Урок 70. Отмена крепостного права. Накануне реформы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель урока: рассказать об истории отмены крепостного права.

План урока:

1. Личность Александра II.

2. Общество и самодержавие в начале царствования Александра II;

3. Основные положения записки Д. К. Кавелина.

4. «Колокол» и «Современник» накануне отмены крепостного права;

5. Начало размежевания в лагере оппозиции.

Основные понятия: Негласный комитет, рескрипт Назимову, Редакционные комис­сии, «свободные сельские обыватели», «временнообязанный», отрезки, круговая порука.

Важнейшие даты: 20 ноября 1857 г. - рескрипт Назимову; 19 февраля 1861 г. - подписание Манифеста об отмене крепостного права.

выдающиеся личности: Александр II, К. Д. Кавелин, А. И. Герцен, Н. Г. Черны­шевский, Н. А. Добролюбов, Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин, В. Н. Панин.

Оборудование урока: схема 13 учебника «Отмена крепостного права в России в 1861 г.»

Рекомендуемая организация урока

I. Изучение нового материала

1. Мнение историка. Прочтите отрывок из книги и ответьте на вопросы.

Воспитание Александра II

<...> Тотчас по воцарении Николай I озаботился общим образованием наследника... и из­брал ему в наставники В. А. Жуковского. <...> Жуковский был хорошо известен царской семье как человек просвещенный, гуманный, обладающий педагогическими способностями и опы­том. <...> В течение полугода он составил специальный «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. <...> Целью воспитания и обучения Жуковский провозгласил «образование для добродетели». Он писал: «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просве­щенным. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного. Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью».

В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. <...> Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важ­нейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», что «сокровищница просвещения царского есть история, настав­ляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она

знакомит Государя с нуждами его страны и его века. Она должна быть главною наукою на­следника престола». <...>

Гармоничная, просвещенная программа воспитания и образования наследника престола с самого начала натолкнулась на чуждую ей традицию императорского двора и установку отца- самодержца. <...>

Александр с детства полюбил бесконечные смотры, парады, военные праздники, военные игры со сверстниками, в которых часто принимали участие Николай I и его близкие, и пронес увлечение это через всю жизнь. <...>

Воспитательные усилия Николая I были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. <...>

Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, ис­кренностью в отношениях между членами большой семьи Николая 1, а также учителями и наставниками и их воспитанниками. Ему не грозила раздвоенность, свойственная Александру I. Он был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. <...>

Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность..., веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храб­рость, красивую внешность.

Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако при от­сутствии усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам. <...>

Наследник воспитывался вполне светским человеком. С 10-11 лет иногда приглашался к большому столу родителей, умел вести себя со взрослыми, вызывая похвалы, а со стороны женщин и восхищение... Общительность, любовь к светской жизни и развлечениям будут присущи ему в зрелые годы, и после воцарения.

Захарова Л. Г. Александр II//Российские самодержцы (1801-1917). - М, 1994. - С. 163-171.

- В чем отличие подготовки к царствованию Александра II и его отца Николая I? (В отличие от Николая I, которому давалось в основном военное образование, Александр получил разностороннее образование, поскольку он был официаль­ным наследником. Учителем его был возвышенный поэт, литератор В. А. Жу­ковский. Еще будучи наследником, Александр начал заниматься государствен­ными делами, поэтому, вступив на престол, он был в курсе накопившихся в го­сударстве проблем, обладал навыками и кругозором правителя.)

Ответить на вопрос: в одном из номеров «Колокола» (1856 г.) содержалась та­кая характеристика Александра II: «... он столько же наследник 14 декабря, как Ни­колая». Как вы ее понимаете? (Имелось в виду, что царь понимает необходимость либеральных преобразований в России, однако в то же время Александр может дей­ствовать жестко и подавлять неугодную ему оппозицию, что он неоднократно и де­монстрировал во время своего царствования).

Учитель сообщает: Александр вступил на престол после смерти отца, в 1855 г. В это время ему было уже 36 лет. Первым шагом правления нового императора было заключение тяжелого, но необходимого для России Парижского мирного договора, и прекращение Крымской войны.

2. Мнение историка.

