Проект освобождения крестьян А. А. Аракчеева
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Плюсы Минусы
1. Освобождение крестьян и наделе­ние их землей 2. Освобождение за счет казны, что вы годно помещикам и не затраги­вало их сословные интересы Крестьяне освобождаются помещи­ками добровольно, без Принуждения 1. Низкие темпы освобождения крестьян (могло рас­тянуться на 200 лет) вследствие отсутствия в казне достаточного количества денег (5 млн. р. в год) и нежелания помещиков освобождать крестьян 2. Обеспечение крестьян всего 2-мя десятинами зем­ли. Это очень мало и заставило бы их арендовать землю у помещиков

Задание классу: Сравните проект Аракчеева с указом о «вольных хлебопашцах» - в чем сходство и различие? (Сходство: освобождение крестьян с землей, доброволь­ное освобождение помещиками. Различие: по проекту Аракчеева планировалось выкупать крестьян за счет скупку в казну закладываемых имений, что могло ускорить процесс освобождения крестьян.)

Учитель сообщает: Следует учитывать, что после войны и разорения ряда губерний процесс разорения помещиков ускорился, и возросло количество заклады­ваемых в казну имений и, следственно, крестьян. Проект предлагал убить сразу двух зайцев: помочь разоряющимся помещикам и освободить крестьян.

2. Учитель сообщает: В послевоенное время особенно остро просвещенные слои общества ожидали введения в России конституции. Это было связано с дарова­нном конституции Царству Польскому и с тем, что на открытии польского сейма в 1818 г. Александр заявил о намерении дать конституционное устройство всей России. В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. При разработке ориентирова­ли» ь на польскую конституцию и на проект Сперанского. К 1821 г. текст документа был  готов и одобрен царем. Он был назван «Государственная уставная грамота».

Запись в тетрадях:

I 818-1821 гг. - «Государственная уставная грамота Российской империи» -

проект конституции, составленный Н. Н. Новосельцевым.

 

Работа с учебником: ученики читают о проекте Новосильцева в учебнике (e. 148), составляют конспект:

- Россия становится федерацией и делится на 12 наместничеств;

- Формируется представительская система на местах и в центре. Центральный представительный орган состоит из двух палат;

- Монарх имеет право законодательной инициативы, внося законопроекты в «парламент»;

- Без согласия «парламента» закон не может быть принят;

- Царь назначает сенаторов и утверждает депутатов нижней палаты, избирае­мых местными собраниями;

- Гражданские свободы: неприкосновенность личности, свобода печати, веро­исповедания, равенство всех перед законом и проч.

Составление схемы:

Представительная система России по проекту Новосильцева


 

- Какой тип политического устройства возник бы в России в случае реализа­ции этой программы? (Конституционная монархия.)

- В чем ограниченность этого проекта? {Проект не предусматривал освобож­дение крестьян и наделение их гражданскими или политическими правами.)

- Почему проект не был реализован? (В 1820-1821 гг. произошли революции в Испании и Италии. Встревоженный событиями царь, предпочел отложить реализацию проекта.)

3. Запись в тетрадях:

Военные поселения начали массово вводиться в 1817-1818 гг.

- Вспомните, как комплектовалась русская армия начиная со времени Петра 1? (С помощью набора рекрутов. Определенной количество дворов (семей) вы­ставляло одного рекрута, который служил в армии большую часть оставшейся жизни.)

- В связи с какими событиями встал вопрос об изменении этой системы? (На­шествие французов показало медленность и неэффективность старой сис­темы комплектации войск. Она не позволяла быстро увеличивать числен­ность армии. Кроме того, после разорительного нашествия содержание армии за государственный счет стало чувствительно сказываться на госу­дарственных финансах.)

- Во Франции существовал принцип всеобщей воинской повинности (как в со­временной России) - почему он не подходил России? {Большая часть насе­ления являлись крепостными крестьянами и рабочими - они не могли быть отняты государством у их владельцев.)

Учитель сообщает: Выход был предложен. С целью сокращения расходов на армию в экономически тяжелое послевоенное время было предложено перевести армию на «самоокупаемость» путем создания военных поселений. Идея была пред­ложена еще в XVIII в. рядом европейских военных теоретиков. Смысл ее был в том, что армия в мирное время может сама содержать себя, занимаясь производительным трудом. Разработка идеи была поручена Александром своему фавориту Аракчееву. Первые опыты были предприняты еще до войны 1812 г. В российских условиях бы­ло предложено следующее: в крестьянские поселения вводились воинские части, и нее жители переводились на военное положение, приравниваясь к солдатам. Они должны были жить по армейским законам, но одновременно продолжали заниматься сельским хозяйством. Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде военные поселяне должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, вы­ходить на работу, что коренным образом ломало их прежний привычный быт. Отри­цательно это сказывалось и на ведении хозяйства: торговля в этих поселениях зами­рала, урожаи падали. Особенно тяжелым для военных поселян оказались обширные строительные и дорожные работы, поглощавшие массу труда, здоровья и времени. Введение военных поселений воспринималось обществом как тяжелая, реакционная мера и приводило к сопротивлению со стороны крестьян и казаков (восстание воен­ных поселян летом 1819 г. в Чугуеве). Восстания повторялись, о переведении всей армии или значительной ее части на такую систему не могло быть и речи, однако в целом эта система была упразднена лишь в 1857 г.

