Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 I. Тест «Либеральные реформы в России»

1. Кому принадлежала исполнительная власть на местах по земской реформе 1864 г.:

а)      собранию гласных;

б)земской управе;

в)дворянскому собранию;

г) полицмейстеру?

2. В чем заключались функции земств:

а)      в осуществлении политической власти на местах;

б)в выполнении полицейских и фискальных функций;

в) в решении хозяйственно-административных и культурных вопросов мест­ного значения;

г) в соблюдении церковных правил?

3. Какие органы самоуправления были созданы в городах в соответствии с Го­родовым положением 1870 г.:

а)      городские думы и управы;

б)земские собрания;

в)земские управы;

г) волостные управы?

4. Кому принадлежала исполнительная власть в городском самоуправлении:

а)      городской управе и городскому голове;

б)городской думе;

в)губернатору;

г) волостному старшине?

5. Что вводила реформа судебных учреждений 1864 г.:

а)      всесословные суды;

б)состязательность судебного процесса;

в)гласность судопроизводства;

г) все вышеперечисленное?

6. Что такое мировой суд:

а)       международный суд, разрешающий межгосударственные конфликты;

б)       судебный орган сельской общины;

в)       суд с для разбора уголовных и гражданских незначительных дел;

г) апелляционная судебная инстанция?

7. Военная реформа:

а)       вводила всеобщую воинскую повинность;

б)       сохраняла 25-летний срок службы;

в)       формировала в России профессиональную армию;

г) отменяла обязательность военной службы.

8. Согласно военной реформе срок службы в сухопутных войсках:

а) 25 лет;                        б) 7 лет;

в) 6 лет;                          г) 3 года?

Ответы: 1. б); 2. в); 3. а); 4. а); 5. г); 6. в); 7. а); 8. в).

II. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: В 1861 г. было отменено крепостное право. Вы должны помнить, что до 1861 г. труд крепостных применялся не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Отмена крепостного права потребовала коренной перестрой­ки всех сфер экономики, промышленности в том числе. В первое время после отмены крепостного права наблюдался спад в некоторых отраслях промышленности - метал­лургии, машиностроении, поскольку именно в этих отраслях широко применялся труд крепостных рабочих. Однако вскоре развитие этих отраслей пошло в гору.

В течение XIX в. центр металлургии стал постепенно смещаться с Урала на Дон­басс. Тем не менее, к сер. 1860-х наметился общий подъем, особенно в легкой и пи­щевой промышленности. В 60-70-е гг. XIX в. в России сложились основные про­мышленные районы: Московский (легкая промышленность), Петербургский (маши­ностроение), Уральский и Южный (металлургия).

Работа с картой и контурными картами: отметить приблизительные границы промышленных районов. Особенное внимание обратите на самый мощный - Мос­ковский промышленный район (территории Московской, Владимирской, Костром­ской, Ярославской, Тверской губерний).

Учитель продолжает: Постепенно российская экономика становилась частью мировой. В 1873 г. хозяйство страны впервые испытало влияние мирового промыш­ленного кризиса. Впоследствии влияние мировой экономики на хозяйство России стало постоянным.

Предпринимательство, освобожденное от ограничений, которые крепостное пра­во налагало на развитие экономики, после реформы 1861 г. начало бурно развивать­ся. Даже дворяне не гнушались заняться производством или торговлей, хотя некото­рые из помещиков, особенно Нечерноземья, еще до отмены крепостного права заво­дили в своих владениях мануфактуры (текстильные, гончарные и т. п.). Быстрому росту числа мелких и средних предпринимателей способствовало также то, что в дореформенной России сложился слой т. н. «капиталистых» крестьян, с разрешения хозяев занимавшихся ремеслом и торговлей.

2. Учитель сообщает: Изменение условий развития экономики в империи стало важным условием для завершения промышленного переворота.

Игра. Составление ромашки (солнышко). Цель игры - вывести с помощью уче­ников определение понятия «промышленный переворот».

 

 


 

Если солнышко не полное (принципиально чего-то не хватает), учитель подво­дит к этому сам, например: Учитель: «Можно ли сказать, что Промышленный пере­ворот это процесс (что-то растянутое во времени)?»

 

 

 

 

Не соответствующие слова, не полно характеризующие понятие, вычеркиваются. Учитель: «Промышленный переворот характерен только для Англии?»

Сходные по своей сути слова объединяются: фабрики и заводы, станки и машины.

Получаем, что Промышленный переворот - это процесс перехода от мануфак­турного производства к фабричному, основанному на машинном труде. Можно до­полнить это определение - этот процесс характеризуется повышением производи­тельности труда, увеличением квалифицированной рабочей силы, расширением рынков сбыта.

