Урок 76. Общественное движение в 60-70-е гг. XIX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: рассказать о основных направлениях общественного движения 60-70-х гг.

План урока:

1. Движение за конституцию.

2. Русские консерваторы;

3. Радикалы и правительство.

4. Народничество.

Основные понятия: либерализм, народничество.

Важнейшие даты: 1863 г. - Польское восстание, 1867 г. - закрытие журнала «Ко­локол», 1866 г. - первое покушение на Александра II.

Выдающиеся личности: А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, С. Нечаев, М. Н. Катков.

Оборудование урока: портретная галерея.

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

  Положительные явления Отрицательные явления
Промыш­ленность Промышленный переворот, подъем предпринимательства Плохие условия жизни рабочих, малое количество потомственных, квалифици­рованных рабочих, большой процент рабочего пролетариата
Сельское хозяйство Развитие фермерского хозяйст­ва в степной полосе Заволжья и на Северном Кавказе; рост производства и экспорта зерна Экстенсивное развитие; Малоземелье крестьян, формирование отработочной системы хозяйства, сохранение неэффек­тивных помещичьих хозяйств
Транспорт Активное строительство ж/д  

 

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: В ходе либеральных реформ были созданы органы зем­ского и городского самоуправления нижнего и среднего уровня. Следующим логи­ческим шагом, по мысли либералов, должно было стать введение общероссийского парламента и дарование конституции. Они почти ежегодно направляли царю адреса с просьбой завершить создание системы представительства.

Запись в тетрадях:

Общественный подъем начала 60-х гг.

Однако и консервативные силы увеличили свое давление на царя и правительст­во вскоре после принятия Манифеста от 19 февраля 1861 г. Вскоре после подписа­ния манифеста о крестьянской реформе был уволен с поста товарища министра внутренних дел либеральный Н. А. Милютин, не окончивший работы над проектов земской реформы. Против представителей либерального движения стали применять репрессии (заключение в Петропавловскую крепость мировых посредников Твер­ской губернии, после того, как они на своем собрании осмелились подвергнуть кри­тике правительство и направили Александру II адрес, в котором указывали на необ­ходимость создания представительства выборных ото всей земли для координации курса реформ).

И 1863 г. в Польше вспыхнуло освободительное восстание, перекинувшееся в Читу и Белоруссию. Поляки рассчитывали на поддержку европейского общественного мнения и европейских государств, что могло подействовать на ослабленную Крымской войной Россию. Эту опасность внешнего вмешательства во внутренние дела империи почувствовало и правительство.

Обратите внимание учащихся на то, что Александр II был готов даровать конституцию и парламент, но, обеспокоенный требованиями, выдвигавшимися во время Польского восстания, опасался, что дарование парламента и конституции приведет к беспорядкам и распаду империи. Проект Валуева (создание органа представительства путем введения в Государственный совет выборных представителей от земств, при сохранении всех полноты самодержавной власти). Проект Валуева, одобренный в 1863 г., предполагал ввести в состав Государственного совета выборных представителей от земств, но при сохранении всей полноты власти монарха.

Как вы полагаете, означало ли это создание действительного представитель­ного органа? (Нет, поскольку Госсовет являлся лишь представительным ор­ганом. В то же время реализация и этого плана явилось бы значительной уступкой обществу и большим шагом вперед на пути либерализации поли­тического режима.)

Запись в тетрадях:

1863 г. Польское восстание, проект П. А. Валуева.

Однако вскоре восстание было подавлено, опасность интернационализации кон­фликта миновала, и правительство отказалось от проекта.

Однако либеральное движение не ослабевало. В 1865 году представители снача­ла Московского дворянского собрания, а потом Петербургского земского собрания в адресах на имя императора настаивали на создании центрального выборного пред­ставительства для обсуждения общих народных нужд. Александр не соглашался и даже на время распустил петербургское земское собрание.

Запись в тетрадях:

1865 г. - адреса московского дворянского собрания и петербургского земско­го собрания.

- Известно, что Александр II не был принципиальным противником конститу­ции и создания представительной системы, о чем он заявлял в частных бесе­дах. Чем же тогда объяснить его нежелание пойти на уступки требованиям общества? (Александр II опасался того, что с ограничением самодержавной власти Россия погрузится в пучину внутренних распрей и даже может рас­пасться. Сильная центральная власть представлялась ему единственной га­рантией от внутренних неурядиц.)

- В чем особенность этого (раннего) этапа либерального движения? (Оно было дворянским по своему составу.)

