Цели урока: рассказать о либеральных реформах второй половины XIX в.
План урока:
1 Земская реформа;
2 Городская реформа;
3 Судебная реформа;
4 Военная реформа.
Основные понятия: земство, гласные, имущественный ценз, присяжные, мировой
судья, всеобщая воинская повинность.
Важнейшие даты: 1 января 1864 г. - начало земской реформы, 1870 г. - проведение реформы городского управления, 1864 г. - судебная реформа, 1874 г. - военная реформа (переход от рекрутских наборов ко всеобщей воинской повинности).
Выдающиеся личности: Д. А. Милютин, А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако.
Рекомендуемая организация урока
I Проверка домашнего задания
Ответы на вопросы:
1. При ответе на первый вопрос ученик должен разграничить две составляющие реформы: нравственную - с этой точки зрения реформа несомненно прогрессивна, и социально-экономическую - здесь оценка неоднозначна.
С одной стороны, реформа создала предпосылки для быстрого экономического развития по капиталистическому пути (приток рабочей силы в города и проч.), но с другой стороны реформа законсервировала общину, сохранила поземельную зависимость крестьян от помещиков, что вело к застою в сельском хозяйстве.
2. Можно предложить такое объяснение: освобождение негров без земли создало рынок свободной рабочей силы, и плантаторские хозяйства стали быстро перестраиваться на капиталистический лад. В Америке не действовали такие тормозы развития, как «общинная психология, сохранение власти общины и проч.»
I «Крестьянская реформа»
I .Проекты каких государственных деятелей использовались при подготовке крестьянской реформы 1861г.:
а) М. М. Сперанского и И. Д. Киселева;
б) А Д Аракчеева и С..Уварона;
в) А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского;
г) Н. И. Ткачева и П. J1. Лаврова?
2. Крестьяне в 1861 г. получили:
а) свободу от государственных повинностей;
б) личную свободу;
в) право выхода из крестьянской общины;
г) равные права с дворянами?
3. На каких условиях реформа 1861 г. предоставляла землю крестьянам:
а) полностью за собственный счет;
б) бесплатно;
в) за выкуп при содействии правительства;
г) за счет церковных средств?
4. Какие права сохраняла за помещиками реформа 1861 г.:
а) право собственности лишь на четвертую часть прежних владений;
б) право собственности на принадлежавшие им земли;
в) право собственности на всех людей, работавших в усадьбы помещика;
г) право управления своими бывшими крестьянами?
5. Какие крестьяне считались временнообязанными:
а) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы;
б) крестьяне сибирских губерний;
в) государственные крестьяне;
г) приписные крестьяне?
6. До реформы 1861 г. крестьянами управляли помещики. Кто выполнял эти функции после отмены крепостного права:
а) специально назначенные правительственные чиновники;
б) мир, или сход, во главе со старостой;
в) староста, избираемый сходом;
г) земская управа?
7. Что такое отрезок:
а) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;
б) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.;
в) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой;
г) земля, переходившая в государственный фонд?
Ответы: 1. а); 2. б); 3. в); 4. б); 5. а); 6. б); 7. в).
III. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: После реформы российская деревня, в особенности бывшая владельческая, была лишена какой-либо социальной инфраструктуры. Административная инфраструктура также отсутствовала, поскольку ранее большая часть управленческих и полицейских функций была возложена на помещиков. Настоятельно требовалось создать систему земского (местного) самоуправления и инфраструктуру.
- Как вы полагаете, что под этим понимается? (В бывшей помещичьей деревне не было больниц, школ, о дорогах никто не заботился.)
- Почему было решено опереться именно на земское самоуправление, а не на силы государства? {Государственная казна была истощена, своими силами правительство не могла поднять деревню - было решено пойти навстречу либеральным требованиям и предоставить местное самоуправление, которое более эффективно могло решать все насущные вопросы на местах.)
Запись на доске и в тетрадях:
I января 1864 г. -указ о введении земского самоуправления.
Учитель сообщает: Земское самоуправление учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием дорог, школ и больниц, организации продовольственной помощи крестьянам в случае голода, также агрономической помощи.
Работа с учебником и составление схемы «Система земского самоуправлении»: ученики читают учебник (§ 71, с. 215-216), затем учитель при их помощи чертит схему на доске, а ученики - в тетрадях.
Объяснения к таблице: Выборы в земство производились раз в три года. Землевладельцы, городские собственники и крестьяне голосовали отдельно, дабы крестьяне в виду своей многочисленности не забаллотировали горожан и помещиков. За каждым из съездов закреплялось определенное число депутатов (гласных). Они быки распределены между съездами таким образом, что в земских собраниях преобладали дворяне. Уездные земские собрания избирали управу и гласных губернского земства. Для выполнения своих задач земства могли облагать население особым побором. Разделение избирателей на курии было основано на принципе имущественною ценза. В первую курию ценз был самым высоким. Туда могли попасть только помещики и крупное купечество. Во вторую курию могли входить городские обыватели средневеликого достатка - лавочники, купцы (2-3-й гильдии).
-Из схемы видно, что выборы от первых двух курий были прямыми, а от третьей - крестьянской - многоступенчатыми. Как вы думаете, почему? (Правительство стремилось создать самую сложную систему выборов для крестьян, дабы депутатами становились самые разумные и лояльные.)
- Какой слой правительство считало своей опорой? (По-прежнему поместное дворянство.)
Территория, на которой земское самоуправление вводилось в 1864г., была ограниченной. Неохваченными остались приграничные губернии, Сибирь, Архангел ь екая губерния, а также территории казачьего самоуправления.
- Объясните, почему? (На казачьих территориях и ранее действовало казачье самоуправление. В Сибири и Архангельской губернии не было помещиков.)
