Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Изучение нового материала

1. Контрреформы Александра III.

- Вспомните, что произошло на совещании совета министров в присутствии Александра III, состоявшемся 8 марта 1881 г.? {Реализация проекта реформ, предложенных Лорис-Меликовым, была отложена.)

Учитель сообщает: Однако первое время еще сохранялась некоторая неопреде­ленность, пойдет ли новый государь на уступки обществу или будет следовать кон­сервативным курсом. Все сомнения были развеяны с опубликованием 29 апреля манифеста 1881 г. манифеста Александра III. Над его текстом трудились К. П. Побе­доносцев и известный публицист М. Н. Катков.

- Вспомните, какие взгляды исповедовали Победоносцев и Катков и предпо­ложите, какие идеи были изложены в манифесте? (Катков и Победоносцев - консерваторы. Либеральные реформы, по их мнению, вредили России. Силь­ная неограниченная самодержавная власть была их идеалом.)

В манифесте заявлялось о незыблемости самодержавной власти. В августе того же года было издано положение, согласно которому местные власти наделялись правом высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, приостанавли­вать периодические издания, передавать дела о гражданских лицах на рассмотрение военного трибунала.   , *

- Что означало применение этого положения на практике в отдельных местно­стях? (Это почти равнялось ведению чрезвычайного положения.)

Несмотря на временной характер этой меры, в действительности, она не была отменена вплоть до падения самодержавной власти в России.

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают раздел о контрреформах Александра III (§ 78, с. 259-260). На это отводится 10-15 минут. Ученики должны составить конспект в тетрадях.

Учитель дополняет: В учебнике не сказано еще о некоторых важных контрреформах Александра III. В 1882 г. был установлен жесткий контроль за периодиче­скими изданиями - усилена цензура. Ряд мер касался усиления контроля за учебными заведениями: лишались автономии университеты. Так называемый Циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г. запрещал принимать в гимназии детей из низших социальных слоев.

Затем ученики выполняют тестовое задание по этому разделу на карточках:

Тест

1. В правление Александра III был принят закон:

а) ограничивающий возможность выхода крестьян из общины;

б) облегчающий выход из общины;

в) подобных законов вообще не принималось.

2. Земские начальники - это:

а) руководители земских собраний;

б) руководители земских управ;

в) назначенные министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль.

3. По закону о земских участковых начальников им вменялось в обязанность:

а) следить за исполнением приговоров мирового судьи;

б) контролировать крестьянское самоуправление;

в) контролировать работу земских учреждений.

4. В 1882 г.:

а) был образован Дворянский банк;

б) был образован Крестьянский банк;

в) устанавливали жесткий административный контроль за периодическими изданиями.

5. Так называемый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г.:

а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев;

б) предписывал открывать в городах детские приюты;

в) разрешал принимать в гимназии и университеты детей всех сословий.

6. Какие изменения произошли в области народного образования при Алексан­дре III;

а) упразднена университетская автономия;

б) увеличены государственные ассигнования на университетские нужды;

в) созданы специальные высшие учебные заведения для женщин.

7. Земская контрреформа предполагала:

а) введение выборности крестьянских гласных;

б) отмену выборности земских гласных;

в) отмену выборности крестьянских гласных.

Ответы: 1. а); 2. в); 3. б); 4. б); 5. а); 6. а); 7. в).

2. Внешняя политика России конца XIX в.

- Вспомните, какое соглашение регулировало в 70-80-е годы взаимоотноше­ния России, Австро-Венгрии, Германии. Почему эти отношения распались? (Заключенный в 1873 г. «Союз трех императоров». С одной стороны, этот договор почти ни к чему не обязывал державы. С другой стороны, явно на­метилось враждебное России сближение Австрии и Германии. Россия не поддерживала политику Германии в отношении Франции, Германия платила той же монетой, отказавшись поддержать Россию на Берлинском конгрес­се. Австро-Венгрия расширяла экспансию на Балканах.)