4. Работа с учебником: ученики читают раздел учебника (с. 149-150) о послед­них годах царствования Александра I.

III. Итог урока

Все царствование Александра I наполнено попытками реформ, однако практиче­ски все они остались нереализованными. Ввиду внешних условий, но преимущест- вснно из-за сопротивления подавляющей части дворянства царь отказался от осво­бождения крестьян, от введения в России конституции и формирования представи­тельной системы.

Домашнее задание

К уроку 62 (вариант I):

1. §59, с. 147-150.

2. Один из учеников готовит доклад о восстании декабристов - на основе учеб­ника (§ 59, с. 152-154), а также дополнительной литературы (Энциклопедия для детей. - Т. 5. - Ч. 2. - М.: Аванта+, 1995. - С. 311-317).

3. Ответить на вопросы: а) Что все же доказывает искреннее стремление Алек­сандра I к реформированию государства? б) В царствование Александра бы­ло осуществлено несколько попыток либеральных реформ, общество же от­ветило на это восстание декабристов - как объяснить этот факт? в) Как в це­лом охарактеризовать готовность русского общества (дворянского) к осуще­ствлению масштабных либеральных реформ?

 

К уроку 62 (вариант II):

Подготовка к ролевой игре «Суд над декабристами». Учитель назначает роли (см. урок 62, вариант II). При подготовке ученики, которые будут исполнять роли декабристов, должны изучить приводимые выдержки из Конституции М. Муравьева и «Русской правды» П. И. Пестеля. Все ученики должны изучить учебник и познакомиться с дополнительной литературой (см. выше).

 

Урок 62 (вариант I). Восстание декабристов

Цель урока: рассказать о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов.

План урока:

1. Заполнение таблицы;

2. Доклад ученика о восстании декабристов

Основные понятия: тайное общество, «Зеленая книга», «Конституция», «Русская правда».

Важнейшие даты: 1821-1822 гг. - возникновение Северного и Южного обществ, 14 декабря 1825 г. - выступление на Сенатской площади.

Выдающиеся личности: А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, М. и С. Муравь­евы-Апостолы, И. Якушкин, П. Пестель, Е. Оболенский, И. Пущин, П. Кахов­ский, М. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев.

Оборудование урока: схема выступления на Сенатской площади, соответствующая карта атласа.

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

1. Вплоть до 20-х годов царь не оставлял проекты либеральных реформ. В пер­вую половину своего царствования Александр попытался провести некоторые ре­формы либерального содержания - создание Государственного совета, указ о «воль­ных хлебопашцах». Об этом же свидетельствует ликвидация крепостного права в Остзейском крае, дарование Конституции Царству Польскому и восстановление там Сейма (Парламента);

2. Александр начиная с самого начала своего царствования стремился провести ряд либеральных реформ, в том числе отменить крепостное право, создать в России конституционную монархию вместо самодержавной. Все эти проекты не были реа­лизованы. В обществе зрело недовольство, поскольку зерна надежды были посеяны. Среди этих надежд выросло молодое поколение просвещенного дворянства, участ­вовавшее в Отечественной войне, побывавшее за границей и также стремившееся к преобразованиям. Увидев нежелание правительства осуществлять преобразования, наиболее радикальные из них решились на восстание в подходящий момент;

3. Большая часть общества (дворянства) не была склонна к серьезным преобра­зованиям, особенно либеральным. Более того, при дворе и в обществе была сильна консервативная партия, препятствовавшая проведению либеральных преобразова­ний. Эти люди, среди которых было не мало просвещенных людей, как например историк Н. М. Карамзин, искренне видели в либеральных начинаниях царя (во вся­ком случае в таких формах) опасность для внутренней стабильности России. В своем большинстве российское дворянство было настроено консервативно.

II. Изучение нового материала

1. Самостоятельная работа с учебником (§59, с. 150-152) и заполнение таблицы.

Тайные общества в России

Организация, время суще­ствования Члены организации Характер организации Программа, методы
(Союз спасе­ния, 1816-1817 гг. офицеры Александр Муравьев - инициатор, Никита Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, Павел Пестель, Евге­ний Оболенский, Иван Якушкин, Иван Пу­щин Законспириро­ванная заговор­щическая орга­низация. Мало членов Метод: в момент смены царей ис­торгнуть у правительства конститу­цию; первый проект цареубийства. Введение конституции, уничтожение крепостного права. Разработанная программа отсутствовала
Союз благо­денствия, 1818-1821 гг. Во главе - те же лица Более открытое общество, 200 членов. Ставило целью пропаган­ду и просвеще­ние Устав: «Зеленая книга». Метод - формирование передового общест­венного мнения, распространение нравственности просвещения. В пер­спективе - введение конституции, равенства граждан перед законом, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений
Северное об­щество, 1821-1825 гг. Во главе - Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, Евгений Оболенский, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев и др. Тайное общество Метод: восстание при смене импера­торов. Программа - Конституция Н. М. Муравьева. Установление конституционной мо­нархии, Россия - федерация. Импера­тор - исполнительная власть, «вер­ховный чиновник». Высшая законода­тельная власть - двухпалатный пар­ламент - Народное вече (Верховная Дума и Палата народных представи­телей). Все должности в государстве - выборные. Отмена крепостного права (но основная масса земли - у поме­щиков). Равенство всех перед зако­ном, уничтожение сословий. Введе­ние гражданских прав и свобод
Южное обще­ство, 1821-1825 гг. Павел Пестель, Сер­гей Муравьев- Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин Тайное общество Метод: восстание при смене императоров. Программа - «Русская правда» П. И. Пестеля. Установление в России единой и неделимой республики. Законода­тельная власть у однопалатного На­родного веча, исполнительная - у Державной думы, контролирующая - у Верховного собора. Отмена крепо­стного права, разделение всех земель на общественную и частную. Унич­тожение сословий, провозглашение гражданских свобод

