Плюсы | Минусы |
1. Освобождение крестьян и наделение их землей 2. Освобождение за счет казны, что вы годно помещикам и не затрагивало их сословные интересы Крестьяне освобождаются помещиками добровольно, без Принуждения | 1. Низкие темпы освобождения крестьян (могло растянуться на 200 лет) вследствие отсутствия в казне достаточного количества денег (5 млн. р. в год) и нежелания помещиков освобождать крестьян 2. Обеспечение крестьян всего 2-мя десятинами земли. Это очень мало и заставило бы их арендовать землю у помещиков |
Задание классу: Сравните проект Аракчеева с указом о «вольных хлебопашцах» - в чем сходство и различие? (Сходство: освобождение крестьян с землей, добровольное освобождение помещиками. Различие: по проекту Аракчеева планировалось выкупать крестьян за счет скупку в казну закладываемых имений, что могло ускорить процесс освобождения крестьян.)
Учитель сообщает: Следует учитывать, что после войны и разорения ряда губерний процесс разорения помещиков ускорился, и возросло количество закладываемых в казну имений и, следственно, крестьян. Проект предлагал убить сразу двух зайцев: помочь разоряющимся помещикам и освободить крестьян.
2. Учитель сообщает: В послевоенное время особенно остро просвещенные слои общества ожидали введения в России конституции. Это было связано с дарованном конституции Царству Польскому и с тем, что на открытии польского сейма в 1818 г. Александр заявил о намерении дать конституционное устройство всей России. В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. При разработке ориентировали» ь на польскую конституцию и на проект Сперанского. К 1821 г. текст документа был готов и одобрен царем. Он был назван «Государственная уставная грамота».
Запись в тетрадях:
I 818-1821 гг. - «Государственная уставная грамота Российской империи» -
проект конституции, составленный Н. Н. Новосельцевым.
Работа с учебником: ученики читают о проекте Новосильцева в учебнике (e. 148), составляют конспект:
- Россия становится федерацией и делится на 12 наместничеств;
- Формируется представительская система на местах и в центре. Центральный представительный орган состоит из двух палат;
- Монарх имеет право законодательной инициативы, внося законопроекты в «парламент»;
- Без согласия «парламента» закон не может быть принят;
- Царь назначает сенаторов и утверждает депутатов нижней палаты, избираемых местными собраниями;
- Гражданские свободы: неприкосновенность личности, свобода печати, вероисповедания, равенство всех перед законом и проч.
Составление схемы:
Представительная система России по проекту Новосильцева
- Какой тип политического устройства возник бы в России в случае реализации этой программы? (Конституционная монархия.)
- В чем ограниченность этого проекта? {Проект не предусматривал освобождение крестьян и наделение их гражданскими или политическими правами.)
- Почему проект не был реализован? (В 1820-1821 гг. произошли революции в Испании и Италии. Встревоженный событиями царь, предпочел отложить реализацию проекта.)
3. Запись в тетрадях:
Военные поселения начали массово вводиться в 1817-1818 гг.
- Вспомните, как комплектовалась русская армия начиная со времени Петра 1? (С помощью набора рекрутов. Определенной количество дворов (семей) выставляло одного рекрута, который служил в армии большую часть оставшейся жизни.)
- В связи с какими событиями встал вопрос об изменении этой системы? (Нашествие французов показало медленность и неэффективность старой системы комплектации войск. Она не позволяла быстро увеличивать численность армии. Кроме того, после разорительного нашествия содержание армии за государственный счет стало чувствительно сказываться на государственных финансах.)
- Во Франции существовал принцип всеобщей воинской повинности (как в современной России) - почему он не подходил России? {Большая часть населения являлись крепостными крестьянами и рабочими - они не могли быть отняты государством у их владельцев.)
Учитель сообщает: Выход был предложен. С целью сокращения расходов на армию в экономически тяжелое послевоенное время было предложено перевести армию на «самоокупаемость» путем создания военных поселений. Идея была предложена еще в XVIII в. рядом европейских военных теоретиков. Смысл ее был в том, что армия в мирное время может сама содержать себя, занимаясь производительным трудом. Разработка идеи была поручена Александром своему фавориту Аракчееву. Первые опыты были предприняты еще до войны 1812 г. В российских условиях было предложено следующее: в крестьянские поселения вводились воинские части, и нее жители переводились на военное положение, приравниваясь к солдатам. Они должны были жить по армейским законам, но одновременно продолжали заниматься сельским хозяйством. Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде военные поселяне должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, выходить на работу, что коренным образом ломало их прежний привычный быт. Отрицательно это сказывалось и на ведении хозяйства: торговля в этих поселениях замирала, урожаи падали. Особенно тяжелым для военных поселян оказались обширные строительные и дорожные работы, поглощавшие массу труда, здоровья и времени. Введение военных поселений воспринималось обществом как тяжелая, реакционная мера и приводило к сопротивлению со стороны крестьян и казаков (восстание военных поселян летом 1819 г. в Чугуеве). Восстания повторялись, о переведении всей армии или значительной ее части на такую систему не могло быть и речи, однако в целом эта система была упразднена лишь в 1857 г.
