Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Проверка домашнего задания

Сопоставить взгляды и факты - общественному течению (взглядам видного на­родника).

 

 

 

 

 

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Этот и следующий уроки будут посвящены международ­ному положению России после Крымской войны. Начиная с окончания Крымской войны (1856 г.) министром иностранных дел России долгое время бессменно был выдающийся дипломат князь А. М. Горчаков, лицейский друг Пушкина.

Мнение историка. Прочтите характеристику А. М. Горчакова, данную совре­менным историком дипломатии Н. И. Хитровой.

А. М. Горчаков. «Это был пожилой человек, чрезвычайно симпатичный по своей внешности, обладавший изысканной вежливостью в обращении и производивший впечат­ление чистокровного сановника-аристократа» - так описывал его один из современников. Российский министр прекрасно владел искусством дипломатической игры, был честолю­бив. Остроумный и блестящий оратор, он с одинаковым красноречием говорил на фран­цузским и немецком языках и, по свидетельству О. Бисмарка, любил блеснуть этим.

Большое значение придавал Горчаков историческим традициям своей страны и опыту ее дипломатии. Когда иностранные дипломаты спрашивали его о методах русской полити­ки, он показывал на портрет Петра I, как бы говоря, что считает его в этом отношении об­разцом. Министр новой буржуазной эпохи не мог не считаться с общественным мнением и старался воздействовать на него. К общественности обращены и многие ноты Горчакова, как правило, пронизанные острой публицистичностью. Обладая несомненным литератур­ным талантом, он так изящно составлял дипломатические документы, что они нередко на­поминали художественные произведения. Его блестящие речи, острые и меткие слова до­ходили не только до просвещенной, но порой и до простой публики.

Российская дипломатия в портретах. - М., 1992. - С. 215-216.

Во время Крымской войны он был посланником в Вене, много сделав для того, чтобы удержать Австрию от вступления против России. В целом политика, прово­димая Горчаковым, была взвешенной и осторожной. При нем Россия избегала военных конфликтов и коалиций.

Несомненной заслугой Горчакова стало сближение России с Германией, новой сверхдержавой  в Европе.

После начала летом 1870 г. франко-прусской войны и поражения французов Рос­сия уведомила европейские страны о том, что не считает себя более связанной усло­вием Парижского мира касательно Черного моря. Одинокие протесты Англии не встретили поддержки. В результате Англия прошла на уступки, Россия восстановила с ной суверенные права на Юге. Это стало настоящим триумфом российской дипло­матии.

- Что такое Парижский мирный договор и о каких его статьях идет речь? (Со­гласно статьям парижского мирного договора 1856 г., закрепившим пора­жение России в Крымской войне, объявлялось о «нейтрализации» Черного моря. Россия не могла иметь на море военный флот и военно-морские базы и склады.)

- Что дало России сближение с Германией? (Это выводило Россию из между­народной изоляции, повышало ее престиж в международных делах.)

- Почему отмена статей Парижского мира оценивается как триумф российской дипломатии? (Потому что Россия, еще не оправившаяся от поражения в войне и вступившая в полосу внутренних реформ смогла добиться этой зна­чительной победы лишь силами своих дипломатов, а не штыков.)

Запись в тетрадях:

1871 г. - отмена нейтрализации Черного моря.

Учитель сообщает: естественным следствием сближения России с Германией стало заключение между Россией, Германией и Австрией соглашения о согласова­нии действий в случае угрозы миру в Европе. Соглашение получило название...

Запись в тетрадях и на доске:

1873 г. - «союз трех императоров».

- Какими императорами был заключен этот союз? Что подчеркивалось в на­звании? Против кого он был направлен? (Германским Вильгельмом I, русским Александром II, австрийским Францом-Иосифом. В названии подчеркивался монархический характер союза. Он был направлен против республиканской Франции и парламентской Великобритании.)

- Какие цели преследовала каждая из держав? (Германия хотела обеспечить свободу действий в отношении Франции; Австро-Венгрия - в отношении Балкан, Россия тем самым выходила из международного кризиса и поддер­живала баланс сил в Европе.)