 

 

Беседа по вопросам:

- Как вы оцениваете идеи декабристов: а) они носили революционных характер; б) вели лишь к частичному обновлению самодержавной системы в России. От­вет аргументируйте на основе конституционных проектов декабристов.

- Какую программу вы считаете лучше применимой к реалиям российской жизни - Пестеля или Муравьева. Какая из программ учитывала народную психологию? Ответ аргументируйте.

- Мсторик В. О. Ключевский отмечал, что восстание декабристов по форме схоже с дворцовыми переворотами XVIII в., но в то же время значительно от них отличается. Согласны ли вы с этим утверждением? В чем сходство и в чем отличие?

2. Запланированный доклад ученика (5—10 мин.) о вооруженном восстании декабристов. Ученики следят по схеме.

III. Итог урока

Значение движения декабристов в том, что оно было по сути первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело вско­лыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристы были настоящими патриотами России. Их поведение было последовательным: они не просто критиковали совре­менную им действительность, но предлагали программы переустройства, реформ. Они готовы были пожертвовать жизнями ради защиты своих идей.

Домашнее задание

1. § 59, с. 150-152.

2. Выполнить задание: попробуйте предположить, по какому пути развития могла бы пойти Россия в случае реализации:

а)       программы Пестеля;

б)      программы Муравьева;

в)       в случае, если восстания декабристов вовсе не было.

Какой вам представляется Россия в этом случае, скажем, через 30 лет?

 

Урок 62 (вариант II). Ролевая игра «Суд над декабристами»

Цель урока: Данная ролевая игра не предусматривает использование специальных документов по суду над декабристами и не ставит своей целью воспроизведение реального хода судебного процесса. Главная ее цель - показать основные причи­ны восстания, охарактеризовать программы Северного и Южного обществ, дока­зать необходимость восстания (со стороны декабристов) или недопустимость (со стороны обвинения). Также цель игры заключается в демонстрация настроений, получивших распространение в различных слоях русского общества накануне восстания.

Ход игры

Класс разбивается на несколько групп:

1) обвиняемые (декабристы);

2) обвинитель (в лице Николая I);

3) адвокат;

4) свидетели (представители от офицеров, вернувшихся из заграничных похо­дов русской армии 1813-1815 гг., представители от солдат, крепостных крс стьян, военных поселян и т. д.);

5) судья (возможно сам учитель) и присяжные заседатели. Возможно и даже желательно использование костюмов.

Учитель: В 1826 г. состоялся суд над декабристами. По первоначальному при­говору суда 36 человек были приговорены к смертной казни, 17 - к пожизненном каторге, 40 - к различным срокам каторжных работ. 5 декабристов, возглавлявших лот список, были приговорены к смертной казни четвертованием. Приговор был послан на утверждение Николаю I, который смягчил наказание, уменьшил сроки, а на 31 подсудимого смертная казнь была заменена пожизненной каторгой. Наказание  5-ти декабристам, приговоренным к четвертованию, по приказу императора должен был установить сам суд. Четвертование было заменено повешеньем.

Сегодня у нас есть возможность изменить приговор. Итак, суд начинается.

Обвинитель: Уважаемый суд! Уважаемые господа присяжные! Сегодня вам предстоит рассмотреть и вынести свое решение по делу о виновности декабристов. Обвинение намерено доказать вам преступность действий обвиняемых, которые изменили Престолу и Отечеству. Этой «горсткой извергов» умышленно составлен Пыл антиправительственный заговор, они заразили своими идеями умы многих современников и покусились на жизнь самого императора. За это они должны понести  наказание. И Мы докажем их вину!

Защитник: Уважаемый суд! Уважаемые господа присяжные! Обвинение назвало все проступки, в которых обвиняются подзащитные. Мы намерены опровергнуть МК, Мы докажем вам, что действия обвиняемых были основаны на стремлении рас­пространить в России прогрессивные идеи просветителей, освободить народ от бре­мени крепостничества, ввести демократические свободу и основанное на праве конституционное управление в России. В своих действиях подзащитные руководствовались лишь соображениями пользы своему Отечеству - вот что мы намерены дока­зать. и докажем!

Для дачи показаний вызываются декабристы, вопросы которым поочередно задают обвинитель и адвокат. Затем начинается опрос свидетелей, которые излагают свою взгляды на произошедшие события. После свидетельских показаний  обвинитель и защитник произносят заключительные речи.

И заключение присяжные выносят свой приговор, аргументируя свое решение.

Домашнее  задание

См. задание к варианту 1.

