Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: сегодня мы более подробно поговорим о внутренних тече­ниях в народничестве, проследим его историю во второй половине 60-х - 70-х гг.

Работа с учебником и составление таблицы «Три течения в народничестве» на доске и в тетрадях. Ученики читают по очереди учебник вслух или про себя (на выбор учителя) (§ 76, с. 241-243). Учитель заполняет строки таблицы по мере изло­жения материала. Последнюю строку предлагается заполнить учащимся самостоятельно

  Бунтарское Пропагандистское Заговорщическое
Идеологи М. А. Бакунин П. Л. Лавров Г1. Н. Ткачев
Цели и идеи Отрицает государство, централи­зованное управление «сверху», подавление человека. Само­управление народа (рабочие ассоциации, группы, общины, области, народы). Идеология анархизма - уничто­жения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мел­ких автономных ассоциаций производителей, организованных снизу вверх. Средства производ­ства должны быть переданы непосредственным производите­лям. Воспитание новой генера­ции человечества - вне семьи, в духе материализма и атеизма. Организация европейского анар­хистского движения. Справедливое социали­стическое общество на основе крестьянской общины. Самобытность развития России. «Не­оплатный долг» дво­рянства перед народом. Установление всеоб­щего равенства. За­мена старых государ­ственных институтов новыми в результате революции. Сохране­ние сильного центра­лизованного государ­ства и после револю­ции.
Методы Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции => народный бунт (даже если он «бессмысленный и беспощад­ный»). Разбудить народ, при­звать его к бунту должна интел­лигенция - «умственный проле­тариат». Отвергает организован­ную политическую борьбу. Ни­какие реформы не изменят ре­прессивной сущности государст­ва - только революция. Для малообразованного народы нуж­на «пропаганда фактами» - по­стоянные бунты и восстания. Нужна социальная ре­волюция. Однако на­родная революция нуж­дается в длительной подготовке - теоретиче­ской и пропагандист­ской. Крестьянин не готов к революции. Незначительное мень­шинство лучших людей, «критически мыслящие личности» - пропаганда среди народа, разъясне­ние его потребностей и сил. Создание револю­ционной организации. Насилие должно быть сведено к минимуму. Крестьянин не готов к революции, а аги­тация не даст ника­ких результатов. Законспирированная организация револю­ционеров (революци­онное меньшинство) совершит переворот, захватит государственную власть=> это даст толчок революции, народ станет реальным, действен­ным революционе­ром, его недовольст­во выйдет наружу.

 

Общие черты Народ, крестьянство - главная движущая сила революции. Базис социализма - крестьянская община. Построение социалистического общества (общества всеобщего равенства) Организующая сила - революционная партия.

 

2. Запись на доске и в тетрадях:

Организация С. Г. Нечаева «Народная расправа» (1869).

Учитель сообщает: Организация действовала в Москве. Создавший ее бывший студент Нечаев уверял, что действует по заданию мифического «Центрального ко­митета», объединяющего всех русских революционеров». Он создал «катехизис ре­волюционера», в котором настаивал на том, что революционер - не обычный чело­век. Он должен отбросить прежние чувства и привязанности, порвать с законами и моралью для достижения высоких целей революции хороши все средства. Он собрал воедино осколки разгромленного кружка Ишутина. Новая организация была хорошо законспирирована и строго дисциплинирована. Пытаясь насадить в своей организа­ции слепое подчинение вождю, он приказал ее членам убить студента Иванова, ко­торый пытался оспаривать некоторые положения Нечаева. После разгрома органи­зации Нечаеву удалось бежать за границу, однако он был выдан как уголовный пре­ступник и умер в Петропавловской крепости в 1882 г. Образ Нечаева выведен Ф. М. Достоевским в романе «Бесы».

Запись на доске и в тетрадях:

Кружок «чайковцев» (1871-1874 гг.)

Учитель сообщает: Кружок «чайковцев» возник из объединения нескольких на­роднических кружков во главе с М. А. Натансоном, С.. Перовской и Н. В. Чайков­ским. Организация сложилась в Петербурге. В ней не было строгой подчиненности, как в кружке Нечаева. Отделения организации возникли в Москве, Казани. Члены кружка занимались самообразованием, изучением и распространением социалисти­ческой и марксистской литературы. Также они вели революционную пропаганду среди студентов, крестьян и рабочих.

