Русские социалисты: Герцен А. И., Огарев Н. П., М. В. Буташевич-Петрашевский, М. А. Бакунин
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
1) полное отрицание самодержавия 2) Необходимость скорейшей и полной отмены крепостного права 3) Благодаря особенностям исторического развития, в России существует уникальное условие для построения социализма - традиционная крестьянская община Построение демо­кратической рес­публики Построение справедливого общества на началах широко­го самоуправления, как пред­лагали французские социали­сты. Основа построения социа­лизма в России - крестьян­ская община с ее общинным землевладением и мирским самоуправлением. Россия может избежать «язв» капитализма» и начать стро­ить у себя социалистическое общество

 

 

III. Итоги урока

Несмотря на застой в политическом развитии, русское общество николаевской эпохи жило напряженной идейной жизнью. Процветает увлечение родной историей, передовыми идеями западных мыслителей - преимущественно французских социа­листов и немецких философов. Все эти идейные течения подготовили ту насыщен­ную идейную атмосферу, которой жило образованное общество России эпохи Вели­ких реформ царствования Александра II.

Домашнее задание

Опережающее задание: § 63. Ученикам предлагается нарисовать Крымскую вой­ну, используя лист бумаги формата A3 (возможно два склеенных листа формата А4), краски, карандаши. В дополнение можно использовать аппликацию. Никаких стан­дартов не задается, логика исполнения рисунка индивидуальна, но в нем должны быть отражены основные причины и результаты войны, ход военных действий. Про­веркой такого домашнего задания служит защита рисунка. Учитель отбирает не­сколько лучших и просит учеников «объяснить» рисунок.

Урок 65 (вариант II). Общественная жизнь России при Николае I (урок-игра)

Цель урока: познакомить учащихся с оппозиционным общественным мнением ни колаевской эпохи.

Оборудование урока: портреты деятелей эпохи.

Рекомендуемая организация урока

I, Закрепление изученного

см. урок 65, вариант I.

2, Игра «Общественная жизнь России при Николае I»

Ученики делятся на группы:

а)Славянофилы.

б)Западники.

и) Русские социалисты (среди них кто-то «отвечает» за идеи Герцена и Огарева, ню го за идеи Бакунина). Кто из учеников может защищать взгляды В. Г. Белин­ского, П. Я. Чаадаева.

Учитель председательствует и определяет время ответа на вопросы и дискуссию. Выступление лучше осуществлять от имени какого-то конкретного исторического персонажа. Представителем славянофилов может быть А. С. Хомяков, западников -

I II. Грановский. Возможен вариант, при котором ученики отвечают от имени раз­ных представителей того или иного направления. Ученикам задается ряд вопросов, они от имени своих персонажей озвучивают ответ.

Целью игры является не только односторонний ответ на вопрос, но именно «защита» позиции той или иной группы мыслителей, что предполагает дискуссию меж­ду учениками. Учитель провоцирует дискуссию просьбами оценить и покритиковать позицию оппонента.

 вопросы:

1. Каково ваше отношение к самодержавию?

2. Каков, по вашему мнению, наилучший государственный строй?

3.Что вы думаете о крепостном праве?

4.Что вы думаете о русской истории? Как вы относитесь к преобразованиям Петра I? Есть ли  у России свой особый путь, отличный от западного? Что вы думаете о Западе?

 5. Как вы относитесь к русской крестьянской общине?

Домашнее задание

См. урок 65, вариант I.

Урок 66. Крымская война (1853-1856)

Цели  урока: проанализировать ход войны, выяснить ее предпосылки и причины поражения России.

План урока:

I Восточный вопрос.

 2 Спор из-за палестинских святынь.

3.Кампания 1853-1854 г.

4 Осада Севастополя.

5. Парижский мир. Причины поражения. Итоги войны

Основные понятия: восточный вопрос.

Важнейшие  даты: 1826-1828 гг. - русско-иранская война; 1828-1829 гг. - русско- грецкая война; 1853-1856 гг. - Крымская война; конец августа 1855 г. - капиту­ляция Севастополя; март 1856 г. - Парижский мирный договор.

Выдающиеся личности: В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин, Н. И. Пи­рогов.

Оборудование урока: схема 12 учебника, соответствующие карты атласа, карта «Крымская война 1853-56 гг.», портреты П. С. Нахимова, В. А. Корнилова.