4. Работа с учебником: ученики читают раздел учебника (с. 149-150) о последних годах царствования Александра I.
III. Итог урока
Все царствование Александра I наполнено попытками реформ, однако практически все они остались нереализованными. Ввиду внешних условий, но преимущест- вснно из-за сопротивления подавляющей части дворянства царь отказался от освобождения крестьян, от введения в России конституции и формирования представительной системы.
Домашнее задание
К уроку 62 (вариант I):
1. §59, с. 147-150.
2. Один из учеников готовит доклад о восстании декабристов - на основе учебника (§ 59, с. 152-154), а также дополнительной литературы (Энциклопедия для детей. - Т. 5. - Ч. 2. - М.: Аванта+, 1995. - С. 311-317).
3. Ответить на вопросы: а) Что все же доказывает искреннее стремление Александра I к реформированию государства? б) В царствование Александра было осуществлено несколько попыток либеральных реформ, общество же ответило на это восстание декабристов - как объяснить этот факт? в) Как в целом охарактеризовать готовность русского общества (дворянского) к осуществлению масштабных либеральных реформ?
К уроку 62 (вариант II):
Подготовка к ролевой игре «Суд над декабристами». Учитель назначает роли (см. урок 62, вариант II). При подготовке ученики, которые будут исполнять роли декабристов, должны изучить приводимые выдержки из Конституции М. Муравьева и «Русской правды» П. И. Пестеля. Все ученики должны изучить учебник и познакомиться с дополнительной литературой (см. выше).
Урок 62 (вариант I). Восстание декабристов
Цель урока: рассказать о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов.
План урока:
1. Заполнение таблицы;
2. Доклад ученика о восстании декабристов
Основные понятия: тайное общество, «Зеленая книга», «Конституция», «Русская правда».
Важнейшие даты: 1821-1822 гг. - возникновение Северного и Южного обществ, 14 декабря 1825 г. - выступление на Сенатской площади.
Выдающиеся личности: А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, М. и С. Муравьевы-Апостолы, И. Якушкин, П. Пестель, Е. Оболенский, И. Пущин, П. Каховский, М. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев.
Оборудование урока: схема выступления на Сенатской площади, соответствующая карта атласа.
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
1. Вплоть до 20-х годов царь не оставлял проекты либеральных реформ. В первую половину своего царствования Александр попытался провести некоторые реформы либерального содержания - создание Государственного совета, указ о «вольных хлебопашцах». Об этом же свидетельствует ликвидация крепостного права в Остзейском крае, дарование Конституции Царству Польскому и восстановление там Сейма (Парламента);
2. Александр начиная с самого начала своего царствования стремился провести ряд либеральных реформ, в том числе отменить крепостное право, создать в России конституционную монархию вместо самодержавной. Все эти проекты не были реализованы. В обществе зрело недовольство, поскольку зерна надежды были посеяны. Среди этих надежд выросло молодое поколение просвещенного дворянства, участвовавшее в Отечественной войне, побывавшее за границей и также стремившееся к преобразованиям. Увидев нежелание правительства осуществлять преобразования, наиболее радикальные из них решились на восстание в подходящий момент;
3. Большая часть общества (дворянства) не была склонна к серьезным преобразованиям, особенно либеральным. Более того, при дворе и в обществе была сильна консервативная партия, препятствовавшая проведению либеральных преобразований. Эти люди, среди которых было не мало просвещенных людей, как например историк Н. М. Карамзин, искренне видели в либеральных начинаниях царя (во всяком случае в таких формах) опасность для внутренней стабильности России. В своем большинстве российское дворянство было настроено консервативно.
II. Изучение нового материала
1. Самостоятельная работа с учебником (§59, с. 150-152) и заполнение таблицы.
Тайные общества в России
Организация, время существования | Члены организации | Характер организации | Программа, методы |
(Союз спасения, 1816-1817 гг. | офицеры Александр Муравьев - инициатор, Никита Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, Павел Пестель, Евгений Оболенский, Иван Якушкин, Иван Пущин | Законспирированная заговорщическая организация. Мало членов | Метод: в момент смены царей исторгнуть у правительства конституцию; первый проект цареубийства. Введение конституции, уничтожение крепостного права. Разработанная программа отсутствовала |
Союз благоденствия, 1818-1821 гг. | Во главе - те же лица | Более открытое общество, 200 членов. Ставило целью пропаганду и просвещение | Устав: «Зеленая книга». Метод - формирование передового общественного мнения, распространение нравственности просвещения. В перспективе - введение конституции, равенства граждан перед законом, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений |
Северное общество, 1821-1825 гг. | Во главе - Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, Евгений Оболенский, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев и др. | Тайное общество | Метод: восстание при смене императоров. Программа - Конституция Н. М. Муравьева. Установление конституционной монархии, Россия - федерация. Император - исполнительная власть, «верховный чиновник». Высшая законодательная власть - двухпалатный парламент - Народное вече (Верховная Дума и Палата народных представителей). Все должности в государстве - выборные. Отмена крепостного права (но основная масса земли - у помещиков). Равенство всех перед законом, уничтожение сословий. Введение гражданских прав и свобод |
Южное общество, 1821-1825 гг. | Павел Пестель, Сергей Муравьев- Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин | Тайное общество | Метод: восстание при смене императоров. Программа - «Русская правда» П. И. Пестеля. Установление в России единой и неделимой республики. Законодательная власть у однопалатного Народного веча, исполнительная - у Державной думы, контролирующая - у Верховного собора. Отмена крепостного права, разделение всех земель на общественную и частную. Уничтожение сословий, провозглашение гражданских свобод |
Беседа по вопросам:
- Как вы оцениваете идеи декабристов: а) они носили революционных характер; б) вели лишь к частичному обновлению самодержавной системы в России. Ответ аргументируйте на основе конституционных проектов декабристов.