Дополнительные материалы

Из проекта Конституции Н. М. Муравьева

Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для представителей и для обществ; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей - ни с нача­тыми здравого рассудка. Нельзя допустить основанием правительства - произвол одного человека -  невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне - а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя - ни разумных исполнителей... Федеральное или Союзное Правление ОДНО разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и своих  граждан.

Под надзором государя одно законодательное Собрание находится в столице и делает все распоряжения, общие для всего государства; - частные расположения, касающиеся до облас­ти, предоставлены областным законодательным собраниям, образованным наподобие Столичного, и таким образом доставляется, благосостояние целого и частей.

Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М im. -С. 246.

Из «Русской правды» П. И. Пестеля           %

4) Весь российский народ составляет одно сословие - гражданское; все нынешние со- нмнши уничтожаются и сливаются в одно сословие - гражданское. Все различные племена, ни нишяющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои назва­нии составляют один народ русский. <...>

5) Вся земля, в каждой волости принадлежащая, разделяется на две части:

волостную и частную. Первая принадлежит всему обществу, вторая - частным людям. Первая составляет собственность общественную, вторая собственность частную. Волостная земля есть неприкосновенна, она разделяется на участки, участки раздаются по требованиям членов волости. Остальная земля отдается в наем посторонним людям не иначе, как на один год...

8) ...Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную. - Первая поручается Народному вечу, вторая - державной Думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается верховному собору.

9) Народная веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. Каж­дый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами. Тот же самый может опять быть выбран... Председатель выбирается ежегодно из членов, последний год заседающих. Народная веча есть одно целое и на каморы не разделяется. Вся законодательная власть в ней обретается. Она объявляет войну и заключает мир... Никто не может распустить Народной всчи. Она пред­ставляет волю в государстве, душу народа.

10) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором. Председатель есть член, заседающий последний, или пятый год. Ежегодно предлагает каждая губерния кандидата. Из числа сих кандидатов выбирает Народная веча окончательно. <...>

11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном, ни в исполнительном порядке. Гу­бернии назначают кандидатов, а Народная веча замещает упразднившееся число бояр. Предсе­датель выбирается на год самим собором. Собор имеет верховно-блюстительную власть. На­родная веча препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор не рассуждает о сущ­ности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное... Сам же собор не действует...

А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М, 1999. - С. 248.

Урок 63. Внутренняя политика Николая I

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику Николая I, рассказать о его личности и роли в русской истории.

План урока:

1. Личность самодержца.

2. Деятельность III отделения.

3. Теория «официальной народности»

4. Бюрократизация управления

Основные понятия: цензура, жандармы, теория «официальной народности».

 Важнейшие даты: 1826 г. - создание III отделения, 1826 г. - новый устав о цензу­ре, 1836 г. - публикация «философического письма» в журнале «Телескоп».

Выдающиеся личности: С. С. Уваров, Г1. Я. Чаадаев.

Рекомендуемая организация урока

I. Проверка домашнего задания

Ученики по выбору учителя пытаются смоделировать развитие России в случае реализации программы Пестеля, Муравьева, в случае отсутствия восстания.

II. Изучение нового материала

1. Личность самодержца

- Вспомните, в каких условиях Николай I пришел к власти. (Скоропостижная и загадочная смерть Александра, отречение Константина, восстание декабристов.)

Учитель сообщает: Николай I жестоко расправился с декабристами, 121 декаб­риста сослали на каторгу, поселение в Сибирь или рядовыми на Кавказскую войну. Пятеро (К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев- Рюмин и П. Г. Каховский) были казнены. Такая жестокость была связана как с особенностями  характера нового императора, так и с тем, что он считал декабристов ветвью тайной европейской организации революционеров-заговорщиков. Вот что пишут о Николае I его современница и исследователь нашего времени.

Мнение историка: Прочтите мнение о Николае I современного исследователя (' В. Мироненко.

Воспитание Николая I

Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к внешней стороне военного дела: парадам, смотрам. Но особенно отличался Николай, испытывавший к этому чрезвычай­ную, иногда просто непреодолимую тягу. Едва он вставал с постели, как тут же принимался с Притом Михаилом за военные игры. <...> Страсть к фронту, преувеличенное внимание к внеш­ней стороне армейской жизни, а не к ее сути, сохранились у Николая на всю жизнь. <...>

Страсть Николая ко всему военному настолько выходила за рамки разумного, что начинала нена шутку беспокоить императрицу Марию Федоровну. Она неоднократно требовала, чтобы и Николай, и Михаил носили гражданское платье и занимались больше серьезным учением, чем поенными забавами. Однако ее усилия оставались тщетными.

Хотя среди наставников будущего императора были ... известные ученые ... Николай ис­пытывал отвращение к отвлеченному знанию и во время занятий оставался совершенно чужд тем «усыпительным лекциям», которые ему читали.

Мироненко С. В. Николай I // Российские самодержцы (1801-1917). - М., 1994. - С. 96.

Учитель продолжает: Суровая расправа с декабристами вызвало осуждение в значительной части общества, поскольку дворянство давно привыкло к мягкому обращению и либерализму времен царствования Александра I.

Как восстание декабристов повлияло на царствование Николая? (Через весь период нового царствования проходит стремление Николая I не допустить даже намека на подобное восстание. Именно с этим связано суровое отно­шение к малейшим проявлениям недовольства правительством, запрет рас­пространения новых идей, контроль за общественной мыслью и проч.)

