Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I Изучение нового материала

I. Учитель сообщает: Сегодня мы продолжаем разговор об отмене крепостного права в России, и темой урока станет непосредственная подготовка реформы прави­тельством.

Запись в тетрадях:

Выступление перед московским дворянством 1856 г.

В своем выступлении Александр II произнес знаменитые слова: «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно нач­нет само собою уничтожаться снизу». Тем самым царь имел ввиду возможность новых социальных потрясений в России. Следует отметить, что именно император пил инициатором всего процесса.

Запись в тетрадях:

1857 г. - образование Негласного комитета.

 

Как вы понимаете слово негласный? (Секретный.)

 Учитель сообщает: Этот комитет должен был заняться обсуждением подготов­ленного в Министерстве внутренних дел проекта реформы. Однако назначенные в его состав соратники Николая I мало способствовали продвижению дела, стараясь загнать дело в тупик. Правительство же желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал Рескрипт генерал-губернатору В. И. Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. Рескрипт - письмо монарха к подданному.

Запись на доске и в тетрадях:

1857 г. - Рескрипт В. И. Назимову

Учитель сообщает: В течение 1858 г. рескрипты были даны и остальным губер­наторам, и губернские дворянские комитеты начали свою работу. Обсуждался пра­вительственный проект, который предусматривал освобождение крестьян с неболь­шими наделами земли, с которых крестьяне будут нести строго определенные по­винности в пользу помещиков.

- Вспомните, какие проекты крестьянской реформы имелись в России к этому времени? (Проекты Сперанского, Кисеслева, записка Кавелина.)

Все эти проекты рассматривались при подготовке новой правительственной про­граммы.

Когда стали поступать отзывы, были сформированы редакционные комиссии.

Запись в тетрадях:

Глава редакционных комиссий - Я. И. Ростовцев.

Ростовцев искренне старался осуществить освобождение крестьян на либераль­ных началах. В свое время он был близок к декабристам, но затем стал на сторону Николая I. О Ростовцеве рассказывали, что сторонником реформы он стал после обещания, данного тяжело заболевшему сыну, затем умершему. И он честно сдер­жал свое обещание.

Все же текущие дела по подготовке реформы сосредоточились в руках товарища (заместителя) министра внутренних дел Н. А. Милютина (обратите внимание учени­ков на его портрет в учебнике). Он был близок к Кавелину и старался реализовать его предложения. Ему помогал славянофил Ю. Самарин. Милютин сыграл видную роль в работе Редакционных комиссий, непосредственно готовивших крестьянскую реформу. Обладая взрывным темпераментом, он, как никто другой, вносил в дело сильное личностное начало, не давая единомышленникам остановиться на полдоро­ги. Наиболее жаркие споры при подготовке проекта реформы развернулись вокруг вопросов: освободить крестьян за выкуп или нет. Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли. К августу 1859 г. правительственный проект был подготовлен. Теперь требовалось обсудить его с представителями дворянства. Предложения дворянства можно разбить на две большие группы.

2. Составление схемы на доске.


 

Работа со схемой: ученики должны самостоятельно попытаться объяснить, по­чему именно такие требование выдвигались дворянством двух главных хозяйствен­ных районов страны. Учитель может задавать наводящие вопросы:

- Какая форма повинности преобладала в черноземной, а какая - в нечерно­земной зоне? (В первой - барщина, во второй - оброк.)

- С чем это было связано? (В черноземной зоне главное богатство - земля, на которой заставляли крестьян трудится помещики. В нечерноземной земля приносила сравнительно мало дохода, большие доходы получались от от­ходничества крестьян и платимого ими денежного оброка.)

Поэтому естественно, что помещики черноземных губерний более всего доро­жили землей, нечерноземных - личностью крестьянина.

Учитель сообщает: Обсуждение проекта отмены крепостного права оказалось очень тяжелым. Помещики как Черноземья, так и Нечерноземья остались недоволь­ны правительственным проектом, хотя поправки вносились. Обсуждение было на­столько горячим, что высочайшим указом было запрещено поднимать вопрос об отмене крепостного права даже на дворянских собраниях, а депутатам от губерний, приглашенным для знакомства с положениями реформы, не позволяли собирать официальные заседания.

Обсуждение проекта реформы выявило основные требования общества и предо­пределило главные положения реформы: освобождение крестьян с землей, помещи­ки должны получить выкуп, необходимость считаться с наличием двух хозяйствен­ных зон - черноземной и нечерноземной, необходимость переходного периода для безболезненного вхождения крестьян и помещиков в новые условия

Несмотря на все сложности и попытки консерваторов не допустить проведения реформы,

Запись на доске и в тетрадях:

19 февраля 1861г. Александр II подписал все положения о реформе и манифест.

5 марта 1861 г. Манифест был прочитан в церквах после обедни, Александр II лично прочитал его гвардии.

II. Итог урока

Следует подчеркнуть то, что в конечном итоге реформа проведена сверху, роль Александра II в этом вопросе была ведущей. Работа велась открыто и обсуждалась нсем обществом, что необычайно важно и во многом было необычно для России того времени.

Домашнее задание

Повторить § 69; опережающее чтение: § 70.

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 197.