- Какую программу вы считаете лучше применимой к реалиям российской жизни - Пестеля или Муравьева. Какая из программ учитывала народную психологию? Ответ аргументируйте.
- Мсторик В. О. Ключевский отмечал, что восстание декабристов по форме схоже с дворцовыми переворотами XVIII в., но в то же время значительно от них отличается. Согласны ли вы с этим утверждением? В чем сходство и в чем отличие?
2. Запланированный доклад ученика (5—10 мин.) о вооруженном восстании декабристов. Ученики следят по схеме.
III. Итог урока
Значение движения декабристов в том, что оно было по сути первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристы были настоящими патриотами России. Их поведение было последовательным: они не просто критиковали современную им действительность, но предлагали программы переустройства, реформ. Они готовы были пожертвовать жизнями ради защиты своих идей.
Домашнее задание
1. § 59, с. 150-152.
2. Выполнить задание: попробуйте предположить, по какому пути развития могла бы пойти Россия в случае реализации:
а) программы Пестеля;
б) программы Муравьева;
в) в случае, если восстания декабристов вовсе не было.
Какой вам представляется Россия в этом случае, скажем, через 30 лет?
Урок 62 (вариант II). Ролевая игра «Суд над декабристами»
Цель урока: Данная ролевая игра не предусматривает использование специальных документов по суду над декабристами и не ставит своей целью воспроизведение реального хода судебного процесса. Главная ее цель - показать основные причины восстания, охарактеризовать программы Северного и Южного обществ, доказать необходимость восстания (со стороны декабристов) или недопустимость (со стороны обвинения). Также цель игры заключается в демонстрация настроений, получивших распространение в различных слоях русского общества накануне восстания.
Ход игры
Класс разбивается на несколько групп:
1) обвиняемые (декабристы);
2) обвинитель (в лице Николая I);
3) адвокат;
4) свидетели (представители от офицеров, вернувшихся из заграничных походов русской армии 1813-1815 гг., представители от солдат, крепостных крс стьян, военных поселян и т. д.);
5) судья (возможно сам учитель) и присяжные заседатели. Возможно и даже желательно использование костюмов.
Учитель: В 1826 г. состоялся суд над декабристами. По первоначальному приговору суда 36 человек были приговорены к смертной казни, 17 - к пожизненном каторге, 40 - к различным срокам каторжных работ. 5 декабристов, возглавлявших лот список, были приговорены к смертной казни четвертованием. Приговор был послан на утверждение Николаю I, который смягчил наказание, уменьшил сроки, а на 31 подсудимого смертная казнь была заменена пожизненной каторгой. Наказание 5-ти декабристам, приговоренным к четвертованию, по приказу императора должен был установить сам суд. Четвертование было заменено повешеньем.
Сегодня у нас есть возможность изменить приговор. Итак, суд начинается.
Обвинитель: Уважаемый суд! Уважаемые господа присяжные! Сегодня вам предстоит рассмотреть и вынести свое решение по делу о виновности декабристов. Обвинение намерено доказать вам преступность действий обвиняемых, которые изменили Престолу и Отечеству. Этой «горсткой извергов» умышленно составлен Пыл антиправительственный заговор, они заразили своими идеями умы многих современников и покусились на жизнь самого императора. За это они должны понести наказание. И Мы докажем их вину!
Защитник: Уважаемый суд! Уважаемые господа присяжные! Обвинение назвало все проступки, в которых обвиняются подзащитные. Мы намерены опровергнуть МК, Мы докажем вам, что действия обвиняемых были основаны на стремлении распространить в России прогрессивные идеи просветителей, освободить народ от бремени крепостничества, ввести демократические свободу и основанное на праве конституционное управление в России. В своих действиях подзащитные руководствовались лишь соображениями пользы своему Отечеству - вот что мы намерены доказать. и докажем!
Для дачи показаний вызываются декабристы, вопросы которым поочередно задают обвинитель и адвокат. Затем начинается опрос свидетелей, которые излагают свою взгляды на произошедшие события. После свидетельских показаний обвинитель и защитник произносят заключительные речи.
И заключение присяжные выносят свой приговор, аргументируя свое решение.
Домашнее задание
См. задание к варианту 1.
Дополнительные материалы
Из проекта Конституции Н. М. Муравьева
Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для представителей и для обществ; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей - ни с начатыми здравого рассудка. Нельзя допустить основанием правительства - произвол одного человека - невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне - а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя - ни разумных исполнителей... Федеральное или Союзное Правление ОДНО разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и своих граждан.
