Цель уроков: рассказать об истории отмены крепостного права.
План урока:
1. Крестьяне и помещики;
2. Крестьянские наделы; ч
3. Выкупные сделки;
4. Крестьянские волнения.
Основные понятия: Негласный комитет, рескрипт Назимову, Редакционные комиссии, «свободные сельские обыватели», «временнообязанный», отрезки, круговая порука.
Важнейшие даты: 20 ноября 1857 г. - рескрипт Назимову; 19 февраля 1861 г. подписание Манифеста об отмене крепостного права.
Выдающиеся личности: Александр II, К. Д. Кавелин, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин, В. Н. Панин.
Оборудование урока: схема 13 учебника «Отмена крепостного права в России в 1861 г.»
Рекомендуемая организация урока
I. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: Итак, с момента публикации и оглашения манифеста (5 марта) крестьяне в России стали свободными. Давайте рассмотрим основные положения реформы.
Запись в тетрадях:
Крестьяне получили гражданские права (свобода вступления в брак, самостоятельного ведения хозяйственной деятельности, переходить в другое сословие и пр.). Они были названы «свободными сельским обывателями».
Организация жизни крестьян (ученики записывают под диктовку учителя):
а) Крестьяне каждого имения составляют сельское общество;
б) Общие хозяйственные вопросы решаются на сельском сходе;
в) Решения сельского схода исполняет избираемый на 3 года сельский староста;
г) Сельские общества —> волости —* волостные сходы (в них участвуют сельские старосты и выборные от сельских обществ —> избрание волостного старшины;
д) В сельской местности назначаются мировые посредники, назначаемые Сенатом из числа местных помещиков. Они контролирую деятельность сельского и волостного управления, а также взаимоотношения крестьян и помещиков.
- Что произошло с крестьянской общиной по условиям реформы? (Фактически она сохранялась, и даже укреплялась - теперь ее существование стало обязательным в виде сельского общества.)
- Полностью ли крестьяне освобождались от власти помещиков? {Нет, поскольку мировые посредники назначались из числа местных помещиков. Однако следует иметь в виду, что они должны были руководствоваться нормами закона в своей деятельности, и в большинстве своем это были гуманно настроенные люди.)
2. Учитель сообщает: В отличие от свободы, земли крестьяне не получали. Вся земля была признана частной собственностью помещиков. За пользование своими наделами крестьяне должны были отбывать повинности - барщину или оброк. Таким образом, крестьяне были освобождены лично, но зависимость их от помещиков через обладание землей сохранялась. Это состояние были признано правительством временным - до начала выкупной операции, когда крестьяне смогут окончательно выкупить обрабатываемую ими землю. Начало выкупных операций было назначено через 2 года - 19 февраля 1863 года. Однако в действительности вплоть до 1881 г. значительная часть крестьян еще оставалась временнообязанными - как вследствие отсутствия у крестьян денег, так и вследствие нежелания помещиков лишаться даровой рабочей силы.
Запись в тетрадях:
Крестьяне, несущие повинности в пользу помещиков до начала выкупной операции, назывались временнообязанными.
Размеры крестьянского надела должны были раз и навсегда установлены и зане- »сим в уставную грамоту. Введением грамот занимались мировые посредники.
-Зачем были введены временнообязанные отношения? (Поскольку земля признавалась собственностью помещиков, для приобретения в собственность крестьяне должны были ее выкупить. Однако понятно, что денег на это у подавляющей массы крестьян не было. Оставшись сразу без земли и без денег, они либо умирали бы с голоду, либо подняли бы восстание.)
Для соблюдения интересов разных групп помещиков, в черноземных и нечерноземных губерниях были введены разные нормы надела земли на душу населения. В Нечерноземных губерниях душевой надел был выше, и в пользовании крестьян по- t не реформы оставалось примерно то же количество земли, что и до реформы. Наоборот, в черноземных нормы душевого надела были сильно урезаны. При пересчете на такой надел лишние земли у крестьянских обществ «отрезались». «Отрезками» зачастую становились необходимые крестьянским общинам земли - водопои, луга. (>1ш вынуждены были арендовать ее у помещиков.
-В чем причина такого различия? (В черноземных губерниях основное богатство - земля, основной доход - от ее обработки. Поэтому помещики стремились удержать за собой большую часть земель и, более того, удерживать крестьян в качестве работников на земле.)
Запись в тетрадях:
Отрезки - часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных
после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков. Производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861;
Прирезки - земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.
Работа со схемой. Ученики рассматривают схему 13 учебника (см. вклейку) и отмечают на вопросы:
- В каких районах крестьянские наделы были уменьшены, а в каких - увеличены?
