В контурных картах ученики отмечают места и даты сражений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чем было вызвано нежелание Наполеона отступать по Смоленской дороге? {Неговоря о том, что само по себе отступление было позорным и означало неудачное завершение московского похода, французам пришлось отступать по разоренной дороге, на которой невозможно было пополнить запасы про­довольствия и активно действовали партизанские соединения. Но с другой стороны, это был кратчайший путь к собственным тыловым базам.)

Работа со схемой учебника 10, атласами и контурными картами: ученики »цедят по атласам за рассказом учителя (учебник, с. 142) и отмечают на контурных картах места и даты сражений, данных при отступлении французов из Москвы). Особо отметьте сражение под с. Красным, в котором был полностью разгромлен арьергард французов, а командующий маршал Даву едва избежал плена.

Учитель сообщает: Покидая Москву, Наполеон имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя из Смоленска - около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. воинов. Армия Кутузова двигалась параллельно, все время угрожая отрезать французам пути отступления. Однако русская армия также была измотана и в последних боях практически не участвовала. Около р. Березины французская ар­мии была окружена с трех сторон русскими армиями. Казалось, у него нет выхода. Отступление Наполеона означало бы немедленное окончание войны.

Работа с контурными картами: ученики отмечают р. Березину и место сраже­ние е переправившейся армией Наполеона.

Работа с историческим источником: учитель читает, ученики отвечают на во­просы.

• *

Из воспоминаний очевидца (В. Левентштерна):

«Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью шипений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истребленного неприятелем, который, подобно саранче,

уничтожал все по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить верст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал из­редка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим празд­ником; без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов. <...>

Адмирал Чичагов не мог остановить Наполеона, который успел выбрать пункт для пе­реправы, так как наша армия не преследовала его по пятам. <...>

Наполеон был спасен, но его армия не могла быть спасена и погибла частями по пути от Березины до Вильны; геройская преданность этой армии своему вождю не только не принесла пользы, но была причиною ее окончательного истребления. Надобно отдать справедливость Наполеону: его поведение при переправе через Березину заслуживает ве­личайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудила его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голову в трудную минуту. Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил пе­реправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех по­терь, которые понесли по этому случаю французы. <...>

Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили еще бро­шенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал свое дело, по­губив этих несчастных».

Учитель дополняет: После переправы Наполеон покинул армию и в санях под чужим именем и с небольшой свитой срочно выехал в Париж - набирать новую ар­мию.

- Выскажите свое мнение по поводу такого поступка Наполеона.

- Почему Чичагов не мог, по мнению очевидца, задержать французов? (Войска не находились в тесном соприкосновением с противником и командующие не смогли разгадать маневр Наполеона, сделавшего вид, что будет переправ­ляться в другом месте.)

Учитель дополняет: см. учебник, с. 142, мелким шрифтом.

- Кончились ли после Березины беды французов? (Нет, потери, голод и холод армия терпела вплоть до прихода в Вильно. Отступление превратилось в беспорядочное бегство.)

Учитель сообщает: В середине декабря французская армия переправилась через Неман, покинув пределы Российской империи. 6 января 1813 г. Александр I подпи­сал манифест об окончании войны.

3. Учитель сообщает: Зимой 1813 г. военные действия были перенесены за гра­ницы Российской империи. Вскоре сложилась очередная, 5-я антинаполеоновская коалиция.

Мини-игра: учитель задает вопрос, затем просит высказаться двух добровольцев - один за Кутузова, другой за Александра.

- В русском обществе были две точке зрения на то, стоит ли продолжать войну с Францией после изгнания французов из Италии? Кутузов склонялся к тому, чтобы заключить мир, царь был за продолжение войны - обоснуйте обе точ­ки зрения.

Кутузов: За освобождение Европы придется проливать кровь русских солдат. Русская армия устала и понесла большие потери - она нуждается в отдыхе Россия разорена нашествием. Новая война станет слишком тяжелым бременем для России и армии. Полный разгром Франции выгоден только Англии. Александр: Наполеон, оставаясь у власти, останется опасным противником Рос сии. Если дать ему передышку, то Европа останется в его руках. В случае продолжения войны можно рассчитывать на поддержку Пруссии, а затем, возможно, и других стран, покоренных Наполеоном.

