Чинись на доске и в тетрадях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

26 августа 1812 г. Бородинское сражение.

доклад ученика «Бородинское сражение». Ученик должен нарисовать» схему сражения на доске и при рассказе опираться на нее.

Учитель дополняет: Очевидцы говорят о чрезвычайной ожесточенности сраже­ния. В местах наиболее ожесточенных сражений - у Семеновских флешей и у бата­реи Раевского земля местами была буквально закрыта трупами.

Запись в тетрадях: Флеши - полевое земляное укрепление в форме тупого угла.

Учитель сообщает: После Бородинского сражения Наполеон продолжал удер­живать инициативу в своих руках. Русская армия отступала к Москве. После Боро­динского сражения до исхода французов из Москвы не состоялось ни одного мас­штабного сражения. Французы слишком растянули коммуникации и оказались отре­занными от баз снабжения. Большой урон французским войскам наносили действия партизанских отрядов.

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о совете в Филях и реше­нии оставить Москву, с. 137.

Работа с историческим источником: прочтите документ в конце § 57 - 3-й аб­зац на с. 139 - до слов «... на атаку».

Запись в тетрадях: 2 сентября - совет в Филях. Решение - оставить Москву.

Оставление Москвы, плюсы и минусы

Плюсы Минусы
- Сохранение армии и возможно­сти дальнейшего сопротивления; - Дальнейшее изматывание про­тивника; - Возможность оторваться от про­тивника и пополнить армию. 1. Захват противником древней столи­цы, что могло оказать большое мо­ральное воздействие на русских; 2. Разорение Москвы; 3. Захват крупного богатого города и крупного опорного центра

Учитель сообщает и показывает на карте, ученики отмечают на контурных картах: Вслед за армией стало покидать столицу и гражданское население. Город казался вымершим. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе. Отступая из Москвы, Кутузов с по­мощью обманного маневра смог на некоторое время оторваться от французского авангарда во главе с Мюратом. Армия скрытно перешла с Рязанской дороги на Ка­лужскую, пополнила в Калуге запасы продовольствия и расположилась лагерем на прочной позиции у Тарутина, в 80 километров от Москвы, прикрыв плодородные южные губернии и тульские оружейные заводы. Это был знаменитый Тарутинский маневр. Наполеон вступил в почти полностью опустевшую Москву, в которой вско­ре начался огромный пожар, уничтоживший 3/4 построек.

III. Итог урока

Итак, в начальный период войны инициатива принадлежала армии Наполеона. Бородинское сражение не выявило победителя, французы продолжали наступление на Москву. Но, захватив Москву, в которой пожары уничтожили провиантские скла­ды, «Великая армия» оказалась на грани голода.

Домашнее задание

Заполнить анкету:

Анкета*

Взято из книги: Кириллов В. В., Чернова М. Н. Поурочные методические разработки м сценарии уроков к курсу истории России XIX-XX вв. - М.: 2000. - С. 43-44.

 

1. Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С какими из мнений согласны лично вы?

    а)       Сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело.

б) Оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей.

в) Чувство Родины существовало, существует и будет существовать.

г) Родина - это главное, что есть у каждого народа и человека.

д) Такая проблема меня не интересует.

- Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, - долг каждого гражданина?

а) Да.

б) В целом - да.

в) Зависит от обстоятельств.

г) Нет.

д) Трудно сказать.

- Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Оте­чественной войны 1812 г. С какими из них вы согласны?

а) Отечественная война 1812 г. была великим подвигом народа, защищаю­щего свою независимость.

б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства, которое несли наполеоновские армии.

в) Это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржу­азной французской империи.

г) Французская армия внесла в отсталую Россию самые передовые дости­жения прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в 1812 г. Россия сегодня прочно находилась бы среди цивилизованных стран мира.

д) Если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая ис­тория пошла бычиным, куда более гуманным и прогрессивным путем.

- Уже более ста восьмидесяти лет обсуждается вопрос: надо ли было сдавать французам Москву. Как считаете вы?

а) Да, в тех условиях иного пути спасения армии, а значит, и России не было.

б) Следовало дать бой у стен столицы и на ее улицах, а не уходить без со­противления.

в) Необходимо было пойти на генеральное сражение с агрессором еще до Бородина.

- Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и реставриро­вать все памятники героям войны 1812 г., а также установить новые. Вы под­держиваете подобные предложения?

а) Да, полностью.

б) В принципе, да, но сейчас у страны нет на это денег.

в) Нет, сейчас не время этим заниматься.

г) Лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населе­ния.

д) Надо бы и сохранившиеся памятники снести.

Полученные и обработанные учителем результаты анкетирования подскажут, на мкис вопросы следует обратить большее внимание.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.