26 августа 1812 г. Бородинское сражение.
доклад ученика «Бородинское сражение». Ученик должен нарисовать» схему сражения на доске и при рассказе опираться на нее.
Учитель дополняет: Очевидцы говорят о чрезвычайной ожесточенности сражения. В местах наиболее ожесточенных сражений - у Семеновских флешей и у батареи Раевского земля местами была буквально закрыта трупами.
Запись в тетрадях: Флеши - полевое земляное укрепление в форме тупого угла.
Учитель сообщает: После Бородинского сражения Наполеон продолжал удерживать инициативу в своих руках. Русская армия отступала к Москве. После Бородинского сражения до исхода французов из Москвы не состоялось ни одного масштабного сражения. Французы слишком растянули коммуникации и оказались отрезанными от баз снабжения. Большой урон французским войскам наносили действия партизанских отрядов.
Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о совете в Филях и решении оставить Москву, с. 137.
Работа с историческим источником: прочтите документ в конце § 57 - 3-й абзац на с. 139 - до слов «... на атаку».
Запись в тетрадях: 2 сентября - совет в Филях. Решение - оставить Москву.
Оставление Москвы, плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
- Сохранение армии и возможности дальнейшего сопротивления; - Дальнейшее изматывание противника; - Возможность оторваться от противника и пополнить армию. | 1. Захват противником древней столицы, что могло оказать большое моральное воздействие на русских; 2. Разорение Москвы; 3. Захват крупного богатого города и крупного опорного центра |
Учитель сообщает и показывает на карте, ученики отмечают на контурных картах: Вслед за армией стало покидать столицу и гражданское население. Город казался вымершим. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе. Отступая из Москвы, Кутузов с помощью обманного маневра смог на некоторое время оторваться от французского авангарда во главе с Мюратом. Армия скрытно перешла с Рязанской дороги на Калужскую, пополнила в Калуге запасы продовольствия и расположилась лагерем на прочной позиции у Тарутина, в 80 километров от Москвы, прикрыв плодородные южные губернии и тульские оружейные заводы. Это был знаменитый Тарутинский маневр. Наполеон вступил в почти полностью опустевшую Москву, в которой вскоре начался огромный пожар, уничтоживший 3/4 построек.
III. Итог урока
Итак, в начальный период войны инициатива принадлежала армии Наполеона. Бородинское сражение не выявило победителя, французы продолжали наступление на Москву. Но, захватив Москву, в которой пожары уничтожили провиантские склады, «Великая армия» оказалась на грани голода.
Домашнее задание
Заполнить анкету:
Анкета*
Взято из книги: Кириллов В. В., Чернова М. Н. Поурочные методические разработки м сценарии уроков к курсу истории России XIX-XX вв. - М.: 2000. - С. 43-44.
1. Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С какими из мнений согласны лично вы?
а) Сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело.
б) Оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей.
в) Чувство Родины существовало, существует и будет существовать.
г) Родина - это главное, что есть у каждого народа и человека.
д) Такая проблема меня не интересует.
- Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, - долг каждого гражданина?
а) Да.
б) В целом - да.
в) Зависит от обстоятельств.
г) Нет.
д) Трудно сказать.
- Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812 г. С какими из них вы согласны?
а) Отечественная война 1812 г. была великим подвигом народа, защищающего свою независимость.
б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства, которое несли наполеоновские армии.
в) Это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржуазной французской империи.
г) Французская армия внесла в отсталую Россию самые передовые достижения прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в 1812 г. Россия сегодня прочно находилась бы среди цивилизованных стран мира.
д) Если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бычиным, куда более гуманным и прогрессивным путем.
- Уже более ста восьмидесяти лет обсуждается вопрос: надо ли было сдавать французам Москву. Как считаете вы?
а) Да, в тех условиях иного пути спасения армии, а значит, и России не было.
б) Следовало дать бой у стен столицы и на ее улицах, а не уходить без сопротивления.
в) Необходимо было пойти на генеральное сражение с агрессором еще до Бородина.
- Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812 г., а также установить новые. Вы поддерживаете подобные предложения?
а) Да, полностью.
б) В принципе, да, но сейчас у страны нет на это денег.
в) Нет, сейчас не время этим заниматься.
г) Лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населения.
д) Надо бы и сохранившиеся памятники снести.
Полученные и обработанные учителем результаты анкетирования подскажут, на мкис вопросы следует обратить большее внимание.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 256.