Рекомендуемая организация урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: В первой половине XIX в. в России формируется самобытная культура (во всех ее сферах), ставшая вровень с культурой наиболее культурно развитых стран Европы. Это видно по великолепным достижениям русских писателей, художников, ученых. В это время русская культура перестает быть ученической, как это во многом было в предыдущем столетии.

- Какой стиль господствовал в архитектуре XVIII в.? (Классицизм.)

- В чем отличительные черты классицизма? (Классицизм в архитектуре и литературе ориентировался на античное искусство, мифологию, литературу. В архитектуре господствовал принцип уравновешенности, гармоничности пропорций, симметрии.)

Столицей русского классицизма, несомненно стал Санкт-Петербург. В это время в городе создаются большие ансамбли зданий и скульптур, связанных друг с другом

 Работа с иллюстрациями (в том числе в учебнике - см. вклейку, рисунок учебника на с. 189): учитель показывает детям иллюстрации с изображением наиболее известных зданий и скульптур (в хронологическом порядке), построенных в стиле классицизма. Обратите внимание учеников на то, что традиционным для России цветом зданий являлся желтый - целые улицы состояли из домов, выкрашенных в желый цвет - современники называли его «унылым».

Следует перечислить в Санкт-Петербурге:

1806-1823 гг. - новое здание Адмиралтейства (проект А. Д. Захарова) - напом­ните, что шпиль Адмиралтейства воспет в стихах, а кораблик на его конце стал символом Санкт-Петербурга,

Начало XIX в. - здание Биржи на стрелке Васильевского о-ва (Тома де Томон и S Д. Захаров),

1801-1811 гг. - здание Казанского собора (А. Н. Воронихин) - здание построено но образцу собора св. Петра в Риме авторства Микеланджело,

11амятники Кутузову и Барклаю де Толли перед зданием Казанского собора (Б. И Орловский),

40 50-е гг. - бронзовые скульптуры «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге (П. К. Клодт),

Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади (Петербург, П. Клодт),

1818-1858 гг. - Исаакиевский собор (О. Монферран),

1829-1834 гг. - колонна - памятник Александру I на Дворцовой площади (О. Монферран),

Здание Генерального штаба (и арка этого здания) (К. И. Росси), Здание Александринского театра, Михайловского дворца (Русского музея) (все - К И Росси).

Учитель сообщает: К счастью, величественный образ Санкт-Петербурга, соз­нанный талантливыми скульпторами и архитекторами XV1II-XIX в. дошел до наших  дней почти нетронутым. Москва имела особый колорит. На ее кривых и узких ули­ца н сосуществовали здания разных эпох, много было деревянной застройке. Даже Ножир 1812 г. не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше, чем и Петербурге выдающихся зданий в стиле классицизма, к тому же как правило  не образуют ансамблей, но все же в Москве творили талантливые архитекторы. И Москве сохранилось множество небольших уютных особняков (усадеб) в классическом стиле.

В Москве и провинции: Здание Большого театра (О. И. Бове); здание Манежа (О. И. Бове, инженер А. А. Бетанкур); Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (И. П. Мартос). По возможности покажите репродукции с изображениями провинциальных на­ми тиков классицизма: в Арзамасе - Арзамасский собор (М. П. Коринфский), «Белый дом» в Иркутске, Никольский собор в Омске.

Учитель сообщает: С 30-х гг. в крупных городах начинают строить доходные до­ма, квартиры которых сдавали жильцам внаем. Эти дома отличаются простотой фасада, они уже не могли соответствовать канонам классицизма хотя бы потому, что в них не могло быть одного входа, расположенного по центру здания. Начинается упадок классической архитектуры. Вкусы публики и архитекторов начинают уставать от похожих друг па друга зданий в классическом стиле - наступает период эклектики и смешения стилей.

Популярны становятся работы архитектора К. А. Тона, пытавшегося возродить элементы древнерусской и византийской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви, и оформлении зданий использовал русский и византийский декор. Этот стиль носил название русско-византийского. Главная работа Тона храм Христа Спасителя а Москве в неовизаитийском стиле. Он был заложен в 1839 г. на берегу Москвы-реки в память об избавлении от наполеоновского нашествия. Однако строительство храма затянулось и продолжалось до 1883 г. В 1931 г. храм был взорван, и восстановлен лишь относительно недавно. Ныне он является одним из символов Моек вы (продемонстрируйте детям соответствующую репродукцию).

2. Учитель сообщает: В русской живописи первой половины столетия господствует академизм.

Запись в тетрадях:

Академизм - классицизм в живописи.

Доклады учеников о судьбе и наиболее известных картинах Карла Брюллова и Александра Иванова (5-7 мин. каждый). Ученик, рассказывающий о Брюллове, должен подчеркнуть, что художник отдал дань также романтизму - в этом стиле написана, к примеру, его картина «Всадница».

Далее учитель рассказывает (§ 65, с. 192) о выдающихся русских портретистах О. А. Кипренском, В. А. Тропинине. Покажите соответствующие репродукции, пользуйте изображения, помещенные в учебнике.

Учитель сообщает: В этот период появляется и сатирическое направление и русской живописи. В творчестве художника П. А. Федотова о себе заявляет уже peaлизм - новый стиль, стремившийся отобразить все многообразие и красочность ре­альной жизни, с ее радостями и недостатками. (Покажите соответствующие репродукции.)

