I. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: сегодня мы более подробно поговорим о внутренних течениях в народничестве, проследим его историю во второй половине 60-х - 70-х гг.
Работа с учебником и составление таблицы «Три течения в народничестве» на доске и в тетрадях. Ученики читают по очереди учебник вслух или про себя (на выбор учителя) (§ 76, с. 241-243). Учитель заполняет строки таблицы по мере изложения материала. Последнюю строку предлагается заполнить учащимся самостоятельно
Бунтарское | Пропагандистское | Заговорщическое | |
Идеологи | М. А. Бакунин | П. Л. Лавров | Г1. Н. Ткачев |
Цели и идеи | Отрицает государство, централизованное управление «сверху», подавление человека. Самоуправление народа (рабочие ассоциации, группы, общины, области, народы). Идеология анархизма - уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей, организованных снизу вверх. Средства производства должны быть переданы непосредственным производителям. Воспитание новой генерации человечества - вне семьи, в духе материализма и атеизма. Организация европейского анархистского движения. | Справедливое социалистическое общество на основе крестьянской общины. Самобытность развития России. «Неоплатный долг» дворянства перед народом. | Установление всеобщего равенства. Замена старых государственных институтов новыми в результате революции. Сохранение сильного централизованного государства и после революции. |
Методы | Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции => народный бунт (даже если он «бессмысленный и беспощадный»). Разбудить народ, призвать его к бунту должна интеллигенция - «умственный пролетариат». Отвергает организованную политическую борьбу. Никакие реформы не изменят репрессивной сущности государства - только революция. Для малообразованного народы нужна «пропаганда фактами» - постоянные бунты и восстания. | Нужна социальная революция. Однако народная революция нуждается в длительной подготовке - теоретической и пропагандистской. Крестьянин не готов к революции. Незначительное меньшинство лучших людей, «критически мыслящие личности» - пропаганда среди народа, разъяснение его потребностей и сил. Создание революционной организации. Насилие должно быть сведено к минимуму. | Крестьянин не готов к революции, а агитация не даст никаких результатов. Законспирированная организация революционеров (революционное меньшинство) совершит переворот, захватит государственную власть=> это даст толчок революции, народ станет реальным, действенным революционером, его недовольство выйдет наружу. |
Общие черты | Народ, крестьянство - главная движущая сила революции. Базис социализма - крестьянская община. Построение социалистического общества (общества всеобщего равенства) Организующая сила - революционная партия. |
2. Запись на доске и в тетрадях:
Организация С. Г. Нечаева «Народная расправа» (1869).
Учитель сообщает: Организация действовала в Москве. Создавший ее бывший студент Нечаев уверял, что действует по заданию мифического «Центрального комитета», объединяющего всех русских революционеров». Он создал «катехизис революционера», в котором настаивал на том, что революционер - не обычный человек. Он должен отбросить прежние чувства и привязанности, порвать с законами и моралью для достижения высоких целей революции хороши все средства. Он собрал воедино осколки разгромленного кружка Ишутина. Новая организация была хорошо законспирирована и строго дисциплинирована. Пытаясь насадить в своей организации слепое подчинение вождю, он приказал ее членам убить студента Иванова, который пытался оспаривать некоторые положения Нечаева. После разгрома организации Нечаеву удалось бежать за границу, однако он был выдан как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости в 1882 г. Образ Нечаева выведен Ф. М. Достоевским в романе «Бесы».
Запись на доске и в тетрадях:
Кружок «чайковцев» (1871-1874 гг.)
Учитель сообщает: Кружок «чайковцев» возник из объединения нескольких народнических кружков во главе с М. А. Натансоном, С.. Перовской и Н. В. Чайковским. Организация сложилась в Петербурге. В ней не было строгой подчиненности, как в кружке Нечаева. Отделения организации возникли в Москве, Казани. Члены кружка занимались самообразованием, изучением и распространением социалистической и марксистской литературы. Также они вели революционную пропаганду среди студентов, крестьян и рабочих.