Под надзором государя одно законодательное Собрание находится в столице и делает все распоряжения, общие для всего государства; - частные расположения, касающиеся до области, предоставлены областным законодательным собраниям, образованным наподобие Столичного, и таким образом доставляется, благосостояние целого и частей.
Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М im. -С. 246.
Из «Русской правды» П. И. Пестеля %
4) Весь российский народ составляет одно сословие - гражданское; все нынешние со- нмнши уничтожаются и сливаются в одно сословие - гражданское. Все различные племена, ни нишяющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названии составляют один народ русский. <...>
5) Вся земля, в каждой волости принадлежащая, разделяется на две части:
волостную и частную. Первая принадлежит всему обществу, вторая - частным людям. Первая составляет собственность общественную, вторая собственность частную. Волостная земля есть неприкосновенна, она разделяется на участки, участки раздаются по требованиям членов волости. Остальная земля отдается в наем посторонним людям не иначе, как на один год...
8) ...Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную. - Первая поручается Народному вечу, вторая - державной Думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается верховному собору.
9) Народная веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами. Тот же самый может опять быть выбран... Председатель выбирается ежегодно из членов, последний год заседающих. Народная веча есть одно целое и на каморы не разделяется. Вся законодательная власть в ней обретается. Она объявляет войну и заключает мир... Никто не может распустить Народной всчи. Она представляет волю в государстве, душу народа.
10) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором. Председатель есть член, заседающий последний, или пятый год. Ежегодно предлагает каждая губерния кандидата. Из числа сих кандидатов выбирает Народная веча окончательно. <...>
11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном, ни в исполнительном порядке. Губернии назначают кандидатов, а Народная веча замещает упразднившееся число бояр. Председатель выбирается на год самим собором. Собор имеет верховно-блюстительную власть. Народная веча препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное... Сам же собор не действует...
А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М, 1999. - С. 248.
Урок 63. Внутренняя политика Николая I
Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику Николая I, рассказать о его личности и роли в русской истории.
План урока:
1. Личность самодержца.
2. Деятельность III отделения.
3. Теория «официальной народности»
4. Бюрократизация управления
Основные понятия: цензура, жандармы, теория «официальной народности».
Важнейшие даты: 1826 г. - создание III отделения, 1826 г. - новый устав о цензуре, 1836 г. - публикация «философического письма» в журнале «Телескоп».
Выдающиеся личности: С. С. Уваров, Г1. Я. Чаадаев.
Рекомендуемая организация урока
I. Проверка домашнего задания
Ученики по выбору учителя пытаются смоделировать развитие России в случае реализации программы Пестеля, Муравьева, в случае отсутствия восстания.
II. Изучение нового материала
1. Личность самодержца
- Вспомните, в каких условиях Николай I пришел к власти. (Скоропостижная и загадочная смерть Александра, отречение Константина, восстание декабристов.)
Учитель сообщает: Николай I жестоко расправился с декабристами, 121 декабриста сослали на каторгу, поселение в Сибирь или рядовыми на Кавказскую войну. Пятеро (К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев- Рюмин и П. Г. Каховский) были казнены. Такая жестокость была связана как с особенностями характера нового императора, так и с тем, что он считал декабристов ветвью тайной европейской организации революционеров-заговорщиков. Вот что пишут о Николае I его современница и исследователь нашего времени.
Мнение историка: Прочтите мнение о Николае I современного исследователя (' В. Мироненко.
Воспитание Николая I
Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к внешней стороне военного дела: парадам, смотрам. Но особенно отличался Николай, испытывавший к этому чрезвычайную, иногда просто непреодолимую тягу. Едва он вставал с постели, как тут же принимался с Притом Михаилом за военные игры. <...> Страсть к фронту, преувеличенное внимание к внешней стороне армейской жизни, а не к ее сути, сохранились у Николая на всю жизнь. <...>
Страсть Николая ко всему военному настолько выходила за рамки разумного, что начинала нена шутку беспокоить императрицу Марию Федоровну. Она неоднократно требовала, чтобы и Николай, и Михаил носили гражданское платье и занимались больше серьезным учением, чем поенными забавами. Однако ее усилия оставались тщетными.
Хотя среди наставников будущего императора были ... известные ученые ... Николай испытывал отвращение к отвлеченному знанию и во время занятий оставался совершенно чужд тем «усыпительным лекциям», которые ему читали.
Мироненко С. В. Николай I // Российские самодержцы (1801-1917). - М., 1994. - С. 96.
Учитель продолжает: Суровая расправа с декабристами вызвало осуждение в значительной части общества, поскольку дворянство давно привыкло к мягкому обращению и либерализму времен царствования Александра I.
Как восстание декабристов повлияло на царствование Николая? (Через весь период нового царствования проходит стремление Николая I не допустить даже намека на подобное восстание. Именно с этим связано суровое отношение к малейшим проявлениям недовольства правительством, запрет распространения новых идей, контроль за общественной мыслью и проч.)