Далее учитель читает помещенные в учебнике слова К. Брюллова о картине А. Федотова (с. 193).

- Что имел в виду К. Брюллов, произнося эти слова? (Очевидно, он понял, что грядет новый стиль, обращенный к жизни, а не к античному прошлому, что и случилось —• важнейшие достижения русской живопись следующих нескольких десятилетий были связаны с реализмом, живописью передвижников.)

Учитель сообщает: В 1852 г. для широкой аудитории был открыт Эрмитаж с ею огромными запасами художественных ценностей. Это стало важнейшим событием культурной жизни России.

3. Учитель сообщает: Русский театр, как вы помните, начинает развиваться еще начиная со времени Алексея Михайловича. В XVIII в. продолжается его становление. К XIX в. по-прежнему большую роль играют зарубежные театральные труппы французские и итальянские. Существовал и русский театр - это были крепостные театры. Новое явление, набиравшее силу - это появление театральных антрепренеров (предпринимателей), преимущественно из помещиков. Они зарабатывали на театральных представлениях. В их труппах выступали как крепостные, так и вольнонаемные актеры. Многие талантливые русские актеры вышли из крепостных М. С. Щепкин, П. С. Мочалов.

Кроме ставших уже классическими пьес ставятся и современные. Между прочим, на подмостках центральных театров был поставлен «Ревизор» Гоголя благо даря личному разрешению Николая I. В эти же годы была поставлена и первая русская опера - «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. И. Глинки. Опера пользовании огромным успехом у публики. Его творчество высоко оценивали такие признанные европейские композиторы, как Г. Берлиоз, Ф. Лист.

4. Учитель сообщает: Мы не будем теперь говорить о русской литературе .Для этого существуют соответствующие уроки. Вспомним только, что время, когда творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь и др. без преувеличения можно назван» золотым веком русской литературы. Но нас интересует производная литературного движения в России - русская журналистика. В первой половине XIX в. количество читающей публики значительно увеличивается, значительно вырастает и объем выпускаемых периодических изданий, их тиражи (хотя по сравнению с современными они все же малы). Следует понимать, что тогдашние журналы являлись едва ли не единствен­ными трансляторами новинок художественной культуры в провинцию. Люди иначе относились к журналам - их с нетерпением ждали, берегли, составляли подшивки..

Увеличился и выпуск газет. Официальной по-прежнему были «Санкт- пербургские ведомости». С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости».

Известный петербургский журналист Ф. Булгарин издавал популярную газету «Северная пчела». Образ этого литератора и журналиста скорее негативен. В курсе литературы он предстает прежде всего в качестве литературного врага Пушкина.

Однако, он действительно был талантливым и удачливым журналистом.

В  первые десятилетия наиболее популярным журналом являлся «Вестник Евро­пы» Н. М. Карамзина, основанный в 1802 г. Он отличался респектабельностью, хорошим подбором материалов.

Ярким событием было издание А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым литературного альманаха «Полярная звезда». В нем печатались ведущие русские поэты, вклю­чая и Пушкина. Однако успели появиться всего 3 книги.

-Почему? (После восстания декабристов по понятным причинам альманах был закрыт.)

- Как вы полагаете, какое направление в журналистике преобладало в эпоху николаевского правления? (Консервативное.)

Однако существовали и журналы либерального направления. Не стоит только забывать, что либеральными любые издание в эпоху Николая I могут быть названы лишь условно, поскольку господствовала жесткая цензура. Из либеральных журна­лом назовем «Московский телеграф» писателя и историка Н. А. Полевого, «Теле­скоп» в нем сотрудничал В. Г. Белинский. Оба журнала впоследствии были закрыты.  Их эстафета перешла к известным журналам «Современник», основанный А.Пушкиным незадолго перед смертью, и «Отечественные записки», которые издавал А. А. Краевский. В этих журналах печатались наиболее видные отечественные литераторы: Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен. Особой популярностью пользовались критические статьи Белинского в «Отечественных записках». Однако после его ухода , журнал теряет популярность.

Широкой популярностью пользовались и журналы консервативного направле­нии, например «Москвитянин», издававшийся в 40-50-е гг. литератором и истори­ком М. II. Погодиным. Этот журнал задумывался с целью популяризирования тео­рии «официальной народности». Погодин на страницах своего журнала вел полеми­ку западниками, с писателями-реалистами. Его ценность повышали публикуемые в нем источники по истории, фольклору, быту русского народа, статьи в защиту сла­вянских народов Европы. В этом же журнале сотрудничали и некоторые славянофи­лы, не разделяя, впрочем, многих взглядов Погодина.

I 2.Итог урока

Первая  половина XIX в. время культурного подъема в России. Отечественная  война дала сильный импульс развитию русского национального самосознания, обращение образованного общества к народу как его проблемам, так и его самому духовному наследию. В значительной степени культура приобретает выраженную  национальную окрашенное п., делается именно «русской».

Домашнее задание

§ 65-66. В качестве домашнего задания ученикам предлагается сделать коллаж, используя лист бумаги формата A3 (или два склеенных листа формата А4), клей, вырезки из журналов, газет, фотографии и др. Логика исполнения коллажа сугубо индивидуальна, ученики сами ставят акценты на тех достижениях культуры, кото­рые они считают наиболее важными. Проверкой домашнего задания служит защита коллажа.

Урок 69. Обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.»

Цель урока: подвести итог новому материалу, проверить знания учеников и степень усвоения материала.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.