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

«Объяснение» рисунков по Крымской войне.

И. Изучение нового материала

1. Составление на доске и в тетрадях схемы.


 

Учитель объясняет: В XIX в. некогда грозная для всей Европы Османская им­перия заметно слабеет. Входившие в ее состав христианские народы Балканского полуострова начинают борьбу за свое освобождение от османского ига. Одновре­менно в борьбу включаются ряд мятежных мусульманских провинций. Одни евро­пейские государства стремились к ослаблению и даже разделу Порты, другие же, наоборот, стремились сохранить ее.

Запись в тетрадях:

Восточный вопрос - клубок международных противоречий вокруг ослабев­шей Османской империей.

- Подумайте, какие государства стремились к дальнейшему ослаблению Ос­манской империи, а какие - наоборот? (Австрия и Россия - за ослабление и отторжение ряда территорий, Франция - за сохранение могущества Тур­ции в противовес России и Австрии.)

Учитель дополняет: В то же позиции сторон на протяжении столетия менялись. Россия, к примеру, не стремилась к полному расчленению Османской империи, стремясь в первую очередь к обеспечению собственных национальных интересов и освобождению христианских государств из-под власти Порты.

- В чем состояли национальные интересы России в отношении Турции? (Безопасность южных границ, благоприятный режим черноморских проливов, позволяющий свободно проходить через проливы российских торговым и военным судам, в отличие от иностранных военных кораблей.)

Работа с атласами и контурными картами: учитель по учебнику излагает основные события Русско-иранской войны и русско-турецкой войны. Ученики следят по атласам, отмечают в контурных картах передвижения войск, места сражения и подписания договоров, присоединенные к России территории.

Запись в тетрадях:

1826-1828 гг. - русско-иранская война;

1828-1829 гг. - русско-турецкая война.

Составление таблицы:

Война Результат
1826-1828 гг. Русско-иранская Туркманчайский мир: огромные репарации в пользу России, уступка Ираном Северной Армении, отказ от претензий на Дагестан и Северный Азербайджан
1828-1829 гг. Русско-турецкая война Адрианопольский мир: к России перешла дельта Дуная, Ахалцихская область Грузии, береговая линия от Анапы до Поти. Греция получила независимость, Сербия, Валахия и Молдавия - автономию.

 

В 1840-1841 гг. была подписана т. н. Лондонская конвенция между Россией, Англией, Францией и Турцией, согласно которой проливы Босфор и Дарда­неллы объявлялись закрытыми для всех иностранных военных судов. Оцени­те это соглашение с точки зрения интересов России. (Лондонская конвенция стала серьезным дипломатическим поражением России, поскольку по ее ус­ловиям российский флот оказывался запертым в Черном море и не мог спо­собствовать решению военно-политических задач России в Средиземном море (как то было прежде - вспомните, к примеру, походы Ушакова к бере­гам Италии и проч. Конвенция ущемила государственные интересы России, сократила возможности влияния на Турцию.)

2. Учитель сообщает: В 1850 г. в Палестине возник конфликт между католика­ми и православными из-за вопроса о том, кто будет опекать наиболее чтимые христианские храмы в Иерусалиме и Вифлееме. На сторону католиков встала Франция, православных - Россия. Сам по себе конфликт не мог стать причиной войны, т. к. обстановка была и без того напряженная. Он стал ее поводом. Важную роль в решении спора о святынях в повод к войне сыграла позиция Петербурга, поскольку Николай I стремился во что бы то ни стало преодолеть результаты Лондонской  конференции по проливам. Внешняя политика Николая I была слишком самоуверенной. Посланный для урегулирования дела к султанскому двору царский любимец A. Меншиков вел себя надменно и лишь усугубил конфликт. В то же время другие державы не были склонны к поддержке России. Австрия была недовольна уси­лением влияния России после участия в подавлении революции в Австро-Венгрии в 1848-1849 гг. Это также беспокоило и Англию, отказавшуюся заключить с Россией союз против Турции. Однако все это не смущало российского императора. В действительности Россия, привыкшая еще со времен Петра считать себя в состоянии самостоятельно решить любые внешнеполитические задачи, теперь уже была не в ни состоянии делать это, что и показала война. В подкрепление российских требований были  введены российские войска в Молдавию и Валахию, в ответ английская и французская эскадры вошли в Мраморное море, а ободренный турецкий султан объявил России войну. (запись в тетрадях: 1853- 1856 г. - Крымская война.

