I. Изучение нового материала
1. Контрреформы Александра III.
- Вспомните, что произошло на совещании совета министров в присутствии Александра III, состоявшемся 8 марта 1881 г.? {Реализация проекта реформ, предложенных Лорис-Меликовым, была отложена.)
Учитель сообщает: Однако первое время еще сохранялась некоторая неопределенность, пойдет ли новый государь на уступки обществу или будет следовать консервативным курсом. Все сомнения были развеяны с опубликованием 29 апреля манифеста 1881 г. манифеста Александра III. Над его текстом трудились К. П. Победоносцев и известный публицист М. Н. Катков.
- Вспомните, какие взгляды исповедовали Победоносцев и Катков и предположите, какие идеи были изложены в манифесте? (Катков и Победоносцев - консерваторы. Либеральные реформы, по их мнению, вредили России. Сильная неограниченная самодержавная власть была их идеалом.)
В манифесте заявлялось о незыблемости самодержавной власти. В августе того же года было издано положение, согласно которому местные власти наделялись правом высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, приостанавливать периодические издания, передавать дела о гражданских лицах на рассмотрение военного трибунала. , *
- Что означало применение этого положения на практике в отдельных местностях? (Это почти равнялось ведению чрезвычайного положения.)
Несмотря на временной характер этой меры, в действительности, она не была отменена вплоть до падения самодержавной власти в России.
Работа с учебником: ученики самостоятельно читают раздел о контрреформах Александра III (§ 78, с. 259-260). На это отводится 10-15 минут. Ученики должны составить конспект в тетрадях.
Учитель дополняет: В учебнике не сказано еще о некоторых важных контрреформах Александра III. В 1882 г. был установлен жесткий контроль за периодическими изданиями - усилена цензура. Ряд мер касался усиления контроля за учебными заведениями: лишались автономии университеты. Так называемый Циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г. запрещал принимать в гимназии детей из низших социальных слоев.
Затем ученики выполняют тестовое задание по этому разделу на карточках:
Тест
1. В правление Александра III был принят закон:
а) ограничивающий возможность выхода крестьян из общины;
б) облегчающий выход из общины;
в) подобных законов вообще не принималось.
2. Земские начальники - это:
а) руководители земских собраний;
б) руководители земских управ;
в) назначенные министром внутренних дел чиновники, осуществляющие административный контроль.
3. По закону о земских участковых начальников им вменялось в обязанность:
а) следить за исполнением приговоров мирового судьи;
б) контролировать крестьянское самоуправление;
в) контролировать работу земских учреждений.
4. В 1882 г.:
а) был образован Дворянский банк;
б) был образован Крестьянский банк;
в) устанавливали жесткий административный контроль за периодическими изданиями.
5. Так называемый циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г.:
а) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев;
б) предписывал открывать в городах детские приюты;
в) разрешал принимать в гимназии и университеты детей всех сословий.
6. Какие изменения произошли в области народного образования при Александре III;
а) упразднена университетская автономия;
б) увеличены государственные ассигнования на университетские нужды;
в) созданы специальные высшие учебные заведения для женщин.
7. Земская контрреформа предполагала:
а) введение выборности крестьянских гласных;
б) отмену выборности земских гласных;
в) отмену выборности крестьянских гласных.
Ответы: 1. а); 2. в); 3. б); 4. б); 5. а); 6. а); 7. в).
2. Внешняя политика России конца XIX в.
- Вспомните, какое соглашение регулировало в 70-80-е годы взаимоотношения России, Австро-Венгрии, Германии. Почему эти отношения распались? (Заключенный в 1873 г. «Союз трех императоров». С одной стороны, этот договор почти ни к чему не обязывал державы. С другой стороны, явно наметилось враждебное России сближение Австрии и Германии. Россия не поддерживала политику Германии в отношении Франции, Германия платила той же монетой, отказавшись поддержать Россию на Берлинском конгрессе. Австро-Венгрия расширяла экспансию на Балканах.)
