Урок строится как серия докладов о видных представителях народнического движения (по выбору учителя), материал же урока ученики изучают предварительно дома. Ниже мы приводим материалы для биографий некоторых из народников.
Домашнее задание
См. урок 77, вариант I.
Дополнительные материалы
Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921), князь - идеолог революционного народничества, теоретик анархизма. Происходил из богатой и родовитой семьи, окончил привилегированный пажеский корпус, по окончании которого в 1862 г. служил в Амурском казачьем войске. В 1864 г. Кропоткин отправился в научную экспедицию по Северной Манчжурии, затем участвовал в экспедициях в Восточные Саяны, в горах Забайкалья. Выйдя в отставку, в 1872 г. уехал за границу, где примкнул к сторонникам идей Бакунина. По возвращении на родину в 1873 г. сделался членом кружка «чайковцев», за что был арестован в 1874 г. и посажен в Петропавловскую крепость. Однако в 1876 г. ему удалось бежать из тюремного госпиталя за границу, где он провел свыше сорока лет. На родину Кропоткин вернулся только в 1917 г. За границей стал видным теоретиком анархизма европейского масштаба. Главные его работы - «Речи бунтовщика» (1885), «Хлеб и воля» (1892) и ряд других, в которых он изложил свою теорию анархического коммунизма. Вернувшись после Октябрьских событий в Россию, Кропоткин не оспаривал международное значение совершенного большевиками переворота, однако остался противником всякой государственной власти, включая и диктатуру пролетариата. В 1919-20 гг. он несколько раз встречался с В. И. Лениным, пытаясь убедить того в справедливости анархических идей. Кроме своих основных политических работ он был автором трудов по георграфии, геологии, а также серьезного исторического исследования о Великой французской революции.
Засулич Вера Ивановна (1849-1919) - родилась в Смоленской губернии в дворянской семье. Воспитывалась в Москве в частном пансионе, где познакомилась с участниками народнического кружка Н. А. Ишутина.
По окончании пансиона в 1868 г. Засулич переезжает в Петербург. Здесь она вновь сближается с радикально настроенными студенческими кругами. В это время студенчество увлекалось созданием всякого рода мастерских, основанных на артельных началах. Девушка поступает в одну из таких брошюровочных мастерских и знакомится с С. Г. Нечаевым, игравшем тогда видную роль в студенческом движении. Нечаев пытается вовлечь ее в создаваемую им заговорщическую организацию, но Засулич не принимает его предложения. Однако она соглашается помочь ему и дает Нечаеву свой адрес для пересылки конспиративных писем.
За получение письма от Нечаева из-за границы для передачи другому лицу в 1869 г. В. Засулич была арестована. Ее заключили сначала в Литовский замок, а затем в Петропавловскую крепость. Во время нечаевского процесса ее не вызывали в суд в качестве свидетеля. После почти двухлетнего одиночного заключения В. Засулич была освобождена, однако уже через месяц ее вновь арестовывают и под конвоем жандармов отправляют в административную ссылку, сначала в г. Крестцы (Новгородской губернии), затем в Тверь и в 1872 г. в Солигалич (Костромской губернии). В конце 1873 г. она получает разрешение поселиться под надзором полиции в Харькове. Прожив там почти два года, Засулич решает перейти на нелегальное положение. С этого времени начинается ее активное участие в революционном движении. Засулич входит в Киевский кружок народников-«бунтарей», принимает участие в организации деревенских поселений.
Уцелев при разгроме жандармами киевского кружка осенью 1877 г., Засулич приезжает в Петербург и готовит покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, который приказал высечь розгами одного из членов «Земли и воли», что было воспринято многими революционерами не только как явное и безнаказанное попрание законов высокопоставленным чиновником, но и как проявление неуважения к человеческой личности. 24 января 1878 г. Засулич стреляла в Трепова и тяжело его ранила, однако он остался жив. Однако суд присяжных под председательством известного либерала А. Ф. Кони оправдал Засулич. Событие вызвало огромный резонанс в стране, поскольку совершившая уголовное преступление не только не была наказана, но и полностью оправдана. Многие, в том числе, например, Ф. М. Достоевский, увидели в этом явное извращение норм правосудия. В то же время склонные к террору народники истолковали такой исход процесса в свою пользу, решив, что общество им сочувствует. Став одним из символов торжества справедливости народной борьбы, Засулич впоследствии становится членом «Черного передела», одним из организаторов «Освобождения труда», одним из лидеров меньшевиков в России.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 201.