Русское общество в начале царствования Александра II

<...> Привыкши всего ждать сверху, общество и теперь всего ждало от прогрессивного правительства, отнюдь не стремясь обеспечить за собой какие-нибудь права на участие в госу­дарственных делах. Замечательно, что те программы, которые от общества исходили в то вре­мя, были совершенно единодушны,- принадлежали ли они умеренным либералам, каким был умерший в октябре 1855 г. Грановский, или будущим радикалам, как Чернышевский, или без­условно свободным и искусившимся в политике во время европейских бурь 1848 г. людям, как Герцен, который жил на полной свободе в Лондоне, вне всякого давления русских условий. Все эти программы стремились, как скромно формулировал это в 1856 г. Чернышевский, к одному и тому же: все желали распространения просвещения, увеличения числа учащих и учащихся,  улучшения цензурных условий (о полной отмене цензуры не смели и мечтать), постройки железных дорог - важнейшего средства к развитию промышленности, наконец, «разумного рас­пределения экономических сил», под которым подразумевалось уничтожение крепостного приме, но о чем еще не разрешалось высказываться открыто.

I) рукописных записках того времени это выражалось и более прямо: говорили, что одною mi первых нужд является отмена крепостного права, но и здесь это выражалось чрезвычайно укромно; именно: указывалась желательность постепенного уничтожения крепостного права П«ч потрясения страны, как выражался Грановский в записке, напечатанной в 1856 г. Герценом и «Голосах из России».

А. А. Корнилов. Курс истории России XIX века. - М., 1993. - С. 203.

Можно ли согласиться с мнением, что реформы были вызваны давлением общества на правительство? (Нет, в начале царствования Александра II сколько-нибудь серьезных оппозиционных правительству движений в России не было.)

Что мешало свободному выражению обществом своего мнения? (Еще не был изменен цензурный устав.)

Учитель сообщает: Если бы не личная воля царя-освободителя, крепостная система могла и дольше существовать в России, поскольку социальная ситуация в Рос­сии в целом была стабильной. Более того, в России существовало очень сильное «лобби» как в придворных кругах, так и в среде помещиков, выступавшее против отмены крепостного права, и при желании правительство могло опереться на него. В своей  решимости освободить крестьян Александр II мог руководствоваться разными соображениями:

а) 1856-1857 гг. - ряд крестьянских волнений в южных губерниях России. Царь понимал, что помещики-крепостники сидят на вулкане.

б) Крепостное право тормозило развитие экономики страны, которая все более отставала от западных стран. Крепостное хозяйство ко второй половине XIX в. еще- не выработало своего ресурса, тем не менее, уже становилось убыточным. Порочность подобного положения осознавалась правительством (почти ежегодные крестьянские волнения; армия из рекрутов, слишком большая для мирного времени, и слабая в столкновениях с регулярными вой­сками европейских стран. Все это осложнялось тяжелым финансовым поло­жением после Крымской войны).

в) Наконец, воспитанный гуманистом Жуковским, царь не мог не понимать, что крепостное право - форма рабства, оно безнравственно.

3. Учитель сообщает: Представители российской общественности раньше, чем правительство, осознали пагубность сохранения крепостного права. Варианты раз­решения этой проблемы разрабатывались не только кружками оппозиционеров. Сильное воздействие на общественное мнение и царя произвела «Записка об освобождении крестьян» воспитателя наследника престола Д. К. Кавелина, которая начиная с 1855 г. стала распространяться в обществе.

Запись в тетрадях:

1855 г. - «Записка об освобождении крестьян» К. Д. Кавелина.

Давайте разберем ее основное содержание:

а) Крепостное право - главное зло России. Необходимость избавить крестьян от личной зависимости при этом сохранить за помещиками права на землю и труд крестьян.

б) Предоставить крестьянам тот надел, который они обрабатывают за выкуп.

в) Государство должно взять на себя разработку операции выкупа, чтобы были учтены интересы как помещиков так и крестьян.

г) Постепенно крестьяне и помещики сольются в один земледельческий класс, исчезнут сословные различия.

д) Крестьянская реформа должна повлечь за собой судебную, цензурную, военную и др.