Учитель сообщает: Вот мнение историка В. О. Ключевского о царствовании Николая I: «Николай поставил своей задачей ничего не переменять, не вводить ни­чего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, воспол­нять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью практического зако­нодательства и все это делать безо всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности... Итак, консервативный и бюрократический об­раз действия - вот характеристика нового царствования...».

Как вы понимаете выражение «бюрократический образ действия»? (Через чиновничий - бюрократический - аппарат, без учета общественного мнения и привлечения сил общества.)

2. Учитель сообщает: В царствование Николая усиливается бюрократизация управления страной, централизация управления. Главным органом становится Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, созданная еще при Павле I.

Особое значение приобретает учрежденное в 1826 г. Третье отделение этой канцеля­рии, предназначенное для осуществления политического сыска. В его распоряжении находился особый корпус жандармов, шефом которого являлся начальник III отделения. Им стал А. X. Бенкендорф - личный друг Николая, которому он безусловно доверял. Агенты Третьего отделения внедрялись во все слои общества, доносительством занимались даже великосветские дамы. Деятельность этого органа создавала атмосферу недоверия и наушничества в стране. Зачастую выявленные «крамолы» представлялись царю в неверном свете, преувеличивались, и виновные получали непомерно тяжелые наказания.

Запись в тетрадях:

1826 г. - создание Третьего отделения.

Учитель продолжает: Третье отделение искало крамолу в обществе, но было решено, что следует поставить препятствие для возможности ее развития. Весь «вред в мыслях», как считалось, идет от проникновения в Россию западноевропей­ских идей. На их пути должна была встать цензура.

Запись в тетрадях:

1826 г. - «чугунный» устав о цезуре.

Цензурой в России ведал министр народного просвещения граф С. С. Уваров. Любые произведения, в которых каким-то образом порицалось монархическое уст­ройство, подлежали запрету. Любое вольномыслие - в религиозной, политической сфере запрещалось. Количество цензоров, имеющих весьма широкие полномочия, стремительно увеличивалось. Каждое министерство, Синод, Третье отделение имели свою цензуру. Это время можно назвать периодом разгула цензуры.

Особой одиозностью отличался цензор Красовский. К примеру, ему не понрави­лись строки одного поэта о том, что взгляд возлюбленной дороже ему внимания всей вселенной на том основании, что во вселенной существуют цари и власти, вни­манием которых должно дорожить.

3. Учитель сообщает: Дабы вытеснить вредные, с точки зрения правительства, идеи и заполнить идеологический вакуум, была создана теория «официальной на­родности». Автор теории, С. С. Уваров, настаивал на том, что она основана на ис­конных и самобытных чертах русского народа. Эта «теория» надолго стала крае­угольным камнем государственной идеологии.

Работа с источником: прочтите изложение основ теории «официальной народ­ности» и ответьте на вопросы.

Теория официальной народности

Шевырев Степан Петрович (1806-1864) - литературный критик, историк, поэт. Про­фессор Московского университета с 1837 г. Член Петербургской академии наук.

...Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию.

Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил свое знаме­ние на всем первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни. Этим крестом благосло­вила нас еще древняя мать наша Русь и с тем отпустила нас в опасную дорогу Запада...

Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чув­ство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Конечно, нет страны в Европе, которая могла бы гордиться такою гармониею своего политического бытия, как наше отечество. На Западе почти повсюду раздор начал признан законом жизни, и в тяжкой борьбе совершается все существование народов. У нас только царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа царю своему. Вот со­кровище, вынесенное нами из нашей древней жизни, на которое с особой завистью смотрит разделенный в себе Запад, видя в нем неиссякаемый источник государственного могущества .

Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом. <...> Это чувство устремляет теперь нас к изучению нашей древней Руси, в которой конечно хранится первоначальный чис­тый образ нашей народности. Само правительство деятельно призывает нас к тому. Этим чув­ством роднятся и действуют заодно обе наши столицы, и то, что замышлено в северной, прохо­дит через Москву, как через сердце России, для того, чтобы обратиться в кровь и живые соки

Мшисто народа. Москва есть то верное горнило, в котором пережигается все пришлое с Запада н получает чистую печать русской духовности.. <...>

А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - А/, 1993.-С. 245-246.

Назовите основные составляющие теории «официальной народности». Чем он ее обосновывает? {Православие, самодержавие, народность. Особым ис­торическим путем, проделанным Россией, отличным от западноевропейско­го. Это позволило развить в русском народе особое отношение к власти, церкви, что позволило России достичь настоящего величия.) В чем вы видите слабые места «теории»? (,Прежде всего ее явная искусст­венность, идеализация отношения народа и государства.)

Учитель дополняет: Порочность этой теории состояла еще и в том, что она на­низывалась сверху как абсолютно верная и единственно возможная в России. Она пропагандировалась в правительственной печати и университетах. Мало кто осмелится усомниться в ней открыто. Иные мнения объявлялись ложными.

Скандальное, но в то же время глубокое впечатление на общество произвело опубликованное другом Пушкина и многих декабристов П. Я. Чаадаевым в 1836 г. в журнале «Телескоп» «Философическое письмо». В нем автор, как вы помните, фактически выступил против основных положений теории «официальной народности», настаивая на том, что историческая изоляция России от Европы, в том числе от новейших европейских идейных течений, пагубно сказывается на политическом, об­щественном, наконец, культурном развитии России, приводит Россию к застою. Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

4. Работа с учебником: Ученики самостоятельно читают раздел о бюрократиза­ции управления (§ 60, с. 158-59).