Учитель сообщает: Таким образом, наметилось явное расхождение интересов грех великих держав. Главным событием международной политики последних деся­тилетий XIX в. стало создание противостоящих друг другу блоков: Тройственного союза в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии (1879-1882 гг.), направленного против Франции и России, и франко-русского союза как противовеса Тройственно­му (1891-1893 гг.). Тайный австро-германский союз, направленный против Франции и России, был заключен в 1882 г. Позднее к нему присоединилась Италия. Бисмарк, руководивший внешней политикой Германии, не рассчитывал, что возможен союз между республиканской Францией и Россией, где правил поборник самодержавия Александр III. Однако это произошло - иначе бы обе державы оказались в изоляции перед лицом могущественного врага.

Запись в тетрадях:

1891-93 гг. - оформление франко-русского союза.

Россия и Франция заключили договор, согласно которому в случае нападения на одну из них третьей державы они оказывают друг другу военную помощь. Франция должна будет выставить 1300 тыс. солдат, Россия - 700-800 тыс.

Чтение дополнительного материала.

Внешнеполитическая ориентация России в конце XIX в.

Основой системы отношений России с другими державами с начала 90-х годов XIX века был союз с Францией. Ламздорф, один из активных участников оформления этого союза, оставался его убежденным сторонником до конца жизни. В письме послу в Париже А. М. Не­лидову в 1905 году он констатировал: «из долголетнего опыта я вынес убеждение, что для того, чтобы быть действительно в хороших отношениях с Германией, нужен союз с Францией. Ина­че мы утратим независимость, а тяжелее немецкого ига я ничего не знаю» . Но вместе с тем, когда с начала XX века французская сторона предпринимала попытки придать процедуре ут­верждения протоколов начальников генеральных штабов форму правительственной деклара­ции, Ламздорф призывал военного министра «не связывать Россию никакими формальными соглашениями, но довольствоваться теми прекрасными, но не компрометирующими нас доку­ментально отношениями, которые ныне существуют между Россией н Францией».

Российская дипломатия в портретах. - М, 1992. - С. 289.

Обратите внимание учащихся на то, что международная обстановка периода бы­ла крайне напряженной. В предчувствии близящейся войны началась гонка воору­жений. Россия, как всегда не поспевавшая за своими противниками, стала инициато­ром конференции по разоружению (Гаага, 1899). Приостановить гонку не удалось, но были приняты международные конвенции, регулирующие правила ведения войн.

3. Учитель сообщает: Долгое время дальневосточная политика России была ос­торожной и сдержанной. Серьезные изменения начались на рубеже веков, когда Россия включилась в гонку за колониями. Пытаясь закрепиться в регионе, Россия столкнулась с Японией, но конфликт долгое время носил дипломатический харак­тер. Сущность конфликта с Японией состояла в претензиях Японии на преобладание в Корее и вмешательство в дела в Манчжурии. Россия же стремилась закрепить свое исключительное доминирующее положение в Манчжурии (покажите этот регион на карте), что было во многом обусловлено необходимостью контролировать КВЖД, по которой осуществлялась не только прямая связь с Приморьем, но и шел значи­тельный поток транзитных грузов из Европы в Азию и обратно.

Далее рассказ учителя строится на основе учебника по плану:

а) 1894-95 гг. - дипломатическое противодействие России Японии в ее попыт­ках закрепиться в Манчжурии.

б) Договор о строительстве КВЖД, проходившей по территории Китая.

в) 1898 г. - аренда Россией у Китая Ляодунского п-ва с Порт-Артуром.

г) «Безобразовская клика» и попытки закрепиться в Манчжурии и Корее.

II. Итог урока

Внутренняя и внешняя политика Александра III носила противоречивый харак­тер. Время его правления считают временем колониальных захватов (проникновение в Китай, защита своих интересов в Манчжурии) и контрреформ (ограничение прав земств, введение цензуры, укрепление власти помещиков над крестьянскими общи­нами). Но он же был и продолжателем реформ своего отца (создание Крестьянского банка, финансовая поддержка крестьян).

Домашнее задание

1. § 78 учебника.

2. Ответить на вопросы:

а) В чем Александр III отказался от курса «Великих реформ», а в чем про­должал его? Оцените в целом курс политики Александра III.

б) Почему Александра III называли «миротворцем»?

в) Охарактеризуйте политику России на Дальнем Востоке. Была ли она безошибочной?

3. Подготовка одним из учеников небольшого доклада (3-5 мин.) о личности и биографии С. Ю. Витте. При подготовке следует использовать статьи Слова­ря юного историка и др.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 278.