Учитель сообщает: Вот мнение историка В. О. Ключевского о царствовании Николая I: «Николай поставил своей задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью практического законодательства и все это делать безо всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности... Итак, консервативный и бюрократический образ действия - вот характеристика нового царствования...».
Как вы понимаете выражение «бюрократический образ действия»? (Через чиновничий - бюрократический - аппарат, без учета общественного мнения и привлечения сил общества.)
2. Учитель сообщает: В царствование Николая усиливается бюрократизация управления страной, централизация управления. Главным органом становится Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, созданная еще при Павле I.
Особое значение приобретает учрежденное в 1826 г. Третье отделение этой канцелярии, предназначенное для осуществления политического сыска. В его распоряжении находился особый корпус жандармов, шефом которого являлся начальник III отделения. Им стал А. X. Бенкендорф - личный друг Николая, которому он безусловно доверял. Агенты Третьего отделения внедрялись во все слои общества, доносительством занимались даже великосветские дамы. Деятельность этого органа создавала атмосферу недоверия и наушничества в стране. Зачастую выявленные «крамолы» представлялись царю в неверном свете, преувеличивались, и виновные получали непомерно тяжелые наказания.
Запись в тетрадях:
1826 г. - создание Третьего отделения.
Учитель продолжает: Третье отделение искало крамолу в обществе, но было решено, что следует поставить препятствие для возможности ее развития. Весь «вред в мыслях», как считалось, идет от проникновения в Россию западноевропейских идей. На их пути должна была встать цензура.
Запись в тетрадях:
1826 г. - «чугунный» устав о цезуре.
Цензурой в России ведал министр народного просвещения граф С. С. Уваров. Любые произведения, в которых каким-то образом порицалось монархическое устройство, подлежали запрету. Любое вольномыслие - в религиозной, политической сфере запрещалось. Количество цензоров, имеющих весьма широкие полномочия, стремительно увеличивалось. Каждое министерство, Синод, Третье отделение имели свою цензуру. Это время можно назвать периодом разгула цензуры.
Особой одиозностью отличался цензор Красовский. К примеру, ему не понравились строки одного поэта о том, что взгляд возлюбленной дороже ему внимания всей вселенной на том основании, что во вселенной существуют цари и власти, вниманием которых должно дорожить.
3. Учитель сообщает: Дабы вытеснить вредные, с точки зрения правительства, идеи и заполнить идеологический вакуум, была создана теория «официальной народности». Автор теории, С. С. Уваров, настаивал на том, что она основана на исконных и самобытных чертах русского народа. Эта «теория» надолго стала краеугольным камнем государственной идеологии.
Работа с источником: прочтите изложение основ теории «официальной народности» и ответьте на вопросы.
Теория официальной народности
Шевырев Степан Петрович (1806-1864) - литературный критик, историк, поэт. Профессор Московского университета с 1837 г. Член Петербургской академии наук.
...Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию.
Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни. Этим крестом благословила нас еще древняя мать наша Русь и с тем отпустила нас в опасную дорогу Запада...
Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Конечно, нет страны в Европе, которая могла бы гордиться такою гармониею своего политического бытия, как наше отечество. На Западе почти повсюду раздор начал признан законом жизни, и в тяжкой борьбе совершается все существование народов. У нас только царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа царю своему. Вот сокровище, вынесенное нами из нашей древней жизни, на которое с особой завистью смотрит разделенный в себе Запад, видя в нем неиссякаемый источник государственного могущества .
Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом. <...> Это чувство устремляет теперь нас к изучению нашей древней Руси, в которой конечно хранится первоначальный чистый образ нашей народности. Само правительство деятельно призывает нас к тому. Этим чувством роднятся и действуют заодно обе наши столицы, и то, что замышлено в северной, проходит через Москву, как через сердце России, для того, чтобы обратиться в кровь и живые соки
Мшисто народа. Москва есть то верное горнило, в котором пережигается все пришлое с Запада н получает чистую печать русской духовности.. <...>
А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - А/, 1993.-С. 245-246.
Назовите основные составляющие теории «официальной народности». Чем он ее обосновывает? {Православие, самодержавие, народность. Особым историческим путем, проделанным Россией, отличным от западноевропейского. Это позволило развить в русском народе особое отношение к власти, церкви, что позволило России достичь настоящего величия.) В чем вы видите слабые места «теории»? (,Прежде всего ее явная искусственность, идеализация отношения народа и государства.)
Учитель дополняет: Порочность этой теории состояла еще и в том, что она нанизывалась сверху как абсолютно верная и единственно возможная в России. Она пропагандировалась в правительственной печати и университетах. Мало кто осмелится усомниться в ней открыто. Иные мнения объявлялись ложными.
Скандальное, но в то же время глубокое впечатление на общество произвело опубликованное другом Пушкина и многих декабристов П. Я. Чаадаевым в 1836 г. в журнале «Телескоп» «Философическое письмо». В нем автор, как вы помните, фактически выступил против основных положений теории «официальной народности», настаивая на том, что историческая изоляция России от Европы, в том числе от новейших европейских идейных течений, пагубно сказывается на политическом, общественном, наконец, культурном развитии России, приводит Россию к застою. Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.
