Цель урока: рассказать о основных направлениях общественного движения 60-70-х гг.
План урока:
1. Движение за конституцию.
2. Русские консерваторы;
3. Радикалы и правительство.
4. Народничество.
Основные понятия: либерализм, народничество.
Важнейшие даты: 1863 г. - Польское восстание, 1867 г. - закрытие журнала «Колокол», 1866 г. - первое покушение на Александра II.
Выдающиеся личности: А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, С. Нечаев, М. Н. Катков.
Оборудование урока: портретная галерея.
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
|
II. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: В ходе либеральных реформ были созданы органы земского и городского самоуправления нижнего и среднего уровня. Следующим логическим шагом, по мысли либералов, должно было стать введение общероссийского парламента и дарование конституции. Они почти ежегодно направляли царю адреса с просьбой завершить создание системы представительства.
Запись в тетрадях:
Общественный подъем начала 60-х гг.
Однако и консервативные силы увеличили свое давление на царя и правительство вскоре после принятия Манифеста от 19 февраля 1861 г. Вскоре после подписания манифеста о крестьянской реформе был уволен с поста товарища министра внутренних дел либеральный Н. А. Милютин, не окончивший работы над проектов земской реформы. Против представителей либерального движения стали применять репрессии (заключение в Петропавловскую крепость мировых посредников Тверской губернии, после того, как они на своем собрании осмелились подвергнуть критике правительство и направили Александру II адрес, в котором указывали на необходимость создания представительства выборных ото всей земли для координации курса реформ).
И 1863 г. в Польше вспыхнуло освободительное восстание, перекинувшееся в Читу и Белоруссию. Поляки рассчитывали на поддержку европейского общественного мнения и европейских государств, что могло подействовать на ослабленную Крымской войной Россию. Эту опасность внешнего вмешательства во внутренние дела империи почувствовало и правительство.
Обратите внимание учащихся на то, что Александр II был готов даровать конституцию и парламент, но, обеспокоенный требованиями, выдвигавшимися во время Польского восстания, опасался, что дарование парламента и конституции приведет к беспорядкам и распаду империи. Проект Валуева (создание органа представительства путем введения в Государственный совет выборных представителей от земств, при сохранении всех полноты самодержавной власти). Проект Валуева, одобренный в 1863 г., предполагал ввести в состав Государственного совета выборных представителей от земств, но при сохранении всей полноты власти монарха.
Как вы полагаете, означало ли это создание действительного представительного органа? (Нет, поскольку Госсовет являлся лишь представительным органом. В то же время реализация и этого плана явилось бы значительной уступкой обществу и большим шагом вперед на пути либерализации политического режима.)
Запись в тетрадях:
1863 г. Польское восстание, проект П. А. Валуева.
Однако вскоре восстание было подавлено, опасность интернационализации конфликта миновала, и правительство отказалось от проекта.
Однако либеральное движение не ослабевало. В 1865 году представители сначала Московского дворянского собрания, а потом Петербургского земского собрания в адресах на имя императора настаивали на создании центрального выборного представительства для обсуждения общих народных нужд. Александр не соглашался и даже на время распустил петербургское земское собрание.
Запись в тетрадях:
1865 г. - адреса московского дворянского собрания и петербургского земского собрания.
- Известно, что Александр II не был принципиальным противником конституции и создания представительной системы, о чем он заявлял в частных беседах. Чем же тогда объяснить его нежелание пойти на уступки требованиям общества? (Александр II опасался того, что с ограничением самодержавной власти Россия погрузится в пучину внутренних распрей и даже может распасться. Сильная центральная власть представлялась ему единственной гарантией от внутренних неурядиц.)
- В чем особенность этого (раннего) этапа либерального движения? (Оно было дворянским по своему составу.)
Начиная с адреса петербургского земства лидирующая роль в движении за конституцию переходит к земским учреждениям. Пик земского движения приходится на конец 70-х - начало 80-х годов. В 1879 г. собрался тайный съезду земских представителей в Москве, принявший решение потребовать продолжения политических реформ. Однако в целом земское движение не могло стать действительно всенародным движением. Его поддерживали просвещенные помещики, интеллигенция.
- Как либералы, по вашему мнению, должны были относиться к правительственным реформам 60-70-х годов? (По-разному часть из них были в целом удовлетворены реформами, более же радикально настроенные стремились к дальнейшим конституционным реформам.)