-. Определите, на позициях какого из трех упомянутых выше лидеров народнического движения стояло большинство кружка? {Лаврова.)
Однако с приходом в 1872 г. в петербургский кружок князя П. А. Кропоткина, исповедовавшего взгляды Бакунина, верх в нем стали брать более радикальные идеи бакунизма.
Чтение дополнительного материала о П. А. Кропоткине.
Учитель продолжает: Попытки пропаганды среди рабочих и крестьян вскоре были пресечены правительством, и многие члены кружка в 1874 г. были арестованы.
Запись на доске и в тетрадях:
1874-1875 г. - «Хождение в народ».
После тяжелого голода 1873-1874 гг., еще до разгрома «чайковцы» выступили инициаторами так называемых «хождений в народ», ожидая, что в этих тяжелых обстоятельствах народ будет более восприимчив к пропаганде. Несколько тысяч народников - молодых людей различных направлений отправились в деревню с целью донести до простого народа революционные идеи и в надежде поднять народ на восстание. Во многом движение это было стихийным. Две волны пропагандистов двинулись частью в Поволжье, частью - через центральные губернии на юг. Они
переодевались в крестьянскую одежду, нанимались по подложным паспортам простыми грузчиками или чернорабочими и агитировали народ. Впрочем, сами революционеры были довольны уже тем, что им удалось вызвать людей на интересующий их разговор, забросить идею - не все ожидали немедленного взрыва. В целом проповедь основополагающих идей социализма среди крестьян успеха не имела, поднять восстание нигде не удалось. После того, как полиция начала поимку пропагандистов, акция фактически была прекращена. Остатки народников вновь собирались в города.
- Реализацией преимущественно чьих идей стало «хождение в народ»? (Идей Бакунина о крестьянине - прирожденном бунтаре, уже готовом к революции.)
- Что стало естественным следствием неудачи акции в отношении идеологического развития народников? (Эволюция большинства народников в сторону идей Лаврова - длительной и терпеливой пропагандистской подготовки социальной революции, поскольку народ еще не готов к ней.)
Запись в тетрадях:
1876 г. - новая «Земля и воля».
Учитель сообщает: Фактически это была новая организация. Хотя и со старым названием. Ее организовали ряд уцелевших после арестов «ходивших в народ» народников.
Работа с учебником и таблицей: ученики читают учебник (с. 244-245), учитель при их помощи на доске схему, а ученики - в тетрадях.
- В чем отличие программ «Земли и воли» 60-х и 70-х годов? (В отличие от первой «Земли и воли», планировавшей подготовку скорого крестьянского |
Работа со схемой:
восстания, члены второй «Земли и воли» уповали на длительную планомерную пропаганду.)
- В чем сходство программ? (В основном программы совпадали: передача земли крестьянам, общинная организация общества, гражданские свободы и проч.)
Учитель дополняет: В 1876 г. участники «Земли и воли» устроили организованную демонстрации. Перед Казанским собором в Петербурге, которая, впрочем, была разгромлена. Зачинщиков сослали на каторгу, десять человек отправили в ссылку. После неудачной демонстрации и «хождений в народ» народники вновь решили изменить тактику: вместо «летучей» пропаганды они стали оседать в деревне, устраиваясь работать учителями, врачами, поселяясь в деревне группами. Однако и это не принесло ожидаемого результата, народ восставать не хотел, полиция выслеживала народников. К осени 1877 г. народнические группы в деревне практически исчезают.
Запись в тетрадях:
1876-1877 гг. - оседлая тактика пропаганды.
3. Учитель сообщает: Летом 1877 г. петербургский градоначальник Ф. Ф. Тре- пов приказал высечь одного из арестованных народников за проявленное неуважение. Это было незаконно и оскорбительно. 24 января 1878 г. молодая народница Вера Засулич стреляла в Трепова, который был тяжело ранен, но выжил.
Чтение дополнительного материала о Вере Засулич.
