I. Тест «Либеральные реформы в России»
1. Кому принадлежала исполнительная власть на местах по земской реформе 1864 г.:
а) собранию гласных;
б)земской управе;
в)дворянскому собранию;
г) полицмейстеру?
2. В чем заключались функции земств:
а) в осуществлении политической власти на местах;
б)в выполнении полицейских и фискальных функций;
в) в решении хозяйственно-административных и культурных вопросов местного значения;
г) в соблюдении церковных правил?
3. Какие органы самоуправления были созданы в городах в соответствии с Городовым положением 1870 г.:
а) городские думы и управы;
б)земские собрания;
в)земские управы;
г) волостные управы?
4. Кому принадлежала исполнительная власть в городском самоуправлении:
а) городской управе и городскому голове;
б)городской думе;
в)губернатору;
г) волостному старшине?
5. Что вводила реформа судебных учреждений 1864 г.:
а) всесословные суды;
б)состязательность судебного процесса;
в)гласность судопроизводства;
г) все вышеперечисленное?
6. Что такое мировой суд:
а) международный суд, разрешающий межгосударственные конфликты;
б) судебный орган сельской общины;
в) суд с для разбора уголовных и гражданских незначительных дел;
г) апелляционная судебная инстанция?
7. Военная реформа:
а) вводила всеобщую воинскую повинность;
б) сохраняла 25-летний срок службы;
в) формировала в России профессиональную армию;
г) отменяла обязательность военной службы.
8. Согласно военной реформе срок службы в сухопутных войсках:
а) 25 лет; б) 7 лет;
в) 6 лет; г) 3 года?
Ответы: 1. б); 2. в); 3. а); 4. а); 5. г); 6. в); 7. а); 8. в).
II. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: В 1861 г. было отменено крепостное право. Вы должны помнить, что до 1861 г. труд крепостных применялся не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Отмена крепостного права потребовала коренной перестройки всех сфер экономики, промышленности в том числе. В первое время после отмены крепостного права наблюдался спад в некоторых отраслях промышленности - металлургии, машиностроении, поскольку именно в этих отраслях широко применялся труд крепостных рабочих. Однако вскоре развитие этих отраслей пошло в гору.
В течение XIX в. центр металлургии стал постепенно смещаться с Урала на Донбасс. Тем не менее, к сер. 1860-х наметился общий подъем, особенно в легкой и пищевой промышленности. В 60-70-е гг. XIX в. в России сложились основные промышленные районы: Московский (легкая промышленность), Петербургский (машиностроение), Уральский и Южный (металлургия).
Работа с картой и контурными картами: отметить приблизительные границы промышленных районов. Особенное внимание обратите на самый мощный - Московский промышленный район (территории Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской губерний).
Учитель продолжает: Постепенно российская экономика становилась частью мировой. В 1873 г. хозяйство страны впервые испытало влияние мирового промышленного кризиса. Впоследствии влияние мировой экономики на хозяйство России стало постоянным.
Предпринимательство, освобожденное от ограничений, которые крепостное право налагало на развитие экономики, после реформы 1861 г. начало бурно развиваться. Даже дворяне не гнушались заняться производством или торговлей, хотя некоторые из помещиков, особенно Нечерноземья, еще до отмены крепостного права заводили в своих владениях мануфактуры (текстильные, гончарные и т. п.). Быстрому росту числа мелких и средних предпринимателей способствовало также то, что в дореформенной России сложился слой т. н. «капиталистых» крестьян, с разрешения хозяев занимавшихся ремеслом и торговлей.
2. Учитель сообщает: Изменение условий развития экономики в империи стало важным условием для завершения промышленного переворота.
Игра. Составление ромашки (солнышко). Цель игры - вывести с помощью учеников определение понятия «промышленный переворот».
Если солнышко не полное (принципиально чего-то не хватает), учитель подводит к этому сам, например: Учитель: «Можно ли сказать, что Промышленный переворот это процесс (что-то растянутое во времени)?»
Не соответствующие слова, не полно характеризующие понятие, вычеркиваются. Учитель: «Промышленный переворот характерен только для Англии?»
Сходные по своей сути слова объединяются: фабрики и заводы, станки и машины.
Получаем, что Промышленный переворот - это процесс перехода от мануфактурного производства к фабричному, основанному на машинном труде. Можно дополнить это определение - этот процесс характеризуется повышением производительности труда, увеличением квалифицированной рабочей силы, расширением рынков сбыта.