-. Определите, на позициях какого из трех упомянутых выше лидеров народни­ческого движения стояло большинство кружка? {Лаврова.)

Однако с приходом в 1872 г. в петербургский кружок князя П. А. Кропоткина, исповедовавшего взгляды Бакунина, верх в нем стали брать более радикальные идеи бакунизма.

Чтение дополнительного материала о П. А. Кропоткине.

Учитель продолжает: Попытки пропаганды среди рабочих и крестьян вскоре были пресечены правительством, и многие члены кружка в 1874 г. были арестованы.

Запись на доске и в тетрадях:

1874-1875 г. - «Хождение в народ».

После тяжелого голода 1873-1874 гг., еще до разгрома «чайковцы» выступили инициаторами так называемых «хождений в народ», ожидая, что в этих тяжелых обстоятельствах народ будет более восприимчив к пропаганде. Несколько тысяч народников - молодых людей различных направлений отправились в деревню с це­лью донести до простого народа революционные идеи и в надежде поднять народ на восстание. Во многом движение это было стихийным. Две волны пропагандистов двинулись частью в Поволжье, частью - через центральные губернии на юг. Они

переодевались в крестьянскую одежду, нанимались по подложным паспортам простыми грузчиками или чернорабочими и агитировали народ. Впрочем, сами револю­ционеры были довольны уже тем, что им удалось вызвать людей на интересующий их разговор, забросить идею - не все ожидали немедленного взрыва. В целом проповедь основополагающих идей социализма среди крестьян успеха не имела, поднять восстание нигде не удалось. После того, как полиция начала поимку пропаганди­стов, акция фактически была прекращена. Остатки народников вновь собирались в города.

- Реализацией преимущественно чьих идей стало «хождение в народ»? (Идей Бакунина о крестьянине - прирожденном бунтаре, уже готовом к револю­ции.)

- Что стало естественным следствием неудачи акции в отношении идеологиче­ского развития народников? (Эволюция большинства народников в сторону идей Лаврова - длительной и терпеливой пропагандистской подготовки со­циальной революции, поскольку народ еще не готов к ней.)

Запись в тетрадях:

1876 г. - новая «Земля и воля».

Учитель сообщает: Фактически это была новая организация. Хотя и со старым названием. Ее организовали ряд уцелевших после арестов «ходивших в народ» на­родников.

Работа с учебником и таблицей: ученики читают учебник (с. 244-245), учитель при их помощи на доске схему, а ученики - в тетрадях.

 

- В чем отличие программ «Земли и воли» 60-х и 70-х годов? (В отличие от первой «Земли и воли», планировавшей подготовку скорого крестьянского

Работа со схемой:

восстания, члены второй «Земли и воли» уповали на длительную планомер­ную пропаганду.)

- В чем сходство программ? (В основном программы совпадали: передача зем­ли крестьянам, общинная организация общества, гражданские свободы и проч.)

Учитель дополняет: В 1876 г. участники «Земли и воли» устроили организо­ванную демонстрации. Перед Казанским собором в Петербурге, которая, впрочем, была разгромлена. Зачинщиков сослали на каторгу, десять человек отправили в ссылку. После неудачной демонстрации и «хождений в народ» народники вновь решили изменить тактику: вместо «летучей» пропаганды они стали оседать в дерев­не, устраиваясь работать учителями, врачами, поселяясь в деревне группами. Однако и это не принесло ожидаемого результата, народ восставать не хотел, полиция вы­слеживала народников. К осени 1877 г. народнические группы в деревне практиче­ски исчезают.

Запись в тетрадях:

1876-1877 гг. - оседлая тактика пропаганды.

3. Учитель сообщает: Летом 1877 г. петербургский градоначальник Ф. Ф. Тре- пов приказал высечь одного из арестованных народников за проявленное неуваже­ние. Это было незаконно и оскорбительно. 24 января 1878 г. молодая народница Вера Засулич стреляла в Трепова, который был тяжело ранен, но выжил.

Чтение дополнительного материала о Вере Засулич.