Учитель обобщает: в правление Николая I в сфере управления не произошло никаких коренных изменений. Главной особенностью этого периода стал катастро­фический рост числа чиновников за счет увеличения контролирующих должностей. В чем заключается сущность бюрократической системы? (Отсутствует личная ответственность за принятие решения. Решения принимаются кол­лективно, всей административной системой в целом. Обезличенный подход к нуждам населения.)

В чем состояли главные недостатки бюрократии в России? {Хищения и взя­точничество в огромных размерах, большое число ненужных формально­стей в делопроизводстве. Узкогрупповые интересы выдаются за государст­венные и др.)

III. Итог урока

При Николае I создавалась продуманная система государственного контроля над общественной политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и бес­прекословного повиновения. Отсутствовало стремление к коренным преобразованиям в России. Правительство стремилось к поддержанию «статус  кво» путем мелких, единичных реформ.

Домашнее задание

1. Изучить материал § 60 учебника. '   «

2. Как вариант для рассказа о внешней политике Николая I: к следующему уро­ку один из учеников готовит доклад (10-15 мин.) о Кавказской войне. Ис­пользуйте соответствующую статью из издания: Энциклопедия для детей. - Т. 5. - Ч. 2. - М.: Аванта+, 1995. - С. 553-58.

 

Урок 64. Внутренняя политика Николая I (продолжение)

Цель урока: охарактеризовать реформы царствования Николая I.

План урока:

1. Кодификация законов.

2. Крестьянский вопрос при Николае I.

3. Денежная реформа.

4. Внешняя политика и кризис российских финансов.

Важнейшие даты: 1832-1835 гг. - подготовка «Свода законов» Российской импе­рии; 1837-1841 гг. - реформа управления государственными крестьянами; 1839- 1843 гг. - денежная реформа Е. Ф. Канкрина; 1830-1831 гг. - польское восста­ние; 1859 г. - пленение Шамиля.

Выдающиеся личности: П. Д. Киселев, Е. Ф. Канкрин, Шамиль.

Рекомендуемая организация урока

I. Изучение нового материала

1. Кодификация законов.

- Как известно, Николай I приказал составить свод из показания декабристов, к которому часто обращался. Зачем Николаю I это понадобилось? (В показани­ях декабристов содержалась картина нестроений и злоупотреблений в госу­дарстве. Многое из этого император признавал справедливым.)

Учитель сообщает: Несмотря в целом на консервативный и даже реакционный характер царствования Николая I, это, однако, не означает, что не предпринималось попыток реформ. Правда, реформы эти не затрагивали основ существующий систе­мы. Так или иначе в окружении государя находилось сразу несколько выдающихся государственных деятелей: М. М. Сперанский, П. Д. Киселев (в 1837 г. возглавил вновь созданное Министерство государственных имуществ) и талантливый эконо­мист Е. Ф. Канкрин. Все они осуществили значительные преобразования в своей области.

Составление схемы «Реформы царствования Николая I»


 

Учитель сообщает: Вскоре после вступления на престол Николай I поручил возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому, известному прекрасным знанием российского и зарубежного законодательства, кодифицировать (систематизировать) законы Российской империи.

Запись в тетрадях:

Составление «Свода законов Российской империи», 1832-1835 гг.

- Вспомните, когда в последний раз составлялся в России общий для государства свод законов? (Последним общегосударственным сводом стало Уложе­ние 1649 г. царя Алексея Михайловича.)

После этого накопилась огромная масса разнородных, отчасти противоречивых царских и императорских указов, рескриптов и проч. Многие из них устарели. Всю н у массу следовало систематизировать, дабы суды могли руководствоваться ясным и современным сводом законов. Комиссии М. М. Сперанского требовалось распо­ложить все законодательные акты, изданные после 1649 г. в хронологическом порядке, а затем отобрать из уже разобранных норм те, что действовали на данный Момент. Из действующего законодательства были удалены разночтения и взаимоис­ключающие постановления. Свод законов стал действующим инструментом судо­производства, который к тому же ограничивал произвол чиновников. В этом заклю­чается главное достижение работы комиссии Сперанского. В Своде законов заявле­но, что Россия является самодержавной монархией. Результат работы выглядел бо­лее чем внушительно: 15 увесистых томов «Свода законов», вступивших в действие начиная с 1835 г. За этот поистине титанический труд Сперанский был удостоен танин кавалера ордена Андрея Первозванного.

2. Учитель сообщает: Крестьянский вопрос стал в XIX в. одним из ключевых. Все российские государи, начиная с Павла I, пытались так или иначе ответить на него. Со временем и Николай I пришел к убеждению о пагубности крепостной системы: она грозит бунтами и задерживает развитие производительных сил страны. Однако Николай I в силу своих представлений был еще далек от кардинального, значительного изменения. Предполагалось решить крестьянский вопрос постепенно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении стала:

Запись в тетрадях:

Реформа управления государственной деревней, 1837-1841 гг.