3. Рассказ учителя, работа с картой и контурными картами. Учитель по учебнику (§ 63, с. 176-178) рассказывает о боях начального этапа войны. Ученики следят по атласам, отмечают в контурных картах места морских и сухопутных  сражений

Но ходу составляется конспект:

1853 г. - начало 1854 г. - военные действия в Валахии и Молдавии;

1853 - удачные действия русских войск на Кавказе против Шамиля и турок;

18 ноября 1853 г. - сожжение турецкого флота в Синопской бухте. Нахимов;

Январь 1854 г. - ввод англо-французской эскадры в Черное моря, ультиматум о выводе русских войск из дунайских княжеств;

Март 1854 г. - вторжение русских войск в пределы Турции, Англия и Франция объявляют России войну, Австрия придерживается вооруженного нейтралитета, сосредотачивает армию на границе Дунайских княжеств;

1854 г. - действия английских эскадр против русского флота на Балтике, бом­бардировка Соловецкого монастыря, попытка захватить Петропавловск- Камчатский;

Осень 1854 г. - высадка англо-французской армии под Евпаторией в Крыму;

8 сентября 1854 г. - битва на р. Альме. Начало осады Севастополя.

4. Самостоятельная работа с учебником (с. 178-180). Работа строится по об­разцу предыдущего раздела: ученики самостоятельно читают учебник, составляют краткий конспект военных действий по трем разделам: осада Севастополя, сражения в Крыму, военные действия на Кавказе. Так же заполняются контурные карты. Затем ученики отвечают на вопросы:

- В чем причина поражения русских войск в битве под Инкерманом? (Техниче­ское превосходство союзников - нарезное оружие против гладкоствольного, недостаточно четкая организация боевых действий.)

- В чем вы видите причины поражения в войне? (Слабость российской финан­совой системы и военной промышленности, плохое обеспечение армии, пло­хое состояние дорог, пассивность армейского командования и ошибки в раз- работке стратегических планов.)

- Каковы итоги Крымской войны для России? (Армия обескровлена, казна пус­та, экономика расстроена, психологический кризис в правительственной среде, нарастание недовольства обществом состоянием дел в России.)

Запись на доске:

Конец августа 1855 г. - капитуляция Севастополя.

5. Учитель сообщает: Падение Севастополя предрешило исход войны. Еще ра­нее в феврале 1855 г. умер император Николай I. Российская казна была пуста, а экономика в удручающем состоянии, армия обескровлена. В конце 1855 г. Австрия предъявила ряд требований, угрожая вступить в войну. В этих условиях на совеща­нии виднейших сановников было решено начать переговоры о мире.

Запись в тетрадях:

Март 1856 г. - Парижский мирный договор.

По нему Россия понесла минимальные территориальные потери: острова в дельте Дуная и южную часть Бесарабии. Однако тяжелыми были статьи, ограничивав­шие военную мощь России: было объявлено о «нейтрализации» Черного моря, вход в него запрещен для военных судов, а на берегах запрещалось иметь военные арсе­налы. Практически это означало, что Россия не может иметь военный флот на Черном море, и в первую очередь было обращено против России.

III. Итог урока

Война не только истощила Россию экономически, но, если так можно выразиться, она истощила существующую систему морально: стали видны все недостатки управления, вся отсталость России от западных стран в экономическом, военном и  социальном отношении. Значительно ослаб авторитет России на международной арене, который отныне приходилось завоевывать заново. Война имела одно положительное последствие для России: стало очевидно, что необходимы кардинальные перемены.

Домашнее задание

1. § 63, подготовиться к проверочному тесту.

2. Опережающее задание: прочитать § 64, готовиться к самостоятельному рас­сказу об одной из тем по карточке-конспекту. Учитель заранее делит класс на 4 варианта.

Предложить ученикам подготовить более углубленные доклады (на выбор): к примеру, о Лобачевском, Аносове, Пирогове к разделу «Точные науки», Н. М. Карамзине к разделу «гуманитарные науки», одном из русских море­плавателей. Каждый доклад должен быть на 5-7 минут. Не следует делать более 3-4 докладов за урок. При подготовке к ответам и докладам предложи­те почитать дополнительную литературу: Русский Биографический словарь, Советскую историческую энциклопедию, Словарь юного историка.