Учитель сообщает: Война была продолжена. В середине января 1813 г. русские войска вступили в пределы Герцогства Варшавского. После изгнания Наполеона из Россия судьба военной компании и Европы была еще далеко не решена. Наполеон путем дополнительной мобилизации сумел довольно быстро собрать новую боль­шую армию. Первые большие сражения в Европе были выиграны наполеоновской армией. Дух его не был сломлен. По мнению историков, как раз именно в ходе боев IК14 г. за Францию с наибольшей силой проявился военный гений Наполеона.

Работа с учебником и контурными картами: ученики читают материал учеб­ника о заграничном походе русской армии (с. 143), отмечают на контурных картах места и даты крупнейших сражений, путь союзных и французских войск и состав­ляют конспект:

Зима 1813 г. - союз России и Пруссии, освобождение Берлина и части Гер­мании;

- Весна 1813 г. - прибытие Наполеона с новой армией;

Апрель - смерть М. И. Кутузова в г. Бунцлау (Германия). Назначение П. X. Витгенштейна главнокомандующим;

Осень 1813 г. - 5-я антинаполеоновская коалиция (Россия, Пруссия, Австрия, Швеция, Англия);

- 4-7 октября - «Битва народов» под Лейпцигом, поражение Наполеона;

- Конец 1813 - начало 1814 г. - вступление союзников во Францию;

Весна 1814 г. - капитуляция Парижа. Наполеон сослан на о. Эльбу, восста­новление во Франции власти Бурбонов;

Весна 1815 г. - побег с о. Эльба и 100 дней Наполеона;

Июнь 1815 г. - сражение при Ватерлоо, Наполеон окончательно разбит и сдался англичанам.

4. Запись на доске и в тетрадях:

1814-1815 гг. - Венский конгресс.

Какова была цель созыва конгресса? (Решить вопрос о послевоенном уст­ройстве Европы, заново обозначить границы, восстановить свергнутые ди­настии на своих престолах, пресечь возможность возникновения революций в Европе.)

Какие страны участвовали в конгрессе? Кто играл главную роль? (Предста­вители всех европейских государств. Главную роль играли Россия, Австрия и Англия. Франция принимала участие на равнее с другими странами.) Каковы были требования России, удалось ли их реализовать? (Россия на­стаивала па сохранении целостности Франции в дореволюционных границах. Этого удалось достичь. Попытки других стран отторгнуть от нее ряд территорий провалились. Другим требованием России была передача ей территории Герцогства Варшавского, то есть большей части польских зе­мель. Россия настаивала на этом как страна, внесшая наибольший вклад в победу над Наполеоном. При поддержке Пруссии, которой возвращалась Саксония, удалось включить большую часть территории Герцогства в со­став России. Александр I предоставил автономию польским землям под на­званием Царства Польского в составе Российской империи, даровав Польше конституцию и восстановив Сейм (Парламент).) *

Учитель дополняет: По окончании конгресса русский, прусский и австрийский мпимрхи подписали договор о Священном союзе государей, который был призван иПч почивать незыблемость решений конгресса и препятствовать развитию револю­ционных движений в Европе. Монархи также договаривались о совместном и мир­

ном решении возникающих конфликтов. Вскоре все европейские монархи присое­динились к союзу.

Запись в тетрадях:

Создание Священного союза.

- В чем историческое значение Венского конгресса? (Он создал стабильную систему международных отношений в Европе, что позволило в течении поч­ти 40 лет сохранять мир в Европе.)

II. Итог урока

Итак, из антинаполеоновских войн Россия вышла не только победительницей, она упрочила свой международный престиж. Александр I укрепил свой авторитет и роль в решении международных вопросов.

Домашнее задание

3. § 57, 58 учебника.

4. Прочтите документ в конце § 58, с. 145-147 и выполните задание к нему.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 277.