Запись в тетрадях:
Промышленный переворот - переход от мануфактурного (ремесленного) к
крупному промышленному производству с заменой ручного труда машинным.
Учитель сообщает: Промышленный переворот - это долговременный процесс. В разных отраслях он протекает с различной скоростью. Быстрее всего процесс шел в текстильной промышленности. Промышленный переворот можно считать более- менее завершенной в данной отрасли, когда большая часть производства сосредотачивается на фабриках и заводах. Промышленный переворот в России начался в середине XIX в., а завершился в целом к концу века. С завершением этого процесса Россия занимает место среди промышленно развитых стран Европы.
Тем не менее, многоукладность экономики не была преодолена: кустари часто быстрее реагировали на изменения конъюнктуры, многие промыслы (граничившие с искусством) не подлежали механизации.
Запись в тетрадях:
Многоукладность (экономики) - одновременное сохранение разных форм
Учитель рисует на доске солнышко (ромашку), ученикам предлагается высказать свои понятия, ассоциирующееся у них с Промышленным переворотом. Например: |
производства - от мелкого кустарного до крупного промышленного.
3. Учитель сообщает: Быстрое развитие экономики невозможно без налаженной tf ш дорог. Наиболее надежным видом транспорта в России долгое время оставался речной, оборудованных путей сообщения по суше явно не хватало. Из двух возможностей разрешить эту проблему: построить шоссейные дороги или железные дороги - выбор пал на вторую. Железнодорожное строительство началось еще в правление Николая I. Россия значительно отставала от европейских стран в деле строительства железных дорог: даже в Европейской части Империи в первой половине века существовала только одна линия: Петербург - Царское Село. В середине века была открыта еще одна линия: Москва - Петербург. Движение по магистрали началось в IK51 г.
Начиная с 60-х годов столетия железнодорожное строительство ускоряется. Соединение столиц и крупнейшей ярмарки (Макарьевская под Нижним Новгородом), а также с главной водной артерией страны - рекой Волгой - оказало благотворное воздействие на развитие экономики всего европейского центра России (ускорилась доставка товаров, появились новые рабочие места, сначала на строительстве, а затем - на обслуживании магистрали). Правительство пошло на разрешение строительства железных дорог частным лицам и компаниям. Однако и само правительство не оставалось непричастным к этому строительству. Строительство наиболее важных дорог шло за счет государственных средств. Сочетание частных и государственных инвестиций позволило строить много и быстро. Уже к началу 1880-х европейская часть империи была охвачена сетью железных дорог.
Работа с учебником (§ 74, с. 227-228), составление конспекта:
1862 г. - железная дорога Москва-Нижний Новгород;
1869 г. - Москва-Рязань-Козлов-Воронеж (соединение Московского и южного - сельскохозяйственного региона);
1891-1916 г. -строительство Транссибирской магистрали (Челябинск - Владивосток). Протяженность 7 тыс. км.;
КВЖД (Китайско-Восточная ж/д) - восточная часть Транссибирской магистрали, проходившая по территории Манчжурии.
Учитель сообщает: Транссибирская магистраль соединила Сибирь с Европой. Сибирские товары стали поступать на Запад, огромный зауральский рынок открылся для европейских товаров.
Вывод: Железнодорожное строительство в России, к третьей четверти века приобретшее черты бума, благотворно сказалось как на экономической ситуации в целом (объединение регионов и региональных рынков), так и на развитии отдельных отраслей экономики (металлообработка, машиностроение).
4. Учитель сообщает: Экономический подъем и железнодорожный бум оказали влияние и на изменение городской сети империи. Возникали новые промышленные центры, которые вытесняли старые, появлялись новые населенные пункты, связанные не только с производством, но и с развитием железнодорожной сети.
Работа с учебником и контурными картами: ученики читают учебник (с. 230- 232) и отмечают на контурных картах новые (или возвысившееся) города, численность крупнейших городов. Особыми значками пусть отмечают специфическую для города отрасль производства.
III. Итог урока
В целом экономика России во второй половине столетия была на подъеме. Бурные темпы экономического развития России во второй половине XIX в. стали результатом отмены крепостного права и либеральных реформ. За короткий срок Россия совершила значительный скачок вперед, превратившись из страны со слабой, отстающей экономикой, в догоняющую. Однако следует отметить, что в целом в XIX в. Россия продолжала оставаться преимущественно аграрной страной.
Домашнее задание
§ 74, вопросы 1 и 4 к параграфу.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 225.