4. Работа с учебником: Ученики самостоятельно читают раздел о бюрократизации управления (§ 60, с. 158-59).
Учитель обобщает: в правление Николая I в сфере управления не произошло никаких коренных изменений. Главной особенностью этого периода стал катастрофический рост числа чиновников за счет увеличения контролирующих должностей. В чем заключается сущность бюрократической системы? (Отсутствует личная ответственность за принятие решения. Решения принимаются коллективно, всей административной системой в целом. Обезличенный подход к нуждам населения.)
В чем состояли главные недостатки бюрократии в России? {Хищения и взяточничество в огромных размерах, большое число ненужных формальностей в делопроизводстве. Узкогрупповые интересы выдаются за государственные и др.)
III. Итог урока
При Николае I создавалась продуманная система государственного контроля над общественной политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Отсутствовало стремление к коренным преобразованиям в России. Правительство стремилось к поддержанию «статус кво» путем мелких, единичных реформ.
Домашнее задание
1. Изучить материал § 60 учебника. ' «
2. Как вариант для рассказа о внешней политике Николая I: к следующему уроку один из учеников готовит доклад (10-15 мин.) о Кавказской войне. Используйте соответствующую статью из издания: Энциклопедия для детей. - Т. 5. - Ч. 2. - М.: Аванта+, 1995. - С. 553-58.
Урок 64. Внутренняя политика Николая I (продолжение)
Цель урока: охарактеризовать реформы царствования Николая I.
План урока:
1. Кодификация законов.
2. Крестьянский вопрос при Николае I.
3. Денежная реформа.
4. Внешняя политика и кризис российских финансов.
Важнейшие даты: 1832-1835 гг. - подготовка «Свода законов» Российской империи; 1837-1841 гг. - реформа управления государственными крестьянами; 1839- 1843 гг. - денежная реформа Е. Ф. Канкрина; 1830-1831 гг. - польское восстание; 1859 г. - пленение Шамиля.
Выдающиеся личности: П. Д. Киселев, Е. Ф. Канкрин, Шамиль.
Рекомендуемая организация урока
I. Изучение нового материала
1. Кодификация законов.
- Как известно, Николай I приказал составить свод из показания декабристов, к которому часто обращался. Зачем Николаю I это понадобилось? (В показаниях декабристов содержалась картина нестроений и злоупотреблений в государстве. Многое из этого император признавал справедливым.)
Учитель сообщает: Несмотря в целом на консервативный и даже реакционный характер царствования Николая I, это, однако, не означает, что не предпринималось попыток реформ. Правда, реформы эти не затрагивали основ существующий системы. Так или иначе в окружении государя находилось сразу несколько выдающихся государственных деятелей: М. М. Сперанский, П. Д. Киселев (в 1837 г. возглавил вновь созданное Министерство государственных имуществ) и талантливый экономист Е. Ф. Канкрин. Все они осуществили значительные преобразования в своей области.
Составление схемы «Реформы царствования Николая I»
Учитель сообщает: Вскоре после вступления на престол Николай I поручил возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому, известному прекрасным знанием российского и зарубежного законодательства, кодифицировать (систематизировать) законы Российской империи.
Запись в тетрадях:
Составление «Свода законов Российской империи», 1832-1835 гг.
- Вспомните, когда в последний раз составлялся в России общий для государства свод законов? (Последним общегосударственным сводом стало Уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича.)
После этого накопилась огромная масса разнородных, отчасти противоречивых царских и императорских указов, рескриптов и проч. Многие из них устарели. Всю н у массу следовало систематизировать, дабы суды могли руководствоваться ясным и современным сводом законов. Комиссии М. М. Сперанского требовалось расположить все законодательные акты, изданные после 1649 г. в хронологическом порядке, а затем отобрать из уже разобранных норм те, что действовали на данный Момент. Из действующего законодательства были удалены разночтения и взаимоисключающие постановления. Свод законов стал действующим инструментом судопроизводства, который к тому же ограничивал произвол чиновников. В этом заключается главное достижение работы комиссии Сперанского. В Своде законов заявлено, что Россия является самодержавной монархией. Результат работы выглядел более чем внушительно: 15 увесистых томов «Свода законов», вступивших в действие начиная с 1835 г. За этот поистине титанический труд Сперанский был удостоен танин кавалера ордена Андрея Первозванного.
2. Учитель сообщает: Крестьянский вопрос стал в XIX в. одним из ключевых. Все российские государи, начиная с Павла I, пытались так или иначе ответить на него. Со временем и Николай I пришел к убеждению о пагубности крепостной системы: она грозит бунтами и задерживает развитие производительных сил страны. Однако Николай I в силу своих представлений был еще далек от кардинального, значительного изменения. Предполагалось решить крестьянский вопрос постепенно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении стала:
Запись в тетрадях:
Реформа управления государственной деревней, 1837-1841 гг.
