Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Исторический диктант

По основным понятиям рекомендуется провести исторический диктант, степень сложности которого зависит от формы проведения диктанта. Возможны два вариан­та его проведения:

1 вариант (более простой) - назвать термин по определению.

2 вариант (более сложный) - дать определение термину.

 

 

Переход от мануфактурного к крупному фабричному и заводскому произ­водству.   Промышленный переворот

Неофициальный совещательный орган при Александре I, созданный в 1801 г. для подготовки государственных реформ.

«Негласный комитет»

Союз, заключенный 26 сентября 1815г. Россией, Пруссией и Австрией в Париже после падения империи Наполеона. Члены союза провозгласили единение христианских монархов и их подданных, признавали сущест­вующие европейские монархии незыблемыми.

«Священный союз»

Особая организация войск в Российской империи в 1810-1857 гг., при которой воинская служба совмещалась с обработкой земли.

Военные поселения

Государственное устройство, при котором абсолютная власть монарха ограничена системой выборных представительных учреждений.

Конституционная монархия

Члены тайных обществ 1816-1825 гг. Объединяли революционно настро­енных дворян, поднявших 14 декабря 1825 г. восстание против самодер­жавного устройства России и крепостничества.

Декабристы

Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации.

Цензура

Исполнительный орган Третьего отделения, существовал в России с 1827 г., выполняя функции политической полиции.

Жандармов корпус

Охранительная политика периода царствования Николая I. Основа теории - триединая формула: православие, самодержавие, народность.

Теория «официаль­ной народности»

Направление общественной мысли России, сформировавшееся в 1840-е. Представители (И. С. Тургенев, Т. Н. Грановский, П. Я. Чаадаев, К. Д. Кавелин и др.) исходили из необходимости преобразований в стране по образу и подобию западноевропейских государств, утверждали, что Рос­сия и Западная Европа развиваются по одинаковому пути, выступали за мирный переход к парламентскому конституционному строю.

Западничество

Поздний классицизм, стиль в архитектуре, призванный выразить идею величия государственной власти.

Ампир

Идеология рабочего движения, провозгласившего главной целью утвер­ждение социальной справедливости.

Социализм •

 

Классицизм в живописи. Академизм
направление общественной мысли России в 1840 - 1850-е, оппоненты западников Представители (А. С. Хомяков, бр. К. С. и И. С. Аксаковы, Самарин и др.) идеализировали допетровскую Русь, верили в то, что России уготован особый исторический путь, отличный от Западной европы Славянофильство
Участники санкт-петербургского кружка, объединявшего в основном молодежь из интеллигенции (1844-1849 гг.) (Н. А. Спешнев, Ф. Г. Толь, С. Ф Дуров, Ф. М. Достоевский и др.). Пропагандировали республиканское устройство России, обсуждали проекты освобождения крестьян, подготов­ки крестьянского восстания и др. Петрашевцы

 

II. Тестовые задания

Найти соответствия события - дата:

1.Министерская реформа

2.Указ о «вольных хлебопашцах»;

3.Вторая антинаполеоновская; коалиция, Аустерлицкое сражение

4.Начало Отечественной войны

5.«Государственная уставная грамота Российской империи»;

6.Выступление на Сенатской площади

7.Одобрение «Свода законов» Российской империи

8.Суд и инсценировка расстрела петрашевцев

9.Крымская война

10.Храм Христа Спасителя в Москве

 

 

а)  1803

б)1802

в)  12 июня 1812 г.

г)  1821 г.

д)  1805 г.

и) 19 января 1832 г. к) 1849 г.

л) 14 декабря 1825 г. м) 1839- 1883 гг. н) 1853-1856 гг.

 

Ответы : 1. б); 2. а); 3. д); 4. в); 5. г); 6. л); 7. и); 8. к); 9. н); 10. м).

 Найти соответствие личности - заслугам.

1. М. М. Сперанский

2. М. Б. Барклай де Толли

3. A. Ермолов

4. Н. М. Муравьев

5. С. С. Уваров

6. П. Д. Киселев

7. Е. Ф. Канкрин

8. Т. Н. Грановский

9. А. С. Хомяков

10. П. С. Нахимов

а)  Составитель «Конституции», член «Северного общества»

б) Осуществил реформу управления государственной деревней.

в)  Министр образования, разработчик теории «официальной народности».

г)  Полководец, командовавший русскими войсками в 1812 г. после соединения армий в Смоленске.

д) Полководец, участник войны 1812 г., «покоритель Кавказа».

е)  Приближенный Александра I, автор проекта государственного переустройства России

ж) Адмирал, руководивший защитой Севастополя.

з)  Представитель славянофильства.

и) Министр финансов при Николае I, автор денежной реформы

к) Западник.

 

Ответы : 1. е); 2. г); 4, 3. д); 4. а); 5. в); 6. б); 7. и); 8. к); 9. з); 10. ж).

III . Исторические задачи (на выбор)

 Вариант 1

1Какие группы крестьян сложились в России к началу 19 в.?

2Какие отрасли производства лидировали по уровню промышленного разви­тия к началу 19 в. и почему?

3Каков был состав и цели создания Негласного комитета?

4Кратко оцените роль личности Александра I в развитии России.

5Опишите условия Тильзитского мира.

6Где, когда и между кем произошла битва народов. Кто победил?

7.Какова была численность русских войск и наполеоновской армии перед вторжением в Россию?

8. Каков был стратегический замысел М. И. Кутузова?

9. Какую цель преследовали члены «Союза спасения»?

10. Что характерно для государственного аппарата времен Николая I? Проиллю­стрируйте.

Вариант 2

1. Какие классы, характерные для капиталистического общества начали формироваться в первой половине 19 в.?

2. Чем министерства отличаются от коллегий? Какие министерства были учреждены Александром I?

3. Кто при Александре 1 участвовал в разработке проекта конституции, и в чем он заключался?

4. Когда и где произошло соединений русских армий во время нашествия Наполеона на Россию?

5. Какие цели ставил перед собой «Союз благоденствия»? Сравните с програм­мой «Союза спасения».

6. В чем Вы видите историческое значение восстания декабристов?

7. Докажите, что Россия нуждалась в финансовой реформе, проведенной Кан- криным. Когда она была проведена и в чем заключалась?

8. Когда закончилась Кавказская война? Против кого воевала русская армия, и что в результате приобрела Россия?

9. Что такое восточный вопрос в к. 18-19 вв.?

10. Что послужило предлогом для начала Крымской войны?

Вариант 3.

1. В чем смысл указа о престолонаследии, принятого Павлом I?

2. Когда была введена и когда отменена система военных поселений? В чем ее суть, и зачем правительство их создавало? В чем недостатки военных посе­лений?

3. Опишите расстановку сил в Европе после Венского конгресса.

4. Охарактеризуйте стратегический замысел русского командования, созданный до войны 1812 г. (Дрисский лагерь).

5. Расскажите о ходе Бородинского сражения.

6. Кратко сравните программные документы Северного и Южного обществ. В чем сходство и различие?

7. Кратко охарактеризуйте реформу просвещения, проведенную Николаем I.

8. В чес суть и кто автор теории официальной народности?

9. Почему Россия проиграла Крымскую войну? Какие внутренние последствия для нее имело это поражение?

10. Каковы потери России согласно решениям Парижского конгресса? Были ли они велики?

11.

Россия во второй половине XIX в.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 350.