Уже в 60-е годы в либеральной среде на почве отношения к реформам и действиям правительства происходит раскол. Особенно сильно раскололо лагерь либералов польское восстание, жестоко подавленное правительством. Некоторые из них осудили жестокую расправу, среди них - А. И. Герцен. Еще в 1862 г. он опубликовал в «Колоколе» призыв к русским офицерам содействовать польским патриотам.
- Почему многих либералов оттолкнула поддержка Герценом польского восстания? (Они отвергали вооруженный метод борьбы.)
2. Учитель сообщает: При Александре II главным идеологом и вдохновителем консервативного курса был М. Н. Катков. Главной задачей этого направления общественной мысли было доказательство губительности либеральных и уж тем более радикальных идей, которые разрушают «народность» и ведут к революции. Каткой доказывал также губительность для России даже проводимых реформ. Главным органом консерваторов стал журнал «Русский вестник».
Катков приветствовал подавление польского восстания, более того, считал необходимым считал необходимым проводить жесткую политику в отношении поляков Именно благодаря ярким статьям Каткова, который резко критиковал сторонников независимости Польши в русском обществе, было подорвано влияние знаменитого «Колокола» А. И. Герцена, и его популярность вскоре сходит на нет. В 1867 г. «Колокол» прекратил свое существование.
- Интересы какого сословия отражало консервативное движение? (Той части дворянства, которая стремилась к возвращению прежних времен - времен крепостничества.)
3. Учитель сообщает: Конституционные ожидания были характерны для уме репных кругов российской интеллигенции. Радикально настроенные оппозиционеры стали призывать к решительному и немедленному изменению политического строя в России. Они не надеялись на добрую волю правительства, полагая, что общество само должно взять в руки дело освобождения от оков самодержавия. Это привело к окончательному размежеванию до толе единой оппозиции. Из среды либеральной оппозиции выделяется наиболее радикальная часть, последовавшая за призывами М. А. Бакунина, Н. Г. Чернышевского и других.
- Как вы думаете, с чем была связан подъем радикального движения в России? (Во многом с медлительностью и нерешительностью правительства при проведении либеральных реформ..)
Работа с учебником (§ 76, с. 238-239), составление конспекта.
П. Г. Чернышевский, П. А. Серно-Соловьевич: выпуск подпольных листков «Великорус» (1861 г.). Требования: передать крестьянам всю землю, свободы слова и печати, конституции - либеральная программа.
1861 г., Петр Заичневский - прокламация «Молодая Россия». Призыв к кровавой революции. Введение коммунистических порядков (общественное производство, общие семьи и т. п.).
1862г. - слухи о поджоге Петербурга нигилистами.
1861 г. - прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы. Прокламация убеждала крестьян в том, чтобы они не верили царю и готовились к организованному выступлению. Подозрение в авторстве пало на П. Г. Чернышевского.
1862 г. - арест и ссылка на каторгу Чернышевского и Серно-Соловьевича —> усиление радикализма студентов.
1862 г. - создание подпольной революционной организации «Земля и воля» (первый глава - Серно-Соловьевич). Выпуск нелегальной литературы, расчет на Всеобщее крестьянское восстание в 1863 г. (когда начнутся выкупные платежи). восстание не произошло —> самороспуск организации в 1864 г.
1863-1866 гг. - организация ишутинцев (Николай Ишутин и Дмитрий Каракозов) московское отделение «Земли и воли». Задача подготовки крестьянской революции. В основе идеологии - идеи Н. Г. Чернышевского.
Создание законспирированной террористической организации «Ад». 1864 г. - Первое покушение на Александра II. Выстрел Д. Каракозова.
Реакция правительства. 1866 г. - закрытие «Современника»; удаление либеральных министров из правительства; университеты поставлены под полицейский контроль. Ключевые фигуры: консерваторы министр народного просвещения Д. А. Толстой, начальник III отделения П. А. Шувалов.
Учитель дополняет: В отличие от либерального движения, которое в значительной степени было дворянским по составу, радикалы преимущественно состояли из разночинцев. В эту группу входили выходцы из духовенства, купечества, мещанина, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. С падением крепостного права разночинцы стали основным социальным слоем - основой для формирования интеллигенции.