Она была проведена под руководством министра государственных имуществ !рифа П. Д. Киселева. Это был просвещенный человек, участник войны 1812 г. В IИ16 г. молодой Киселев представил записку о постепенном освобождении крестьян от крепостной зависимости, не имевшую, однако, видимых последствий. Тем не менее с середины 1830-х Киселев неизменно привлекался для работы в секретных комитетах по крестьянскому делу. Он составил план поэтапной ликвидации крепостного права, при подготовке которого учитывалась практика освобождения крестьян в Австрии и Пруссии. С 1838 г. он занимает пост главы Министерства государственных имуществ. В ведение нового министерства передавалось управление государственными крестьянами.
Реформа государственной деревни способствовала развитию самоуправления крестьян, улучшению агрокультуры, повышению уровня жизни и хозяйственного быта значительной части населения страны. В результате реформы в государственных деревнях стали открываться школы, ветеринарные пункты, больницы. Осуществлялась внутренняя колонизация земель за счет переселения малоземельных крестьян.
Изменение управления государственными крестьянами должно было стать примером для всех остальных владельцев. Киселев сформулировал и основные принципы преобразования помещичьей деревни. Его реформа отчасти служила моделью при реализации крестьянской реформы в 1861 г. Однако при Николае I для крепостных сделано было немногое. По указу 1848 г. крепостным крестьянам было разрешено приобретать на свое имя недвижимое имущество, включая ненаселенные земли. В 40-е гг. для южных губерний были составлены т. н. «инвентарные правила». Их целью было упорядочить эксплуатацию владельческих крестьян региона (определение максимальной продолжительности барщины и натуральных оброков, исходя из оценки общей доходности имения). Эта мера была принята при действенной помощи киевского генерал-губернатора, однако реального улучшения положения крепостных не произошло.
Меры Министерства государственных имуществ, в чьем ведении находились государственные крестьяне, не вызвали одобрения ни со стороны крестьян, ни со стороны помещиков.
Работа с учебником: ученики читают учебник (§ 61, с. 163, абзацы 1-2) и отвечают на вопросы:
- Что такое общественная запашка и зачем она вводилась?
- Что такое «картофельные бунты»?
- Почему реформа государственной деревни вызвала недовольство как крестьян, так и помещиков?
- В чем вы видите главный недостаток этой реформы? (Попечение о крестьянах сопровождалось принудительным регулированием их хозяйственной деятельности. Чиновники не считались с крестьянской психологией, что приводило к «картофельным бунтам».)
3. Учитель сообщает: К концу царствования Александра I государственный долг России значительно вырос. Развивалась инфляция, в результате которой падала стоимость бумажных денег. Упорядочение денежного обращения - задача, которую поставило перед собой министерство финансов под управлением Е. Ф. Канкрина. Это был не просто экономист, но именно ученый-экономист.
Мнение историка: прочтите мнение А. А Корнилова о Е. Ф. Канкрине:
«Из лиц, унаследованных Николаем от прежнего царствования, здесь следует еще упомянуть об оригинальном и почтенном государственном человеке, на деятельности которого нам придется впоследствии подробнее остановиться, - о Егоре Францевиче Канкрине, занимавшем при вступлении Николая на престол пост министра финансов. Это был человек твердый, с определенными принципами; его финансовая система заключалась главным образом в экономии народных средств, и он постоянно оказывал самую резкую оппозицию начинаниям Николая, которые требовали значительных денег, так что Николай впоследствии, когда министром финансов в конце его царствования был статс-секретарь Брок, человек очень бездарный и очень податливый, не раз говорил ему шутя, что приятно иметь такого покладистого министра финансов, как он, Брок: «А то, бывало, - вспоминал император, - придет по мне Канкрин в туфлях (он страдал ревматизмом), греет у камина спину и на всякое мое слово говорит: нельзя, ваше величество, никак нельзя...».
К чести императора Николая надо сказать, что он, несмотря на это, держал Канкрина в продолжении целых 17 лет на посту министра финансов, - до тех пор, пока он сам, как ему казалось, не выучился достаточно финансовой науке под руководством того же самого Канкрина».
А. А. Корнилов. Курс истории России XIXв. - М, 1993. - С. 155
Учитель сообщает: Суть денежной реформы Канкрина сводилась к тому, что основной монетой стал серебряный рубль. Выпущенные затем кредитные билеты можно было обменивать на серебро. Соотношение запасов серебра и количества кредитных билетов строго контролировалось. Реформа Канкрина оживила экономическую деятельность в России. Благодаря хорошему состоянию государственных финансов удавалось вести долгую изнурительную войну на Кавказе.
4. Учитель сообщает: Несмотря на все меры, принимаемые правительством, кризисных явлений избежать не удалось. Шло постепенное разорение мелких и средних помещиков, в стране бушевали крестьянские бунты, западные губернии были охвачены Польским восстанием (1830-1831 гг.), на Кавказе начиная с 1817 г продолжалась война с горцами. По Европе прокатилось две волны революций Внешнеполитическая ситуация менялась очень быстро.
Примечание: дальнейшая работа строится либо исходя из предложенных ниже рекомендаций (вариант 1), либо учитель кратко говорит о действиях русских войск и
Австро-Венгрии в 1849 г. и при подавлении польского восстания, а затем ученик делает доклад о Кавказской войне.
