Урок 75. Сельское хозяйство после отмены крепостного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: рассказать о развитии сельского хозяйства в пореформенной России.

План урока:

1. Состояние помещичьего хозяйства после реформы.

2. Состояние крестьянского хозяйства после реформы. Расслоение.

3. Крестьянская община.

Основные понятия: интенсивное хозяйство, отработочная система хозяйства.

Оборудование урока: карта «Развитие капитализма в пореформенной России», «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.»; схема 16 учебни­ка, контурные карты.

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы: 1. Об успешном развитии промышленности в России в пер­вые пореформенные годы говорит: возникновение сети железных дорог, формиро­вание основных промышленных районов, наконец, то, что в России протекал про­мышленный переворот.

4. Промышленный переворот - переход от мануфактурного (ремесленного) к крупному промышленному производству с заменой ручного труда машинным. Это означает, что в России активно шло строительство фабрик и заводов, на которых использовались сложные станки. Все это сопровождалось резким повышением про­изводительности труда. Происходило активное вложение капитала в российскую промышленность. Промышленный переворот начался в России в середине XIX в., а завершился в целом к концу столетия. Особенности промышленного переворота в России: Россия все же продолжала оставаться преимущественно аграрной страной. Для Российской экономики характерна довольна резко выраженная многоуклад­ность.

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Мы продолжаем разговор о хозяйственном развитии Рос­сии в пореформенную эпоху, только сегодня сосредоточимся на сельском хозяйстве. Пореформенное развитие сельского хозяйства в России шло не так успешно, как промышленное развитие. Хотя Россия продолжала удерживать лидерство по экспор­ту хлеба, который за 2 пореформенных десятилетия утроился, все же рост урожай­ности хлебов не был велик. Увеличение сборов зерна достигалось в основном за счет распашки новых земель.

- Как называется путь развития, при котором увеличение производства дости­гается путем повышения производительности труда? (Интенсивный.)

- Следовательно, какой путь развития наблюдался в российском сельском хо­зяйстве в пореформенную эпоху? (Экстенсивный.)

Запись в тетрадях:

Преимущественно экстенсивное развитие сельского хозяйства в России.

-Какое хозяйство было больше связано с рынком - помещичье или крестьян­ское? (Помещичье. Малотоварное крестьянское хозяйство в значительной степени работало на себя, дабы прокормить большую крестьянскую семью.)

Учитель продолжает: Главным поставщиком хлеба на экспорт продолжало ос­таваться помещичье хозяйство, хотя роль крестьянского возрастала. Внутри его хозяйства происходили различные процессы в разных регионах России:

Мнение историка.

Помещичье хозяйство после отмены крепостного права

Собственно, на дворянстве ликвидация крепостного права отозвалась не одинаково в раз­личных местностях. В черноземных губерниях, хотя помещики и пережили довольно трудное время благодаря трудным для них условиям барщинного периода, в конце концов они остались хозяевами своих имений. Большая часть земли осталась у них, свободных рабочих рук было Достаточно, цена на эти рабочие руки установилась, благодаря населенности этой полосы России и отсутствию заработков неземледельческих, небольшая, и хозяйство было вести нетрудно. Да они еще получили выкуп и могли этот выкуп или употребить на улучшение хозяйства или tut уплату своих долгов, что было для них особенно важно. Можно было, наконец, и не вести 0ИОСГО хозяйства, а сдавать землю в аренду, причем арендные цены росли чрезвычайно быстро вследствие недостаточности крестьянских наделов.

Но в полосе нечерноземной, промышленной помещики, раз лишившись крепостного права и получив выкуп, мало-помалу в большинстве случаев совершенно ликвидировали свои связи с данной местностью; очень немногие удержались на земле и стали или заводить хозяйства там, где их не было, или поддерживать прежние хозяйства. Обрабатывать свои земли здесь было нужно, так как промышленное население нелегко было нанять на земледельческие работы, ибо оно легко находило заработок на стороне и очень мало было заинтересовано в найме на сель­скохозяйственные работы. Таким образом, большая часть помещиков этих губерний принуж­дена была здесь ликвидировать свое помещичье хозяйство и употребить полученные капиталы, если они не были просто прожиты, на какие-нибудь промышленные цели. Благодаря этому обстоятельству отмена крепостного права повлияла и в этом отношении благотворно на развитие промышленности, так как явились новые свободные капиталы, которые могли быть упот­реблены на промышленные цели.

А. А. Корнилов. Курс истории России XIXв. - М, 1993. - С. 230.

Запись в тетрадях:

Черноземный район - преобладание помещичьего хозяйства,

Нечерноземный - постепенная ликвидация помещичьего хозяйства.

Учитель сообщает: По условиям реформы 1861 г. основной массив сельскохо­зяйственных угодий остался в руках помещиков. В общей массе помещичьих земель велика была доля латифундий (крупных владений - свыше 500 десятин). После ре­формы помещикам приходилось выживать в новых условиях и перестраивать хозяй­ство на рыночных началах. Однако перестройка помещичьего хозяйства на новый экономический лад заняла долгие годы.

- Вспомните, что произошло с крестьянскими наделами в результате рефор­мы? (По-преимуществу они были уменьшены.)

- Можно ли было прокормиться с этих уменьшенных наделов? (Обычно - нет.)

Крестьянам оставалось одно - арендовать землю у помещиков. Но в качестве

платы крестьяне, не имевшие денег, могли предложить только свой труд. С другой стороны, сами помещики зачастую были заинтересованы не в деньгах за аренду, а в дешевой рабочей силе. Возникала

Запись на доске и в тетрадях:

Отработочная система хозяйства.