Урок 67. Образование и наука в первой половине XIX в.

Цель урока: рассказать о реформе системы образования в России, рассказать о раз- витии русской науки и русских географических открытиях.

План урока (заранее подготовленный рассказ учеников по темам):

1. Образование в России;

2. Достижения точных наук;

3. Гуманитарные науки;

4. Русские географические открытия.

Основные понятия: гимназии.

Рекомендуемая организация урока

I. Закрепление изученного.

Тестовые задания[2]

1. Укажите годы русско-иранской войны:

а) 1826-1828 гг.

б) 1828-1829 гг.

в) 1853-1855 гг.

2. Найдите соответствие:

1)Вхождение Среднего жуза в состав России; а) 1829;

2) Адрианопольский мир;               б) 1841;

3) Лондонская конвенция;               в) 1854.

3. Выберите правильный ответ. Предлогом для объявления Турцией войны Рос­сии послужил (послужило):

а) отказ русского царя предоставить мусульманам равные с православными права на территории Российской империи;

б) введение русских войск на территорию Молдавии и Валахии;

в) занятие русским флотом проливов Босфор и Дарданеллы;

г) захват Константинополя.

4. Выберите правильный ответ. Главной причиной совместного выступления европейских стран против России в годы Крымской войны было стремление не допустить:

а) раздела Турции;

б) укрепление позиций России в Персии;

в) завоевание Средней Азии;

г) присоединение к России Дальнего Востока.

5. Выберите правильный ответ. Союзные войска вступили в войну против Рос­сии:

а) в ноябре 1853 г.

б) в марте 1854 г.

в) в сентябре 1854 г.

г) в август 1855 г.

6. Выберите правильный ответ. Командующим русской армией на Кавказе был:

а) Н. Н. Муравьев;

б) П. С. Нахимов;

в) Э. И. Тотлебен;

г) В. А. Корнилов.

7. Допишите фамилию выдающегося моряка-защитника Севастополя.

 

к        

 

Ответы:

1. а);                          2. 1)—а), 2) -б), 3) -в);

3. б);                                        4. а);

5. в);                                        6. а);

7. Кошка.

II. Изучение нового материала

Ответ по карточкам-конспектам.


 

Составление схемы «Система образования в России» (см. на след. странице). Учитель подводит итог: В XIX в. была создана система образования, предпола гавшая возможность перехода с более низкой на высшую ступень. Доступ к свет­скому среднему образованию получили дети ремесленников, крестьян. Однако и целом грамотность среди простого народа оставалась низкой - среди крестьян около 5 %. Среднее образование получало сравнительное небольшое количество человек не говоря о привилегированном высшем.

 

Система образования в России


 

Далее продолжается работа по карточкам.

 


Доклад учащегося

III. Итог урока

Итак, в первой половине XIX в. в России была создана достаточно развитая сис тема образования, предполагавшая возможность перехода с более низкой на выс шую ступень, хотя грамотность среди простого населения продолжала оставаться крайне низкой. Российская наука достигла огромных успехов, открытия и изобретс ния отечественных ученых имели большое значение для развития мировой науки.

Домашнее задание

1. §64.

2. Подготовка докладов о К. Брюллове и А. Иванове - по желанию учеников могут быть выбраны и другие художники, архитекторы, скульпторы.

Урок 68. «Золотой век» русской культуры

Цель урока: дать представление о наиболее значительных достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры первой половины 19 столетия.

План урока:

1. Архитектура и скульптура;

2. Живопись;

3. Театр и музыка;

4. Русская журналистика.

Основные понятия: классицизм, русско-византийский стиль, романтизм, акаде­мизм, реализм.

Оборудование урока: используйте всевозможные иллюстрации и репродукции, включая те, что даны в учебнике.

Примечание: в качестве альтернативы проведения урока рекомендуем организовать для учеников экскурсии в местный музей изобразительных искусств, совершить обзорную экскурсию по городу. Рекомендуем также посетить Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственную Третьяковскую галерею в Москве.





Дата: 2019-03-05, просмотров: 336.