4. Учитель сообщает: В конце 70-х годов напряженность в обществе нарастает. Активность как либерального, так и народнического движения нарастает. После выстрела Засулич по стране прокатилась волна террористических актов. В свою очередь правительство отвечало казнями террористов, что еще более усиливало не­довольство общества. Налицо были признаки революционной ситуации. Однако все происходило в крупных города. Деревня оставалась глухой к этой борьбе. Это по­рождало внутренние споры в среде народников - членов «Земли и воли».

- Перечислите признаки революционной ситуации (Слабость и нерешитель­ность власти, которая не предлагает выхода из общественного кризиса - ни путем реформ, ни путем репрессий. Сильное недовольство в обществе, го­товность наиболее радикальной его части к захвату власти.)

- В чем причина внутреннего недовольства в среде народников, ведь, казалось бы, ситуация складывается для них благоприятная? {Деревня оставалась спокойной, а именно в ней и в русской общиной народники-социалисты виде­ли главную надежду на осуществление социалистической революции в Рос­сии.)

Учитель продолжает: Все большее число членов «Земли и воли» приходит к выводу о неэффективности пропаганды в деревне. «Земля и воля» превращается в террористическую организацию. Один из ее членов (Александр Соловьев) в 1879 г. стреляет в Александра II, однако царь остается невредимым.

В рядах «Земли и воли» происходит раскол. «Дезорганизаторская группа» отде­ляется от пропагандистов - «деревенщиков», тайно проводит свой съезд, на котором решает возглавить «Землю и волю». В августе 1879 г. на съезде в Петербурге орга­низация окончательно раскалывается.

Составление схемы на доске и в тетрадях:


 

Учитель сообщает: Однако пропаганда среди рабочих и крестьян плодов снова не принесла - во многом по причине развернувшееся войны между правительством и террористами. «Народная воля» - организация более сплоченная и законспирированная - просуществовала дольше. Во главе ее стоял Исполнительный комитет, имевший почти неограниченные полномочия. С осени 1879 г. народовольцы органи­зовали настоящую охоту на царя. Дважды мины подкладывали под рельсы, по кото­рым должен был проезжать царский поезд. В феврале 1880 г. взрыв произошел в Зимнем дворце в царской столовой. Бомбу закладывал А. И. Желябов. Только слу­чай спас жизнь императору.

- Чьи идеи реализовывали в своей деятельности члены «Черного передела» и чьи - «Народной воли»? (Первые - по-прежнему идеи П. Л. Лавров о мирной пропаганде, вторые обнаружили явный крен в сторону идеи заговора П. Н. Ткачева.)

- Зачем народовольцы использовали тактику индивидуального террора? (Для запугивания и дезорганизации властей, что должно было впоследствии об­легчить захват власти.)

II. Итог урока

Народническое движение набирает силу во второй половине 60 - 70-е годы, в то же время поверяются на практике их идеологические установки, из которых многие и при том важнейшие (например, о революционности русского мужика, его природ­ной склонности к социализму), оказываются несостоятельны. К концу периода в народническом движении назревает идеологический кризис. Начинают распростра­няться марксистские идеи.

Домашнее задание

1. §76, с. 241-245 и §77, с. 247-249.

2. Заполнить таблицу (см. следующий урок, проверка домашнего задания).

 

Урок 77 (вариант II). Общественное движение в 60-70~е гг. XIX в.

Цель урока: охарактеризовать русское народничество, взгляды и деятельность нам более ярких его представителей.

План урока:

1. Течения в народничестве. Выдающиеся представители народничества. Био­графии и взгляды;

2. Народничество в 1870-е гг.;

3. Процесс Веры Засулич;

4. Революционеры и власть.

Основные понятия: народничество, анархизм, «хождение в народ», терроризм, нигилизм.

Важнейшие даты: 1874 г. - начало «хождения в народ», 1876 г. - создание новой «Земли и воли», 1878 г. - процесс над Верой Засулич, 1879 г. - раскол «Земли и воли» на «Черные передел» и «Народную волю», 5 февраля 1880 г. - взрыв в Зимнем дворце, организованный народовльцами.



Дата: 2019-03-05, просмотров: 234.