Запись в тетрадях:

Промышленный переворот - переход от мануфактурного (ремесленного) к

крупному промышленному производству с заменой ручного труда машинным.

Учитель сообщает: Промышленный переворот - это долговременный процесс. В разных отраслях он протекает с различной скоростью. Быстрее всего процесс шел в текстильной промышленности. Промышленный переворот можно считать более- менее завершенной в данной отрасли, когда большая часть производства сосредота­чивается на фабриках и заводах. Промышленный переворот в России начался в се­редине XIX в., а завершился в целом к концу века. С завершением этого процесса Россия занимает место среди промышленно развитых стран Европы.

Тем не менее, многоукладность экономики не была преодолена: кустари часто быстрее реагировали на изменения конъюнктуры, многие промыслы (граничившие с искусством) не подлежали механизации.

Запись в тетрадях:

Многоукладность (экономики) - одновременное сохранение разных форм

Учитель рисует на доске солнышко (ромашку), ученикам предлагается высказать свои понятия, ассоциирующееся у них с Промышленным переворотом. Например:

производства - от мелкого кустарного до крупного промышленного.

3. Учитель сообщает: Быстрое развитие экономики невозможно без налаженной tf ш дорог. Наиболее надежным видом транспорта в России долгое время оставался речной, оборудованных путей сообщения по суше явно не хватало. Из двух возмож­ностей разрешить эту проблему: построить шоссейные дороги или железные дороги - выбор пал на вторую. Железнодорожное строительство началось еще в правление Николая I. Россия значительно отставала от европейских стран в деле строительства железных дорог: даже в Европейской части Империи в первой половине века существовала только одна линия: Петербург - Царское Село. В середине века была от­крыта еще одна линия: Москва - Петербург. Движение по магистрали началось в IK51 г.

Начиная с 60-х годов столетия железнодорожное строительство ускоряется. Со­единение столиц и крупнейшей ярмарки (Макарьевская под Нижним Новгородом), а также с главной водной артерией страны - рекой Волгой - оказало благотворное воздействие на развитие экономики всего европейского центра России (ускорилась доставка товаров, появились новые рабочие места, сначала на строительстве, а затем - на обслуживании магистрали). Правительство пошло на разрешение строительства железных дорог частным лицам и компаниям. Однако и само правительство не оставалось непричастным к этому строительству. Строительство наиболее важных дорог шло за счет государственных средств. Сочетание частных и государственных инве­стиций позволило строить много и быстро. Уже к началу 1880-х европейская часть империи была охвачена сетью железных дорог.

Работа с учебником (§ 74, с. 227-228), составление конспекта:

1862 г. - железная дорога Москва-Нижний Новгород;

1869 г. - Москва-Рязань-Козлов-Воронеж (соединение Московского и южного - сельскохозяйственного региона);

1891-1916 г. -строительство Транссибирской магистрали (Челябинск - Владиво­сток). Протяженность 7 тыс. км.;

КВЖД (Китайско-Восточная ж/д) - восточная часть Транссибирской магистрали, проходившая по территории Манчжурии.

Учитель сообщает: Транссибирская магистраль соединила Сибирь с Европой. Сибирские товары стали поступать на Запад, огромный зауральский рынок открылся для европейских товаров.

Вывод: Железнодорожное строительство в России, к третьей четверти века при­обретшее черты бума, благотворно сказалось как на экономической ситуации в це­лом (объединение регионов и региональных рынков), так и на развитии отдельных отраслей экономики (металлообработка, машиностроение).

4. Учитель сообщает: Экономический подъем и железнодорожный бум оказали влияние и на изменение городской сети империи. Возникали новые промышленные центры, которые вытесняли старые, появлялись новые населенные пункты, связан­ные не только с производством, но и с развитием железнодорожной сети.

Работа с учебником и контурными картами: ученики читают учебник (с. 230- 232) и отмечают на контурных картах новые (или возвысившееся) города, числен­ность крупнейших городов. Особыми значками пусть отмечают специфическую для города отрасль производства.

III. Итог урока

В целом экономика России во второй половине столетия была на подъеме. Бур­ные темпы экономического развития России во второй половине XIX в. стали ре­зультатом отмены крепостного права и либеральных реформ. За короткий срок Рос­сия совершила значительный скачок вперед, превратившись из страны со слабой, отстающей экономикой, в догоняющую. Однако следует отметить, что в целом в XIX в. Россия продолжала оставаться преимущественно аграрной страной.

Домашнее задание

§ 74, вопросы 1 и 4 к параграфу.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 192.