Она была проведена под руководством министра государственных имуществ !рифа П. Д. Киселева. Это был просвещенный человек, участник войны 1812 г. В IИ16 г. молодой Киселев представил записку о постепенном освобождении крестьян от крепостной зависимости, не имевшую, однако, видимых последствий. Тем не менее с середины 1830-х Киселев неизменно привлекался для работы в секретных комитетах по крестьянскому делу. Он составил план поэтапной ликвидации  крепостного права, при подготовке которого учитывалась практика освобождения кресть­ян в Австрии и Пруссии. С 1838 г. он занимает пост главы Министерства государственных имуществ. В ведение нового министерства передавалось управление государственными крестьянами.

Реформа государственной деревни способствовала развитию самоуправления крестьян, улучшению агрокультуры, повышению уровня жизни и хозяйст­венного быта значительной части населения страны. В результате реформы в государственных деревнях стали открываться школы, ветеринарные пункты, больницы. Осуществлялась внутренняя колонизация земель за счет переселения малоземель­ных крестьян.

Изменение управления государственными крестьянами должно было стать при­мером для всех остальных владельцев. Киселев сформулировал и основные принци­пы преобразования помещичьей деревни. Его реформа отчасти служила моделью при реализации крестьянской реформы в 1861 г. Однако при Николае I для крепост­ных сделано было немногое. По указу 1848 г. крепостным крестьянам было разре­шено приобретать на свое имя недвижимое имущество, включая ненаселенные зем­ли. В 40-е гг. для южных губерний были составлены т. н. «инвентарные правила». Их  целью было упорядочить эксплуатацию владельческих крестьян региона (опре­деление максимальной продолжительности барщины и натуральных оброков, исхо­дя из оценки общей доходности имения). Эта мера была принята при действенной помощи киевского генерал-губернатора, однако реального улучшения положения крепостных не произошло.

Меры Министерства государственных имуществ, в чьем ведении находились го­сударственные крестьяне, не вызвали одобрения ни со стороны крестьян, ни со сто­роны помещиков.

Работа с учебником: ученики читают учебник (§ 61, с. 163, абзацы 1-2) и отве­чают на вопросы:

- Что такое общественная запашка и зачем она вводилась?

- Что такое «картофельные бунты»?

- Почему реформа государственной деревни вызвала недовольство как кресть­ян, так и помещиков?

- В чем вы видите главный недостаток этой реформы? (Попечение о крестья­нах сопровождалось принудительным регулированием их хозяйственной деятельности. Чиновники не считались с крестьянской психологией, что приводило к «картофельным бунтам».)

3. Учитель сообщает: К концу царствования Александра I государственный долг России значительно вырос. Развивалась инфляция, в результате которой падала стоимость бумажных денег. Упорядочение денежного обращения - задача, которую поставило перед собой министерство финансов под управлением Е. Ф. Канкрина. Это был не просто экономист, но именно ученый-экономист.

Мнение историка: прочтите мнение А. А Корнилова о Е. Ф. Канкрине:

«Из лиц, унаследованных Николаем от прежнего царствования, здесь следует еще упомянуть об оригинальном и почтенном государственном человеке, на деятельности ко­торого нам придется впоследствии подробнее остановиться, - о Егоре Францевиче Кан­крине, занимавшем при вступлении Николая на престол пост министра финансов. Это был человек твердый, с определенными принципами; его финансовая система заключалась главным образом в экономии народных средств, и он постоянно оказывал самую резкую оппозицию начинаниям Николая, которые требовали значительных денег, так что Николай впоследствии, когда министром финансов в конце его царствования был статс-секретарь Брок, человек очень бездарный и очень податливый, не раз говорил ему шутя, что приятно иметь такого покладистого министра финансов, как он, Брок: «А то, бывало, - вспоминал император, - придет по мне Канкрин в туфлях (он страдал ревматизмом), греет у камина спину и на всякое мое слово говорит: нельзя, ваше величество, никак нельзя...».

К чести императора Николая надо сказать, что он, несмотря на это, держал Канкрина в продолжении целых 17 лет на посту министра финансов, - до тех пор, пока он сам, как ему казалось, не выучился достаточно финансовой науке под руководством того же самого Канкрина».

А. А. Корнилов. Курс истории России XIXв. - М, 1993. - С. 155

 Учитель сообщает: Суть денежной реформы Канкрина сводилась к тому, что основной монетой стал серебряный рубль. Выпущенные затем кредитные билеты можно было обменивать на серебро. Соотношение запасов серебра и количества кредитных билетов строго контролировалось. Реформа Канкрина оживила экономическую деятельность в России. Благодаря хорошему состоянию государственных финансов удавалось вести долгую изнурительную войну на Кавказе.

4. Учитель сообщает: Несмотря на все меры, принимаемые правительством, кризисных явлений избежать не удалось. Шло постепенное разорение мелких и средних помещиков, в стране бушевали крестьянские бунты, западные губернии были охвачены Польским восстанием (1830-1831 гг.), на Кавказе начиная с 1817 г продолжалась война с горцами. По Европе прокатилось две волны революций Внешнеполитическая ситуация менялась очень быстро.

Примечание: дальнейшая работа строится либо исходя из предложенных ниже рекомендаций (вариант 1), либо учитель кратко говорит о действиях русских войск и

Австро-Венгрии в 1849 г. и при подавлении польского восстания, а затем ученик делает доклад о Кавказской войне.