Учитель сообщает: По закону земства были хозяйственными организациями, и поначалу они хорошо справлялись со своими обязанностями - в России была создана сеть земских больниц и школ.
- Посмотрите на схему и скажите, какого органа в ней не хватает, создание которого могло привести к перерождению России в представительную монархию? (Центрального представительства земств.)
Однако на местном уровне земства играли весьма важную роль. Вскоре в земствах появился т. н. «третий элемент» - сельская интеллигенция - врачи, учителя, агрономы. Они пользовались большим уважением в народе и в среде самих земцев.
- Как вы считаете, ограниченность земств хозяйственными вопросами - это их сильная или слабая сторона? (С одной стороны слабая - они не имели никаких политических прав. С другой стороны - сильная, поскольку они не отеле кались на постороннюю политическую борьбу.)
- Почему они назывались «третьим элементом»? (Третий - наряду с помещиками и государственными чиновниками.)
2. Запись на доске и в тетрадях: 1870 г. - реформа городского самоуправления.
Учитель сообщает: Реформа была проведена на тех же основаниях, что и земская реформа. Место земских собраний и управ заняли городские думы и управы соответственно. Во главе управы и думы стоял выборный городской голова. Они занимались городским благоустройством, школьным, медицинским делом, благотворительностью. Выборы в городскую думу также проходили по трем съездам, избиратели относились к ним на основании имущественного ценза. Кто не платил налогов - не участвовал в выборах.
3. Запись на доске и в тетрадях:
1864 г. - судебная реформа.
Учитель сообщает: Отныне в России устанавливалась новая судебная система: суд становился бессословным, гласным, состязательным, независимым от чиновников. Ранее суд функционировал по-другому: сословность суда, закрытые слушания (часто подсудимый даже не присутствовал при разбирательстве своего дела), отсутствие адвокатуры, презумпция невиновности не существовала как юридическая категория (обвиняемому следовало доказать, что он невиновен, а не наоборот).
С этого времени подсудимые получили право на защиту. Обвинение поддерживал прокурор. Решение о виновности или невиновности подсудимого выносилось окружным судом с присяжными заседателями (12 человек «с улицы» - назначались по жребию, для которых главным условием участия в процессе была грамотность). Независимость суда обеспечивал принцип несменяемости судей (они исполняли свои обязанности пожизненно, сместить судью можно было только в том случае, если на суде присяжных будет доказана его виновность).
Для разбора мелких (не уголовных) дел были созданы мировые суды во главе с мировыми судьями (они заседали без присяжных). Мирового судью избирали земские собрания или городские думы на 3 года.
Для разбора мелких дел в крестьянской среде создавался сословный волостной суд. Последнее во многом было связано с тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Этот суд состоял из крестьян и судил на основании местных обычаев.
Российская судебная система стала вскоре ареной серьезной общественной борьбы. Открытые заседания с участием присяжных и известных судей и адвокатов славились А. Ф. Кони, Н. С. Таганцев, адвокат Ф. Н. Плевако и другие) неизменно собирали множество публики, с интересом и живым чувством следившей за Процессом. Приговоры суда присяжных зачастую были более мягкими, чем приговором прежних судов.
1. Запись на доске и в тетрадях:
1874 г. - Военная реформа. Отмена рекрутчины, переход ко всеобщей воинской повинности.
Учитель сообщает: Военная реформа не была проведена единовременно. Первые преобразования в русской армии были сделаны сразу после Крымской войны - были созданы обученные резервы для быстрого пополнения армии на случай военных действий.
-Какие недостатки русской армии проявились во время войны с Наполеоном, Крымской войны? (Отсутствие обученного резерва, невозможность быстро восстанавливать потери - из-за рекрутской системы формирования армии. Плохая вооруженность новейшим нарезным оружием, пароходами и проч. во время Крымской войны.)
В 1861 г. военным министром был назначен Дмитрий Алексеевич Милютин (партий брат крестьянского реформатора), который и занялся осуществлением военной реформы.
В Европе уже начиная со времени Наполеона начали переходить на иной принцип набора войск: всеобщую воинскую повинность. У государства появлялась возможность создать за небольшой срок крупные резервы обученных войск при небольшой армии мирного времени. Консерваторы из армейских кругов долгое время сопротивлялись реформе армии; наиболее серьезным аргументом в пользу изменении принципа комплектования войск стала франко-прусская война (1870-1871 гг.): Пруссия уже перешла на всеобщую воинскую повинность, благодаря этому стала возможной быстрая мобилизация большой армии, что поразило Европу. Другим препятствием было крепостное право, однако наконец оно было отменено.
Начиная с 1874 г. рекрутское формирование армии отменялось. Отныне обязанность служить распространялась на всех мужчин, достигших возраста 20 лет и годных по состоянию здоровья. По окончании службы в армии солдаты увольнялись в запас, становясь резервистами. Срок службы в пехоте составлял 6 лет, на флоте - 7. Имеющие высшее образование служили всего 6 месяцев. Новый принцип имел и еще одно преимущество: неграмотным и малограмотным новобранцам в армии предоставлялась возможность обучения. Население приветственно встретило эту реформу, отменившую тяжелую для народа рекрутскую службу.
IV. Итог урока
Великие реформы не были реализованы до конца, еще в правление Александра II началась их корректировка. Больше всего оказалась затронута судебная сфера. Так, после первых гласных судов над народовольцами все политические дела были переданы военным трибуналам, ни о какой независимости судебного разбирательства уже не могло идти речи. Реформы не затронули верхние этажи власти. Тем не менее, реформы оказали огромное влияние на развитие России: способствовали росту производительных сил, укреплению обороноспособности, развитию гражданского самосознания населения, улучшению качества жизни.
Домашнее задание
§ 71 учебника.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.