуемая организация урока I. Исторический диктант Степень сложности диктанта зависит от формы проведения. Возможны два варианта: 1 вариант (более простой) - назвать термин по определению. 2 вариант (более сложный) - дать определение термину. | |
Отрезки | «Лишние» земли, отрезанные у крестьян при расчетах душевого надела во время проведения реформы 1861 г. |
«Временнообязанный» | Статус крестьянина после реформы 1861 г., до перехода на выкуп. Т. .е. в течение двух лет за пользование землей он выполнял по сути тот же круг повинностей, что и раньше. |
Круговая порука | Ограничения на отказ крестьянина от своего надела на время, пока производились выкупные платежи. В случае отказа ежегодные платежи спускались на все общество. |
Земства | Выборные органы местного самоуправления, учрежденные земской реформой 1864 г. |
«Третий элемент» | Сельская интеллигенция: земские врачи, учителя, агрономы и т. д. |
Мировой судья | Выборная должность по Судебной реформе 1864 г. Избирался земским собранием или городской думой на три года для разбора мелких уголовных и гражданских дел. |
Либерализм | Политическое мировоззрение, последователи и сторонники которого признают основной общественной ценностью важнейшие естественный права человека (на жизнь, на собственность, на безопасность и т. д.). фундаментальные принципы либерализма - свобода индивида; парламентаризм; незыблемость частной собственности и демократических прав и свобод. |
Народничество | Несколько идейно близких течений утопического социализма, получивших распространение в среде интеллигентов-разночинцев в 1870-1880-е гг. |
Марксизм | Система философских, экономических и социально-политических взглядов, изложенных в работах его основоположников К. Маркса и Ф. Энгельса. Фундамент марксизма - экономические теории, обосновывающие неизбежность социалистической революции. |
«Русский стиль» | Архитектурный стиль, основывавшийся на традициях резьбы по дереву. |
II. Самостоятельная письменная работа
Найти соответствия события - дате:
1. Подписание Манифеста об отмене крепостного права | а) 1891г. |
2. Начало земской реформы | б) 1870 г. |
3. Городская реформа | в) 1898 г. |
4. Отмена рекрутчины | г) 19 февраля 1861 г. |
5. Раскол «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную | д) 1 марта 1881 г. |
волю» | |
6. Берлинский конгресс | е) 1864 г. |
7. Последнее покушение на Александра II | ж) 1883 г. |
8. Перевод всех крестьян на выкуп, отмена временнообязанного | з) 1874 г. |
положения | |
9. Оформление франко-русского военно-стратегического союза | и) 1891-1893 гг. |
10. Преобразование «Союза борьбы за освобождение рабочего | к) 1878 г. |
класса» в РСДРП | |
11. Начало строительства Транссибирской магистрали | л) 1879 г. |
Ответы: 1. г); 2. е); 3. б); 4. з); 5. л); 6. к); 7. д); 8. ж); 9. и); 10. в); 11. а). |
Найти соответствие личности - фактам.
|
1. Н. Г. Чернышевский
2. К. Д. Кавелин
3. Д. А. Милютин
4. М. Н. Катков
5. А. М. Горчаков
6. М. Д. Скобелев
7. Г. В. Плеханов
8. В. И. Ульянов (Ленин)
9. С. Ю. Витте
10. Н. М. Пржевальский
11. митрополит Филарет
12. М. А. Бакунин
13. А. И. Желябов
14. М. Н. Ермолова
15. И. И. Мечников
16. В. О. Ключевский
17. К. П. Победоносцев ■18. М. Т. Лорис-Меликов
19. В. Засулич
20. А. Ф. Кони
1. Министр иностранных дел, способствовавший отмене унизительных условий Парижского мира
2. Бывший народник, затем пропагандист марксизма в России
3. Выдающийся русский биолог.
4. Автор «Записки об освобождении крестьян», известный либерал.
5. Великая русская актриса.
6. Народница, покушавшаяся на петербургского генерал- губернатора Трепова.
7. Один из первых русских социалистов и основоположник народнического движения.
8. Видный народник, член «Земли и воли», затем возглавивший «Народную волю». Повешен за подготовку убийства Александра II.
9. Брат повешенного за подготовку покушения на Александра III народника, впоследствии видный марксист, революционер, один из создателей социал-демократической партии.
10. Теоретик народничества и анархизма.
11. Известный консервативный журналист.
12. Известный русский историк, профессор Московского университета.
13. Боевой генерал, министр внутренних дел при Александре II, предложивший программу либеральных преобразований.
14. Либеральный военный министр, проведший реформу армии.
15. Русский географ, исследователь Монголии, Западного Китая, Центральной Азии.
16. Обер-прокурор Синода, предводитель консервативной партии при дворе.
17. Известный русский правовед, судья, либерал.
18. Выдающихся русский военачальник второй половины XIX в.
19. Прогрессивный министр финансов, способствовавший ускоренному развитию тяжелой промышленности в России.
20. Человек, много сделавший для перевода Библии на современный русский язык.
|
Ответы:
1-7; 2-4; 3-14; 4-11; 5-1; 6-18; 7-2; 8 -9; 9-19; 10-15; 11-20; 12-10; 13-8; 14-5; 15-3; 16-12; 17-16; 18-13; 19-6; 20-17.
Исторические задачи (на выбор)
Вариант 1
1. Расскажите об основных этапах разработки крестьянской реформы.
2. Как проводились выборы в земские органы?
3. Представители каких сословий могли участвовать в земских выборах?
4. В чем сходство барщины и отработок?
5. Кто входил в состав «Могучей кучки»? Назовите ее членов.
6. Преимущественно в какие отрасли русской промышленности вкладывали свои капиталы иностранные предприниматели?
7. Что такое манчжурский вопрос? Когда и в связи с чем он возник?
8. Кого из известных российских историков Вы знаете? В чем их заслуга?
9. Какие черты внеэкономического принуждения сохранялись и после отмены крепостного права?
10. Что входило в обязанности сельских старост?
Вариант 2
1. Какие пережитки прежней системы можно усмотреть в статусе крестьян после отмены крепостного права?
2. Перечислите либеральные реформы 60-70-х гг. Каков был их характер?
3. В чем заключалась военная реформа?
4. Кого из известных русских предпринимателей второй половины 19 в. Вы знаете? Каково их социальное происхождение?
5. Что такое «третий элемент»?
6. Какие общественные силы появились во второй половине 19 в.?
7. Назовите основные причины ускорения развития начального образования во второй половине 19 в.
8. Что Россия экспортировала во второй половине 19 в.?
9. Каково было соотношение сил России и Турции в начале войны 1877-78гг.?
10. Почему Англия и Австро-Венгрия отказались признать условия Сан- Стефанского мирного договора? Что конкретно вызвало их раздражение?
Вариант 3
1. Кто был воспитателем Александра II? Как это повлияло на убеждения будущего царя?
2. Как проводились выборы в земские органы?
3. Расскажите об основных этапах городской реформы. Какие органы городского самоуправления были сформированы? Каковы были их функции?
5. Назовите основные промышленные районы пореформенной России. Что производилось в каждом из них?
6. Какие изменения в условия Сан-Стефанского мирного договора внес Берлинский конгресс?
7. Когда и как была разгромлена «Народная воля»? Какова была судьба ее руководителей?
8. Каковы были идеалы К. П. Победоносцева? Что удалось ему реализовать на практике?
9. Когда и почему оформился франко-русский союз?
10. Какие требования выдвигались либералами во второй половине 19 в.?
11. Сравните границы Китая и России по Айгунскому и Пекинскому договорам. В чем причина изменения?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1363.