Вариант 1. Учитель сообщает, работа с картой и контурными картами: учи- мт. но учебнику рассказывает об основных направлениях внешней политики Николая  I (с. 164 - 166), подробно освещая ход Кавказской войны, и показывает основ­ных события по карте. Ученики слушают и отмечают на контурных картах основные районы военных действий на Кавказе, места и даты важнейших событий.

 Вариант 2.

Запланированный доклад ученика о Кавказской войне.

Учитель дополняет: активная внешняя политика требовала значительных рас­ходов. Недовольный этим уходит в отставку в 1844 г. Е. Ф. Канкрин. Затяжная Кавказская война, а потом и венгерская кампания окончательно вывела из равновесия финансовую систему России. К концу царствования Николая I внешний долг состав- мин огромную сумму в 278 млн. рублей.

Как вы оцениваете внешнюю политику Николая I? (В целом она была мало­эффективной. Начавшаяся Крымская война показала отсталость россий­ской армии & отношении вооружения.) Учитель сообщает: Безусловную неэффективность и экстенсивность крепост­ниц системы хозяйствования не стоит переоценивать. Отмеченные отдельные внут­ренние кризисные явления Россия вполне могла «переварить». Действительный  кризис,  прежде всего кризис государственных финансов и общественного сознания,  выразившийся в недовольстве властью (прежде всего со стороны интеллигенции), наступил  лишь в ходе и по окончании Крымской войны. Именно война не только окончательно опустошила государственную казну, но и продемонстрировала все недостатки государственной, военной и хозяйственной системы России. По мнению современников, понявший это Николай I, который гордился мощью руководимой им империи, фактически свел счеты с жизнью (император специально ходил в мороз майке, в результате чего простудился и умер).

Итог  урока

Как вы оцениваете реформы Николая I? (Ученики должны сделать вывод о том, что они были частичны, имели задачей лишь частично исправить су­ществующие недостатки. Но в то же время к коренным изменениям всей политической и общественной системы, которая давно назрела, Николай I готов не был и не стремился.)

Домашнее задание

I § 60, 61 учебника - знать основные факты. 2. К уроку 65 (вариант II) подготовиться к проведению игры. Ученики делятся на группы (см. ход игры). Для подготовки следует изучить материал § 62, а также дополнительную литературу: соответствующие статьи Большой Со­ветской энциклопедии, Советской исторической энциклопедии, Словаря юного историка.

 

Урок 65 (вариант I). Общественная жизнь России при Николае I

Цель урока: познакомить учащихся с оппозиционным общественным мнением ни- м ижевской эпохи.

План  урока: составление таблицы «Главные направления общественной мысли николаевской эпохи».

Оборудование урока: портреты деятелей эпохи.

Рекомендуемая организация урока

 I. Закрепление изученного материала

Тест «Внутренняя политика России в период правления Николая I»

1. Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их.

а) Издание нового цензурного закона

б) Издание первого полного свода законов

в) Издание первого свода действующих законов

 

2. Выберите правильный ответ: Какие из перечисленных положений дворян­ской политики Николая I соответствуют действительности?

а) запрет дробить дворянские имения между наследниками

б) повышение имущественного ценза для выборщиков в органы дворянско­го самоуправления

в) запрет на занятие должностных мест не дворянами

 

3. Найдите лишнее и вычеркните: Автором «Свода законов Российской импе­рии» являлся:

а) П. Д. Киселев

б) М. М. Сперанский

в) Е. Ф. Канкрин

4. Продолжите логический ряд: Реформы государственной деревни:

а) создание школ и больниц;

б) возможность для переселения малоземельных крестьян в восточные рай­оны страны;

в) ...

г) ...

 

5. Выберите правильный ответ: Во время царствования Николая I

а) розничная продажа крестьян была:

• запрещена

• разрешена

б) освобождение крестьян при разорении их хозяина было:

• запрещено

• разрешено

в) после инвентарной реформы повинности крестьян были:

• увеличены

• точно зафиксированы

6. Найдите соответствие и впишите номера ответов в пустые клетки:

1. Учреждение Третьего отделения а) 1825

2. Смерть Николая I                    б) 1826

3. Восстание декабристов           в) 1832

4. Завершение кодификации права г) 1855

 

7. Выберите правильный ответ: К периоду правления Николая I имеют отноше­ние следующие события:

а) учреждение  Третьего отделения;

б) учреждение полиции;

в) закрытие Варшавского университета;

г) арест солдат Семеновского полка;

д) разгром кружка петрашевцев.

 

8. Вставьте пропущенные слова:

Реформа государственной деревни - это реформа, проведенная министром

государственных имуществ_____ , в результате которой было значительно__________ положение_______________________ крестьян.

II. Изучение нового материала

Составление таблицы «Главные направления общественной мысли николаевской эпохи» на основе учебника и дополнительных знаний (§ 62). Учитель разделяет время урока на 7 коротких отрезков - по числу горизонтальных строк. Каждая строка выполняется учениками самостоятельно в тетрадях - на основе учебника и, возмож­но, общих знаний. По прошествии соответствующего времени учитель опрашивает учеников, что они записали. Наиболее точный вариант заносится в таблицу на доске.

 

 

Взгляд на российскую действительность и историю Политический идеал Общественный идеал / философские взгляды


Дата: 2019-03-05, просмотров: 1068.