4. Учитель сообщает: Помимо либеральных и радикальных идей большую популярность в молодежной, прежде всего, студенческой среде обрела идеология «нигилизма». Что представлял собой типичный нигилист? Вспомните тип нигилиста, впечатленный в образе Базарова у Тургенева. «Нигилисты» предреформенной эпохи стремились приобрести практические знания в сферах, которые они считали особенно полезными: инженерное дело, медицина, образование, агрономия и т. д. Выбор специальности обусловливала идеология «нигилистов»: стремление быть полезными обществу. Молодые люди потянулись к высшему образованию, однако студенческие волнения, потрясшие российские университеты вскоре после отмены крепостного права, привели к тому, что многие студенты были лишены возможности, по разным причинам, окончить курс. Они нашли себя в земских учреждениях, служа врачами, учителями, агрономами. Многие из них следовали призыву Герцена. В «Колоколе», обращаясь к исключенным из университетов молодым людям, он призывал их идти служить народу, дабы «возвратить долг народу», «покаяться» перед пародом. Образ «кающегося дворянина», служащего народу в деревне стала весьма популярной среди молодежи. Она заслонила и бунтарскую фигуру нигилиста. Так начиналось «хождение в народ». Это движение получило название народничества.
Запись в тетрадях:
Народничество - мощное общественное с собственной идеологией, основанной на идее служения просвещенных людей своему народу, «возвращения долга» народа.
Учитель сообщает: У истоков движения стояли Герцен и Чернышевский. У них народники восприняли отрицательное отношение к буржуазному строю и веру в социалистическую сущность русской крестьянской общины. Они полагали возможность «перескочить» стадию буржуазного общества в России и сразу же построить справедливое социалистическое. Однако действительность должна была их разочаровать: русский мужик оказывался гораздо больше собственником, чем ожидалось. Многих народников мужики сами сдавали полиции.
|
Вопрос о конституции и реформах | Вопрос о земле | Метод | |
Либералы | Главный вопрос, России нужна конституция,создание представительных органов власти (Парламента), углубление либеральных реформ | Видят недостатки крестьянской реформы, но в целом удовлетворены реформой | Эволюционный, путь реформ |
Консерваторы | Дальнейшие либеральные реформы губительны для России. Неограниченное самодержавие - гарантия единства и процветания России и народа. Критика правительства за непоследовательность, уступки либералам | ||
Народники | Это второстепенный для них вопрос. Реформы все равно мало что дадут, нужна коренная перестройка общества. Однако в целом они выступают за реформы, за расширение гражданских свобод - это условие расширения революционной агитации | Вся земля должна стать собственностью трудящихся на ней крестьян. Реформа несправедлива, ограбила крестьян. Крестьяне должны понять это и восстать | Путь революции, крестьянского восстания, которое должны организовать и возглавить народники. Также путь просвещения народа |
III. Итог урока |
Домашнее задание
1. §76,е.236-241.
2. Для проведения следующего урока по второму варианту: опережающее чтение (§ 76, с. 241-245), подготовка избранными учениками докладов (см. дополнительные материалы к следующему уроку). При их подготовке ученикам следует использовать материал учебника, а также соответствующие статьи в Советской исторической энциклопедии, Энциклопедии юного историка.
Урок 77 (вариант I). Общественное движение в 60-70-е гг. XIX в.
Цель урока: охарактеризовать русское народничество, взгляды и деятельность наиболее ярких его представителей.
План урока:
1. Течения в народничестве. Выдающиеся представители народничества. Биографии и взгляды;
2. Народничество в 1870-е гг.;
3. Процесс Веры Засулич;
4. Революционеры и власть.
Основные понятия: народничество, анархизм, «хождение в народ», терроризм, нигилизм.
Важнейшие даты: 1874 г. - начало «хождения в народ», 1876 г. - создание новой «Земли и воли», 1878 г. - процесс над Верой Засулич, 1879 г. - раскол «Земли и воли» на «Черные передел» и «Народную волю», 5 февраля 1880 г. - взрыв в Зимнем дворце, организованный народовольцами.
Пытающиеся личности: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, П. А. Кропоткин, П. А. Кропоткин, А. И. Желябов, Г. В. Плеханов, С. Л. Перовская, В.Засулич.
Оборудование урока: портретная галерея.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 235.