I. Изучение нового материала
1. Учитель сообщает: В первой половине XIX в. в России формируется самобытная культура (во всех ее сферах), ставшая вровень с культурой наиболее культурно развитых стран Европы. Это видно по великолепным достижениям русских писателей, художников, ученых. В это время русская культура перестает быть ученической, как это во многом было в предыдущем столетии.
- Какой стиль господствовал в архитектуре XVIII в.? (Классицизм.)
- В чем отличительные черты классицизма? (Классицизм в архитектуре и литературе ориентировался на античное искусство, мифологию, литературу. В архитектуре господствовал принцип уравновешенности, гармоничности пропорций, симметрии.)
Столицей русского классицизма, несомненно стал Санкт-Петербург. В это время в городе создаются большие ансамбли зданий и скульптур, связанных друг с другом
Работа с иллюстрациями (в том числе в учебнике - см. вклейку, рисунок учебника на с. 189): учитель показывает детям иллюстрации с изображением наиболее известных зданий и скульптур (в хронологическом порядке), построенных в стиле классицизма. Обратите внимание учеников на то, что традиционным для России цветом зданий являлся желтый - целые улицы состояли из домов, выкрашенных в желый цвет - современники называли его «унылым».
Следует перечислить в Санкт-Петербурге:
1806-1823 гг. - новое здание Адмиралтейства (проект А. Д. Захарова) - напомните, что шпиль Адмиралтейства воспет в стихах, а кораблик на его конце стал символом Санкт-Петербурга,
Начало XIX в. - здание Биржи на стрелке Васильевского о-ва (Тома де Томон и S Д. Захаров),
1801-1811 гг. - здание Казанского собора (А. Н. Воронихин) - здание построено но образцу собора св. Петра в Риме авторства Микеланджело,
11амятники Кутузову и Барклаю де Толли перед зданием Казанского собора (Б. И Орловский),
40 50-е гг. - бронзовые скульптуры «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге (П. К. Клодт),
Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади (Петербург, П. Клодт),
1818-1858 гг. - Исаакиевский собор (О. Монферран),
1829-1834 гг. - колонна - памятник Александру I на Дворцовой площади (О. Монферран),
Здание Генерального штаба (и арка этого здания) (К. И. Росси), Здание Александринского театра, Михайловского дворца (Русского музея) (все - К И Росси).
Учитель сообщает: К счастью, величественный образ Санкт-Петербурга, сознанный талантливыми скульпторами и архитекторами XV1II-XIX в. дошел до наших дней почти нетронутым. Москва имела особый колорит. На ее кривых и узких улица н сосуществовали здания разных эпох, много было деревянной застройке. Даже Ножир 1812 г. не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше, чем и Петербурге выдающихся зданий в стиле классицизма, к тому же как правило не образуют ансамблей, но все же в Москве творили талантливые архитекторы. И Москве сохранилось множество небольших уютных особняков (усадеб) в классическом стиле.
В Москве и провинции: Здание Большого театра (О. И. Бове); здание Манежа (О. И. Бове, инженер А. А. Бетанкур); Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (И. П. Мартос). По возможности покажите репродукции с изображениями провинциальных нами тиков классицизма: в Арзамасе - Арзамасский собор (М. П. Коринфский), «Белый дом» в Иркутске, Никольский собор в Омске.
Учитель сообщает: С 30-х гг. в крупных городах начинают строить доходные дома, квартиры которых сдавали жильцам внаем. Эти дома отличаются простотой фасада, они уже не могли соответствовать канонам классицизма хотя бы потому, что в них не могло быть одного входа, расположенного по центру здания. Начинается упадок классической архитектуры. Вкусы публики и архитекторов начинают уставать от похожих друг па друга зданий в классическом стиле - наступает период эклектики и смешения стилей.
Популярны становятся работы архитектора К. А. Тона, пытавшегося возродить элементы древнерусской и византийской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви, и оформлении зданий использовал русский и византийский декор. Этот стиль носил название русско-византийского. Главная работа Тона храм Христа Спасителя а Москве в неовизаитийском стиле. Он был заложен в 1839 г. на берегу Москвы-реки в память об избавлении от наполеоновского нашествия. Однако строительство храма затянулось и продолжалось до 1883 г. В 1931 г. храм был взорван, и восстановлен лишь относительно недавно. Ныне он является одним из символов Моек вы (продемонстрируйте детям соответствующую репродукцию).
2. Учитель сообщает: В русской живописи первой половины столетия господствует академизм.
Запись в тетрадях:
Академизм - классицизм в живописи.
Доклады учеников о судьбе и наиболее известных картинах Карла Брюллова и Александра Иванова (5-7 мин. каждый). Ученик, рассказывающий о Брюллове, должен подчеркнуть, что художник отдал дань также романтизму - в этом стиле написана, к примеру, его картина «Всадница».
Далее учитель рассказывает (§ 65, с. 192) о выдающихся русских портретистах О. А. Кипренском, В. А. Тропинине. Покажите соответствующие репродукции, пользуйте изображения, помещенные в учебнике.
Учитель сообщает: В этот период появляется и сатирическое направление и русской живописи. В творчестве художника П. А. Федотова о себе заявляет уже peaлизм - новый стиль, стремившийся отобразить все многообразие и красочность реальной жизни, с ее радостями и недостатками. (Покажите соответствующие репродукции.)
