I Изучение нового материала
I. Учитель сообщает: Сегодня мы продолжаем разговор об отмене крепостного права в России, и темой урока станет непосредственная подготовка реформы правительством.
Запись в тетрадях:
Выступление перед московским дворянством 1856 г.
В своем выступлении Александр II произнес знаменитые слова: «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу». Тем самым царь имел ввиду возможность новых социальных потрясений в России. Следует отметить, что именно император пил инициатором всего процесса.
Запись в тетрадях:
1857 г. - образование Негласного комитета.
Как вы понимаете слово негласный? (Секретный.)
Учитель сообщает: Этот комитет должен был заняться обсуждением подготовленного в Министерстве внутренних дел проекта реформы. Однако назначенные в его состав соратники Николая I мало способствовали продвижению дела, стараясь загнать дело в тупик. Правительство же желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал Рескрипт генерал-губернатору В. И. Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. Рескрипт - письмо монарха к подданному.
Запись на доске и в тетрадях:
1857 г. - Рескрипт В. И. Назимову
Учитель сообщает: В течение 1858 г. рескрипты были даны и остальным губернаторам, и губернские дворянские комитеты начали свою работу. Обсуждался правительственный проект, который предусматривал освобождение крестьян с небольшими наделами земли, с которых крестьяне будут нести строго определенные повинности в пользу помещиков.
- Вспомните, какие проекты крестьянской реформы имелись в России к этому времени? (Проекты Сперанского, Кисеслева, записка Кавелина.)
Все эти проекты рассматривались при подготовке новой правительственной программы.
Когда стали поступать отзывы, были сформированы редакционные комиссии.
Запись в тетрадях:
Глава редакционных комиссий - Я. И. Ростовцев.
Ростовцев искренне старался осуществить освобождение крестьян на либеральных началах. В свое время он был близок к декабристам, но затем стал на сторону Николая I. О Ростовцеве рассказывали, что сторонником реформы он стал после обещания, данного тяжело заболевшему сыну, затем умершему. И он честно сдержал свое обещание.
Все же текущие дела по подготовке реформы сосредоточились в руках товарища (заместителя) министра внутренних дел Н. А. Милютина (обратите внимание учеников на его портрет в учебнике). Он был близок к Кавелину и старался реализовать его предложения. Ему помогал славянофил Ю. Самарин. Милютин сыграл видную роль в работе Редакционных комиссий, непосредственно готовивших крестьянскую реформу. Обладая взрывным темпераментом, он, как никто другой, вносил в дело сильное личностное начало, не давая единомышленникам остановиться на полдороги. Наиболее жаркие споры при подготовке проекта реформы развернулись вокруг вопросов: освободить крестьян за выкуп или нет. Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли. К августу 1859 г. правительственный проект был подготовлен. Теперь требовалось обсудить его с представителями дворянства. Предложения дворянства можно разбить на две большие группы.
2. Составление схемы на доске.
Работа со схемой: ученики должны самостоятельно попытаться объяснить, почему именно такие требование выдвигались дворянством двух главных хозяйственных районов страны. Учитель может задавать наводящие вопросы:
- Какая форма повинности преобладала в черноземной, а какая - в нечерноземной зоне? (В первой - барщина, во второй - оброк.)
- С чем это было связано? (В черноземной зоне главное богатство - земля, на которой заставляли крестьян трудится помещики. В нечерноземной земля приносила сравнительно мало дохода, большие доходы получались от отходничества крестьян и платимого ими денежного оброка.)
Поэтому естественно, что помещики черноземных губерний более всего дорожили землей, нечерноземных - личностью крестьянина.
Учитель сообщает: Обсуждение проекта отмены крепостного права оказалось очень тяжелым. Помещики как Черноземья, так и Нечерноземья остались недовольны правительственным проектом, хотя поправки вносились. Обсуждение было настолько горячим, что высочайшим указом было запрещено поднимать вопрос об отмене крепостного права даже на дворянских собраниях, а депутатам от губерний, приглашенным для знакомства с положениями реформы, не позволяли собирать официальные заседания.
Обсуждение проекта реформы выявило основные требования общества и предопределило главные положения реформы: освобождение крестьян с землей, помещики должны получить выкуп, необходимость считаться с наличием двух хозяйственных зон - черноземной и нечерноземной, необходимость переходного периода для безболезненного вхождения крестьян и помещиков в новые условия
Несмотря на все сложности и попытки консерваторов не допустить проведения реформы,
Запись на доске и в тетрадях:
19 февраля 1861г. Александр II подписал все положения о реформе и манифест.
5 марта 1861 г. Манифест был прочитан в церквах после обедни, Александр II лично прочитал его гвардии.
II. Итог урока
Следует подчеркнуть то, что в конечном итоге реформа проведена сверху, роль Александра II в этом вопросе была ведущей. Работа велась открыто и обсуждалась нсем обществом, что необычайно важно и во многом было необычно для России того времени.
Домашнее задание
Повторить § 69; опережающее чтение: § 70.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.