Начиная с адреса петербургского земства лидирующая роль в движении за кон­ституцию переходит к земским учреждениям. Пик земского движения приходится на конец 70-х - начало 80-х годов. В 1879 г. собрался тайный съезду земских предста­вителей в Москве, принявший решение потребовать продолжения политических реформ. Однако в целом земское движение не могло стать действительно всенарод­ным движением. Его поддерживали просвещенные помещики, интеллигенция.

- Как либералы, по вашему мнению, должны были относиться к правительст­венным реформам 60-70-х годов? (По-разному часть из них были в целом удовлетворены реформами, более же радикально настроенные стремились к дальнейшим конституционным реформам.)

Уже в 60-е годы в либеральной среде на почве отношения к реформам и дейст­виям правительства происходит раскол. Особенно сильно раскололо лагерь либералов польское восстание, жестоко подавленное правительством. Некоторые из них осудили жестокую расправу, среди них - А. И. Герцен. Еще в 1862 г. он опублико­вал в «Колоколе» призыв к русским офицерам содействовать польским патриотам.

- Почему многих либералов оттолкнула поддержка Герценом польского восстания? (Они отвергали вооруженный метод борьбы.)

2. Учитель сообщает: При Александре II главным идеологом и вдохновителем консервативного курса был М. Н. Катков. Главной задачей этого направления общественной мысли было доказательство губительности либеральных и уж тем более радикальных идей, которые разрушают «народность» и ведут к революции. Каткой доказывал также губительность для России даже проводимых реформ. Главным органом консерваторов стал журнал «Русский вестник».

Катков приветствовал подавление польского восстания, более того, считал необходимым считал необходимым проводить жесткую политику в отношении поляков Именно благодаря ярким статьям Каткова, который резко критиковал сторонников независимости Польши в русском обществе, было подорвано влияние знаменитого «Колокола» А. И. Герцена, и его популярность вскоре сходит на нет. В 1867 г. «Колокол» прекратил свое существование.

- Интересы какого сословия отражало консервативное движение? (Той части дворянства, которая стремилась к возвращению прежних времен - времен крепостничества.)

3. Учитель сообщает: Конституционные ожидания были характерны для уме репных кругов российской интеллигенции. Радикально настроенные оппозиционеры стали призывать к решительному и немедленному изменению политического строя в России. Они не надеялись на добрую волю правительства, полагая, что общество само должно взять в руки дело освобождения от оков самодержавия. Это привело к окончательному размежеванию до толе единой оппозиции. Из среды либеральной оппозиции выделяется наиболее радикальная часть, последовавшая за призывами М. А. Бакунина, Н. Г. Чернышевского и других.

- Как вы думаете, с чем была связан подъем радикального движения в России? (Во многом с медлительностью и нерешительностью правительства при проведении либеральных реформ..)

Работа с учебником (§ 76, с. 238-239), составление конспекта.

П. Г. Чернышевский, П. А. Серно-Соловьевич: выпуск подпольных листков «Ве­ликорус» (1861 г.). Требования: передать крестьянам всю землю, свободы слова и печати, конституции - либеральная программа.

1861 г., Петр Заичневский - прокламация «Молодая Россия». Призыв к кровавой революции. Введение коммунистических порядков (общественное производство, общие семьи и т. п.).

1862г. - слухи о поджоге Петербурга нигилистами.

1861 г. - прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы. Прокламация убеждала крестьян в том, чтобы они не верили царю и готовились к организованно­му выступлению. Подозрение в авторстве пало на П. Г. Чернышевского.

1862 г. - арест и ссылка на каторгу Чернышевского и Серно-Соловьевича —> усиление радикализма студентов.


1862 г. - создание подпольной революционной организации «Земля и воля» (первый  глава - Серно-Соловьевич). Выпуск нелегальной литературы, расчет на Всеобщее крестьянское восстание в 1863 г. (когда начнутся выкупные платежи). восстание не произошло —> самороспуск организации в 1864 г.

1863-1866 гг. - организация ишутинцев (Николай Ишутин и Дмитрий Каракозов) московское отделение «Земли и воли». Задача подготовки крестьянской рево­люции. В основе идеологии - идеи Н. Г. Чернышевского.

Создание законспирированной террористической организации «Ад». 1864 г. - Первое покушение на Александра II. Выстрел Д. Каракозова.

Реакция правительства. 1866 г. - закрытие «Современника»; удаление либераль­ных министров из правительства; университеты поставлены под полицейский контроль. Ключевые фигуры: консерваторы министр народного просвещения Д. А. Тол­стой, начальник III отделения П. А. Шувалов.