Вариант 1. Учитель сообщает, работа с картой и контурными картами: учи- мт. но учебнику рассказывает об основных направлениях внешней политики Николая I (с. 164 - 166), подробно освещая ход Кавказской войны, и показывает основных события по карте. Ученики слушают и отмечают на контурных картах основные районы военных действий на Кавказе, места и даты важнейших событий.
Вариант 2.
Запланированный доклад ученика о Кавказской войне.
Учитель дополняет: активная внешняя политика требовала значительных расходов. Недовольный этим уходит в отставку в 1844 г. Е. Ф. Канкрин. Затяжная Кавказская война, а потом и венгерская кампания окончательно вывела из равновесия финансовую систему России. К концу царствования Николая I внешний долг состав- мин огромную сумму в 278 млн. рублей.
Как вы оцениваете внешнюю политику Николая I? (В целом она была малоэффективной. Начавшаяся Крымская война показала отсталость российской армии & отношении вооружения.) Учитель сообщает: Безусловную неэффективность и экстенсивность крепостниц системы хозяйствования не стоит переоценивать. Отмеченные отдельные внутренние кризисные явления Россия вполне могла «переварить». Действительный кризис, прежде всего кризис государственных финансов и общественного сознания, выразившийся в недовольстве властью (прежде всего со стороны интеллигенции), наступил лишь в ходе и по окончании Крымской войны. Именно война не только окончательно опустошила государственную казну, но и продемонстрировала все недостатки государственной, военной и хозяйственной системы России. По мнению современников, понявший это Николай I, который гордился мощью руководимой им империи, фактически свел счеты с жизнью (император специально ходил в мороз майке, в результате чего простудился и умер).
Итог урока
Как вы оцениваете реформы Николая I? (Ученики должны сделать вывод о том, что они были частичны, имели задачей лишь частично исправить существующие недостатки. Но в то же время к коренным изменениям всей политической и общественной системы, которая давно назрела, Николай I готов не был и не стремился.)
Домашнее задание
I § 60, 61 учебника - знать основные факты. 2. К уроку 65 (вариант II) подготовиться к проведению игры. Ученики делятся на группы (см. ход игры). Для подготовки следует изучить материал § 62, а также дополнительную литературу: соответствующие статьи Большой Советской энциклопедии, Советской исторической энциклопедии, Словаря юного историка.
Урок 65 (вариант I). Общественная жизнь России при Николае I
Цель урока: познакомить учащихся с оппозиционным общественным мнением ни- м ижевской эпохи.
План урока: составление таблицы «Главные направления общественной мысли николаевской эпохи».
Оборудование урока: портреты деятелей эпохи.
Рекомендуемая организация урока
I. Закрепление изученного материала
Тест «Внутренняя политика России в период правления Николая I»
1. Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их.
а) Издание нового цензурного закона
б) Издание первого полного свода законов
в) Издание первого свода действующих законов
2. Выберите правильный ответ: Какие из перечисленных положений дворянской политики Николая I соответствуют действительности?
а) запрет дробить дворянские имения между наследниками
б) повышение имущественного ценза для выборщиков в органы дворянского самоуправления
в) запрет на занятие должностных мест не дворянами
3. Найдите лишнее и вычеркните: Автором «Свода законов Российской империи» являлся:
а) П. Д. Киселев
б) М. М. Сперанский
в) Е. Ф. Канкрин
4. Продолжите логический ряд: Реформы государственной деревни:
а) создание школ и больниц;
б) возможность для переселения малоземельных крестьян в восточные районы страны;
в) ...
г) ...
5. Выберите правильный ответ: Во время царствования Николая I
а) розничная продажа крестьян была:
• запрещена
• разрешена
б) освобождение крестьян при разорении их хозяина было:
• запрещено
• разрешено
в) после инвентарной реформы повинности крестьян были:
• увеличены
• точно зафиксированы
•
6. Найдите соответствие и впишите номера ответов в пустые клетки:
1. Учреждение Третьего отделения а) 1825
2. Смерть Николая I б) 1826
3. Восстание декабристов в) 1832
4. Завершение кодификации права г) 1855
7. Выберите правильный ответ: К периоду правления Николая I имеют отношение следующие события:
а) учреждение Третьего отделения;
б) учреждение полиции;
в) закрытие Варшавского университета;
г) арест солдат Семеновского полка;
д) разгром кружка петрашевцев.
8. Вставьте пропущенные слова:
Реформа государственной деревни - это реформа, проведенная министром
государственных имуществ_____ , в результате которой было значительно__________ положение_______________________ крестьян.
II. Изучение нового материала
Составление таблицы «Главные направления общественной мысли николаевской эпохи» на основе учебника и дополнительных знаний (§ 62). Учитель разделяет время урока на 7 коротких отрезков - по числу горизонтальных строк. Каждая строка выполняется учениками самостоятельно в тетрадях - на основе учебника и, возможно, общих знаний. По прошествии соответствующего времени учитель опрашивает учеников, что они записали. Наиболее точный вариант заносится в таблицу на доске.
Взгляд на российскую действительность и историю | Политический идеал | Общественный идеал / философские взгляды |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 1068.