Учитель продолжает: Громкое название союза не должно нас обманывать: это был не союзный договор, а всего лишь соглашение о взаимных консультациях в случае кризиса. Он не устранил противоречия между державами. Германия не доби­лась от России полной поддержки в своей «французской» политике. После очеред­ного обострения отношений между Германией и Францией в 1875 г. Горчаков дал понять, что не допустит вторичного разгрома Франции. Австро-Венгрия продолжала вынашивать планы продвижения на Балканах, чему Россия также «семи силами пре­пятствовала. С другой стороны, Россия не смогла преодолеть опасного для себя австро-германского сближения. Тем не менее «союз трех императоров» создал до­вольно прочную и взвешенную систему взаимоотношений в Европе.

2. Учитель сообщает: Ведя острожную политику на Западе, Россия начинает уделять большее внимание традиционно незначительным для нее направлениям внешней политики - дальневосточной и среднеазиатской. На Дальнем Востоке Рос­сия урегулирует отношения с Китаем, устанавливая долговременную границу. В Средней Азии приступает к активному продвижению и территориальным захватам.

Необходимость пограничного размежевания с Китаем становится очевидной по­сле осуществленной русским исследователем Г. И. Невельским Амурской экспеди­ции. 1 августа 1850 г. Невельской поднял русский флаг в устье Амура.

Запись в тетрадях:

Изучение Приамурья Амурской экспедицией Г. И. Невельского, 1849-1855 гг.

В 1858 г. в Айгуне был подписан Российско-китайский договор о разграничении. По нему России доставались земли по левому берегу Амура. Китаю - по правую. Земли между притоком р. Уссури и морем (Уссурийский край) оставлялись в общем владении. В 1860 г. был заключен новый - Пекинский договор, окончательно уста­новивший границу. Уссурийский край закреплялся за Россией. В том же году на самом его юге на берегу бухты Золотой Рог был основан российский форпост на Дальнем Востоке - город Владивосток.

Запись в тетрадях и на доске:

1858 г., 1860 г. - Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Установление

прочной границы на Дальнем Востоке.

Свой рассказ учитель сопровождает указаниями на карте. Ученики отмечают устье Амура изображением российского флажка, также отмечают г. Владивосток и проводят границу.

Учитель сообщает: в 1875 г. в Петербурге был подписан договор с Японией, со­гласно которому Россия получала о. Сахалин, а Япония Курильские острова.

Запись в тетрадях и на доске:

1875 г. Петербургский договор с Японией.

Учитель сообщает: В 1867 г. произошло одно небезызвестное событие: Россия продала Аляску Соединенным Штатам Америки за 7 млн. 200 тыс. долларов.

Учитель показывает территорию русских владений в Америке на карте (все западное побережье до залива Сан-Франциско).

Общая площадь русских владений в Северной Америке составляла более 3 млн. кв. километров, что больше территории всей Европы. Из них на собственно Аляску приходилось лишь 1,5 млн. км. Сейчас мы знаем, что это земли, богатые различны­ми природными ресурсами.

Каковы же причины этого шага властей?

Экономические причины: В то время мало что было известно об истинном богат­стве этого края. Неосвоенными оставались недавно присоединенные огромные про­странства на Дальнем Востоке. Население же русской Америки составляло менее 600 человек. Деятельность Русско-американской компании, пытавшейся эксплуати­ровать богатства края, была убыточной. Не случайно, что даже американская пресса, узнав о сделке, высмеивала американское правительство за то, что то приобрело у России «ледяной сундук». Россия, это было очевидно, не располагала силами и сред­ствами для колонизации отдаленного края. Россия же в условиях оскудения казны после Крымской войны остро нуждалась в «живых» деньгах.

Политические причины, существовал еще и ряд политических причин для сдел­ки. Несмотря на то, что непосредственной угрозы не существовало, все же США стремились к увеличению своей территории. Россия же, наоборот, желала установления добрососедских отношений, справедливо усматривая в молодом американском государстве естественного союзника против Англии.

3. Учитель сообщает: Наиболее активную политику в это время Россия проводит в Средней Азии.