Учитель дополняет: В отличие от либерального движения, которое в значительной степени было дворянским по составу, радикалы преимущественно состояли из разночинцев. В эту группу входили выходцы из духовенства, купечества, мещан­ина, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. С падением кре­постного права разночинцы стали основным социальным слоем - основой для фор­мирования интеллигенции.

4. Учитель сообщает: Помимо либеральных и радикальных идей большую по­пулярность в молодежной, прежде всего, студенческой среде обрела идеология «ни­гилизма». Что представлял собой типичный нигилист? Вспомните тип нигилиста, впечатленный в образе Базарова у Тургенева. «Нигилисты» предреформенной эпо­хи стремились приобрести практические знания в сферах, которые они считали осо­бенно полезными: инженерное дело, медицина, образование, агрономия и т. д. Вы­бор специальности обусловливала идеология «нигилистов»: стремление быть полез­ными обществу. Молодые люди потянулись к высшему образованию, однако сту­денческие волнения, потрясшие российские университеты вскоре после отмены кре­постного права, привели к тому, что многие студенты были лишены возможности, по разным причинам, окончить курс. Они нашли себя в земских учреждениях, служа врачами, учителями, агрономами. Многие из них следовали призыву Герцена. В «Колоколе», обращаясь к исключенным из университетов молодым людям, он призывал их идти служить народу, дабы «возвратить долг народу», «покаяться» перед пародом. Образ «кающегося дворянина», служащего народу в деревне стала весьма популярной среди молодежи. Она заслонила и бунтарскую фигуру нигилиста. Так начиналось «хождение в народ». Это движение получило название народничества.


Запись в тетрадях:

Народничество - мощное общественное с собственной идеологией, осно­ванной на идее служения просвещенных людей своему народу, «возвращения дол­га» народа.

Учитель сообщает: У истоков движения стояли Герцен и Чернышевский. У них народники восприняли отрицательное отношение к буржуазному строю и веру в социалистическую сущность русской крестьянской общины. Они полагали возмож­ность «перескочить» стадию буржуазного общества в России и сразу же построить справедливое социалистическое. Однако действительность должна была их разоча­ровать: русский мужик оказывался гораздо больше собственником, чем ожидалось. Многих народников мужики сами сдавали полиции.

 


  Вопрос о конституции и реформах Вопрос о земле Метод
Либералы Главный вопрос, России нуж­на конституция,создание представительных органов власти (Парламента), углуб­ление либеральных реформ Видят недостатки крестьянской рефор­мы, но в целом удов­летворены реформой Эволюционный, путь реформ
Консерва­торы Дальнейшие либеральные реформы губительны для России. Неограниченное са­модержавие - гарантия един­ства и процветания России и народа. Критика правительст­ва за непоследовательность, уступки либералам    
Народники Это второстепенный для них вопрос. Реформы все равно мало что дадут, нужна корен­ная перестройка общества. Однако в целом они выступа­ют за реформы, за расширение гражданских свобод - это условие расширения револю­ционной агитации Вся земля должна стать собственностью трудящихся на ней крестьян. Реформа несправедлива, огра­била крестьян. Кре­стьяне должны понять это и восстать Путь революции, крестьянского вос­стания, которое должны организо­вать и возглавить народники. Также путь просвещения народа

III. Итог урока



 

Домашнее задание

1. §76,е.236-241.

2. Для проведения следующего урока по второму варианту: опережающее чтение (§ 76, с. 241-245), подготовка избранными учениками докладов (см. дополни­тельные материалы к следующему уроку). При их подготовке ученикам следу­ет использовать материал учебника, а также соответствующие статьи в Совет­ской исторической энциклопедии, Энциклопедии юного историка.

Урок 77 (вариант I). Общественное движение в 60-70-е гг. XIX в.

Цель урока: охарактеризовать русское народничество, взгляды и деятельность наи­более ярких его представителей.

План урока:

1. Течения в народничестве. Выдающиеся представители народничества. Био­графии и взгляды;

2. Народничество в 1870-е гг.;

3. Процесс Веры Засулич;

4. Революционеры и власть.

Основные понятия: народничество, анархизм, «хождение в народ», терроризм, нигилизм.

Важнейшие даты: 1874 г. - начало «хождения в народ», 1876 г. - создание новой «Земли и воли», 1878 г. - процесс над Верой Засулич, 1879 г. - раскол «Земли и воли» на «Черные передел» и «Народную волю», 5 февраля 1880 г. - взрыв в Зимнем дворце, организованный народовольцами.

Пытающиеся личности: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, П. А. Кро­поткин, П. А. Кропоткин, А. И. Желябов, Г. В. Плеханов, С. Л. Перовская, В.Засулич.

 Оборудование урока: портретная галерея.




Дата: 2019-03-05, просмотров: 206.