- Как вы полагаете, у большей части крестьян России наделы были увеличены или уменьшены? (Уменьшены - обычно от 1/3 до 1/5 надела.)
- О чем говорит такое соотношение? (О том, что для большей части крестьян это означало что и без того имевшее место малоземелье еще более усугубилось.)
3. Учитель сообщает: С 1863 г. началось осуществление выкупных сделок. По закону крестьянин должен был уплатить помещику сразу около 1/5 стоимости надела. Остальную сумму выплачивало государство, а крестьяне возвращали ее государству с процентами в течение 49 лет.
- «В чем недостаток такой системы, и в чем - достоинство? {Достоинство в том, что крестьяне сразу могли стать хозяевами своей земли и полностью не зависеть от помещика. С другой стороны выкупные платежи легли тяжелым бременем на и без того небогатую русскую деревню, мешая накоплению деревенского капитала, приспособлению к рыночным условиям.)
По закону крестьянин не мог отказаться от надела. В крайнем случае он мог получить от помещика бесплатно «дарственный надел» - 1\4 от высшей нормы надела, с которого было практически невозможно прокормиться.
- Как вы полагаете, зачем была придумана эта мера? {Правительство опасалось, что многие крестьяне не захотят платить за плохой надел и разбегутся.)
Для того чтобы этого не произошло, было введено дополнительное ограничение: на время проведения выкупных платежей, крестьянин не мог покинуть деревню без согласия сельского схода. Сход же давал разрешение на отъезд крестьянина крайне неохотно, поскольку выкупные платежи распределялись на все общество, таким образом, за отсутствующего должны были платить оставшиеся. Такая система коллективной ответственности называлась круговой порукой.
Сумма выкупа определялась путем так называемой капитализации оброка. Необходимо напомнить учащимся, что каждый крестьянин ежегодно платил помещику оброк, составлявший некую сумму х. Обратите так же внимание на то, что помещик после освобождения крестьянина переставал получать данную сумму. В то время деньги можно было поместить в банк под 6% годовых. (Например, положив 100 р через год - 6 р. прибыли.) За выкупаемую землю крестьянин должен был заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме х (сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин), х = 6%.
4. Учитель сообщает: Крестьяне восприняли такую реформу негативно. В первое время после оглашения манифеста в некоторых местностях среди крестьян распространялось мнение, что это «не та» вольная, а вскоре должны принять другую. Крестьяне полагали, что земля должна оставаться в их собственности, а барщины никакой быть не должно. Крестьяне были глубоко убеждены в том, что земля принадлежит тем, кто на ней трудится, т. е. самим крестьянам. Это было чертой народной психологией. Юридическое понятие «права на землю» было им чуждо. Обнародование манифеста 19 февраля обмануло ожидания крестьян, вызван волну народных бунтов. В 1861 г. по стране прокатилось около 2000 крестьянских бунтов. Особенно значительными и упорными стали...
Запись в тетрадях и на доске:
Волнения в селах Бездна и Кандеевка.
Работа с учебником: ученики самостоятельно читают об этих событиях в учебнике (§ 70, с. 213-214). Обратите внимание учеников на схему 13 учебника, на которой указаны места этих выступлений.
Учитель сообщает: Расстрел крестьян в Бездне и Кандеевке произвел тяжелое впечатление на общество, которое усугублялось тем, что критиковать в печати ре форму было запрещено.
- С чем связана такая жестокость властей? (Оно боялось разрастания недовольства реформой как в крестьянской среде, так и в образованном обществе. Это, в свою очередь, могло повести к непредсказуемым для правительства по следствиям, поэтому сразу же были предприняты столь крутые меры.)
Работа с учебником: ученики самостоятельно читают в учебнике об историческом значении отмены крепостного права (с. 214).
II. Закрепление изученного
- В чем историческое значение отмены крепостного права? (Она открыла перед Россией совершенно новые перспективы: возможности конституционного развития, быстрого капиталистического развития. Нравственное значение реформы: было ликвидировано узаконенное дотоле в России рабство Крестьянская реформа была необходимым условием начала других либеральных преобразований в России.)
III Итог урока
Таким образом, реформа носила половинчатый характер. Крестьяне не получили в собственность землю, но обрели личную свободу. Отмена крепостного права побудила толчком к широкому развитию рыночных, капиталистических отношений.
Домашнее задание
I § 70 учебника. 2. Ответить на вопросы:
а) Дайте аргументированную оценку крестьянской реформе 1861 г.: это прогрессивное явление или событие, которое обрекло сельское хозяйство на длительный застой?
б) В США отмена рабства произошла почти одновременно с отменой крепостного права в России, но рабы там были освобождены без земли. Тем не менее, аграрный капитализм в США стал развиваться быстрее и эффективнее по сравнению с Россией. Чем вы это объясните?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 316.