Учитель сообщает: Таким образом, наметилось явное расхождение интересов грех великих держав. Главным событием международной политики последних десятилетий XIX в. стало создание противостоящих друг другу блоков: Тройственного союза в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии (1879-1882 гг.), направленного против Франции и России, и франко-русского союза как противовеса Тройственному (1891-1893 гг.). Тайный австро-германский союз, направленный против Франции и России, был заключен в 1882 г. Позднее к нему присоединилась Италия. Бисмарк, руководивший внешней политикой Германии, не рассчитывал, что возможен союз между республиканской Францией и Россией, где правил поборник самодержавия Александр III. Однако это произошло - иначе бы обе державы оказались в изоляции перед лицом могущественного врага.
Запись в тетрадях:
1891-93 гг. - оформление франко-русского союза.
Россия и Франция заключили договор, согласно которому в случае нападения на одну из них третьей державы они оказывают друг другу военную помощь. Франция должна будет выставить 1300 тыс. солдат, Россия - 700-800 тыс.
Чтение дополнительного материала.
Внешнеполитическая ориентация России в конце XIX в.
Основой системы отношений России с другими державами с начала 90-х годов XIX века был союз с Францией. Ламздорф, один из активных участников оформления этого союза, оставался его убежденным сторонником до конца жизни. В письме послу в Париже А. М. Нелидову в 1905 году он констатировал: «из долголетнего опыта я вынес убеждение, что для того, чтобы быть действительно в хороших отношениях с Германией, нужен союз с Францией. Иначе мы утратим независимость, а тяжелее немецкого ига я ничего не знаю» . Но вместе с тем, когда с начала XX века французская сторона предпринимала попытки придать процедуре утверждения протоколов начальников генеральных штабов форму правительственной декларации, Ламздорф призывал военного министра «не связывать Россию никакими формальными соглашениями, но довольствоваться теми прекрасными, но не компрометирующими нас документально отношениями, которые ныне существуют между Россией н Францией».
Российская дипломатия в портретах. - М, 1992. - С. 289.
Обратите внимание учащихся на то, что международная обстановка периода была крайне напряженной. В предчувствии близящейся войны началась гонка вооружений. Россия, как всегда не поспевавшая за своими противниками, стала инициатором конференции по разоружению (Гаага, 1899). Приостановить гонку не удалось, но были приняты международные конвенции, регулирующие правила ведения войн.
3. Учитель сообщает: Долгое время дальневосточная политика России была осторожной и сдержанной. Серьезные изменения начались на рубеже веков, когда Россия включилась в гонку за колониями. Пытаясь закрепиться в регионе, Россия столкнулась с Японией, но конфликт долгое время носил дипломатический характер. Сущность конфликта с Японией состояла в претензиях Японии на преобладание в Корее и вмешательство в дела в Манчжурии. Россия же стремилась закрепить свое исключительное доминирующее положение в Манчжурии (покажите этот регион на карте), что было во многом обусловлено необходимостью контролировать КВЖД, по которой осуществлялась не только прямая связь с Приморьем, но и шел значительный поток транзитных грузов из Европы в Азию и обратно.
Далее рассказ учителя строится на основе учебника по плану:
а) 1894-95 гг. - дипломатическое противодействие России Японии в ее попытках закрепиться в Манчжурии.
б) Договор о строительстве КВЖД, проходившей по территории Китая.
в) 1898 г. - аренда Россией у Китая Ляодунского п-ва с Порт-Артуром.
г) «Безобразовская клика» и попытки закрепиться в Манчжурии и Корее.
II. Итог урока
Внутренняя и внешняя политика Александра III носила противоречивый характер. Время его правления считают временем колониальных захватов (проникновение в Китай, защита своих интересов в Манчжурии) и контрреформ (ограничение прав земств, введение цензуры, укрепление власти помещиков над крестьянскими общинами). Но он же был и продолжателем реформ своего отца (создание Крестьянского банка, финансовая поддержка крестьян).
Домашнее задание
1. § 78 учебника.
2. Ответить на вопросы:
а) В чем Александр III отказался от курса «Великих реформ», а в чем продолжал его? Оцените в целом курс политики Александра III.
б) Почему Александра III называли «миротворцем»?
в) Охарактеризуйте политику России на Дальнем Востоке. Была ли она безошибочной?
3. Подготовка одним из учеников небольшого доклада (3-5 мин.) о личности и биографии С. Ю. Витте. При подготовке следует использовать статьи Словаря юного историка и др.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 310.