При этой системе за арендуемую землю крестьяне были обязаны обрабатывать помещичью землю своими лошадьми и инвентарем. Таким образом повторялась ситуация с барщиной. Возникала новая форма эксплуатации крестьян, хотя и не ос­нованная на прямом принуждении. Она называется полукрепостнической. Причиной возникновения такой системы было...

Запись на доске:

Крестьянское малоземелье.

Чтение учебника: прочтите отрывок о взаимоотношениях помещиков и крестьян (§ 75, с. 233, мелким шрифтом).

- Как вы думаете, почему большинство помещиков не спешило перестраивав свои хозяйства на капиталистической основе? (Перевод хозяйств на капиталистические рельсы требовал больших денежных затрат. Помещику необ­ходимо было иметь свой инвентарь, рабочий скот, свободный денежный фонд, чтобы платить наемным работникам заработную плату. В большинстве случаев всего этого у помещиков не было, поскольку барская земля обрабатывалась крестьянами при помощи собственных орудий труда. В то же время многочисленные крепостнические пережитки, сохраненные ре­формой 1861 г., лишали помещиков необходимого стимула для перестройки своих хозяйств, открывали перед ними более легкий и привычный способ дальнейшего существования.)

Учитель дополняет ответ учащихся. Выкупные суммы, полученные помещиками от государства, зачастую проматывались. Кроме того, при выдаче этих сумм правительство удерживало из них все имеющиеся задолженности. Надо учитывать что многие помещики не обладали необходимыми знаниями, навыками и смекалкой для ведения собственного хозяйства.

Работа со схемой учебника 16 (см. вклейку): ученики изучают схему, отмечаю! районы с разными формами организации труда в поместьях на контурных картах.

Учитель сообщает: Однако в некоторых районах все же стали развиваться более передовые, капиталистические формы ведения хозяйства. Так было в Заволжье и на Северном Кавказе. Эти районы постепенно становились житницей России и поставщиками хлеба на экспорт. Именно сюда наряду с Сибирью идет основные потоки переселенцев.

- Как вы думаете, с чем это связано? (В этих районах помещичье хозяйство изначально было невелико, поэтому сельскохозяйственное развитие там не было придавлено пережитками крепостнической эпохи.)

Составление схемы:


 

2. Учитель сообщает: Посмотрим теперь, что происходит в крестьянской среде. В крестьянской среде задолго до отмены крепостного права началось расслоение. Образовался слой «капиталистах» крестьян, наживших капиталы, занимаясь про­мыслами. Тем не менее, то, что все крестьяне зависели от своих хозяев, смягчало различия, поскольку все, что зарабатывал крепостной, хозяин мог изъять в свою пользу. После отмены крепостной зависимости социальный статус стал закреплять- I и, имущественное расслоение углубляться, а контрасты усилились. Накопивший деньги крестьянин стал передавать имущество по наследству. Многие из них, уходя и город на заработки стали выбиваться «в люди» - становились купцами, промышленниками, богатели.

Какой социальный принцип характеризуется такими процессами? (Принцип вертикальной мобильностию.)

Однако большую часть крестьян составляли середняки и беднота - идет процесс разорения части крестьянства. Грань между этими слоями была слабой. Не послед­нюю роль в этом процессе сыграли условия освобождения крестьян в 1861г., аграр­ное перенаселение и практика деления надела (чем больше в семье было сыновей, тем  на более мелкие части делился надел). Расслоение крестьянства приобретает наследственный характер.

3. Беседа по вопросам:

- Вспомните, что произошло с крестьянской общиной в результате реформы? (Она сохранилась и даже укрепилась, действовал принцип круговой поруки, удерживавший крестьян в ее составе.)

-Как называлась пореформенная община? (Сельское общество.) Каковы были экономические и административные функции общины? (Рас­пределение земли между своими членами, устанавливала правила пользова­ния лесом и пастбищами, распределяла налоги, поддерживала порядок на ее территории.)

- Кто стоял во главе общины? (Сельский сход и избираемый им староста.) Можно ли назвать внутреннее устройство общины демократичным? (Несо­мненно.)

- Вспомните, как община традиционно распределяла земли среди своих чле­нов? (Чересполосно, что позволяло собирать каждому крестьянину средний урожай.)

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают раздел о крестьянской общине (§ 75, с. 235, начиная с первого абзаца) и отвечают на вопросы:

- Какой процесс протекал в крестьянской среде в черноземной полосе? (Отно­сительная зажиточность крестьянских общин вела к редким переделам зем­ли в общине, что, в свою очередь, формировало у крестьян новое отношение к своим наделам - как к своей (частной) собственности.)

- Что происходило в этом же отношении в нечерноземных губерниях? (Здесь земля (надел), не слишком плодородная и обложенная сверх меры, представ­лялась крестьянину обузой. Переделы были часты, росло число заброшенных, необработанных земель. Крестьянин в своих заработках все. больше ориен­тировался на город.)

III. Итог урока (подводится вместе с учениками)

Развитию сельского хозяйства в пореформенной России были свойственны сле­дующие черты: сохранение по большей части неэффективного помещичьего хозяй­ства; крестьянское малоземелье; выкупные платежи, окутавшие крестьян; система отработок, которая являлась следствием крестьянского; незначительное развитие элементов капитализм; развитие фермерского хозяйства на свободных от помещичь­его землевладения землях Заволжья и Северного Кавказа.

Домашнее задание

1. § 75 учебника;

2. Заполнить таблицу «Сдвиги в экономическом развитии Российской импе­рии» - см. следующий урок.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 213.