Работа с учебником (§ 72, с. 220-222), схемой учебника 18 и контурными картами ученики самостоятельно читают раздел учебника о покорении Средней Азии, отмечают на контурных картах границы государств и целиком область, присоеди­ненную к России (Туркестанского генерал-губернаторства), заполняют по ходу чте­нии таблицу в тетрадях:

Дата Территория Событие
1840 г. Хивинское ханство Россия добилась возврата всех русских не­вольников
1854 г. Земли казахских племен Основание крепости Верного (Алма-Аты)
1865 г. Кокандское ханство Ликвидация кокандских крепостей русскими войсками
1868 г.   Присоединение Кокандского ханства
1873 г. Хивинское ханство Присоединение Хивинского ханства
1876 г.   Упразднение Кокандского ханства, образова­ние на его месте Ферганской области в соста­ве Туркестанского генерал-губернаторства. Бухарский эмират признает сюзеренитет Рос­сии
1879 г. Туркмения Неудачная попытка овладеть крепостью Геок- Тепе
1881 г.   Захват русскими войсками Геок-Тепе, подчи­нение туркменских племен

 

- Каковы были причины войн в Средней Азии? (Колониальные захваты новых земель. Пресечение постоянных набегов кочевников на русские границы, отвоевание захваченных русских пленников, томившихся в рабстве.)

- Можно ли назвать войны России в Средней Азии колониальными? (Да. Это были типичные колониальные захваты.)

- Конкуренция с каким государством вызывала необходимость дальнейшего продвижения русских войск вглубь Средней Азии - на юг? (С Великобританией.)

- Приведите доводы «за» и «против» присоединения Средней Азии к России. (Положительный эффект захватов заключался прежде всего в пресечении постоянных набегов кочевых племен на русские приграничные земли, в осво­бождении русских и иных невольников (в одном Хивинском ханстве было ос­вобождено 40 ООО рабов), в ликвидации постыдного рабства, в экспорте достижений материальной культуры в Среднюю Азию, развитии при по­средстве России местной промышленности, строительстве железных до­рог. Отрицательная сторона захватов: потеря местными народами незави­симости, огромные расходы российской казны сначала на ведение войн, по­том - на поддержание русской власти там, произвол и взятки местной рос­сийской бюрократии.)

4. Учитель сообщает: В течение XIX в. Россия неоднократно вмешивалась во внутренние дела Османской империи во время восстаний христианского населения против турецкого ига (греческое восстание 1821 г. и т. д.). В 1870-е Османскую им­перию потрясали восстания на Балканах:

а) 1875 - восстание в Боснии и Герцеговине;

б) 1876, весна - восстание в Болгарии;

в) 1876, лето - война Сербии и Черногории.

Действия турецкой армией сопровождались насилием и чрезвычайными жесто- костями в отношении восставших.

В России ширилось движение в поддержку славян. В России возникали славян­ские комитеты, занимавшиеся сборов средств, лекарств, вооружения, вербовкой и отправкой добровольцев для поддержки братских славянских народов на Балканах. Это движение было искренним и в значительной степени стихийным. Подобная ре­акция не в последнюю очередь была вызвана ростом популярности среди разных слоев российского населения идей панславизма (осознания родственности славян­ских народов, необходимости взаимопомощи и т. д.). В этом движении участвовали видные представители российской общественности, в том числе выдающиеся врачи - Н. В. Склифософский, С. П. Боткин.

Однако официальная реакция Петербурга была сдержанной, несмотря на то, что российское общество призывало к войне с Турцией. Россия еще не была готова к войне - так считало осторожное правительство. Россия вмешалась лишь в крайнем случае - в 1876 г., когда турки готовы были захватить столицу Сербии - Белград. Под давлением России Турция пошла на уступки.

Тем не менее, жестокость, с которой подавлялись выступления славянских наро­дов в Турции, стала причиной созыва специального конгресса в Лондоне в 1877 г. Основным положением протокола конгресса стало требование проведения реформ в пользу христианского населения. Турция отвергла это требование, что стало пово­дом к русско-турецкой войне (1877-1878). На стороне России выступила Румыния. Россия заручилась нейтралитетом Австро-Венгрии, согласившись на оккупацию Боснии и Герцеговины. Непосредственными причинами войны стали опасения Рос­сии за судьбы славянских народов, проживавших на территории Османской Импе­рии (Сербское и Болгарское восстания).

III. Итог урока

Давайте перечислим направления внешней политики России в 60-70-е гг.:

1. Европейское (мирное, ликвидация последствий Крымской войны).

2. Дальневосточное (мирное, установление границ).

3. Среднеазиатское (активное, завоевание Средней Азии).

4. Балканское (в основном дипломатическое давление на Турцию в помощь . балканским славянам).

Домашнее задание

1. § 72 по учебнику.

2. Опережающее задание: подготовка к игре по русско-турецкой войне 1977- 1978 гг. - § 73 учебника.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.