4. Учитель сообщает: В конце 70-х годов напряженность в обществе нарастает. Активность как либерального, так и народнического движения нарастает. После выстрела Засулич по стране прокатилась волна террористических актов. В свою очередь правительство отвечало казнями террористов, что еще более усиливало недовольство общества. Налицо были признаки революционной ситуации. Однако все происходило в крупных города. Деревня оставалась глухой к этой борьбе. Это порождало внутренние споры в среде народников - членов «Земли и воли».
- Перечислите признаки революционной ситуации (Слабость и нерешительность власти, которая не предлагает выхода из общественного кризиса - ни путем реформ, ни путем репрессий. Сильное недовольство в обществе, готовность наиболее радикальной его части к захвату власти.)
- В чем причина внутреннего недовольства в среде народников, ведь, казалось бы, ситуация складывается для них благоприятная? {Деревня оставалась спокойной, а именно в ней и в русской общиной народники-социалисты видели главную надежду на осуществление социалистической революции в России.)
Учитель продолжает: Все большее число членов «Земли и воли» приходит к выводу о неэффективности пропаганды в деревне. «Земля и воля» превращается в террористическую организацию. Один из ее членов (Александр Соловьев) в 1879 г. стреляет в Александра II, однако царь остается невредимым.
В рядах «Земли и воли» происходит раскол. «Дезорганизаторская группа» отделяется от пропагандистов - «деревенщиков», тайно проводит свой съезд, на котором решает возглавить «Землю и волю». В августе 1879 г. на съезде в Петербурге организация окончательно раскалывается.
Составление схемы на доске и в тетрадях: |
Учитель сообщает: Однако пропаганда среди рабочих и крестьян плодов снова не принесла - во многом по причине развернувшееся войны между правительством и террористами. «Народная воля» - организация более сплоченная и законспирированная - просуществовала дольше. Во главе ее стоял Исполнительный комитет, имевший почти неограниченные полномочия. С осени 1879 г. народовольцы организовали настоящую охоту на царя. Дважды мины подкладывали под рельсы, по которым должен был проезжать царский поезд. В феврале 1880 г. взрыв произошел в Зимнем дворце в царской столовой. Бомбу закладывал А. И. Желябов. Только случай спас жизнь императору.
- Чьи идеи реализовывали в своей деятельности члены «Черного передела» и чьи - «Народной воли»? (Первые - по-прежнему идеи П. Л. Лавров о мирной пропаганде, вторые обнаружили явный крен в сторону идеи заговора П. Н. Ткачева.)
- Зачем народовольцы использовали тактику индивидуального террора? (Для запугивания и дезорганизации властей, что должно было впоследствии облегчить захват власти.)
II. Итог урока
Народническое движение набирает силу во второй половине 60 - 70-е годы, в то же время поверяются на практике их идеологические установки, из которых многие и при том важнейшие (например, о революционности русского мужика, его природной склонности к социализму), оказываются несостоятельны. К концу периода в народническом движении назревает идеологический кризис. Начинают распространяться марксистские идеи.
Домашнее задание
1. §76, с. 241-245 и §77, с. 247-249.
2. Заполнить таблицу (см. следующий урок, проверка домашнего задания).
Урок 77 (вариант II). Общественное движение в 60-70~е гг. XIX в.
Цель урока: охарактеризовать русское народничество, взгляды и деятельность нам более ярких его представителей.
План урока:
1. Течения в народничестве. Выдающиеся представители народничества. Биографии и взгляды;
2. Народничество в 1870-е гг.;
3. Процесс Веры Засулич;
4. Революционеры и власть.
Основные понятия: народничество, анархизм, «хождение в народ», терроризм, нигилизм.
Важнейшие даты: 1874 г. - начало «хождения в народ», 1876 г. - создание новой «Земли и воли», 1878 г. - процесс над Верой Засулич, 1879 г. - раскол «Земли и воли» на «Черные передел» и «Народную волю», 5 февраля 1880 г. - взрыв в Зимнем дворце, организованный народовльцами.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 234.