- Как бы вы оценили этот проект? (Весьма умеренный. Освобождение предпо­лагается постепенно, за выкуп - при участии государства. Автор не отри­цал, что помещики обладают правом на труд крестьян.)

Учитель сообщает: Тем не менее при дворе тогда взяла верх группа противни­ков реформы, и Кавелин был уволен в отставку. Тем не менее его выступление не осталось без последствий.

4. Учитель сообщает: С вступлением на престол Александра II постепенно об­щественный климат в стране начинает меняться. Общество почувствовало либе­ральность нового царя. В России наступает «Оттепель» - смягчение политического режима. У общества появились свои лидеры. Находившийся в эмиграции в Лондоне А. И. Герцен начинает в 1855 г. издание альманаха «Полярная звезда».

- Как вы думаете, почему он дал ему такое название? (В честь альманаха де­кабристов А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева.)

В альманахе Герцена печатались материалы о декабристах, Пушкине, Белин­ском. Издание пользовалось успехом, что навело Герцена на мысль о выпуске газе­ты, которая бы пропагандировала в России идеи освободительного движения. В 1857 г. Герцен вместе с Огаревым начали выпускать газету «Колокол», которая вскоре стала едва ли не самым популярным изданием в России. В ее первом выпуске Герцен предложил программу-минимум либеральных реформ в России:

1) освобождение крестьян;

2) упразднение цензуры;

3) отмена телесных наказаний.

На основании присылаемых документов в рубрике «Под суд» Герцен помещал материалы, разоблачающие злоупотребления высокопоставленных чиновников.

Оттепель продолжалась. В 1856-1857 гг. правительство вернуло из ссылки де­кабристов и петрашевцев. Они разъехались по городам России и приняли деятельное участие в подготовке крестьянской реформы, сотрудничали в «Колоколе» и «Поляр­ной звезде». В 1858 г. было разрешено печатать статьи по крестьянскому вопросу. В «Современнике» Н. Г. Чернышевским была опубликована записка Кавелина.

Вывод: на раннем этапе общественного движения общество было еще единым в своем отношении к необходимым изменениям в России. Главной целью оставалось освобождение крестьян.

5. Учитель сообщает: Во второй половине 50-х годов в лагере оппозиции наме­чается размежевание между сторонниками более эволюционного пути развития Рос­сии и ее революционного переустройства.

Работа с учебником. Ученики самостоятельно читают о взглядах Н. Г. Черны­шевского и размежевании в среде оппозиции (§ 68, с. 206-207) и заполняют таблицу.

Крестьянская реформа во взглядах либералов и демократов

  Либералы Демократы
Представители А. И. Герцен, К. Д. Кавелин Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов
Труд крестьян Выкуп помещикам со стороны государства Освобождение без выкупа

 

'Земля Выкуп помещикам со стороны государства Минимальный выкуп
путь переуст­ройства России Предпочитают путь реформ, эволюционный - России нужен внутренний мир «Народное дело» - революция
отношение к  оппонентам Слишком порывисты, могут  навредить России «Лишние люди», способны толь­ко к разговорам

 

II. Итог урока

К середине XIX в. сложились объективные причины для отмены крепостного права, которое изжило себя, и служило тормозом для дальнейшего экономического развития страны.

Домашнее задание: 1. § 68; 2. Опережающее чтение - § 69.

 

Урок 71. Подготовка реформы

Цель урока: рассказать об истории отмены крепостного права.

 План урока:

1. Негласный комитет 1857 г. и образование Редакционных комиссий.

2. Обсуждение проекта отмены крепостного права.

Основные понятия: Негласный комитет, рескрипт Назимову, Редакционные комис­сии, «свободные сельские обыватели», «временнообязанный», отрезки, круговая порука.

важнейшие даты: 20 ноября 1857 г. - рескрипт Назимову; 19 февраля 1861 г. -

подписание Манифеста об отмене крепостного права.

 Выдающиеся личности: Александр II, К. Д. Кавелин, А. И. Герцен, Н. Г. Черны­шевский, Н. А. Добролюбов, Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин, В. Н. Панин.

 Оборудование урока: схема 13 учебника «Отмена крепостного права в России в 1861 г.»

Дата: 2019-03-05, просмотров: 356.