Далее учитель читает помещенные в учебнике слова К. Брюллова о картине А. Федотова (с. 193).
- Что имел в виду К. Брюллов, произнося эти слова? (Очевидно, он понял, что грядет новый стиль, обращенный к жизни, а не к античному прошлому, что и случилось —• важнейшие достижения русской живопись следующих нескольких десятилетий были связаны с реализмом, живописью передвижников.)
Учитель сообщает: В 1852 г. для широкой аудитории был открыт Эрмитаж с ею огромными запасами художественных ценностей. Это стало важнейшим событием культурной жизни России.
3. Учитель сообщает: Русский театр, как вы помните, начинает развиваться еще начиная со времени Алексея Михайловича. В XVIII в. продолжается его становление. К XIX в. по-прежнему большую роль играют зарубежные театральные труппы французские и итальянские. Существовал и русский театр - это были крепостные театры. Новое явление, набиравшее силу - это появление театральных антрепренеров (предпринимателей), преимущественно из помещиков. Они зарабатывали на театральных представлениях. В их труппах выступали как крепостные, так и вольнонаемные актеры. Многие талантливые русские актеры вышли из крепостных М. С. Щепкин, П. С. Мочалов.
Кроме ставших уже классическими пьес ставятся и современные. Между прочим, на подмостках центральных театров был поставлен «Ревизор» Гоголя благо даря личному разрешению Николая I. В эти же годы была поставлена и первая русская опера - «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. И. Глинки. Опера пользовании огромным успехом у публики. Его творчество высоко оценивали такие признанные европейские композиторы, как Г. Берлиоз, Ф. Лист.
4. Учитель сообщает: Мы не будем теперь говорить о русской литературе .Для этого существуют соответствующие уроки. Вспомним только, что время, когда творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь и др. без преувеличения можно назван» золотым веком русской литературы. Но нас интересует производная литературного движения в России - русская журналистика. В первой половине XIX в. количество читающей публики значительно увеличивается, значительно вырастает и объем выпускаемых периодических изданий, их тиражи (хотя по сравнению с современными они все же малы). Следует понимать, что тогдашние журналы являлись едва ли не единственными трансляторами новинок художественной культуры в провинцию. Люди иначе относились к журналам - их с нетерпением ждали, берегли, составляли подшивки..
Увеличился и выпуск газет. Официальной по-прежнему были «Санкт- пербургские ведомости». С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости».
Известный петербургский журналист Ф. Булгарин издавал популярную газету «Северная пчела». Образ этого литератора и журналиста скорее негативен. В курсе литературы он предстает прежде всего в качестве литературного врага Пушкина.
Однако, он действительно был талантливым и удачливым журналистом.
В первые десятилетия наиболее популярным журналом являлся «Вестник Европы» Н. М. Карамзина, основанный в 1802 г. Он отличался респектабельностью, хорошим подбором материалов.
Ярким событием было издание А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым литературного альманаха «Полярная звезда». В нем печатались ведущие русские поэты, включая и Пушкина. Однако успели появиться всего 3 книги.
-Почему? (После восстания декабристов по понятным причинам альманах был закрыт.)
- Как вы полагаете, какое направление в журналистике преобладало в эпоху николаевского правления? (Консервативное.)
Однако существовали и журналы либерального направления. Не стоит только забывать, что либеральными любые издание в эпоху Николая I могут быть названы лишь условно, поскольку господствовала жесткая цензура. Из либеральных журналом назовем «Московский телеграф» писателя и историка Н. А. Полевого, «Телескоп» в нем сотрудничал В. Г. Белинский. Оба журнала впоследствии были закрыты. Их эстафета перешла к известным журналам «Современник», основанный А.Пушкиным незадолго перед смертью, и «Отечественные записки», которые издавал А. А. Краевский. В этих журналах печатались наиболее видные отечественные литераторы: Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен. Особой популярностью пользовались критические статьи Белинского в «Отечественных записках». Однако после его ухода , журнал теряет популярность.
Широкой популярностью пользовались и журналы консервативного направлении, например «Москвитянин», издававшийся в 40-50-е гг. литератором и историком М. II. Погодиным. Этот журнал задумывался с целью популяризирования теории «официальной народности». Погодин на страницах своего журнала вел полемику западниками, с писателями-реалистами. Его ценность повышали публикуемые в нем источники по истории, фольклору, быту русского народа, статьи в защиту славянских народов Европы. В этом же журнале сотрудничали и некоторые славянофилы, не разделяя, впрочем, многих взглядов Погодина.
I 2.Итог урока
Первая половина XIX в. время культурного подъема в России. Отечественная война дала сильный импульс развитию русского национального самосознания, обращение образованного общества к народу как его проблемам, так и его самому духовному наследию. В значительной степени культура приобретает выраженную национальную окрашенное п., делается именно «русской».
Домашнее задание
§ 65-66. В качестве домашнего задания ученикам предлагается сделать коллаж, используя лист бумаги формата A3 (или два склеенных листа формата А4), клей, вырезки из журналов, газет, фотографии и др. Логика исполнения коллажа сугубо индивидуальна, ученики сами ставят акценты на тех достижениях культуры, которые они считают наиболее важными. Проверкой домашнего задания служит защита коллажа.
Урок 69. Обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.»
Цель урока: подвести итог новому материалу, проверить знания учеников и степень усвоения материала.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.